18. Пособников фашистов к ответу. 1943 г

18. ПОСОБНИКОВ ФАШИСТОВ К ОТВЕТУ.

1943 г.

После освобождения района от фашистской оккупации партийные и комсомольские органы по представлению районных отделов НКГБ и НКВД рассматривали персональные дела коммунистов и комсомольцев, запятнавших себя сотрудничеством с оккупантами и местной полицией.

16 марта 1943 года бюро Благодарненского райкома партии рассмотрело несколько таких дел. На заседании бюро присутствовали секретари райкома партии Д. Н. Пивненко, М. И. Мартынов, В. Р. Першин, председатель исполкома районного Совета депутатов трудящихся В. Т. Жерлицин, прокурор района А. В. Елистратов и начальник райотдела НКВД И. Д. Бакаев.

Коммунистка С…, 1901 года рождения, из бедняков, образование низшее, в августе 1942 года отказалась вступить в партизанский отряд, мотивировав свой отказ отсутствием обуви. Накануне оккупации села Благодарного немцами, она взяла в колхозе две лошади, бричку и эвакуировалась в город Пятигорск. В сентябре она вернулась домой, уже без лошадей. Немцы ее арестовали, но вскоре выпустили по ходатайству родственников. Ее сын Николай служил в районной полиции, зять работал на макаронной фабрике. А сестра организовала сбор подписей в поддержку арестованной, с ходатайством о ее «честном» поведении при советской власти, заявляя, что «…Сестра при советской власти никого не предавала, доносов на граждан не писала». После освобождения из тюрьмы, С… поступила работать на макаронную фабрику. Она неоднократно обращалась к коммунистам, которые не успели эвакуироваться, с предложением выдавать партизан для того, чтобы лучше жить. Она поддерживала тесную связь с немецкими оккупантами и полицейскими, устраивала их на квартиры, участвовала в выпивках, посещала дом районного старшины. В январе 1943 года вместе с отступающими немцами из села ушли ее сестра, сын и зять. Бюро райкома партии исключило С… из своих рядов.

Кононов Иван Михайлович, 1906 года рождения, из крестьян-бедняков, кандидат в члены ВКП(б) с 1942 года, до эвакуации работал в Александрийском колхозе «Первое Мая» амбарщиком, в августе 1942 года по поручению правления колхоза эвакуировал колхозный скот вглубь страны. Задание правления колхоза он не выполнил из-за сложившихся обстоятельств. В 1943 году в райком партии на него поступил донос: «…Кононов скот в тыл не угнал, а сдал немецким властям. Переехал из Александрии в село Мирное, заимел тесную связь с немецким комендантом, с предателями Родины, старостой и полицейскими, устраивал у себя на квартире пьянки с их участием, растаскивал колхозный хлеб и имущество. На собрании, организованном немецкими ставленниками, когда решался вопрос ликвидации колхоза, он, его жена и полицейские пели религиозные песни и гимны, восхваляющие Гитлера».
Бюро райкома партии единогласно постановило, исключить Кононова из кандидатов в члены ВКП(б). На следующий день, 17 марта его арестовали сотрудники районного отдела НКВД.

Тщательно разобраться в этой истории сотрудникам НКВД предложил секретарь райкома партии В. Р. Першин. Оказалось, что И. М. Кононов довел обоз до Терека, но мосты уже были взорваны и военные приказали возвращать скот в колхоз. С обозом двигались десять семей беженцев. Кононов выдал им по фляге масла и меда, и они ушли в горы. Колхозный скот пригнали на участок колхоза «Первое Мая» в урочище Чогрой. Это восточнее села Мирного. Кононов с семьей укрылся в поселке Свободном, где размещался хозяйственный двор бригады № 5 колхоза «Гигант» и проживало 120 колхозников. Местные полицаи Кононова и его жену разыскали, под дулом винтовок заставили исполнять религиозные песни. Ведь они были участниками районного хора, в котором состояли известные люди: доктор Геллер Павел Павлович, заведующий начальной школой Катасонов Павел Георгиевич с супругами. Через семь месяцев И. М. Кононова выпустили на свободу за недоказанностью обвинений.

Бюро Благодарненского райкома комсомола рассмотрело персональное дело комсомолки Ч… Суть дела: «...Во время оккупации, когда немецкие палачи на глазах у всех жителей мясосовхоза расстреливали коммуниста, комсомолка Ч… смеялась и шутила с полицейскими. А после жуткой расправы, она повела полицейских к себе домой, где они пьянствовали до утра. От своих ухажеров принимала вещи, изъятые у жителей поселка и евреев. Она вербовала молодежь в Германию, говоря, что там их будут «окультуривать». Бюро постановило: Как изменницу Родины, участвовавшую в зверских злодеяниях немецких палачей над советскими гражданами, за массовую агитацию по вербовке молодежи в Германию, за участие в попойках с полицейскими, Ч… из комсомола исключить.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Рецензии