До и после. Книга первая. Предисловие

Издательство Александра Сазанова
        Санкт-Петербург
              2013               


                Светлой памяти моего отца
                Горового Фёдора Прокофьевича
                ПОСВЯЩАЮ
               
               

                ПРЕДИСЛОВИЕ
     Я родилась через два года после Победы нашей страны над фашизмом, родилась в СССР – Союзе Советских Социалистических Республик, стране, которой теперь нет на карте. Это, наверное, немного странно – родиться и большую часть жизни  прожить в одной стране, а потом, никуда не переезжая, очутиться в другой. Для меня лично трагичным является то обстоятельство, что я, этническая украинка, родившаяся на Украине, но большую часть своей жизни прожившая в России, против своей воли формально являюсь как бы эмигранткой, принявшей гражданство чужой страны. Хорошо это или плохо, что страна, в которой я родилась, распалась  на отдельные государства? – Я думаю, что ответ на этот вопрос выяснится в будущем, по прошествии многих десятков лет.
      Когда отойдут в далёкое прошлое нынешние политические страсти, забудутся многочисленные обиды и ненависть, исчезнет категоричность неприятия и предвзятость – только тогда отчётливо проявится всё то положительное и то отрицательное, что принесли нашей стране, и не только ей, перемены, свершившиеся в 90-е годы ХХ столетия, за десять лет до начала нового тысячелетия.
      Я родилась в стране с одним социальным строем, именуемым нами социализмом, а доживаю жизнь в период, когда тот строй отвергли, или, точнее сказать, свергли, а ещё точнее – обманным путём навязали нашему обществу иной, название которому ещё не придумали, но, видимо, в будущем всё же как-нибудь назовут. Сегодня в народе гуляют разные названия: то дерьмократия, то ворократия, есть и  другие меткие определения.
      Взяться за нелёгкий труд – описание жизни своей семьи в ХХ веке, начиная от дедов, затем – родителей и заканчивая нынешними смутными временами, меня заставила Великая Ложь, которую я постоянно слышу, прежде всего – с экрана телевизора – самого популярного и доступного вида информации, которая порой, кажется, переплюнула даже пресловутую советскую пропаганду. Это, в первую  очередь – документальные фильмы с экскурсом в историю. Если речь идёт о дореволюционном прошлом, они имеют одну направленность – восхваление периода истории нашей страны до 1917 года и всего, что было до Советской власти, и чернение, охаивание всего советского времени, как будто это была сплошная чёрная дыра.
      Чернить грязью, как это делается сейчас, всю прожитую нами и нашими родителями жизнь, врать – нельзя, это плевок в нашу историю, а другой у нас нет. Ни нам, ни нашим родителям не в чем каяться. Напротив, мы должны гордиться своим прошлым, тем, что вопреки жесточайшим условиям, в которые были поставлены люди по вине безмозглых или жестоких правителей, ценой огромных потерь, они всё-таки создали мощную индустриальную основу нашей промышленности. При этом большинство сохранили веру в добро, Справедливость, бескорыстие и другие лучшие человеческие качества.
      Между тем, когорта хулителей умело трансформирует сознание масс. Здесь отличаются и профессионалы, хитрые и, несомненно, способные, умеющие ложь завуалировать под правду, типа Э. Радзинского, и просто злопыхатели и ненавистники, типа Сванидзе, который тупо и примитивно, без доказательств и обоснований несёт с экрана демагогию и враньё, вызывая иной раз глубокое отвращение. Восхваляя умных, благородных царей, придворное окружение, знать (типа Юсуповых, Демидовых, Строгановых, Воронцовых и пр.), начисто забывают, что кроме этих пресыщенных, купающихся в роскоши, была другая Россия – лапотная, нищая, полуголодная, более чем на 70 процентов безграмотная [53], крепостная, которая в поте лица обеспечивала все баснословные богатства немногочисленных именитых фамилий.
      В так называемом документальном кино зачастую вперемешку с общеизвестными фактами сквозит ненависть к нашему советскому прошлому, основанная на ложных, раздутых преувеличениях негативных явлений той эпохи и замалчивании позитивных.
      А уж глядя на художественное кино, телесериалы и телефильмы, созданные «демократическими», «свободными» авторами, возникает впечатление, что все 75 лет Советской власти – это концлагеря и тюрьмы, аресты, репрессии и расстрелы, а победили в Великой Отечественной войне исключительно штрафбаты и уголовники, понукаемые заградотрядами. И уж, конечно, все советские люди (за  исключением диссидентов, разумеется) были глупыми «совками» верили в бредовые коммунистические идеи, дети и молодёжь гурьбой шли в пионеры и комсомольцы и все вместе бездумно дружными рядами шагали строем на митинги и демонстрации. Что три поколения советских людей ничего не создали, кроме вооружения и ракет, да и то не лучшего качества…
