Сказ про то, как царь Пётр в Европу ездил

               

                ВИКТОР  ВОЕВОДИН





               СКАЗ  ПРО  ТО,  КАК  ЦАРЬ  ПЁТР  В  ЕВРОПУ  ЕЗДИЛ


                (Пьеса для театра  кукол в двух действиях)



                ДЕЙСТВИЕ  ПЕРВОЕ

                Часть 1. Скука

  Длинный корявый Пётр сидит на троне, подперев голову. Рядом в шубах и шапках потеют бородатые бояре-чурбачки. Скука...
  Издали доносится протяжная песня. Муха, жужжа, усаживается на барабан. Царь  берёт палочку и с громким стуком убивает насекомое. Увлекается и начинает отбивать марш. Бояре не реагируют. Петр прекращает стучать. Вздыхает. Зевает.
  Выходит Кукольник и начинает представлять «Петрушку».
    - Скуш-шно...
  Кукольника прогоняют.
      - Ваше Величество, анисовка!
  Царю подают кубок. Пётр выпивает, оживляется, куражится... Шатаясь, подходит к боярам и выстукивает на их головах музыкальную партию, как заправский ударник.
  Трещат лбы, но бояре безмолвствуют. Снова слышна протяжная песня. Пётр бросает барабанные палочки и выходит из палат на двор. Соломенные безликие придворные кланяются царю. Не приветствует его только один пьяный мужичок. Горланя песню, он идёт на царя. Удивлённый Пётр бьёт его. Мужик падает, встаёт и бросается с руганью на обидчика. Царь разъярён, из глаз - «искры»: соломенный мужичок вспыхивает и сгорает.
  Пётр зевает, перешагивает через догорающего пьяницу и идёт к ручью. Достаёт из-за пазухи маленький кораблик с белым парусом и пускает его в плавание.
  Слышатся крики птиц. Пётр поднимает голову. В облаках плывут большие корабли. Царь трясёт хмельной головой, умывается водой из ручья и снова глядит в небо. В тёплые края улетают белые птицы, похожие на тех, что вырезают на Беломорье.
  Вдруг со свистом на царя что-то... капает. Пётр трогает голову и восклицает, как греческий мудрец:   
    - Эврика! По примеру перелётных птиц следует нам отправить Великое Посольство Московское в иноземные страны!
  Царь указывает на придворных.
    - Со мной поедут... ты... ты... и ты!
    - А можно я? – выходит из деревянно-соломенной толпы «двойник» сожжённого пьяного мужичка.
    - Ну, и ты...  -  милостиво разрешает Пётр.
  Забегали бояре-чурбачки, князья-пеньки и соломенные фигурки...
  Карета появилась, маленькая, как сама Европа без России. Царь усаживается и пробивает головой крышу. Полтуловища торчит снаружи.
    -  Аз есмь инкогнито!
  Народ в ужасе восклицает и крестится.
    - Это значит, что никто в Европе не должен знать, что в Посольстве едет царь.
 Поеду, как бомбардир Пётр Михайлов! Смекаете, почему?!
  Народ не понимает, почему православному царю надо прятаться от иноземцев, но на всякий случай согласно кивает головами:
    -  Ага-а, смекаем... Знамо дело... Расчухали...
  Мужичок, допущенный к путешествию, пристраивается на карете, но его оттуда прогоняют вельможи. Тогда он, повздыхав, впрягается в оглобли вместо лошади. Процессия трогается...
  Напевая, выходит Кукольник. На его накидке нарисованы берёзы, деревянные избы с соломенными крышами, колоколенки. Кукольник крутится, и карета Петра «едет» по стране. Вся Россия провожает царя. Столпившиеся люди-игрушки - гжельские, богородские, каргопольские, хохломские - проплывают мимо Великого Посольства.
  Наконец, карета упирается в шлагбаум. Затихает русская песня. Звучат непривычные балтийские мелодии...


