Вся жизнь препятствий полоса

Женский пол давно перестал быть слабым. Профессий, в которых женщина не могла бы занять достойное место, не так много. В их числе забойщик скота, испытатель боевых и спецмашин, водолаз, взрывник, плотник и другие. Многие могут не согласиться, но я бы, например, разделила женские профессии на четыре вида: тяжелые, сильные, психологические и прочие. Тяжелые — это те, где можно встретить женщин с кирпичом, лопатой, со сваями и со шпалами. Сильные — прокуратура, силовые структуры, МЧС, скорая помощь, цирк. Психологические — врач, учитель, адвокат… Но есть профессия, которая сочетает в себе все вышеуказанные — каскадер. Вспомните боевик или приключенческий триллер. Крутые виражи, гонки на автомобилях, перестрелки, пожары и прочие яркие впечатляющие трюки. Главные героини горят, падают, подрываются в кадре. Вы видите их лица, а не лица каскадеров, которые остаются в тени кадра и великодушно дарят славу храбрецов актерам.
Кто это? Отчаянные леди или адреналинщицы? С этим вопросом я обратилась к одной из первых женщин-каскадеров, единственной в России женщине — постановщику трюков Варваре Никитиной. Встретились мы в Минске. Варвара дублирует героиню полнометражного художественного фильма «Пес Рыжий», съемки которого проводит кинокомпания Nonstop MEDIA. С режиссером этой картины Уильямом Де Виталем она уже работала на белорусской земле в проекте «Мы, братья».

О мечте

—;С 10 лет я мечтала стать каскадером. Большое влияние на меня оказало советское кино — фильмы «Не бойся — я с тобой», «Неуловимые мстители» и другие. Мне очень хотелось, как и героям этих фильмов, скакать на лошади, прыгать через огонь. В нашей семье к кино никто не имел никакого отношения. Я занималась профессионально художественной гимнастикой, училась в спортивном классе. Кстати, в детстве у меня было прозвище Варька-каскадер. Когда мы находились на спортивных сборах, я всегда могла куда-то взобраться, откуда-то спрыгнуть, то есть была активным ребенком. При этом была очень скромной и даже где-то некоммуникабельной девочкой. Когда окончила школу, приехала на «Мосфильм» в трюковый отдел. Там попыталась убедить мужчин, мол, я мастер спорта по художественной гимнастике, очень хочу быть каскадером и подхожу на 100 %. Мне просто сказали, что это не женское дело и указали на дверь. Для того чтобы не расстраивать родителей, я поступила в горный институт. Причем выбрала его случайно, проезжая мимо вуза на троллейбусе. Кстати, два года подряд я поступала на географический факультет МГУ.;Когда в очередной раз потерпела фиаско, мне уже стало все равно, где учиться. Моя первая специальность — «инженер-маркшейдер». Позже окончила институт имени Плеханова по специальности «предпринимательская деятельность». Это уже был осознанный выбор. В то время я занималась организацией своей студии каскадеров, и мне были необходимы знания в этой области.

О карьере

—;Однажды в институте я увидела объявление о наборе на каскадерские курсы. Это был 1989 год. Курсы были созданы на коммерческой основе: там учили подводному плаванию, прыжкам с вышки, стрельбе из лука и пистолета, рукопашному бою и скалолазанию. На кастинг тогда пришло около полутора тысяч человек, половина из них — девушки. Кто-то ушел после первых синяков, кто-то вообще приходил на кастинг в поиске мужа. В итоге остались только те, кто действительно видел себя в профессии каскадера.

Через полгода после начала занятий на курсы приехал актер, каскадер и режиссер Андрей Ростоцкий. К сожалению, он погиб в 2002 году, сорвавшись с 30;метровой высоты со скалы у водопада, когда выбирал места съемок для фильма «Моя граница». В то время он снимал свою первую картину «Зверобой» и искал девушек для исполнения трюковых ролей ирокезок. Мои внешние данные — длинные волосы, черные глаза — подходили под образ ирокезок. Так я оказалась на съемочной площадке и стала работать в качестве каскадера. Затем меня стали приглашать другие постановщики трюков. Путь был тяжел и тернист, но приносил драгоценный опыт. В один из дней мне просто позвонили из Гильдии каскадеров России, которую возглавляет Александр Иншаков, и пригласили прийти. Там молча, без пафоса и каких-либо похвальных речей вручили членский билет. Я была первой женщиной-каскадером, которая стала членом этой ассоциации. Позже получила удостоверение постановщика трюков.

О профессии

—;Расталкивать локтями мужчин и доказывать, что ты что-то можешь в профессии, к счастью, не приходилось. Весь вопрос был в ответственности, которая лежала на мне. Если в выполнении трюков доводилось допускать хоть какую-то оплошность, сразу говорили — потому что баба. Мужчине-каскадеру это списали бы на обстоятельства, женщине промахов не прощали.

Я человек тщеславный и допустить подобного не могла. Всегда и во всех обстоятельствах выкладываюсь на сто процентов. Для меня всегда важно признание коллег-каскадеров. Мне все равно — понравилось или не понравилось исполнение трюка съемочной группе, соседке по этажу или еще кому-то. Самое главное — признание собратьев по цеху.

