Емелина любовь, или Как аукнется, так и откликнетс

               


                ВИКТОР  ВОЕВОДИН






   
                ЕМЕЛИНА ЛЮБОВЬ,
                или
                КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ




                Старая сказка на новый лад
                в 2-х действиях




               

                ДЕЙСТВУЮЩИЕ  ЛИЦА:      
 

                Емеля

                Щука

                Семен

                Василий
 
                Марья

                Лукерья
 
                Царь
 
                Царевна, по прозвищу  "Несмеяна"
 
                Воевода

                Боярин

                Индийский принц

                Маркиз де Барран

                Пуза-сан

                Баба Яга

                Змей Горыныч Трехголовый

                1-я  нянька

                2-я нянька

                Стражники, народ






                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
 
                КАРТИНА ПЕРВАЯ

                Оживленная  улица. Семен и Василий ведут торговлю.

СЕМЕН. Эй, жители провинциальные, ближние и дальние, остановитесь, на мои валенки подивитесь: теплые, крепкие, вовек сносу не будет!   
ВАСИЛИЙ. А кому  лук – чеснок  да  прочие огородные овощи? Подходи, народ, две копейки – небольшой расход!
               
             Народ равнодушно прогуливается мимо торговцев

СЕМЕН. Эй, господа служивые и дедушки ворчливые, здесь торговля продолжается, сюда все приглашаются!
ВАСИЛИЙ. Ну, что,  Семен, много ли купили твоего товара?
СЕМЕН. Да нет, брат: за всё утро ничего и не продал!  А у тебя как?
ВАСИЛИЙ. И у меня пусто! (Народу). Ко мне подходи   и млад и стар, и покупай самый лучший товар!  Ох, беда, беда... Пропадут мои овощи, поедят их мыши.
СЕМЕН. Видать, кто хотел, тот уж запасся  на зиму нашим товаром.
ВАСИЛИЙ. Что ж  делать-то, Семен?
СЕМЕН. В столицу, на ярмарку ехать надо, только там будет торговля!
ВАСИЛИЙ. Да, в столице народу много: как семечек в подсолнухе!
СЕМЕН.  А богатых среди них – каждый второй!
ВАСИЛИЙ. Надо, брат, ехать!
СЕМЕН. Конечно, надо!
ВАСИЛИЙ. Ну, надо, так надо!!
СЕМЕН. Только не очень хочется...
ВАСИЛИЙ. Да уж кому хочется: дорога дальняя, холодная…
СЕМЕН. И еще неизвестно, как в столице торговля сложится... Это ж вилами на воде написано, что там  все в валенках ходят. Господа – они в сапожках щеголяют!
ВАСИЛИЙ. И то верно! Это ж бабушка надвое сказала, что там  без лука за стол не садятся. В столице - люди антиллигентные, ананасы кушают, нужны им мои редька да чеснок?!
СЕМЕН. Ну, что,  Василий, пошли домой?
ВАСИЛИЙ. Домой, брат!



                КАРТИНА ВТОРАЯ

 Дом братьев.  На печи лежит  Емеля, бренчит на балалайке. Марья и Лукерья заняты домашними хлопотами.  Входят Семен и Василий.

МАРЬЯ.  Это чего ты торговать перестал, Семен?
СЕМЕН. Устал я, Марьюшка.
ЛУКЕРЬЯ.  А ты чего вернулся, Василий?
ВАСИЛИЙ. Не будет сегодня торговли, Лукерьюшка.
ЛУКЕРЬЯ. А как же вы всю зиму  жить-поживать собираетесь?
МАРЬЯ.  На стол - что подавать? Есть, пить каждый день надо!
СЕМЕН. Авось, как-нибудь перезимуем...
ВАСИЛИЙ. Авось, когда-нибудь на ярмарку поедем.
МАРЬЯ.  "Авось, авось..." И не стыдно вам?  С разговоров сытым не будешь!
ЛУКЕРЬЯ. Хватит нам одного лентяя - Емели!
МАРЬЯ. Хотите, как он, на печи день и ночь лежать?
ЛУКЕРЬЯ. Сажей-мусором головы пересыпать?
СЕМЕН. Да Емеля из нас самый младший: ещё образумится.
ЛУКЕРЬЯ. Как по хозяйству помогать, так он - младшенький, а как обедать - за троих уминает!
МАРЬЯ. Уж это точно: «Работает, как дитя, а ест, как детина!».
ЛУКЕРЬЯ. А ну, собирайтесь, да на ярмарку поезжайте!
СЕМЕН. Да мы что, против? Нам самим ярмарку поглядеть охота.
ВАСИЛИЙ. И спорить тут нечего: прямо сейчас и поедем!
МАРЬЯ.  Давно бы так! «Работа черна, да денежка бела»!
ЛУКЕРЬЯ. Пойдем, Марья, мужей в дорогу собирать!(Уходят).               
СЕМЕН. Жёны наши правы: под лежачий камень вода не бежит.
ВАСИЛИЙ. Да, надо ехать торговать!
СЕМЕН. Эй, Емеля!
ЕМЕЛЯ. Ну, чего тебе?
СЕМЕН. Слезай с печи, все бока отлежишь!
ЕМЕЛЯ. Неохота... На печи тепло, а я нежиться больно люблю... «Отчего котёнок  гладок? Оттого, что поел  да и на бок!». Вот и я так...
СЕМЕН (подмигивает Василию, нарочито громко). Слышь, Василий, это что у тебя, пряник?
ВАСИЛИЙ (подыгрывая).  Ага! Он такой сладкий, просто во рту тает: хотел Емеле подарить, а он с печи слезать не хочет.
СЕМЕН. Ну, тогда отдавай пряник мне!
ВАСИЛИЙ. Бери, Семен, мне не жалко!

                Емеля спрыгивает с печки
 
ЕМЕЛЯ. Э-э! На чужой каравай рот не разевай!  Это мой пряник!! А где он?
СЕМЕН. Сорока-белобока обманула лежебоку!
ЕМЕЛЯ. Ну вот, а еще братья называются.
СЕМЕН.  Емеля, мы по торговым делам уезжаем...
ВАСИЛИЙ. А ты слушайся наших жен, Марью да Лукерью!
СЕМЕН. Если будешь им по хозяйству помощником...
ВАСИЛИЙ.  Привезем тебе из города  гостинцев!
СЕМЕН.  Эй,  Марья! Лукерья! Ехать нам пора!

                Входят жёны с  мешками и котомками

МАРЬЯ (причитает).  «Ой, да на кого же ты меня покидаешь?!».
ЛУКЕРЬЯ. «Ой, да уезжает далече мой друг сердечный...».
СЕМЕН.  Чего это вы вдруг запричитали?
МАРЬЯ (строго). Положено так мужей провожать. 
ЛУКЕРЬЯ.  По обычаю!
МАРЬЯ, ЛУКЕРЬЯ. «Ай, да весь белый свет мне теперь не мил...».
ВАСИЛИЙ. Ой, поехали скорее, брат: долгие проводы – лишние слезы!
СЕМЕН. Дело говоришь, Василий...
 
          Братья берут котомки, идут к дверям, прощаются с женами

 Прощай, Марьюшка!
ВАСИЛИЙ. Прощай, Лукерьюшка!
ЕМЕЛЯ (вслед братьям). Скорее  возвращайтесь, братья, потому как  я гостинцы очень люблю...(Зевает).  Эй, Марья да Лукерья,  напеките мне блинов: можно с  маслом... Можно со смета-а-аной...(Зевая, хочет залезть на печь).
МАРЬЯ. Ты куда это, Емеля? Чай, выспался уже, трое суток спал!
ЛУКЕРЬЯ. Сходи на речку! У нас воды нет! Ни щей сварить...
МАРЬЯ. Ни чаю попить.
ЕМЕЛЯ. Мне неохо-о-ота...
МАРЬЯ.  Ну, тогда мы скажем твоим братьям, когда они воротятся...
ЛУКЕРЬЯ.  Чтоб гостинцев тебе не дарили!
ЕМЕЛЯ. Ладно, схожу на речку...
 

