Oranus или жизнь и судьба мирового моллюска

Сегодняшний глобальный мир представляет собой огромный однородный и бесформенный конгломерат, состоящий из изолированных микроскопических людей-частиц, которые почти не осознают себя. Это происходит потому, что люди начали терять  понимание формы и границ. А ведь когда-то именно это понимание выделило человека из животной среды, сделав его человеком.

Однажды древний мудрец сказал, что «граница – это естественное чувство меры человека», которое защищает его от уничтожения.  У животного это чувство врождено. Человек же  - психически более подвижен и имеет право выбора. Он может как отказаться от границ, обрекая этим себя на растекание по поверхности и энергетическое истончение, так и сдвинуть границы столь близко, что его жизнь превратится в тюрьму – в бессмысленное точечное прозябание.

Что удивительно – так это то, что и безграничное растекание и чрезмерное «огораживание» человека ведут, в сущности, к одному и тому же – к самоизоляции и точечному сознанию. Разница заключается лишь в том, что при ограниченности эта изоляция происходит насильственно, а при безграничности – добровольно. И в том, и в другом случае получается зло.

 Подобный опыт должен подвести людей к пониманию того, что всякая чрезмерность приводит к злу. Зло же заключается в  точечном существовании и изолированности. Это, по сути,  есть ад и лишение свободы. Получается, что человеку от природы вовсе не дано своеволие. Он находится в подвижных рамках, которые помогают ему осознать дисциплину как необходимое качество любого осмысленного и взрослого существа, которое, поняв закон жизни,  может претендовать уже на жизнь вечную.

Сегодняшний мир являет собой страшную неуравновешенность в планетарном масштабе.  Это множественность, разрастающаяся на уровне клеточных структур с такой скоростью, что многие мыслители трактуют этот процесс как патологический.1

Любая множественность  должна иметь разграничивающие внутренние структуры, которые позволят отдельным существам развиваться в защищенных пространствах по своим внутренним законам. Это то, о чем прежде говорили – «семья – ячейка общества». Семья – это огороженное стенами, безопасное пространство, предназначенное для воспитания потомства.

В новом безграничном обществе все защищенные зоны постепенно упраздняются. Каждый отдельный человек, заключающий временные договоры с работодателем, уже не привязан ни к своему гнезду, ни к своей земле. Он стоит один в безграничном чистом «поле», ничем не защищенный перед лицом огромного  и бесчеловечного мира в том время, как силы этого бесчеловечного мира (в форме ювенальных «доброжелателей) спокойно залезают в его, бывшее прежде безопасным, пространство с тем, чтобы  «избавить» его от «обузы» воспитания собственных детей.

Что связывается в нынешнем мире людей?  Наличие оформившегося зла, лишившего народы порядка и границ. У  Бодрийяра оно характеризуется качествами «прозрачности» и всепроникаемости. Это зло, которое заполнило все поры общества.
Но остался еще свет, который можно связать с Богом. Пожалуй – это единственный на сегодняшний день источник добра, на который пока еще может опереться человек. В наши дни, прежде абстрактные, Добро и Зло четко определились и открыто противостоят друг другу. Пришло время, когда все «фигуранты» мирового процесса должны снять маски.

Исчезновение границ многими сегодня уже осознается как очевидное зло, лишающее народы защищенного пространства. Как зло воспринимается и  все разъедающая среда плюрализма, затопляющая открытые и беззащитные личные  пространства. Эта «кислотная» среда растворяет в себе всякую инаковость.

 Одинаковое «образование», единая коммерциализированная «культура», единая «мода», единообразный «быт», компьютерные технологии, инструкции СМИ окончательно похоронили разнообразие мира, подведя человечество к единому роботообразному образу с готовым набором стереотипных фраз, которые можно услышать в любой точке мира.

Продекларированная «свобода» загнала все народы мира в один угол, где висит знак с надписью «тупик». Великая «свобода» привела к великому Единообразию,  Великой Скуке и Великой Изоляции.

Безграничность пространства свернулась до состояния, которое воспринимается как сейчас как некое большое, бесформенное и молчаливое «тело», внутри которого, однако, еще теплится жизнь. Можно называть его  oranus’ом (как это делает В.Пелевин), а можно – «мировым моллюском». Это тоже будет правильно.

Переразвитие индивидуализма привело к чудовищной девальвации человеческого «материала», когда индивидуальность начала сама себя упразднять. Таково состояние социума, хотя… Многие социологи утверждают, что никакого социума уже и в помине-то  нет, а там, где еще теплятся кое-какие его остатки, скоро наступит такой же асоциальный «холод», как и везде.