     Всё это говорится и показывается при нас, живых свидетелях, которые помнят рассказы бабушек и дедушек, родителей, просто очевидцев событий, знают, в конце концов, собственную жизнь и осведомлены, как было на самом деле. Воображаю, что будет, когда уйдёт наше поколение и некому будет сказать: «Побойтесь Бога, не  лгите!» Интересно, кто дирижирует этим лживым оркестром под названием – искажение истории? Наверное, всё это оплачивается из щедрых карманов новых хозяев жизни, в одночасье баснословно обогатившихся на бедствиях народа, на разграблении страны. Им нужно сохранить награбленное, доставшееся зачастую криминальным путём. И, прежде всего, с этой целью очерняется и обливается  грязью тот общественный строй, при котором, в общем-то, существовал принцип социальной справедливости и, несмотря на огромные недостатки, была масса достоинств, заслуживающих внимательного анализа и применения в жизнь, что уже реализуется во многих странах Запада.
      В своей работе (пусть читатель назовет её как захочет – книга, мемуары, воспоминания) я хочу, прежде всего, написать правду о советском периоде. О том, что было до моего рождения – по рассказам родных, включая и очень тяжёлую для меня тему – войны, которую я попытаюсь показать глазами своего отца – Горового Фёдора Прокофьевича.
      Первая книга моих воспоминаний будет посвящена, в основном, тяжелейшему времени нашей истории в ХХ веке – страшному периоду 1920–1940-х годов. Я ставлю перед собой цель – ничего не утаивать, ничего не преувеличивать – передать всё так, как рассказывали когда-то мои родные.
      Эти годы в жизни нашей страны можно характеризовать как период появления и становления новых социальных отношений, который проходил в жесточайших условиях послереволюционной борьбы. В последующие, 1930-е годы он сопровождался диктатурой, экспериментами над крестьянством, репрессиями. Эти явления, безусловно, являлись преступлениями в отношении нашего народа.
     В своих воспоминаниях я почти не буду касаться темы репрессий. Почему? Я буду писать о своей семье и её окружении. Без преувеличения могу утверждать, что никогда в детстве и юности я не слышала о том, чтобы кто-то не только из моих близких или дальних родственников, но даже наших знакомых, был репрессирован либо безвинно пострадал. О репрессиях я узнала, лишь начав работать на Крайнем Севере, то есть в местах, где репрессированные и обычные осуждённые (по уголовным статьям) отбывали срок наказания. Это, конечно, не значит, что количество репрессированных было незначительно. Судя по литературе, от них пострадало огромное число людей (только расстреляно с 1921-го по 1953-й годы было почти 800 тысяч человек) [23,24], более трёх миллионов за этот же период отбывали срок в тюрьмах, лагерях и колониях [30]. Но, очевидно, репрессии коснулись лишь определённых слоёв населения и меньше затронули простых трудящихся, а также носили не столь массовый характер, как это нынче представляется в СМИ. Если я соберусь писать вторую книгу воспоминаний – описание собственной жизни, непременно расскажу о невинно осуждённых в те времена, с которыми довелось познакомиться на Севере. 
     Поскольку большинство населения нашей страны в начале 1930-х годов состояло из крестьян (около 80 процентов), тяжёлые последствия коллективизации (часто насильственной), я думаю, имели более массовый характер, чем репрессии. К сожалению, я не нашла в исторической литературе достоверных и не противоречащих друг другу архивных сведений о количестве жертв раскулачивания и голодомора; но, наверное, их было в разы больше, чем от политических репрессий. Все мои родные пережили коллективизацию и голодомор; об этом я много слышала и постараюсь, ничего не упуская, передать их рассказы. Но я думаю, – жизнь крестьянства в этот период, да и в последующие десятилетия, была ещё более беспросветной, чем я могу об этом написать.
      В эти же годы начался период индустриального, несомненно – созидательного развития страны и большая масса крестьянства, находившаяся в тяжёлых условиях, преодолевая созданные режимом препоны, устремилась в города.
      Одновременно происходило изменение качества всего населения – и городского, и сельского в отношении подъёма общей грамотности и технического уровня, неполное среднее семилетнее образование стало обязательным.
      Советская власть принесла возможность огромной массе безграмотных простолюдинов не только самим научиться читать и писать (была объявлена борьба за всеобщую грамотность и часто даже пожилые люди садились за парты), но, главное, – дети этих простолюдинов смогли, наверное, впервые в истории страны совершить рывок к просвещению, а самые способные и упорные из них стали инженерами, учителями, врачами, учёными.