                КАРТИНА ТРЕТЬЯ

                Берег реки.  Емеля с ведрами.

ЕМЕЛЯ. Ох, и далёк же путь от тёплой печки до речки... А ещё все смеются: «Емеля - лентяй! Емеля - лентяй!». Да разве лентяи так много работают? Вот сейчас зачерпну воды и понесу ведра... А они будут тяжелыми, холодными...Верно говорят: «От работы не будешь богат, а будешь горбат»... Ох, несчастный я, несчастный...  Ну вот, одно ведро полнёхонько... А теперь второе... Какое тяжелое! Ух, ты, щука в ведро попалась! Ай, да Емеля! Ну, и славную же уху сварят мне сегодня Марья да Лукерья!
ЩУКА. Отпусти меня, Емеля! Я тебя за это счастливым сделаю!
ЕМЕЛЯ. Ой, щука разговаривает! Такого не бывает!
ЩУКА. Бывает: я ведь щука не простая, а волшебная!
ЕМЕЛЯ. Чур, меня! А может, я сплю? Надо ущипнуть себя... Ой, больно!
ЩУКА. Отпусти меня, Емеля!
ЕМЕЛЯ.  Ну, уж нет: принесу говорящую щуку домой и буду ее всем любопытным показывать! За пятачок! Братья приедут и от зависти ахнут: «Ай, да Емеля!  Разбогател, с печи не слезая!».  А я им и копеечки не дам: будут знать, как над младшим братом подшучивать!
ЩУКА. Емеля, я могу  выполнить семь твоих желаний.
ЕМЕЛЯ. Семь желаний?! (Соображает). Да-а, это, пожалуй, лучше ухи будет... Ладно, щука, я согласен!

       Превращение. Появляется АКТЕР или АКТРИСА в костюме "щуки"

Чудеса! Щука на человека стала похожа!
ЩУКА. Емеля, как выполню я твои желания, ты должен мне «спасибо» сказать, и    тогда я опять стану рыбой!
ЕМЕЛЯ. Сначала покажи, что не обманываешь меня!
ЩУКА. Емеля, чего ты сейчас хочешь?
ЕМЕЛЯ. Хочу, чтобы вёдра сами домой пошли!
ЩУКА. Чтобы желание исполнилось, надо сказать: «По щучьему велению, по моему прошению...».
ЕМЕЛЯ. «По щучьему...».
ЩУКА. Погоди, Емеля: это будет первое желание! Может быть, сам вёдра отнесешь?
ЕМЕЛЯ. Не-е... «По щучьему велению, по моему прошению, ведра, идите домой сами!».

 Появляется «волшебный календарь». "Щука" подходит и отрывает листок с цифрой «7».  Открывается цифра «6». "Щука" берет ведра и несет их к дому. Емеля шествует с важным видом, обходя избы и сугробы. Сбежавшийся народ видит только шагающие самостоятельно ведра. Зрители должны принять «правила игры»: "Щуку" видит только Емеля.


                КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ

     Дом братьев Емели. В двери заходят вёдра, идут по дому, обходят печку. 

МАРЬЯ. А-а-й! Смотри, смотри, Лукерья! Ведра сами ходят!!
ЛУКЕРЬЯ. О-о-й!! Уж не сон ли это?!

                Входит Емеля

ЕМЕЛЯ.  Марья! Лукерья! Пеките мне скорее блинов за работу!
МАРЬЯ. Померещилось нам, Лукерья?
ЛУКЕРЬЯ. Видать, почудилось, Марья... (Уходят).
ЕМЕЛЯ.  Ослепли все, что ли? Никто из людей тебя не видит, не слышит, кроме меня!
ЩУКА. Кому я служу – тот меня и видит!
ЕМЕЛЯ. Эх, и повезло мне! Сейчас немного подремлю и второе желание приду-у-умаю...

                Входят Марья и Лукерья

ЛУКЕРЬЯ. Гляди, гляди: Емеля опять на печь полез!
МАРЬЯ. А ну, слезай!
ЕМЕЛЯ.  Не замайте меня, я спа-а-ать  хочу...
МАРЬЯ. «Кто ленив, тот и сонлив!». 
ЛУКЕРЬЯ. А дров-то у нас нет! Печь остывает. Емеля, поезжай в лес!
ЕМЕЛЯ. Съездите сами – не барыни.
МАРЬЯ. «Хочешь есть калачи, так не лежи на печи!».
ЛУКЕРЬЯ. Вот как приедут твои братья с ярмарки...
ЕМЕЛЯ. Ну, ладно, ладно, привезу вам дрова.
МАРЬЯ. Иди  лошадь запрягай!
ЕМЕЛЯ.  Не-е, мне лень запрягать... Я без лошади поеду!
МАРЬЯ. Ой, насмешил! Никак пешком за дровами пойдешь?
ЛУКЕРЬЯ. Уж не застудил ли наш увалень голову на речке?
ЕМЕЛЯ. «По щучьему велению, по моему прошению, поезжайте, сани, в лес сами!».
 
           Щука отрывает листок с цифрой «6» и впрягается в сани

МАРЬЯ.  Ой, глядите, люди добрые: Емеля  без лошади поехал!!
ЛУКЕРЬЯ. Ой, батюшки-светы, сколько живу, а такого чуда не видела!!
МАРЬЯ. Да как же это получается, что у тебя сани ездят сами?!
ЕМЕЛЯ. А я теперь чего захочу, то и сбудется!


                КАРТИНА  ПЯТАЯ

                Лесная поляна. Щука тянет сани

ЕМЕЛЯ. Вот и приехали! «По щучьему велению, по моему прошению, топор, руби деревья!».

     Щука отрывает листок с цифрой «5» и начинает работать в поте «лица»

Эх, какая жизнь чудесная настала: я лежу, а топор вместо меня работает...
ЩУКА. Не топор, а я... Емеля, дрова  мог бы и сам нарубить, а не тратить волшебное желание!
ЕМЕЛЯ.  А я не хочу... Я важным делом занят.
ЩУКА. Это какое у тебя дело? Лежишь, ворон считаешь.
ЕМЕЛЯ. Я думаю.
ЩУКА.  Интересно, о чём? 
ЕМЕЛЯ. Думаю я, чего бы на стол по моему хотению поставить:
щей или каши? Картошки или капусты? Никак решить не могу.
ЩУКА. Бедный Емеля!  Умаялся...
ЕМЕЛЯ. И того хочется  и этого, а в брюхе всё не поместится.
ЩУКА. Да неужели ты ещё одно волшебное желание на кашу извести хочешь?
ЕМЕЛЯ. Может, изведу, а может, и нет...
ЩУКА (укладывая дрова). Эх, Емеля, непутевый ты да ленивый! 
ЕМЕЛЯ. Так, дрова уложены. Вот теперь можно и домой ехать. Только наперёд возьму себе дубинку - любопытных отгонять!
 
                Емеля вооружается дубинкой

«По щучьему велению, по моему прошению, поезжайте, сани, домой сами!».
ЩУКА (отрывая листок с цифрой «4»). Это уже четвертое желание, Емеля! И самое тяжелое...
ЕМЕЛЯ. Поехали!

        Щука тащит сани. Народ окружает повозку. Емеля машет дубинкой


                КАРТИНА ШЕСТАЯ

                Дом братьев Емели

МАРЬЯ. Ой, ты погляди, Лукерья, что делается: Емеля  людей дубинкой охаживает!

                Входит Емеля

ЛУКЕРЬЯ. Ты зачем народу столько шишек набил?
МАРЬЯ. На хорошее дело у тебя ума нет!
ЛУКЕРЬЯ. А как безобразничать, тут Емеля – первый!

                Загоняют Емелю на печь

ЕМЕЛЯ. Чего вы дерётесь?! Они сами лезли под сани!
МАРЬЯ. Ох, чует мое сердце – добром это не кончится!

          Слышен барабанный бой. Марья и Лукерья бегут к окну

ЛУКЕРЬЯ. Царский военный начальник! Со стражниками! К нам идут!!
МАРЬЯ.  Ну вот, Емеля: спал, спал, да и выспал нам беду! Ой, что теперь будет?!
СТРАЖНИКИ. Отворяйте двери!