                Часть 2. Рига


  Балтийское море. Волны с шумом разбиваются  о берег. Пётр бежит по песку, радуется, как ребёнок, кружится среди чаек. Вдруг он замечает крепость. Достаёт линейку и очень серьёзно начинает измерять башню, стены. Часовой-салака, высунувшись из башенки, кричит на русского царя, грозит ружьём.
  Посольство отправляется дальше и вскоре приближается к Риге. Пётр уходит смотреть старую площадь.
    - Где обед? – рычит он, вернувшись с прогулки.
  Придворные молча указывают на купца, позади которого висит дощечка с цифрами. Пётр указывает на хлеб. Купец подрисовывает к цифре один нолик. Царь указывает на фрукты, на мясо. Купец добавляет ноли...
  Злой Пётр разворачивается и идёт в таверну. Её хозяин приглашает Петра к бильярдному столу. Царь с удивлением рассматривает кий, ударяет по шарам... После каждой его неудачи хозяин хохочет. Царь выходит из себя: бьёт хозяина и загоняет его под стол. Погрозив ему, он ломает кий и исполняет на барабане боевой победный марш, будто обещая расплатиться с этим городом за все унижения! Что и сбудется впоследствии...
  И снова выходит Кукольник. Карета с торчащей головой Петра приближается к Восточной Пруссии. Об этом нам говорит накидка Кукольника, на которой изображены  форты, Королевский замок, Кафедральный собор, краснокирпичные домики...


                Часть 3. Друг Фридрих


  Карета с царём на площади Кёнигсберга. Подходит король Пруссии Фридрих – это две гильзы со шпорами, над которыми торчит голова в треуголке с косичкой. Остальные придворные пруссаки также сделаны из гильз и ядер, а дамы сложены из янтарных украшений. Все они в почтении замерли поодаль. Фридрих обращается к Петру:
    -  Царь?
  Пётр отрицательно мотает торчащей головой и неуверенно представляется:
    - Аз есмь... Урядник Преображенского полка Пётр Михайлов...
    - Ай-ай-яй...  -  стыдит его Фридрих.
  Пётр вылезает и, потупившись, признаётся:
    - Ну, царь, царь...
    -  Виват, царь Питер! – кричит Фридрих, и музыканты тут же начинают играть  торжественный марш.
  Приносят поднос с двумя маленькими рюмочками. Фридрих, взяв одну, предлагает Петру другую.
    -  О-о-о... - разочарованно тянет русский царь и хлопает в ладоши. - Подайте хлебного вина!
  Приносят два кубка.
    -  Виват, Фридрих! – провозглашает Пётр и выпивает до дна.
    -  Ох-ё-ё-ё... – только и может выдохнуть король, осушив внушительный сосуд.
  Палят пушки. Пётр в восторге бежит к ним, поджигает фитили и стреляет. Одно из ядер попадает в часы на башне. Царю вручают аттестат.
    -  Виват, царь Питер! – снова кричит Фридрих, и небо тут же расцвечивается огнями фейерверка.
  Пётр восклицает от радости, бросается в огни и кружится в разноцветном вихре. Его «верхняя оболочка» сгорает, и свита видит обновлённого царя.
    - ЗдОрово! Виват, царь Фридрих!
  Фридрих опять выпивает и заметно шатается. Ноги–гильзы постукивают друг о друга.
    -  Битте, «зоо»! - приглашает он Петра на звериную забаву.
  За маленьким ограждением дерутся лев и носорог. Фридрих показывает на льва. Пётр, разобравшись, что к чему, - на носорога. Ударяют по рукам, заключив пари. Носорог бодает льва. Пётр радуется. Приносят кубки. Пьют. Лев, вскочив, отбрасывает носорога. Фридрих кричит от восторга. Кубки тут, как тут. Король допивает и, вывалившись из сапог, падает за ограждение.
  Лев приготовился броситься на тщедушное тельце Фридриха. Пётр бросается вниз, и, прижав друга к груди, выносит его из зверинца. Пруссак тронут до слёз.
    - Ах, брат Питер...
  Вельможи короля аплодируют шпорами: "Браво, браво!". Фридрих запрыгивает в свои сапоги-гильзы и лично поджигает фитиль пушки.
  Грохот. Ядро вычерчивает в небе: «Виват, царь Питер!».   
   - Ах, брат Фридрих...
  Пётр тоже поджигает пушечный фитиль. Холостой выстрел. Царь сердится, подзывает к себе соломенного мужика из свиты, запихивает его в пушку и снова стреляет. Горящий мужик летит в небо, и там появляется огненная надпись во славу короля. 
    - Херр Питер, - недоумённо и даже осуждающе говорит Фридрих, - у тебя характер твоей страны: ты и очень добрый, и очень злой.
    - Да, ла-адно... - отмахивается Пётр.
    - Виват! - кричит хор придворных короля.
  Все чокаются и пьют.  Пустые кубки исчезают и появляются снова наполненными. Фридрих умоляюще смотрит на Петра.
    - О, найн... Мне уже хватит...
    - Это - последняя. На посошок! По-вашему: на-ауфвидерзейн!
    - А-а-а...
  Прусский король собирается с силами и пьёт... Пётр садится в карету, машет новому другу и уезжает. Фридрих, оставшись один, икает, затем поочередно выливает из сапог-гильз «хлебное вино». С облегчением вздыхает и падает в кровать, шепча перед тем, как уснуть:
    - О, как русские любят много тринкен...
  Кукольник, покрутившись, без слов представляет дальнейшее путешествие. Звучит красивая музыка. Германия.