      Дремавшие веками творческие силы народа, всего за каких-то 30–40 лет (полжизни одного поколения) совершили величайший, даже по меркам мировой истории, прорыв, превратив нашу страну в великую индустриальную державу мира. И это с учётом того, что большинство преобразований началось практически с нуля – после мировой войны, иностранной интервенции и гражданской междоусобицы, и были прерваны жесточайшей войной на истребление, превратившей в руины почти всю европейскую часть страны. И, тем не менее, за столь небольшой исторический срок были построены сотни электростанций, сеть железных и шоссейных дорог, сотни  тысяч предприятий в разных отраслях промышленности. Перечислять эти гигантские достижения нет нужды – о них имеются сведения в любой энциклопедии советского времени.
      Бурный экономический рост привёл к тому, что на протяжении 75-ти лет Советской власти, безусловно, происходило постепенное, медленное улучшение условий жизни и общего благосостояния. Я имею в виду ни какой-либо небольшой временной промежуток, а жизнь отдельных поколений. Мои дедушки и бабушки, родившиеся до революции, жили гораздо хуже, чем их дети (мои родители, их  братья и сёстры); у послевоенного поколения их внуков, к которому принадлежу я, жизнь была значительно легче и её уровень выше, чем у предшествующих поколений. Казалось бы, мечты дедов постепенно сбываются…
     Думая об истории своей семьи и истории нашего государства, я задаю очень простые вопросы и пытаюсь на них ответить. Если всё при Советской власти было именно так, как сейчас трубят об этом «демократические» СМИ, то есть, только плохо, то:
      1. Почему Советской власти верили, её идеи находили отклик у большинства народа?
      2. Почему молодые люди, даже испытавшие в детстве нищету, коллективизацию, голодомор и прочие беды, шли на фронт, многие – добровольно и в подавляющем большинстве, – не стали предателями (под знамёна врага встали около одного процента населения страны) [35]. Из двух дедовских семей на войну ушло пятеро сыновей, в живых остались двое.
      3. Почему, коль идея эта была так нелепа (опять же – по мнению «демократов»), социализм воспитал два поколения порядочных людей, для которых лозунг: «человек человеку – друг, товарищ и брат» был не пустым звуком, а нормой жизни. Способности и труд, а не какие-то другие критерии, были мерилом достоинства человека. А бескорыстие, взаимопомощь и выручка в производственных коллективах и в отношениях между людьми были обыденным явлением.
      4. Почему в идеи социализма, коммунизма, даже при той агрессивной антикоммунистической истерии в сегодняшних «демократических» СМИ в нашей стране и на Западе, продолжают верить миллионы людей?
      Ответ, наверное, очень прост: в сознании народа принципы советского строя отражали его представления о Справедливости, к которой извечно стремилась славянская душа наших наций. Конечно, от идей до их реализаций путь оказался слишком тернист, полон страданий, лишений, стоивший очень многих человеческих жизней. Но, как это ни странно, даже воплощённые в таких жестоких формах, как в 1930–1940-е годы и в столь далёком от совершенства виде, как в 1960–1980-е годы, идеи эти для очень многих не потеряли свою привлекательность и поныне. По той же причине – стремлению к Справедливости в нашем обществе плохо приживается навязанная нам новая, чуждая нашему духу идея – пропаганда алчности и всемогущества «денежных мешков».
      Человечество можно уважать за многое, хотя в равной степени за многое можно и презирать. Несомненно, что одним из величайших достижений человеческого разума является идея социальной справедливости и равенства.
      Я не знаю более гуманной цели, чем лозунг: «Свобода, равенство, братство», провозглашённый Великой Французской революцией в ХVIII веке.
      Если говорить о реальном, построенном в нашей стране за 75 лет социализме, можно констатировать, что провозглашённые идеи были воплощены лишь частично (так, например, никакой политической свободы в нашем обществе, конечно, не было). Но, видимо, даже то, что было осуществлено, а именно – социальная справедливость и равенство возможностей, имело для нашего народа огромное притягательное воздействие. Под социальной справедливостью я подразумеваю распределение благ общества – по результатам труда. Под равенством возможностей – предоставление условий, при которых умные, старательные, одарённые и гениальные дети, независимо от толщины кошельков их родителей и от занимаемого ими общественного положения имели возможность для получения образования и реализации своих способностей и талантов. И такие возможности, в целом, были в нашем обществе созданы и существовали до 1991 года – прихода к власти разрушителей. Пишу «в целом», потому что были некоторые частности, различия в таких возможностях для разных категорий населения, о чём подробнее я планирую написать во второй книге своих воспоминаний, рассказе о собственной жизни. Здесь лишь отмечу, что эти частности ни в коей мере не закрывали простому человеку из народа путь к образованию и улучшению своей жизни.