                Марья и Лукерья исполняют приказ

ВОЕВОДА. Внимание! Внимание! Дошёл до царя-батюшки слух, что объявился в наших краях опасный преступник и колдун, который без лошади на санях разъезжает и  людей обижает! Особые приметы: одет в худой кафтан да весь измазан в саже. Следует доставить его к царю-батюшке! Встречали вы такого разбойника?
МАРЬЯ, ЛУКЕРЬЯ. Знать не знаем!
ВОЕВОДА. А вот народ на ваш двор указывает!

                "Побитый" народ согласно кивает
 
 Стало быть, вы царскому Воеводе неправду говорите? За такое неслыханное преступление посажу я вас в тюрьму!
МАРЬЯ. Ох, пропали мы! Этот  лентяй не только себя погубит, но и нас!
ЛУКЕРЬЯ.  Мы уже всё  вспомнили!
МАРЬЯ. Это вы нашего Емелю ищете!
ЛУКЕРЬЯ. Вот он, на печи лежит!
ВОЕВОДА. Емеля, а ну слезай, пришло твоё время!
ЕМЕЛЯ. Это ещё зачем?
ВОЕВОДА.  Ты, колдун, на санях без лошади разъезжал, народ перепугал, да ещё и дубинкой всех побил! Гляди: у всех - синяки да шишки!

                Народ согласно кивает

ЕМЕЛЯ.  Подумаешь... Впредь умнее будут.
ВОЕВОДА.  А ну, слезай!
ЕМЕЛЯ.   Мне и здесь хорошо...
 ВОЕВОДА. Ах, так?! Тогда мы тебя силой стащим! Эй, стража, взять его!

                Стражники пытаются стащить Емелю с печи

ЕМЕЛЯ. «По щучьему велению, по моему прошению, дубинка, угости царского воеводу и его стражников!».
ЩУКА. Емеля, и не жалко тебе их?  Может, передумаешь?
ЕМЕЛЯ. Делай, что велено, и не разговаривай! Рыбы молчать должны!
ЩУКА. Будь по-твоему, Емеля.
 
       Щука отрывает листок, вздыхает: «Извините...»  и выполняет приказ

СТРАЖНИКИ. Ой! Дубинка по воздуху летает! Ой! Ой!
ВОЕВОДА. Ох, всё тело моё избито! А всё одно – без Емели к царю нельзя показаться: его величество осерчает! Емеля, пойдём с нами во дворец!
ЕМЕЛЯ (зевая). Неохо-ота-а...
ВОЕВОДА. Емелюшка, смилуйся, век не забуду!
ЕМЕЛЯ. Я спать хочу...
ВОЕВОДА (Марье и Лукерье).  А ну, говорите, как же нам его взять?
МАРЬЯ. Емеля любит гостинцы: пряники да конфеты!
ВОЕВОДА (стражникам). Эй, стража, принесите  Емеле гостинцев!
СТРАЖНИКИ. А где их взять?
ВОЕВОДА. У народа  отбери... одолжите!

 Стражники бегут к народу, возможно, и к зрителям, и «собирают гостинцы». Часть - делят между собой.  Воевода, припрятав и себе сладостей, показывает Емеле кренделёк

ВОЕВОДА. Емеля, вот тебе  гостинец!
ЕМЕЛЯ.  Гостинцы я люблю.
ВОЕВОДА. А тебя царь-батюшка  в гости  зовёт - пряники есть!
ЕМЕЛЯ (зевая). И пря-яники  люблю-ю...
ЛУКЕРЬЯ.  Слезай с печи, Емеля,  да иди во дворец!
ЕМЕЛЯ.  Мне лень идти: я на печке поеду.
МАРЬЯ. Да где это видано, чтобы люди ездили на печи?
ЕМЕЛЯ. То - люди неразумные, а то я - умный Емеля!!  «По щучьему велению, по моему прошению, печь, поезжай к царю во дворец!».

 Щука отрывает листок с цифрой «2» и толкает печь. Емеля, играя на балалайке, уезжает.


                КАРТИНА СЕДЬМАЯ

  Царские палаты. Царь Еремей, пригорюнившись, сидит на троне.  Входит царевна по прозвищу "Несмеяна", с нею – няньки.

ЦАРЬ. Хорошо ли позавтракала, доченька?
ЦАРЕВНА. Чай слишком горячий, обожглась... Кренделек очень сладкий – язык надкусила... А-а-а!  (Плачет).
ЦАРЬ.  Давай слезки твои осушу, подую на тебя. (Дует).
ЦАРЕВНА. Мне холодно! Ой, замерзла!
ЦАРЬ. Няньки! Чего рты разинули? Дочка совсем окоченела! Несите шубы  да укройте ее хорошенько!
 
                Няньки накидывают шубы на царевну

ЦАРЕВНА. Ой, жарко!
ЦАРЬ. Кажется, согрелась?  Унесите шубы!
ЦАРЕВНА. Ой, холодно!
ЦАРЬ  (нянькам). Стойте! Опять укройте!
ЦАРЕВНА. Ой, жарко! Ой, холодно! Ой, жа-арко! Ой, холодно-о-о!
ЦАРЬ. Ох, дочка, не зря тебя люди Несмеяной прозвали... Привыкла ты с детства  реветь, чтобы все  твои капризы выполнялись. Вот такой ты у нас и  выросла: ревушкой-коровушкой!
ЦАРЕВНА. Я не коровушка-а... (Плачет).
ЦАРЬ. Ну, ничего, ничего: скоро я отдохну.

                Входит боярин со свитком
 
Эй, боярин, огласили мой указ?
БОЯРИН. По всему свету, царь-батюшка, огласили: "Кто царевну Несмеяну развеселит, тот её замуж возьмет и полцарства в придачу получит"!
ЦАРЕВНА. Не хочу замуж!
ЦАРЬ. Цыц! Как царь сказал, так и будет!
ЦАРЕВНА. Никто меня не распотешит, я – неуте-ешная-я...(Плачет).
ЦАРЬ.  Боярин, пришел ли кто?
БОЯРИН. Пришел, царь-батюшка! Женихи за дверью  дожидаются!
ЦАРЬ. Ну, вот, развеселит тебя какой-нибудь принц  заморский, женится и будет тебя перевоспитывать! Боярин, вызывай женихов по одному!
БОЯРИН. Первый жених - к царю! Принц...(Раскрывает свиток и с трудом читает).  "Гвадша... махавахар... драбинхиши... талахаро...".  Ох... Прости, царь-батюшка, и выговорить не могу... Это только начало имени...

      Появляется принц с двумя корзинками. Одет в чалму и богатый плащ

ЦАРЬ. Вот, дочка,  принц из богатой страны! Алмазы там, говорят, под ногами валяются, как у нас камни! Видишь, две корзинки привез: тебе и мне!
ЦАРЕВНА. А в них что?
ЦАРЬ. Как что? Драгоценные камни!! (Принцу). Рады видеть вас, уважаемый принц! Коли дочку мою развеселите, она за вас замуж пойдёт!

  Принц одним движением скидывает с себя плащ и остается  в широкой  набедренной повязке и легкой накидке. Отдаленно напоминает йога

НЯНЬКА-1. Фу-у, срам-то какой!
НЯНЬКА-2. Да кто ж это при солидных барышнях такое себе позволяет?
ЦАРЬ. Видать, по их обычаю только в таком виде алмазы  дарить следует!

  Принц достает из корзины коврики, садится и жестом приглашает последовать его примеру. Царь и царевна послушно садятся. Принц принимает сложную позу. Царь с трудом ее повторяет. Принц что-то бормочет, закрывает глаза и затихает

ЦАРЕВНА (шепотом). Батюшка, а он не заснул ли часом?
ЦАРЬ (тихо). Похоже, спит.  Видать, умаялся с дороги...

             Няньки с  придворными перешептываются и хихикают

 А вы чего там шепчетесь? А ну-ка, делай, как мы!