                Часть 4. В Германии

  Пётр, прикрыв лицо, едет по старому городу. Обгорелый соломенный мужичок тянет карету и не перестаёт удивляться:
      -  Мать честная! В Неметчине все хаты - из камня!
  Из переулков выбегают немцы. Это - керамические и стеклянные пивные кружки.
      - Херр русиш царь!
      - Найн! Я есть Пётр Михайлов, бомбардир.
      - Хер Питер, - окружают путешественника немцы-кружки, - тринкен айн биер, битте!
  Появляется пузатый немец-пивная бутылка. Рявкает на собравшихся, и толпа сразу разбегается.
  Знатный немец провожает Петра в замок. В главном зале их встречают богато разодетые пивные бутылки и две курфюрстины - флакончики с духами. Царь, сконфузившись, закрывает лицо руками.
      - Ах, шённэ, шённэ! - в восторге шепчет одна из дам ароматным облачком.
  Курфюрстины берут царя под руки, беседуя, проводят в галерею. Пётр с восхищением рассматривает скульптуры и картины знаменитых мастеров. Довольные дамы ведут его за обеденный стол. Перед царём лежит салфетка. Пётр вертит её в руках. Начинает вытирать лицо, шею, руки... Курфюрстины качают головами:
      - Найн.
 Петр чистит салфеткой сапог. Женщины опять качают головами:
      - Найн!
 Петр шумно сморкается в салфетку. Курфюрстины в ужасе:
      – Найн!!
 Только теперь они прикрепляют свои салфетки, куда положено.
      - А-а-а... - доходит до гостя, и он запихивает край грязной салфетки за воротник.
  Одна из дам падает в обморок. Приносят кушанье. Пётр начинает громко чавкать. Вторая дама падает в обморок. Царь конфузится. Дамы поднимаются, и одна из них делает знак рукой. В зале появляется  пучок макарон – это хор итальянских певцов. Как только они начинают петь, дамы утирают глаза от восторга.
  Пётр, скучая, глядит то на них, то на итальянцев. Вдруг его осеняет какая-то мысль: он встаёт и идёт к певцам, растопырив руки, как для объятий. Дамы радостно подпрыгивают:
      - Ах, русский царь полюбил итальянские песни!
  Пётр проходит сквозь макаронный строй, сломав парочку солистов. За хором, в углу, лежит его барабан. Царь начинает вдохновенно играть на любимом инструменте, а слуги – на рожках.
  Итальянцы ретируются из зала. Дамы разочарованы.
     - Ах, он любит свою варварскую музыку...
  Пётр, как шаман, стучит в барабан, затем бросается в пляс, увлекая дам в зажигательную вакханалию. Вдруг он замирает, ощупывает женщину, стучит по талии: звук барабана! Пётр потрясён. Курфюрстины смеются:
      - Дас ист корсет!
  Царь снова бросается в пляс, ударяя не только в барабан, но и по талиям танцующих. Наконец, все устало садятся в кресла.
      - Это наша музыка! – гордо говорит Пётр и наливает всем в большие кубки хлебное вино.
  Дамы, пошептавшись с главным молчаливым вельможей, ведут гостя в храм.  Маленький человечек в закрытом капюшоне проходит мимо длинного Петра. Царь начинает хохотать над этой козявкой, но первые же звуки органа заставляют его окаменеть. Руки человечка порхают над клавиатурой, как белые чайки над морскими волнами. Слетает с царя очередная корявая оболочка. И вот уже мощные аккорды органа подхватывают Петра, и он, невесомый, парит в воздухе...