      Буквально несколько слов напишу о наших правителях. Размышляя о судьбах предков, я никого из вождей ни более далёких, ни советских, ни нынешних времён не стремлюсь обвинить, но и оправдывать их – выше моих сил. Можно ли найти оправдание тому, что в богатейшей стране мира, обладающей огромными сырьевыми  и природными ресурсами, талантливейшим, умным и трудолюбивым народом, на протяжении веков люди прозябали в позорной нищете и убожестве? Я полагаю, что этот факт на совести правящих верхов. Ни «умные» цари, ни «мудрые» советские вожди, ни тем более – сменившие их «великие» экономисты-приватизаторы, не использовали предоставленные им возможности – не создали в результате своего правления достойную для каждого человека созидательную, разумную и гармоничную жизнь.
      «Жадною толпой стоящие у трона», – написал великий русский поэт  М.Ю. Лермонтов ещё в 1837 году. Эти слова вполне подходят правителям и их приближённым от самых далёких – до нынешних дней. Я не касаюсь Ленина – во-первых, потому, что не считаю приход к власти в октябре 1917 года большевиков злом, как это сегодня преподносится «демократами». С их приходом для простого человека открылись возможности, о которых я писала выше. Во-вторых, Ленин практически не приступал к управлению государством в мирное время и трудно сказать, что было бы, проживи он на 10–20 лет дольше.
      А вот фигура Сталина вызывает неприятие из-за экспериментов над  народом, приведших к многочисленным жертвам, нанёсших огромный вред репутации идеи социализма.
      Но, тем не менее, я считаю, что ради справедливости, следует признать факт, что в годы его правления был реализован невиданный по масштабам экономический проект, явившийся предпосылкой Победы над фашистской Германией и фундаментом дальнейшего экономического развития государства.
      Окружение же Сталина, как и все последующие наши правители, напоминают  пауков в банке, в постоянной схватке за власть готовых вцепиться друг другу в глотки. Они, из-за ограниченности своего ума, интеллекта, не способны были на решительные шаги, которые привели бы страну к положительным переменам, без  потрясений и потерь, как это смогли осуществить, к примеру, преодолев ошибки прежних лет, руководители социалистического Китая.
      Система отбора во власть осуществлялась у нас по принципу: угождать, выслуживаться, подличать, сжирать соперников, плести интриги и заговоры продираясь всё выше к трону. Где уж им было думать о народе!
      Существует крылатое выражение, приписываемые разным авторам, что каждый народ достоин своих правителей. В отношение нашего народа я утверждаю иное: все наши правители были не достойны нашего народа. И крохотная иллюстрация к этому – пример истории моей семьи – одной из миллионов таких же.
     Сверхвыносливый, сверхтерпеливый, стремящийся к познанию, творчеству, в критические моменты истории – самоотверженный и жертвенный народ. Вынесший в ХХ веке жесточайшие социальные потрясения, издевательства, мучения, голодоморы, репрессии и войны; а затем перестройку, грабительскую приватизацию, крушение  государства, ужасающий разгром экономики и расхищение богатств страны… И всё-таки, сохранивший в основной массе добрые, человеческие, божеские качества.
      От царских высоких особ и до нынешних – ельциных и их последышей – путиных и януковичей – никто из правивших и правящих не достоин нашего народа. Поэтому все их фамилии я бы писала с маленькой буквы, а Народ – с большой.

Использованная литература
[23] Кожинов В.В. Россия. Век ХХ. (1939–1964). М.: Алгоритм, 1999.
[24] Кожинов В.В. Россия. Век ХХ. (1901–1939). М.: ЭКСМО–ПРЕСС, 2002.
[30] Левин Н. Особо опасно. //Ссылка на ГАРФ. Ф 9401 Оп 1 Д 4157 Л 201-
        205 /Советская Россия. 07.2006.
[35] Похлёбкин В.В. Великая война и несостоявшийся мир. 1941–1945–1994.
        Военный и внешнеполитический справочник. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999.
   
                Продолжение: http://www.proza.ru/2015/05/06/109               


Рецензии
Спасибо Вам за правду. Дай Вам Бог здоровья и сил писать дальше.

Валентина Алиева   03.02.2019 11:56     Заявить о нарушении
Спасибо Вам огромное, Валентина. Очень актуальное пожелание.

Горовая Тамара Федоровна   06.02.2019 02:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.