              Все  рассаживаются, повторяя позу принца

ЦАРЕВНА.  А скоро он камни дарить будет?
ЦАРЬ. Не знаю, дочка...
НЯНЬКА-1. Ваше величество, а долго нам ещё так неудобно сидеть?
ЦАРЬ. Да леший его знает!
НЯНЬКА-2. Ох, у меня все ноги затекли.
ЦАРЬ. Да я и сам уже еле сижу.
БОЯРИН.  Царь-батюшка, смилуйся: спать сидя мы не научены!
НЯНЬКА-1. Ой, сейчас жизни лишуся!
НЯНЬКА-2.  Все косточки мои трещат!
ЦАРЬ (толкает принца). Эй, уважаемый, ты спать сюда приехал или царевну  веселить?

 Принц открывает глаза, что-то бормочет и встает. Все, кряхтя и охая, поднимаются с пола. Принц ставит перед царем вторую корзину

 Ну, наконец-то, о подарках вспомнил! (Дочери). Чур, я первый алмазы да рубины выбирать буду!

             Принц садится, берет дудочку и начинает играть

 Ай, да принц, он еще и на дудочке играет! Вот и славно! Пойдешь в садик прогуляться, а муж твой, аки птичка райская, будет тебя чудесной музыкой услаждать, и ты увидишь...
 
                Из корзины медленно поднимается змея

  Уви-и-идишь!!
ЦАРЕВНА. Ничего себе, драгоценность?! Это ж он змею в подарок привез! Батюшка, сейчас она меня укусит!!
ЦАРЬ. Придворные!! Спасайте царевну!!
 
                Несмеяну закидывают шубами

 Ах, ты  обманщик! Убирай, принц, своего аспида обратно! Привез подарок, нечего сказать! (Страже). Гоните его с глаз моих!

                Боярин и стража выгоняют жениха

 Ишь, чего удумал: змеёй царевну развеселить! Весь дворец переполошил! (Немного успокоившись). Уф-ф... Ну, вот, жениха со змеёй прогнали, и опять у нас в палатах - тишь, покой и благодать...

 Шум, гам.  Вбегают Воевода со стражей, следом в царские палаты въезжает на печке Емеля. Общий переполох

ЦАРЬ. Это что за чудеса?! А ну, мужичок, слезай с печи!!
ЕМЕЛЯ. Не слезу! Мне здесь тепло, а  ежели я надобен, сам ко мне полезай.
ЦАРЬ.  Что?!
БОЯРИН. Ах, злодей! К царю на печке явился! Сказывай, колдун, кто ты такой?
ЕМЕЛЯ. Я – Емеля, приехал к царю в гости пряники есть!
ЦАРЬ.  Пряники?! Да я велю тебе сейчас голову отрубить!
ЕМЕЛЯ. За что?
ЦАРЬ. А за то, мужичок, что ты царю дерзишь, и народ своими чудесами          пугаешь!!
БОЯРИН. Ох, до смерти перепугал, царь-батюшка!
ЦАРЬ.  Воевода, неси топор!
ВОЕВОДА. Рад стараться, ваше Величество!
ЕМЕЛЯ (укоризненно). Эх, Воевода, Воевода... А еще сказывал: «Емелюшка, смилуйся!  Век не забуду!».
ВОЕВОДА. Мало ли что я сказывал? Это была военная хитрость!
ЕМЕЛЯ. Вот и жалей после этого царских начальников... И не стыдно тебе?
ВОЕВОДА (переминаясь с ноги на ногу).  Так ведь, это... Приказ царя!
НЯНЬКА. Государь-батюшка! Да не берите вы грех на душу в такой день: может, сегодня  ваша дочь выберет себе жениха!
ВОЕВОДА (обрадовавшись). И то верно, Царь-батюшка, чего свадьбу-то омрачать?
ЦАРЬ. Ну, ладно... (Емеле). Милую тебя, мужичок!
ЕМЕЛЯ. Значит, дочку замуж выдаёшь, Царь-государь? (Мечтательно). Эх, какая же сладкая жизнь будет у того, кто женится на царевне: ешь и пей вволю, спи на мягких перинах, сколько хочешь... Дозволь и мне посвататься?
               
                Царь и свита хохочут

ВОЕВОДА. С мужицким рылом – в калашный ряд! Ха-ха!               
БОЯРИН. Со всего света  благородные господа приехали:  не тебе чета, сиволапый!
ЦАРЬ. Уф-ф... Давно я так не смеялся! (Емеле).  Так и быть: за то, что насмешил меня, оставайся  поглядеть, кого моя дочка выберет. Только ты за печкой сиди, чтобы женихов своим чумазым видом не испугать!
ЕМЕЛЯ. Да больно мне надо на них смотреть...

                Емеля прячется за печкой

ЦАРЬ. Зовите второго жениха!
БОЯРИН (читает свиток). Маркиз  Чичиполи – Шерше - Цезарио де Барран!

     Выпрыгивает  жених. Одет, как павлин, по моде своего королевства

МАРКИЗ. Бонжур! Бонжур!  (Оглядывается).  А где есть мой лямур?
ЦАРЬ. Батюшки – светы, а про царевну-то забыли?!  Няньки!!  Дочка под шубами, небось, задохнулась уже?!
 
                Няньки поспешно раскидывают шубы

ЦАРЕВНА. Ох-х, жарко!  Батюшка, мущ-щину со змеей прогнали? А то он меня сильно напуга-а-ал! (Ревет).
ЦАРЬ. Того жениха, доченька, и след простыл! К тебе уже новый сватается!
МАРКИЗ  (высоко подпрыгнув, приветствует царевну). Бонжур, лямур!
ЦАРЕВНА. Этот, что ли? Какой-то он вертлявый да тощий!
ЦАРЬ (глубокомысленно). В его заморской стране, доченька, чем худосочнее жених, тем он благороднее! А этот – настоящий маркиз, и величают его... Э-э...Как там вас?
МАРКИЗ.  Цезарио де Барран!
ЦАРЕВНА. А меня что, овцой все называть будут? Не хочу-у!
ЦАРЬ. Цыц, дуреха! Не обращайте внимания, уважаемый... Э-э...
МАРКИЗ. Де Барран! Я есть лучший танцор в мире! Мы будем учить веселый танец, и царевна будет очень смеяться! Прошу мюзик!

  Маркиз танцует с царевной очень замысловатый танец, даже над собой ее крутит... В конце концов, она падает  и плачет

ПРИДВОРНЫЕ.  Уби-и-или! Караул!!
НЯНЬКА-1. Пропала царевнушка!
НЯНЬКА-2.  До смерти завертел, разбойник!
МАРКИЗ.  О! Конфуз!  Конфуз! Пардон!
ЦАРЬ. Ну, маркиз!! Как там тебя?!
МАРКИЗ.  Де  Барран!
ВОЕВОДА (сурово).  Да козёл он!
ЦАРЬ. Не бывать царевне за тобой!
ВОЕВОДА (сурово). Маркиз! Кру-у-угом! Дожидайся своей незавидной участи! Ать-два!
МАРКИЗ (царю). Пардон! (Царевне). Мон шер! Пардон! Пардон!
ЦАРЬ. Няньки, ведите дочку в горницу, водой напоите, пущай в себя придет! И я в царских покоях отдохну! Ясно?
ВОЕВОДА. Так точно, Царь-батюшка! (Зрителям). Народ! Вольно! Разойдись!
ЕМЕЛЯ. Щука, а это что значит?
ЩУКА. Это значит, антракт!

               

                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

                КАРТИНА ПЕРВАЯ

                Царские палаты
 
ВОЕВОДА. Ать-два! Ать-два! (Зрителям). Народ! Смирно! Слушай мою команду: всем отключить свои трещотки, дудки, гудочки и сидеть тихо! Вольно! Ать-два!
БОЯРИН. Третий жених - к царю!  Пуза-сан из восточной страны!

