Игорь Савочкин Самое страшное в жизни - равнодушие

«Черная молния», «Диверсант. Конец войны», «Ночной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение», «Адмиралъ», «Журов», «Крик совы» — фильмы, в которых снимался известный российский актер Игорь Савочкин, можно перечислять долго. Его фильмография впечатляет. Спектр картин чрезвычайно широк: драмы и комедии, фантастика и детективы, мелодрамы и исторические картины. Белорусскому зрителю он также знаком как ведущий программы «Теория заговора».
С Игорем Юрьевичем мы встретились на съемочной площадке фильма «Пес Рыжий». Несмотря на то что график работы был весьма плотный, актер согласился рассказать читателям «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» о себе и своем творчестве. Готовясь к встрече с ним, я заметно волновалась — не каждый день доводится встречаться с такими людьми. Однако все мои волнения были напрасными. Игорь Савочкин оказался очень приятным в общении человеком — никакого пафоса, никакой звездности и претенциозности. Уже через пару минут сложилось впечатление, что мы с ним давно знакомы.

О себе

— Я родом из Саратовской области. Отец работал в областном управлении культуры в Саратове, затем — председателем саратовской редакции газеты «Труд». В детстве, не буду скрывать, был «трудным подростком». Была у нас «бригада», собирались с друзьями в парке. Драки были, детская комната милиции… Когда родители или учителя интересовались планами на будущее, обычно отвечал: «Да кто его знает, в армию пойду!»
О профессии

— Никогда в жизни не думал, что буду актером. Даже и мысли об этом не было. У меня есть друг, отец которого — Владимир Захарович Федосеев — был режиссером Саратовского ТЮЗа. Однажды, возвращаясь домой подшофе после бурной вечеринки, я встретил друга. Он говорит: «У меня отец набирает театральную студию, пошли заниматься». Подумал, что шутит. В то время я учился на втором курсе института механизации сельского хозяйства. Да и в школьные годы при проведении мероприятий художественной самодеятельности мне доверяли только роль памятников — главное, чтобы ничего не говорил. Ведь я был отпетым хулиганом. Однако тогда меня заинтересовал тот факт, что в студию набрали 28 девушек и только пять парней. Я решил сходить посмотреть на девушек. Постепенно втянулся в театральную жизнь. После окончания института два года проработал по специальности — инженером. Но актерство во мне все же крепко засело и захватило так, что вот уже 30 лет я в этой профессии. Получив первое образование, поступил на театральный факультет Государственной саратовской консерватории имени Сабинова.

О ролях

— Переехав в 1991 году в Москву, начал работать в театре «На досках» Сергея Кургиняна, а затем в «Teaтpe нa Пoкpoвкe» Cepгeя Apцыбaшeвa. Также довелось попробовать себя в роли диктора радиостанции «Ностальжи» в Саратове. В театре в общей сложности проработал около семи лет. Затем перешел в кино — к режиссеру Тимуру Бекмамбетову. За эти годы было много и отрицательных, и положительных персонажей. Какую бы роль бы мне ни доводилось играть, стараюсь своего героя прежде всего понять и оправдать. В копилке моих ролей немало и военных. В художественном фильме Сергея Маховикова «Тихая застава» исполнил роль старшего лейтенанта Бобровского, командира отдельной группы специальной разведки (ОГСР). В 2008 году сыграл генерал-лейтенанта, командующего второй ударной армией Сергея Николаевича Войцеховского в историко-биографической драме «Адмиралъ». Также были роли разведчика Петра Соловьёва в военном сериале «Ночные ласточки», начальника милиции полковника Василия Макаровича Овчарова в детективе «Черные кошки». В фильме «Ирония судьбы. Продолжение» сыграл бывшего пограничника Николая. К слову, в этом фильме снялся и мой пес — восточноевропейская овчарка Джим. Вот сейчас вновь играю роль человека в погонах в фильме «Пес Рыжий».
Об армии

— Срочную военную службу я не проходил. В Саратовском институте сельского хозяйства была военная кафедра. На протяжении пяти лет обучения у нас там были занятия, мы проходили военные сборы, «курс молодого бойца», принимали присягу. У меня есть воинское звание лейтенант запаса. Обучение на военной кафедре позже мне очень пригодилось при съемках в фильмах — и обращение с оружием, и строевая подготовка, и армейская дисциплина. Мы жили в казармах, поэтому я хорошо знаю, что такое подъем, распорядок, караул, сапоги, портянки, сбитые в кровь ноги.