                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

                Часть 5. В стране тёплых мельниц

  ...И вот уже мощные аккорды органа подхватывают Петра, и он парит в воздухе.
  Приземляется царь уже в Голландии, где его встречают неторопливые, важные мужчины, похожие на мельницы с ветряками. Они одеты в нарядные камзолы, шляпы и башмаки, а некоторые ещё и покуривают, дымя длинными трубочками. Русского царя приглашают в город.
  Пётр любуется старыми улочками. Задирает голову вверх: на кирхе красный петух сидит.
    -  В Россию!
    -  Кунсткамера! – объявляет важный господин.
  Царь рассматривает собрание редкостей. Подивившись на чучело крокодила и на других чудищ, он приказывает:
      - В Россию!
  Петра подводят к микроскопу и любезно предлагают поглядеть в окуляр. Царь, не чуя подвоха, соглашается и вскоре, потрясённый, шарахается от увеличенных, жутковатых палочек-бактерий, кишащих перед глазами... 
  К вечеру, пройдя по торговым лавкам, щедрый русский гость нагружен покупками, среди которых: картины, курительные трубки, микроскопы, коньки и ещё много других удивительных мелочей. Несмотря на усталость, царь в восторге от прогулки.
    - Всё - в Россию!
  На другое утро голландцы приводят Петра на верфь. Падает с царя ещё одна оболочка, а под ней - тельняшка. Пётр поднимается на недостроенный корабль и начинает работать. Мастер приказывает:
    - Питер Михайлов, помоги донести якорную цепь!
  Долговязый матрос кивает и бежит помогать другим работникам. Толпа на верфи удивляется:
    - Это, правда, русский царь?!
  Пётр, не замечая любопытных, плотничает, измеряет, чертит... Наконец, корабль готов. К трапу подходит старый голландский моряк и дарит почётному гостю живую обезьянку. Растроганный царь обнимает "морского волка" и вместе со свитой поднимается на палубу.
  Тепло машут на прощанье ветряки-мужчины и тюльпаны-женщины. Пётр, поднявшись на капитанский мостик, попыхивает длинной трубкой и машет мастеровым людям. Даже дикая обезьянка кричит что-то доброе всем провожающим...
  В духе страхов той эпохи, Кукольник представляет полное опасностей морское путешествие царя: то кит хочет проглотить кораблик, то огромный спрут нависает  над ним...


                Часть 6. В тумане

  Знаменитый лондонский туман. Утро. Русское посольство, побеждённое «зелёным змием», спит вповалку. Кругом следы вчерашнего возлияния. Кто-то храпит, кто-то, приподняв голову, жадно пьёт воду, кто-то охает...
  Всю эту картину видит английский король Вильгельм, пришедший поприветствовать русского монарха. Свита короля застыла в недоумении. Кто-то из русских пукает. Англичане возмущённо и шумно направляются к выходу, зажав носы. От их криков просыпается Пётр. Он вскакивает и, полуодетый, обнимает Вильгельма. Тот нехотя присаживается на стул. Сделать это ему непросто, ведь англичане – это клюшки для гольфа и чайные чашки.
    - Ваше величество, пора пить чай! – докладывает пузатенький чайничек и начинает разливать в министров ароматную, горячую жидкость.
  И тут громко бьют часы. Перепуганная обезьянка прыгает на короля, вцепляется ему в голову и срывает парик. Вильгельм в бешенстве. Пётр успокаивает его, затем бежит к сундуку, достаёт бумажный кулёк и протягивает королю. Тот разворачивает подарок, а там - ещё свёрток. Разворачивает. Разворачивает... Хмурый Вильгельм недоумевает:
      - Это что, шутка?!
  Наконец, он гневно развернул последний кулёк, а в нём - огромный рубин. Все поражены. Король доволен и, подобрев, уже радушно прощается с русским царем.
  Пётр, надев костюм на голландский манер, украшенный красными лентами, знакомится с Лондоном. Вот перед ним запрыгали перчатки-боксёры. Царь укладывает их двумя ударами в нокаут и приказывает:
     - В Россию!
  Бегают по полю футболисты. Пётр забирает мяч:
    – В Россию!
 Монетный двор. Работает машина, катятся новенькие денежки. Пётр восхищён:      
    - В Россию!
  Царя приглашают в парламент. Жаркие дебаты смешно одетых людей непонятны Петру. Он скучает, не слушая тарабарщину сотен париков. Вельможа из посольства угодливо спрашивает:
    - Это тоже в Россию?
    - Нет... -  зевает Пётр. - Скушно, как с моими боярами.
  Он засыпает, и его голова гулко ударяется об стол. Парики радостно поздравляют друг друга – закон принят, а председательствующий недоуменно смотрит на свой молоточек, которым он не стучал.
  Пётр просыпается и выходит из парламента. Навстречу – похоронная процессия. Царь с удивлением рассматривает гроб и приоткрывает крышку. Покойник, сердито побурчав про то, что ему не дают покоя даже после смерти, вскакивает и убегает. Пётр бросает свите:
    - Гроб - в Россию!
  Царь идёт в театр, где его поджидает английский король. Занавес открывается. На сцене танцует прекрасная балерина. С потрясённого Петра слетает ещё одна оболочка. Балерина и царь встречаются и... Два светлых призрака танцуют и растворяются в звёздной  туманности.
  ...Лондон накрывает сырая пелена, такая же, как перед глазами Петра. Влюблённый забыл о приличиях и о времени. Идут дожди... Падают жёлтые листья... Закружился снежок...
  Король и его свита раздражённо обсуждают роман загостившегося русского царя, но тут выходит Кукольник и представляет интермедию:  «Стрельцы взбунтовались».
  Пётр, озверев от известия, крушит в доме всю мебель и начинает собираться к отъезду. Он грузит купленные вещи на корабль.  Вертит петуха, крокодила и других тварей, не зная, куда их пристроить. Открывает крышку и кидает всех в гроб.
  Соломенный мужичок из трюма вылез, перекрестился и боязливо полез на рею. Корабль распускает паруса и плывёт с попутным ветром. Над берегом парит печальная балерина. Больше царя никто не провожает.