  Входит новый жених и сразу приседает в специфической позе борца сумо. Одет по-спортивному, но прилично. Придворные  шарахаются от толстого, необычного гостя

ЦАРЬ.  Приветствуем тебя, доблестный Пуза!
ЦАРЕВНА (царю, тихо). Папань, да вы что, редьки объелись? Смотрите, какой он жирный.
ЦАРЬ (Несмеяне, тихо). Это не жир, это мышцы. Будет тебя защищать. За ним, как за каменной стеной.
ПУЗА-САН.  Хо!! Великий сарь! Саревна!

               Кланяется, затем показывает борцовские приемы

ЦАРЬ. А-а, сначала побороться хочет! Эй, маркиз,  если победишь Пузу, так и быть, прощу тебя и с подарками домой отпущу!
МАРКИЗ (вздохнув).  Селяви... (Пузе). Бонжур!

  Танцуя, «нападает» на Пузу. Борец "вертит маркиза", как тот недавно "крутил над собой царевну". Маркиз, оказавшись вскоре на полу, охает. Пуза-сан направляется к царю, выкрикивая короткие японские фразы, напоминающие военные команды

ПУЗА-САН. Хо!! Хо!! 
ЦАРЕВНА. Батюшка! Как бы он и вам бока не намял!
ЦАРЬ. Эй, слуги мои! Кто Пузу поборет, того щедро награжу!

  Короткая борьба. Пуза-сан, раскидав стражников и придворных, снова идет на царя

ЦАРЬ (прячась за трон). Эй!  Ты чего задумал, пузатый?! 
ПУЗА-САН.  Хо!! Моя победила! Давай саревну! 
НЯНЬКА-1. Царь-батюшка, да он, похоже,  царских дочек веселить  не умеет.
НЯНЬКА-2. И кроме своей борьбы, ничего больше не знает!
ПУЗА-САН.  Моя победила!!
ЦАРЬ.  Ох, скрутит меня в бараний рог эта гора мышц!
ПУЗА-САН (отодвинув трон, царю). Хо!! Саревну давай!
ЦАРЬ.  Эй, кто-нибудь! Помогите! Караул!
ЕМЕЛЯ (выскочив из-за печки).  Эх, где наша не пропадала!
   
  Бросается на Пузу и после короткой схватки хитростью сбивает его с ног

НЯНЬКИ. Ай, да, Емеля!
ЕМЕЛЯ (красуясь).  Царевна,  погляди, какой я молодец - удалец, самого Пузу победил!
ЦАРЕВНА. Фи, мужик! Немытый, нечесаный. Весь в саже!
ЦАРЬ.  Чучело огородное!
БОЯРИН. Чумазый с головы до пяток!

                Придворные смеются
 
ЕМЕЛЯ. Ах, так?!  "Чучело"?! "Чумазый"?! Сейчас вы по-другому заговорите! (В сторону, тихо). «По щучьему велению, по моему прошению явитесь мыло, щетки, полотенца да кафтан нарядный».
 
                Уходит  за печку

ЩУКА. Эх, Емеля, Емеля... А ведь это последнее, седьмое желание!
 
  Щука отрывает листок с цифрой «1» и организует Емеле «баню». В пару летают веники. Из-за печки выходит умытый, приодетый Емеля. Все ахают

ЕМЕЛЯ (очень довольный произведённым эффектом). Вот так-то! (Царевне). А говорила: немытый, нечёсаный!  (В сторону, тихо).  «По щучьему велению, по моему прошению, влюбись в меня, Несмеяна». (Зевнул и потянулся).  Сейчас полюбит меня царевна, и буду я жить в царских покоях, сладко есть и много спать. 
ЩУКА (в сторону). Зря размечтался: все  желания кончились!
ЕМЕЛЯ (царевне, красуясь). А теперь я тебе нравлюсь? Лучшего жениха, чем Емеля,   на всем свете  не сыскать!
ЦАРЕВНА. Хвастун ты, Емеля! Уходи-ка ты домой: нам таких не надобно.
ЕМЕЛЯ (растерянно). Как это - "не надобно"?! Почему «домой»?!   
ЦАРЬ. А ну, сгинь с глаз моих, пока я добрый! Ишь, чего выдумал: на царской дочке жениться?!
ВОЕВОДА. Емеля, кру-у-гом! Из дворца - шагом марш!! 
БОЯРИН.  Царевну не рассмешил, значит, скатертью - дорога!
ЕМЕЛЯ. А зачем её смешить-то?
БОЯРИН. Так ведь по царскому указу, кто царевну развеселит, тот с ней под венец и пойдёт!
ЕМЕЛЯ. Развеселить? Так что ж вы мне сразу не сказали? Это я запросто смогу! 
ЦАРЕВНА. Опять хвастаешься? Я - неутешная!
ЦАРЬ. Да! Мы - неутешные!
ЕМЕЛЯ.  А я говорю:  развеселю!
ЦАРЕВНА. А вот и нет!

 Емеля  играет на балалайке и танцует с царевной. Она смеётся. В конце танца Емеля и Несмеяна оказываются лицом к лицу и замирают. Неловкая пауза

ЕМЕЛЯ (растерянно). Ой... Сердце у меня вдруг так забилось... Что это со мной?
ЦАРЕВНА.  И со мной что-то...
ЕМЕЛЯ (смущенно).  Не знаю, что и сказать тебе...
МАРКИЗ (тихо подсказывает). "Лямур"!
ЕМЕЛЯ. Мур, мур...
МАРКИЗ. "Ихь либе"!
ЕМЕЛЯ. Либо...
МАРКИЗ. "Ай лав ю"!
ЕМЕЛЯ. Ай, ай...  Ай! Ну, что ж говорить-то?!

 На помощь приходит борец. Он негромко подсказывает Емеле несколько отрывистых японских фраз

ЕМЕЛЯ (машинально  повторяет, потом спохватывается). Тьфу ты, отойди, толстопузый! (Царевне).  Царевна, кажется, я... Ты... Вот...(Отвернулся, завздыхал).
ЦАРЕВНА. Емелюшка, кажется, и я... Ты... Вот...(Потупилась, завздыхала).
ЦАРЬ (отводит дочь в сторону, шепчет). Эй, ты чего это засмущалась так? Гляди: он же мужик простой, сопатый, толстопятый, глаза дыркою, нос просвиркою.
ЦАРЕВНА (царю, тихо). А по мне он пригожее всех!
ЦАРЬ (громко). И думать не смей! За безродного мужика царевну отдавать?!
НЯНЬКА-1. Царь-батюшка! Если уж дал слово – крепись!
НЯНЬКА-2.  Емеля царевну развеселил-распотешил!
ЦАРЬ. Да меня все соседние короли засмеют!
ВОЕВОДА. Ой, нет, Царь-батюшка, совсем наоборот!
БОЯРИН. Если иностранные короли узнают, что вы царское слово пустым звуком считаете – на весь мир осрамитесь!
НЯНЬКИ. Надо свадьбу готовить!
ЦАРЬ. Ох, не хочу я царевну за мужика отдавать!
ГОЛОС.  Стойте! Я тоже свататься хочу!
ЦАРЬ (обрадовавшись). Ага! Ещё один благородный жених пожаловал!
ЦАРЕВНА. Батюшка, не нужны мне больше принцы заморские!
ЦАРЬ. Но жених-то пришел! И что с ним прикажешь делать?
ЦАРЕВНА. Мы его с моими няньками познакомим, глядишь – женится на одной из них!

              Все смеются. Появляется трёхголовый Змей Горыныч

ЗМЕЙ.  2. Зря ты, царевна, надо мной  насмехаешься!
       1. Смеётся тот...
       3. Кто смеётся последним!
ЦАРЕВНА. Ой, какое чудище!
ЦАРЬ. Да это же Змей Горыныч!
ЗМЕЙ -2. Сейчас, царевна, и я тебя повеселю!