О трюках

—;Я работаю по всем направлениям трюков, кроме конных. Конники — это отдельная группа каскадеров. Они имеют своих, специально подготовленных лошадей. Делаю автомобильные трюки, различные падения, высотку. Очень люблю водные погружения. Как и большинство профессиональных каскадеров, имею удостоверения и допуски к работе под водой, на высоте и с пиротехникой. Однако ближе всего мне автотрюки. Очень много трюков выполняла с пиротехникой — не один раз доводилось гореть.

О страхах

—;Когда говорят, что каскадерам неизвестно чувство страха,;— лгут. Страшно каждый раз, когда выходишь на площадку. И эти страхи приходят с опытом. Да, когда я только начинала карьеру, мне не было страшно. Был просто какой-то бешеный кураж и желание все сделать как можно круче и эффектней. Потом раз травмируешься, второй раз что-нибудь сломаешь, в третий — увидишь, как кого-то унесли на носилках, в четвертый — доставишь друга в НИИ скорой помощи имени Склифософского. Так, с опытом приходит понимание, чем чреват тот или иной трюк.

Кстати, страхи бывают разные. Иногда страшно до оцепенения, а порой страх придает четкости, собранности. Мой вариант — второй.

О поисках себя

—;Когда родилась дочь, на четыре года (с 1997 по 2000) ушла из профессии каскадера. Посчитала, что не вправе рисковать собой. К этому времени за спиной уже было второе высшее образование — институт имени Плеханова. Работала директором театра музыки и поэзии Елены Камбуровой. Работа мне очень нравилась. Мы получили помещение, необходимо было все организовывать. Но когда процесс оказался налажен, мне стало скучно. Я понимала, что это не мое, задыхалась от скукоты. Тайком ездила на съемки, выполняла трюки, которые считала безопасными. Когда дочери исполнилось четыре года, я вернулась в кино и занялась созданием собственной студии. В 2013 году меня избрали вице-президентом Гильдии каскадеров России (президент — Александр Иншаков). Моя должность ценна тем, что она выборная — каскадеры оказали мне доверие. Основная наша работа — социальная помощь людям нашей профессии. В прошлом году мы первые из представителей «киношных» специальностей прописали профессиональные стандарты профессии. Следующий шаг — пенсионный вопрос и образовательный стандарт. Наша задача — приравнять каскадеров (в вопросах выхода на пенсию) к цирковым артистам.

О вере и суевериях

—;В 1989 году во Франции на I Всемирном фестивале каскадеров в Тулузе популярный каскадер Александр Карин неудачно прыгнул с вышки на приход (специальную подушку) из пустых картонных коробок, повредил позвоночник. Рассказывают, когда он поднимался на вышку, к нему подбежал директор фестиваля и заставил подписать страховку. За рубежом без страховки нельзя выполнять трюки. В итоге Саша стал инвалидом и получил эту страховку. С тех пор пошло поверье — каскадеры не должны страховаться. В 2010 году мы проводили фестиваль в Бердянске и застраховали всех каскадеров, как говорится, добровольно-принудительно: хочешь принимать участие в фестивале — оформляй страховку. Для своей группы я давно приняла решение, что не буду верить во все суеверия и приметы. В течение 10 лет мы работаем, оформляя страховые полисы, к счастью, ни разу ими не воспользовались. У каждого есть свои приметы, талисманы. Я человек верующий, и для меня главное «Отче наш» и крест нательный. Перед выходом на площадку всегда прошу у Господа благосклонности.

О женских слабостях

— Мой отец был профессиональным фотографом. Сколько себя помню, я фотографировала. Вначале — на пленочные фотоаппараты, потом на «мыльницы». Сейчас работаю уже с профессиональной техникой. На всех съемках стараюсь успеть запечатлеть дубль. Когда на какой-либо праздник муж спрашивает, что подарить, намекая на ювелирные украшения, я, потупив взгляд, отвечаю: новый объектив. Зачастую эти объективы дороже ювелирных изделий, но меня они радуют гораздо больше. Из женских увлечений — люблю шопинг. Он меня успокаивает. Покупаю немыслимое количество одежды, которую потом раздаю близким людям или друзьям, что также доставляет мне удовольствие.
О качествах характера

— В каскадеры, как правило, приходят люди из профессионального спорта. Спорт — это организованность, умение работать в команде. Конкурируют в нашей профессии всегда команды, а не тот или иной каскадер. Мы доверяем друг другу свои жизни. Каскадеры-одиночки имеют гораздо меньше работы, и им работать порой практически невозможно. Хотя мне и не нравится слово «смелый» в отношении к каскадерам, но эта черта характера должна быть им присуща. Еще очень важен инстинкт самосохранения.

Иногда люди заблуждаются, считая, что каскадеры должны быть высокими, крупными по своей фактуре. Наши девушки все очень миловидные, хрупкие барышни. Главное, не мышцы, а голова. Каскадер должен быстро реагировать, ориентироваться, уметь принимать решения и обладать… чувством юмора.

Об отдыхе

—;Отдыхать люблю больше за рубежом. Приехав в страну, предпочитаю взять машину напрокат и без экскурсоводов, по карте, объехать те места, где не ступала нога туриста. Из активного отдыха предпочитаю горные лыжи, рафтинг и дайвинг.

О принципах в жизни

—;Мои жизненные принципы просты: стараюсь относиться к людям так, как хочу, чтобы они относились ко мне. Умею прощать, люблю людей и доверяю им. Даже тем, кто обманул, всегда дам шанс. Помню, что жизнь одна — надо все успеть и прожить так, чтобы потом не мучиться. И… никогда не говорю никогда.


Рецензии