О спорте

— В детстве занимался разными видами спорта — плаванием, легкой атлетикой, стрельбой. Но успеха достиг в фехтовании — мастер спорта. Впервые взял в руки саблю в 1975 году, будучи учеником пятого класса. Случайно попал в секцию фехтования и, как говорится, прилип. Профессиональное выступление закончил в 1985 году. Затем четыре с половиной года преподавал фехтование в театральном институте. Несколько лет назад узнал, что есть Организация ветеранского фехтования и для ветеранов этого вида спорта проводят соревнования: чемпионат Москвы, чемпионат России, Открытый кубок России, чемпионаты Европы и мира. Я пришел посмотреть эти соревнования — и у меня глаза загорелись. Тут же поехал, купил все обмундирование и вновь начал тренироваться в секции в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Я уже участвовал в трех чемпионатах России и трижды становился бронзовым призером. Также в составе российской сборной участвовал в чемпионате мира в Венгрии. Там вошел в мировую рейтинговую тридцатку саблистов;ветеранов. Это очень эмоциональный, азартный вид спорта. Сейчас это моя отдушина. Все свое свободное время провожу в спортивном зале и получаю положительные эмоции.
О мечте

— Не единожды говорил в своих интервью, что мечтаю сыграть роль Клавдия в «Гамлете». Есть стереотип мышления: Клавдий — злодей. Я хочу сыграть другого Клавдия и показать зрителю, что он обычный человек, который живет в своей эпохе. Он действительно любил Гертруду, он хотел наладить отношения с Гамлетом. Если брать историческую обстановку того периода, важны именно династические понятия, с которыми люди жили и по-другому себе жизнь не представляли, потому что это было у них в крови. Одним словом, убедить зрителей в том, что этому человеку присущи трагизм, психологичность и величие. Еще очень хотелось бы сыграть роль военно-морского офицера. Когда я смотрел фильм «72 метра», по-доброму завидовал актерам, снявшимся в этой картине. У морских офицеров есть какой-то свой дух, принадлежность к особой касте. У меня в роду было много военных. Мои дяди по отцовской и материнской линии носили офицерские погоны.

О жизни

— Вся моя жизнь — сплошные уроки. Я состоял на учете в детской комнате милиции. До сих пор помню инспектора по делам несовершеннолетних капитана Романовскую, которая помогла не упасть на дно. Однажды меня чуть не убили — на Киевском вокзале в подпитии сцепился с «нехорошей» компанией, влез в драку и чудом остался жив. Вовремя оказали помощь. Половина моих друзей в тюрьмах срок в свое время отмотала, а я выплыл. Из-за пьянства меня чуть не выгнали из театра, однажды я опоздал на съемку в фильме, и мне долго не давали ролей. Спасибо, друзья и коллеги поддержали, поверили, вытащили.

Почти 20 лет я не употребляю алкоголь. В свое время, к счастью, понял, что у меня есть три пути: стать бомжом на Киевском вокзале, быть убитым в пьяной драке или взяться за ум и серьезно заниматься профессией. Я выбрал третий путь. Научился жить интересной жизнью. Все эти пьяные угары отбрасывали от многих вещей, которые ранее не замечал. Жизнь проходила мимо. Могу с полной уверенностью сейчас сказать: я — счастливый человек.

О Беларуси

— В Беларуси бывал не один раз. Здесь проходили съемки фильмов «Последний бой майора Пугачёва», «Любовь под прикрытием», «Егерь», «Пять невест», «Мы, братья». Мне очень нравится Минск — чистый, светлый, люди очень радушные. Здесь у меня много друзей-спортсменов. С ребятами из сборной Беларуси по ветеранскому фехтованию иногда занимаюсь в спортзале — в перерывах между съемками. Отлично себя чувствую в вашей стране. Когда получил предложение от Уильяма Де Виталя сниматься в фильме «Пес Рыжий», согласился не раздумывая.

О литературе

— Мне очень нравятся «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Пётр I» Толстого. Когда-то давно отец положил передо мной роман «Пётр I». Я скептически произнес: «Какая толстая книга, ужасно!». Затем начал читать и уже не смог оторваться. Ведь это был во многом неоднозначный человек. Те методы, которыми он пользовался, очень жесткие и даже жестокие. Однако в то время по-другому просто нельзя было действовать. В «Мастере и Маргарите» тоже достаточно много сильных вещей. Главный герой показывает, что каждый человек должен иметь свою личную позицию в жизни и отстаивать ее. Необходимо бороться за то, что для тебя свято, за то, что ты создал. Когда у человека есть определенная внутренняя позиция, ему легче.


Рецензии