                Раскрывает все три пасти. Огонь,  дым
 
ПРИДВОРНЫЕ. Караул! Горим! Пожар!      
ЦАРЬ (вскочив на трон). Ох, пропали наши головушки! Придворные, тащите ведра с водой – огонь заливать!
ЗМЕЙ-2. Ну, что, царевна, весело тебе? Смотри, как смешно все людишки по дворцу забегали!
ЦАРЕВНА. Дым глаза ест.  Совсем мне не весело!  (Всхлипывает).
ЦАРЬ. Поплачь, доченька, как раньше плакала, огонь слезками и потушишь.
ЗМЕЙ-2. Хороша у тебя дочка, царь!  Кланяйся мне в ноги: согласен я взять ее в жены!
ЦАРЬ. Никогда я за тебя царевну не отдам!
ЗМЕЙ-2.  Я и спрашивать тебя не буду: силой заберу!
ЦАРЕВНА. Емелюшка!
ЕМЕЛЯ (бросается к царевне). Несмеяна!!
ЗМЕЙ. Фыр! Фыр! Горыбра!
ЦАРЬ. Воевода, прогони это чудище поганое!
ВОЕВОДА. Царь-батюшка! Ноги, будто к земле приросли!
СТРАЖНИКИ.  Руки не двигаются!
ЦАРЬ. Ох, да я и сам не могу шагу ступить.
ЕМЕЛЯ. Змей Горыныч, проклятый, заколдовал нас!
ЦАРЕВНА. Сила неведомая меня к Змею толкает! Прощай, батюшка! Прощай, Емелюшка!
 
                Змей и царевна исчезают. Дым рассеивается

ЦАРЬ. Ох, горюшко!  Да как же мне вернуть царевну-доченьку? Ну что, слуги мои верные, кто пойдёт мою дочку выручать, с Горынычем поганым воевать?

                Все, потупившись, молчат

БОЯРИН. Царь-батюшка, не могу казну без присмотра оставить.
ЦАРЬ.  А женихи заморские?
МАРКИЗ (потупившись).  Пардон...  Я - танцую домой... Пардон.
ЦАРЬ. А ты, доблестный Пуза? Хо?!
ПУЗА-САН (воинственно вскинувшись). Хо!! (Поникнув, вздохнул и отрицательно покачал головой).  Хо-хо-о-о...   
ЦАРЬ. Ну, скатертью дорога... (Ищет глазами спрятавшегося Воеводу). Что-то я воеводу не вижу...
ЕМЕЛЯ.  Царь-батюшка, дозволь мне пойти за Несмеяной!
ЦАРЬ. Спаси мою дочку, Емеля! Так и быть, отдам её за тебя замуж!
ВОЕВОДА (выскочив из-за спин). Иди, Емеля, а мы в засаде ждать будем! Гони змея на нас!
ЦАРЬ. В засаде... Ох, вояки... Емеля, а как же ты отыщешь Горыныча поганого?
ЕМЕЛЯ. А я на своей печке поеду его искать!  «По щучьему велению, по моему прошению, езжай, печка, по всему свету»!  Странно: стоит, не двигается... Но-о!  Поехали!
ЩУКА (у «календаря», Емеле). Не поедет печка!  Кончились семь желаний!
ЕМЕЛЯ. Уже?!
ЩУКА. Потратил ты их на то, что человек в своей жизни сам должен делать!
ЕМЕЛЯ. Да-а, не послушался я тебя... А вот последнее желание... про царевну... исполнилось?
ЩУКА. Нет, Емеля, с последним желанием ты в бане вымылся!
ЕМЕЛЯ. А мне показалось, что сердце царевны  тоже... забилось.
ЩУКА (в сторону). А это волшебство без меня случилось!   
ЦАРЬ (придворным). Сам с собой разговаривает, бедняга.
НЯНЬКИ (вздохнув). Переживает...
ВОЕВОДА. Нет! Он план битвы со змеем составляет!
БОЯРИН. А может, думает: сколько денег в дорогу взять?
ЦАРЬ. Как же ты змея проклятого одолеешь?
ЕМЕЛЯ.  «Придёт беда – купишь ума»...  Вот теперь и пришло время своим умом жить: что-нибудь придумаю.
НЯНЬКИ. Вот тебе, Емеля, в дорогу хлеб да мёд.
ВОЕВОДА. Топорик возьми!
БОЯРИН (протягивает балалайку). Балалаечку свою не забудь, может, пригодится?
ЦАРЬ.  Бог в помощь тебе, Емелюшка! 
ЕМЕЛЯ. Спасибо, люди добрые! Не поминайте лихом! Или с царевной вернусь или живым мне не быть.

                Кланяется  и  уходит

ЩУКА.  Емеля ушёл и мне «спасибо» забыл сказать! Змей Горыныч его погубит, а я так и буду по земле ходить: и не рыба, и не человек! Пойду за ним следом: теперь куда Емеля, туда и мне путь-дороженька! (Уходит).


                КАРТИНА  ВТОРАЯ

 Дремучий лес. На поляне стоит избушка на курьих ножках. На крыльце  Баба Яга выводит жалобную мелодию на пиле

БАБА ЯГА. Ох, и скукотища-а... Ступа развалилась, летать не на чем, уже, почитай, сто лет нигде не была... Один лес перед глазами. Видеть его больше не могу! Эй, избушка, хоть ты покрутись!

                Избушка поворачивается. Выходит Емеля

ЕМЕЛЯ.  Иду, иду, а конца-края этому лесу не видно. О, избушка на полянке стоит, наконец-то, я к людям вышел. Эге... А избушка-то на курьих ножках! «Избушка, избушка, встань ко мне крылечком, к лесу стеной!».

                Избушка поворачивается

ЯГА. Фу-ты, ну-ты! Русским духом повеяло!
ЕМЕЛЯ. Здравствуйте, бабушка!
ЯГА. Здорово, коли не шутишь! Ты кто такой будешь?
ЕМЕЛЯ. Емеля.
ЯГА. А-а, слыхала я про тебя, слыхала от сороки-белобоки! Она новости на хвосте приносит. А ко мне зачем пожаловал?
ЕМЕЛЯ. Ищу царскую дочку Несмеяну!
ЯГА. И про это слыхала: Змей Горыныч жениться на ней собирается. Он мне уже и приглашение  на свадьбу прислал! (Достает листок, читает). «Злющая Баба Яга...».  Это я! «Приглашаю тебя на свадьбу. Для гостей приготовлено славное угощение: сорок кадушек соленых лягушек!». Вкуснотища!
ЕМЕЛЯ. Этой свадьбе не бывать! (Рвёт приглашение).
ЯГА. Ты что делаешь?! Первый раз за сто лет ворона почту принесла!
ЕМЕЛЯ. Я убью злодея!
ЯГА. Ой-ё-ёй, какие мы грозные! О своей смерти лучше подумай!
ЕМЕЛЯ. Это как это?
ЯГА. Это так это!  Всяк, кто ко мне приходит, погибнуть должен! И ты погибнешь!
ЕМЕЛЯ. Уверена?
ЯГА. Да чтоб мне провалиться в болото! (Топает). А ну, садись на лопату и в печь!
ЕМЕЛЯ. Вот тебе и бабушка! (Садится на лопату, упираясь ногами в печь).
ЯГА. Да не так, не так, Емеля! По-другому садись! Бестолковый! 
ЕМЕЛЯ (дурачась). Сроду на лопатах не сидел!
ЯГА. Ну, и дурачина же ты! Смотри, головушка твоя еловая, как надо!

        Яга показывает, "как надо", и Емеля заталкивает старуху в печь

ЕМЕЛЯ. Ну вот, и погрейся там сама!
ГОЛОС. Емеля, вытащи меня из печки, всю правду про Горыныча расскажу!
ЕМЕЛЯ. А не обманешь?
ГОЛОС. Не обману, Емелюшка!
 
                Емеля вытаскивает Бабу Ягу из печки

ЯГА. Уф! Уф! Жарко мне...
ЕМЕЛЯ. Говори, как мне Змея Горыныча одолеть!
ЯГА. Ишь, ты, шустрый какой! Ничего я тебе не скажу!
ЕМЕЛЯ. Стало быть, обманула?
ЯГА. А то, как же! Профессия у меня такая: людей обманывать!
ЕМЕЛЯ. Эх, бабушка, а ты, оказывается, злая! И не стыдно тебе?
ЯГА. А чего мне стыдиться? Я пятьсот  лет  нечистой силой прожила, людям козни творила и ещё столько же лет вредить буду!
ЕМЕЛЯ. Уверена?
ЯГА.  Да что б мне провалиться в болото! (Топает ногой и проваливается). Караул! Я и впрямь провалилась! Спасай  меня!
ЕМЕЛЯ. Это я мигом, бабушка! Держись!
   