Многие социологи сравнивают нынешнее состояние общества с обществом, которое существовало Европе в 9-12 веках, когда мир лежал в руинах. Это были времена, которые историки назвали  «темными веками» человечества. «Темными» в смысле угасания сознания, когда некогда просвещенные и радостные  народы вдруг превратились в угрюмое «молчаливое большинство» и многие поколения людей, разучившихся писать и думать, не оставили после себя почти никаких документальных свидетельств собственного существования.

Люди, живущие в разломе между старым и новым мирами,  на руинах бытия, в каком бы веке они ни жили, пропитаны одинаковым страхом, неуверенностью в завтрашнем дне, ужасом перед эпидемиями и войнами, уносящими огромные массы населения. Они не защищены ни законами, ни государственными границами, ни стенами дома.  Вся эта единообразная человеческая «материя»  в целом выглядит как  многоголовое  «тело» - темное, ничем не одухотворенное и тупое.

«Чувство неуверенности – вот что влияло на умы и души людей средневековья, - пишет известный исследователь культуры Н.Н.Петрухинцев, -  Неуверенность в материальной обеспеченности и неуверенность духовная… Лежавшая в основе всего неуверенность… была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировалось ни добрыми делами, ни благоразумным поведением… Шансы на спасение казались столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой».2

Чем  общество 21 века отличается по общему самочувствию от средневекового общества времен «темных веков», когда жизнь не озарялась ничем? Каким явился бы миру массовый человек, если бы его лишили компьютера? Вероятно, он выглядел бы не лучше обтерханного и затравленного неопределенностью средневекового германца или галла.

Общество людей движется к неразличимости. Люди уже потеряли очень много из того, что было им присуще прежде. Всё, чем сегодня владеет человечество – это огромное, невразумительное и малоподвижное «тело», клетками которого оно является. И это «тело» способно  только лишь к двум функциям – поглощению и выделению денег.

Эта огромная мировая «туша», таящая что-то внутри – пассивная и плоская, лежит на поверхности земли, словно моллюск. Oranus монолитен и малорасчленен, почти светонепроницаем.  Всё, что остается людям-клеткам, составляющем  его «организм» - это «любоваться» его «кишками», а также впитывать и испускать денежные массы. Наиболее «продвинутым» позволяют созерцать пористый узор на его «коже» (наверное, Бодрийяр, когда говорил о «пористой» массе толпы, видел своим внутренним взором то же существо мира, что и я). Жизнь Oranus’а - это жизнь элементарного существа.

Ницше, сравнивая развитие общества на определенных этапах с жизнью примитивных существ, утверждает, что  биологическая реальность элементарных существ такова, что «протоплазма без всякого смысла усваивает больше, чем это нужно было бы для самосохранения; и, самое главное,  она, благодаря этому, не сохраняет себя, а, напротив, распадается». Он полагает, что  бессмысленное примитивное «существо», одержимое вечным голодом, «как следствием воли к власти, не может более осуществлять своего господства» и движется к распаду.3

Точно так же движется к распаду и единое примитивное мировое «существо», которое являет собою сегодняшний бесформенный мир. Не случайно в 2012 году США заявили, что «американская мечта» о создании однополярного общества «накрылась медным тазом» и сейчас  время стоит говорить даже и не о двухполярности, а о  многополярности феодального мира.

Что ж, oranus, объевшись властью и деньгами, в конце концов, действительно, начнет «делиться»  и «размножаться». Он произведёт огромное количество столь же бессмысленных, моллюскообразных существ, которые будут напоминать  феодальные княжества-анклавы. Это будет еще большая «микроскопия», потому что никто не собирается возвращаться к государственным формам.

Самое неприятное заключается в том, что каждая из людей-«клеток», обслуживающая интересы  этого абсолютно тупого существа, более развита, способна к самоосознанию и наделена правом на выбор. Здесь высшее является «клеткой» низшего. Что может быть позорнее для человека?

Это означает одно – поражение человека и наказание его за гордость.  Пока человек покорял природу, чувствуя себя ее господином и богом, она сыграла с ним злую шутку – вернула его к собственным «истокам» - на 10 ходов вниз.
«Природа играет с нами хитрую игру, написал К.С.Льюис в работе «Человек отменяется». – Нам кажется, что она подняла руки вверх, тогда как она собралась схватить нас за горло…»4
-------------------------------------
1 – Ж.Бодрийяр. Прозрачность зла.
2 – Н.Н.Петрухинцев. 20 лекций по истории мировой культуры. М., 2001. С.155
3 – Ф.Ницше. Воля к власти. М.,1995. С.263
4 – К.С.Льюис. Человек отменяется. Ь., 1992. С.203


Рецензии