Наставление детям о том, как отличать людей

Некого человека вверг в несчастие другой, а сам несчастный, волею судеб, не мог спросить с обидчика. Не хранит память причин этой немочи. То ли знатного чина был тот злодей, то ли ходил в друзьях у самого властелина, то ли обязался ему когда-то да в чем-то сам обиженный. Не в этом суть моей истории, дети. Расскажу я вам о том, как в разное время оказались в обиде и бессилии разные люди.

Итак, был человек, который не смог спросить за свое несчастие. И горе все больше пригибало его к земле. Но пришел к нему друг и стал говорить утешительные речи. От слов друга утешился несчастный и забыл о своем горе. Ибо тот обиженный был рабом или смердом.

Другой человек тоже оказался в обиде и немочи. Пришел к нему друг и стал говорить утешительные речи. Но слова его не тронули сердца страдальца. И пришел другой друг, который стал занимать обиженного интересными задумками и спрашивать совета. Понемногу увлекся делами страдалец, и забыл о своем горе. Ибо был он сословия купцов или мастеров.

Третий несчастный был воином, который не мог воздать за обиду. Его не трогали речи утешения, не привлекали интересные задумки. И друзья его уж не знали, какой суетой отогнать его горе. Но был среди них тот, кто пришел, не сказав ни слова, и так же молча ушел. А когда он вернулся – легла под ноги воину голова его обидчика. Ибо друг его также был воином.

Помните дети, что раба или смерда вы узнаете по тому, что утешит его и пустое сотрясание воздуха. Купец же, ремесленник, иль иной, кто привык головой трудиться, будет утешен делом своим…  Но для тех, кого боги назначили распоряжаться людскими судьбами, всегда и во всем будет мало простого слова и тихого дома. Их жизнь – действие. Действие, меняющее мир.
(С) Скрытимир


Рецензии