                Емеля спасает Бабу Ягу

ЯГА.  Ох, чуть не утонула...
ЕМЕЛЯ. Видишь, до чего тебя злость довела!
ЯГА. Да я, может, и рада  другой быть, только не знаю, как.
ЕМЕЛЯ. А ты начни жизнь сначала и стань доброй!
ЯГА. Старая я, чтобы добренькой становиться.
ЕМЕЛЯ. Да в пятьсот лет у нечистой силы жизнь только начинается!
ЯГА.  Уверен?
ЕМЕЛЯ. А то!
ЯГА. Яга должна быть злой, об этом во всех книгах написано.
ЕМЕЛЯ. А вот ты мне с первого взгляда показалась очень хорошей.
ЯГА. Нет!
ЕМЕЛЯ. Красивой!
ЯГА. Нет! То есть, «да»!
ЕМЕЛЯ. А глаза такие добрые, добрые...
ЯГА. Ой, не говори мне такие слова, а то сердце как-то поет, а не стучит!  Даже что-нибудь хорошее захотелось сделать!
ЕМЕЛЯ. Вот и помоги мне, бабушка, скажи, как царевну от Змея спасти!
ЯГА. Отгадаешь мою загадку, тогда скажу, а нет – на лопату и в печь!
ЕМЕЛЯ. Опять ты за старое: на лопату, на лопату...
ЯГА. Ну, ладно,  пошутила я! Не отгадаешь – у меня погостить останешься: на балалаечке поиграешь, а я, старая, попляшу!
ЕМЕЛЯ. Загадывай свою загадку, бабушка!
ЯГА. Ну, слушай: «Один костёр весь мир согревает».  Что это?
ЕМЕЛЯ (задумался). Солнце!
ЯГА.  Ишь, ты: угадал!
ЕМЕЛЯ. Открой мне теперь тайну Змея проклятого!
ЯГА.  Так уж и быть. Уговор дороже денег. Слушай, Емеля: живёт Змей в пещере, среди чёрных скал, а перед ними раскинулся густой лес, в котором стоит дуб вековой. В его ветвях – сундучок с хрустальным шаром, красным, как  кровь. Разобьёшь шар – исчезнет Змей!
ЕМЕЛЯ. Понял, бабушка!
ЯГА. Ох, а жалко мне его, окаянного, все-таки родственник, хоть и дальний... Слушай, Емеля: если хрустальный шар станет белым, то Змей не погибнет, а только силу свою потеряет!
ЕМЕЛЯ. А от чего же шар побелеть может?
ЯГА. Ты должен заставить Змея два раза правду сказать и на его каверзный вопрос правильно ответить!
ЕМЕЛЯ. Да-а, трудная задача...
ЯГА. А ты думал! 
ЕМЕЛЯ.  Что ж, придётся  постараться.  Спасибо тебе, бабулечка!
ЯГА. «Бабулечка»... Ой, сердце моё совсем растаяло! Удружила  б я тебе и ступу свою, да развалилась она, уж лет сто не летаю.
ЕМЕЛЯ. А мы ее в один миг починим! Вот здесь топориком поправим, здесь верёвочкой перевяжем.  Вот и готово!
ЯГА. Садись в нее и скажи...
ЕМЕЛЯ. «По щучьему велению...».
ЯГА. Чего-чего?
ЕМЕЛЯ. Да это я так... Забылся.
ЯГА. Скажи: «Ступа, лети по приказу Яги».
ЕМЕЛЯ.  Спасибо тебе за всё, бабушка!  «Ступа, лети по приказу Яги»!  Полетели к дубу высокому!

                Емеля  улетает.  Баба Яга машет вслед

ЯГА. Ах, Емелюшка, добрая душа... Как бы его Змей Горыныч не обманул, ведь у того  три головы, а у Емели – одна... Ой, что это я за человека так распереживалась? Никогда со мной такого не бывало!

        Баба Яга скрывается в избушке. На поляну выходит Щука

ЩУКА. Емеля! Е-ме-ля!
ЯГА. Кто это тут Емелю кличет? Ой! А ты кто будешь-то?
ЩУКА. Щука волшебная!
ЯГА.  А я - старушка волшебная!
ЩУКА. Потому и видите меня... А вы Емелю знаете?
ЯГА. Про него тут все жители лесные знают!
ЩУКА. Неужели, он зло кому-нибудь учинил?
ЯГА.  Что ты, что ты! В лесу говорят, что он зайчат от волка спас, медведицу из капкана освободил, а её медвежат мёдом угостил! Вот! А меня сейчас из болота вытащил!
ЩУКА. Как сердце у Емели подобрело.
ЯГА. Он в царство Горыныча полетел! Известна мне туда путь-дороженька: пройти надо через лес, к скалам чёрным. Там - пещера Змея!
ЩУКА. Спасибо вам, бабушка! Пойду Емелю искать. (Уходит).
ЯГА. Ой, что деется, что деется! Сто лет в моём лесу тишь да гладь была, и вдруг:  Емеля объявился, а щука – вот чудеса-то! – щука по земле бродит, вместо того, чтобы в реке за пескарями гоняться! Сколько всего на свете происходит, а я, старая, сижу в избе и ничего не вижу... Ой, да разве я старая?! Хорошая я, красивая! Так и Емеля мне сказал! А чего я тогда, глупая, в избушке сижу?! Вперед, за Емелей! Эй, щука, подожди! Я с тобой пойду!
 
                Ковыляет за щукой, прихватив пилу


                КАРТИНА ТРЕТЬЯ

              Логово Змея Горыныча.  Несмеяна прикована к стене

ЦАРЕВНА. Ах, печаль-кручина сердце мне разрывает... Где ты теперь, Емелюшка? Полюбила я тебя, а радость недолгой была: Змей Горыныч, проклятый, счастье наше порушил!

                Появляется Змей Горыныч

ЗМЕЙ-2.  Что, Царевна, всё  по Емеле убиваешься?
     1.  А на меня и взглянуть не хочешь?
     3.  Пойдёшь  за меня замуж?               
ЦАРЕВНА. Никогда мне за тобой не бывать!
ЗМЕЙ-2. Хорошо подумала?
ЦАРЕВНА. Я Емелю люблю! А тебя и видеть не хочу!
ЗМЕЙ-2. Так ты больше никого и не увидишь!  Фыр! Фыр! Горыбра!

                Скалы сдвигаются

ЦАРЕВНА.  Прощай, белый свет!! 
ЗМЕЙ-2. Ох, тяжко мне вдруг стало... А ну, дыхнём огнём!
     1. Один дым идёт, а пламени нет.
     3. Силушка убывает.
     2. Видать, добрался кто-то до заветного сундука и шар хрустальный похитил!

          На ступе приземляется Емеля. Змей прячется за скалу

ЕМЕЛЯ.  Вот они, скалы чёрные...

             Сзади подкрадывается Змей.  Емеля оглядывается

ЗМЕЙ- 1, 2, 3.  Разорву! Уничтожу! Изжарю огнём! Фыр! Фыр!
ЕМЕЛЯ. Чего расфырчался?! Теперь твоя жизнь – в моих руках!

                Показывает змею шар

ЗМЕЙ- 1. Вот почему сила убывает!
      2. Отдай мне шар, Емеля!
      3. А я тебе за это злата-серебра дам!
ЕМЕЛЯ. Не нужны мне твои сокровища!
ЗМЕЙ-2. Чего же ты хочешь?
ЕМЕЛЯ. Верни мою царевну!
ЗМЕЙ-2. Да нет её здесь: сбежала!  Уже во дворце, наверное, тебя дожидается!

