Вне графика
Да, бывают сходные ситуации в разное время и, казалось бы, не имеющие ничего общего. И в этом плане любопытно было бы сопоставить хрестоматийно известное стихотворение Некрасова «Генерал Топтыгин» и фильм Одесской киностудии «Поезд вне расписания».
У Некрасова:
- По дороге столбовой
Едет парень молодой
Ямщичок обратный;
Не спешит, трусит слегка…
Применительно к современности – локомотив без вагонов возвращается резервом в свое депо; очень похоже. У тепловоза «глючит» прибор бдительности, машинист запрашивает у диспетчера разрешение на отключение прибора и получает таковое.
У Некрасова. «Нагоняет ямщичок вожака с медведем…». Просит ямщика подвезти – почему бы и нет? По дороге останавливаются у трактира – надо же отблагодарить ямщика-благодетеля.
- Час проходит; нет ребят,
То-то выпьют лихо!
Но привычные стоят
Лошаденки тихо.
Поезд останавливают на промежуточной станции, чтобы забрать у них холодный тепловоз, платформу и купейный вагон – тоже дальше ехать почти резервом. Алексей, учащийся железнодорожного ПТУ, договаривается с машинистом, чтобы доехать до станции, куда везут эту сплотку. Алексея посылают в якобы пустой купейный вагон, куда уже успели проникнуть трое «зайцев» - Стас, Марина и Галина; последняя – девушка-парикмахер, на которую «положил глаз» Алексей. Таким образом, все четверо оказываются в одном вагоне.
Пожилой машинист посылает помощника к дежурному отметить маршрутный лист и проверить присоединение тормозной системы. Последнее помощник собирался сделать на обратном пути. Опять же – машинист должен был убедиться в этом лично, что и намеревался выполнить по возвращении помощника.
А далее начинается. У Некрасова:
- Свечерело. Дрожь в конях,
Стужа злее на ночь;
Заворочался в санях
Михайло Иваныч,
Кони дернули; стряслась
Тут беда большая –
Рявкнул мишка – понеслась
Тройка, как шальная!
В фильме – машинист жалуется помощнику на недомогание; однако, при медосмотре эскулапы ничего не заметили и выпустили в поездку. Машинист сидит в кабине, дожидаясь помощника. Встал с кресла, потянулся – и тут его «повело»; чтобы не упасть ухватился за штурвал управления и сдвинул его на ход. Поезд тронулся с места на красный!
Первым это заметил помощник машиниста; оценив обстановку, сообщил дежурному по станции, и началось! «Картина маслом»: машинист без сознания лежит на полу кабины, прибор бдительности выключен, тормоза только на тепловозе и неуправляемый поезд несется по перегонам!
Конечно, с точки зрения железнодорожных Правил технической эксплуатации – куча нарушений. Кроме того, имеют место явные несообразности; хотя бы то, что при таком резком наборе позиций должно было сработать противоперегрузочное реле. Но не будем вдаваться в технические подробности – иначе не было бы сюжета.
Железнодорожники принимают необходимые меры – освобождают путь, посылают вдогонку скоростной тепловоз (одну секцию) с задачей – догнать, прицепиться и остановить.
А что у Некрасова? Лошади обычно хорошо запоминают дорогу, тем более, если это почтовый тракт – магистраль того времени.
- Вздрогнет встречный мужичок,
Жутко станет бабе,
Как мохнатый седочок
Рявкнет на ухабе.
А коням подавно страх –
Не передохнули!
Верст пятнадцать во весь мах
Бедные отдули!
Прямо к станции летит
Тройка удалая…
А в нашем поезде оказавшиеся в купейном вагоне попутчики успели познакомиться и ни о чем не догадываются. Алексей, более сведущий в железнодорожных делах, первым заподозрил неладное – уж очень долго поезд идет без остановок и с приличной скоростью. Конфиденциально сообщает об этом Стасу; подает с помощью красной косынки сигнал остановки – никакого результата. Пытается воспользоваться стоп-краном и убеждается, что тормозов нет. Сообщают об этом попутчицам и все думают, что же делать. Отцепить вагон на ходу при растянутых автосцепках невозможно и потом – что же сталось с машинистом? И принимают единственно верное в данной ситуации решение – добраться до ведущего тепловоза и остановить поезд.
Легко сказать… Платформа – один скелет, сорваться – как дважды два; через крышу холодного тепловоза перебраться – тоже непросто. А скорость за сотню в час, а тут еще на ведущем тепловозе загорелся дизель, возможен взрыв… А отправленный вслед тепловоз попадает в аварию на переезде, так что догнать не удалось; остается одно – надо идти.
Во времена Некрасова было проще:
…Вот и стала тройка;
Сам смотритель на крыльцо
Выбегает бойко.
………………………………
Поспешил фуражку снять:
«Здравия желаю!
Что угодно приказать,
Водки или чаю?..»
Короче говоря, принял медведя за генерала в медвежьей шубе, отсюда и заголовок стихотворения.
- Собрался честной народ,
Все село в тревоге:
«Генерал в санях ревет,
Как медведь в берлоге!»
В нашем фильме Алексей в итоге добирается до рабочего тепловоза. С вертолета высаживают десант, пожар потушен, поезд остановлен, машиниста увозит «Скорая помощь». Попутно в фильме выведены отношения людей, их различное понимание чувства долга – тут много можно наговорить и многое остается за кадром. В том числе и то, что будет после. Ведь произошло ЧП такого масштаба, что разбираться будут на уровне Министерства. И многим достанется, и головы полетят… Но, повторяю, это за кадром.
А чем кончается сходная история у Некрасова?
- Прибежали той порой
Ямщик и вожатый;
Вразумил народ честной
Трифон бородатый
И Топтыгина прогнал
Из саней дубиной…
А смотритель обругал
Ямщика скотиной…
Как видим, оргвыводы в девятнадцатом столетии были достаточно мягкие…
Апрель 2015.
Свидетельство о публикации №215050301520
Я этот фильм не видел, но представить могу по Вашему описанию.
В жизни много случайностей происходит.
С праздником Победы Вас!
Вячеслав Вячеславов 09.05.2015 05:58 Заявить о нарушении
04.01.2016 08:55 Заявить о нарушении