                Часть 7. В России...

  Пётр замер перед кремлёвской стеной: злой, страшный... От ярости не помнит, что он только что из культурных стран возвратился... Внимают царю бояре да соломенные простолюдины, а среди них – всё тот же мужичок. Стоит, Бога молит, чтоб сердце царя смягчилось...
  Начал Пётр бить в барабан, затем по знатным головам прошёлся. Отвалились у бояр бороды, но никто и слова не вымолвил. Подошёл царь к стрельцам, зарычал на несчастных и топор в руки взял...
  Слетели с ног Петра щеголеватые красные ленточки-подвязки, похожие на ручейки крови. Потекли они по земле, выросли в размерах и слились в широкую реку.
  Диковинные чудища, купленные в Европе для общего блага и просвещения Отечества, вылезли из гроба и стали встречных людишек на куски рвать. Обезьянка по деревянным улочкам побежала, своим видом и визгом всех жителей до смерти перепугала...
  Красный петух поднял клюв, прокукарекал и над городом полетел. На дом опустится – загораются хоромы. На человека сядет – и тот вспыхивает, как костёр.
  Крови уже столько, что река стала походить на море. Побарахтался в нём соломенный мужичок, что в огне не сгорал, да и сгинул...
  Сидит Пётр в гробу. Вокруг - ни одной живой души. Старые корявые оболочки царя откуда-то приплыли, на багровых волнах закачались. Пусто... Страшно...
  Знакомая музыка послышалась, и в небесном мареве появилась балерина. Увидел её Пётр, поднялся, руки протянул, шаг сделал и... гроб перевернулся. Набросились на царя заморские твари и разорвали на части. Забурлило кровавое море так, что волны поднялись до неба. Зависло над Москвой огненное зарево...
  И тут вдруг вышел на берег перемазанный кровью «утопленник», всё тот же соломенный мужичок. В руках держит кораблик, который Пётр перед своим путешествием в плавание отправил. Покряхтел мужичок, огляделся и увидел корявый длинный чурбан с головой царя. Помолясь, положил в него вместо сердца кораблик. Прикрепил к чурбану оторванные руки боярина. Подумал, подумал и от соломенного слуги ноги взял. Собрал нового Петра, встал над ним да негромко протяжную песню запел.
  Ожил царь, сел, вздохнул. Мужичок рядом примостился, штоф достал, Петру протянул. Выпил царь. Мужик выпил. Помолчали. Поглядели, как огненное зарево в тихий рассвет переродилось. Мужик опять затянул душевную песню, да вдруг испугался, на Петра посмотрел, а тот тихо подхватил напев. Ещё выпили и опять запели. 
  Поднялись бояре да соломенные люди, песню подхватили, танцевать стали.  Закружился над ними красный петух, выбирая новую жертву...
  А высоко под облаками плывут белые птицы, вернувшиеся из чужеземных стран домой... Или это снова клин кораблей?

                1998-2004-2021



                КОНЕЦ


  Воеводин Виктор Петрович
         Москва.
   viсtorvoevodin@yandex.ru


Рецензии