                Шар красный

ЕМЕЛЯ. Врешь, Горыныч!  (Подбрасывает шар).
ЗМЕЙ-1 (трусливо). Не урони!!
ЗМЕЙ-3 (трусливо). Не разбей!!
ЕМЕЛЯ. Говори, где Несмеяна?! (Поднимает шар). Или я сейчас...
ЗМЕЙ-1, 3.  Я  царевну в скале замуровал!

                Шар мигает

ЕМЕЛЯ. А шар-то побелел! 
ЗМЕЙ-2. Зачем вы сказали ему правду, глупые головы?! (Тихо). Мы же силу свою потерять можем...
ЗМЕЙ-1,3 (опустив головы). А мы испугались...
ЕМЕЛЯ. Несмеяна в чёрной горе замурована? Освободи её, Змей Горыныч!
ЗМЕЙ-2. Давай меняться: я тебе – царевну, а ты мне - шар!
ЕМЕЛЯ. Я согласен.
ЗМЕЙ-2. Прикоснись ладонями к скале!

  Емеля сомневается, но всё же кладёт шар на землю и оборачивается к скале.

ЗМЕЙ-2. Моя сила теперь к тебе перешла! Сейчас камни разрушатся, и ты увидишь свою Несмеяну!
   
  Шар - краснеет, но доверчивый Емеля этого не видит: он опирается ладонями о скалу. Змей «на цыпочках» подбирается к шару, и только в последний момент, с помощью зрителей, Емеля успевает его забрать.

ЕМЕЛЯ.  Ах, змей коварный!! (Поднимает шар над головой). Пришла твоя смерть!!
ЗМЕЙ- 1,3. Не губи, Емеля!!
      1.Чтобы скалы рухнули, ты должен сказать слова, которые сердце твоё преобразили...
      3. И тебя другим человеком сделали!

                Шар мигает

      2. Трусливые головы!  Вы же второй раз сказали ему правду!
ЗМЕЙ- 1, 3 (опустив головы). А мы опять испугались...
ЗМЕЙ- 2. Ну, Емеля, что ты должен сказать, чтобы освободить Несмеяну? 
ЕМЕЛЯ. Да-а, тут подумать надо...
ЗМЕЙ-2. Подумай, если есть, чем думать! (Головы Змея смеются). Можешь три раза отвечать, но если не угадаешь: царевна навеки в скалах останется!
ЕМЕЛЯ. А-а, я знаю: «По щучьему велению, по моему прошению чёрные скалы - расступитесь»!
ЗМЕЙ- 1, 2, 3. Ха-ха-ха!
      1. Не угадал - раз!
ЕМЕЛЯ. Братья сказку рассказывали, а в ней от волшебных слов пещера в горах открывалась... Вспомнил: «Сим-сим, откройся!».
ЗМЕЙ- 1, 2, 3.  Ха-ха-ха!
      3. Не угадал - два!
ЕМЕЛЯ (в отчаянии, бросившись к стене). Царевна! Не знаю я, как помочь тебе?!
ЗМЕЙ-2. Не угадал...
ЕМЕЛЯ. Я люблю тебя!
ЗМЕЙ-1,3.  Угадал...

  Шар становится белым. Грохот. Исчезают скалы. Цветочная поляна, рядом речка. Царевна бежит к Емеле

ЦАРЕВНА. Емелюшка! 
ЕМЕЛЯ. Царевна!
               
                Берут друг друга за руки
 
ЗМЕЙ (собирая цветы). Ой, красиво-то как... Полянка... Цветочки...

                Вбегают Баба Яга и Щука

ЩУКА. Молодец, Емеля, одолел Горыныча!
ЯГА.  Не губи Змеюшку, пожалей окаянного! 
ЕМЕЛЯ. Да зачем его губить-то? Он же теперь безобидный, бабушка. Вон, цветы собирает.
ЗМЕЙ-2. Как же мне теперь на свете жить?
     1. Я умел только людей обижать!
     3. А больше я ничего делать не умею...
ЯГА. Хватит в лесу сидеть! Мы с тобой в городах да селах ребятишек будем веселить!
ЗМЕЙ. А как это – веселить?
ЯГА. Я буду деток на ступе катать, а ты – в три голоса песни петь!
ЕМЕЛЯ. Возьмите, бабушка, балалайку мою!
ЯГА. Вот спасибо, Емеля!  А я тебе пилу свою подарю, может, и пригодится когда?
ЕМЕЛЯ. Счастливого вам пути!               
ЯГА. Прощайте все! У нас теперь дел невпроворот, отдыхать некогда. Пошли, Горыныч, народ созывать:
                «А, ну-ка, Змеюшка,
                Ходи-похаживай!
                Вот так, развернись,
                Добрым людям покажись!».

                Баба Яга и Змей Горыныч уходят

ЕМЕЛЯ. Царевна, тебя люди  Несмеяной  прозвали. А как имя твоё?
ЦАРЕВНА. Меня Любавой зовут.               
ЩУКА. Любовь! Во, как!               
ЕМЕЛЯ (щуке, тихо). Чего дальше-то говорить?
ЩУКА. Я – рыба, а ты – человек, сам должен догадаться.
ЕМЕЛЯ. Выходи за меня замуж, Любава, если я... Если ты...
ЦАРЕВНА. Я согласна, Емелюшка! Любимый мой...

            Смущённая царевна отходит и собирает цветы

ЕМЕЛЯ.  Любимый... (Щуке). Видать, твоё веление всё-таки исполнилось?
ЩУКА. Глупый ты, Емелюшка: по чужому повелению полюбить нельзя.         
ЕМЕЛЯ. Любавушка, а теперь самое время дом построить и свадьбу играть! Ради тебя я всё смогу: не по щучьему велению, а по своему умению. Вот тут и будет наш дом стоять! Где топорик, где пила бабушкина? (Берет инструменты). Эх, взялись!
ЩУКА. А я помогу вам, Емеля! По своему желанию!
 
                Щука помогает Емеле и царевне строить дом

ЕМЕЛЯ. Принимай работу, хозяюшка! (Царевна входит в дом). Теперь не стыдно Царя-батюшку и весь народ честной на свадьбу пригласить!
ЩУКА.  Эй, птицы лесные, зовите гостей!
ЕМЕЛЯ (щуке). А тебе, Щука, большое спасибо! (Низко кланяется). 
ЩУКА (растроганно). Наконец-то, Емеля «спасибо» сказал, да ещё и поклонился! Теперь мне можно домой возвращаться. Прощай, Емеля! Помни: что людям желаешь, то и сам добудешь! Как аукнется, так и откликнется!   

             Превращается в рыбу. Емеля опускает щуку в речку

ЕМЕЛЯ. Плавай на здоровье!
 
  Шум. Это подъехали Царь с Воеводой, братья с невестками и весь народ. Царевна выходит из дома

СЕМЕН. Глазам своим не верю: Емеля наш – чистый да пригожий!
ЛУКЕРЬЯ. Взгляд – соколом!
МАРЬЯ. Вид – бравый! Куда наш Емеля чумазый делся?!
ВАСИЛИЙ. Да ты ли это, брат?!
ЕМЕЛЯ. Того Емелю, что на печи лежал, вы больше не увидите.
ЦАРЬ. А дом-то какой красивый! Люди сказывают, что это щука волшебная наколдовала?
ЕМЕЛЯ (хвастливо). Нет, Царь-государь! Это я, своими руками!
ЦАРЕВНА (укоризненно). Емеля...
ЕМЕЛЯ (смущённо). Это мы. Все вместе построили!
ЦАРЕВНА. Добро пожаловать к нам, гости дорогие!
ЦАРЬ. Батюшки! Дочку не узнать! Где слёзы да капризы? Ну, просто другим человеком стала!
БОЯРИН. Чудеса, да и только!
ЦАРЬ. Вот, что любовь с людьми делает!
ВОЕВОДА. Ура! Ура! Ура!

              ВСЕ  СЧАСТЛИВЫ!  ФИНАЛЬНОЕ  ВЕСЕЛЬЕ


                ПОКЛОН   
         
                *********************


               
                ВОЕВОДИН  ВИКТОР  ПЕТРОВИЧ
                Москва.      
               
                viсtorvoevodin@yandex.ru









 


Рецензии