Боевой путь к победе
Короткая, но ожесточённая финская кампания не смогла в полной мере осветить все проблемы, которые возникали в связи с отсутствием на Севере достаточного количества ударной авиации. Поэтому вплоть до нападения фашистской германии на Советский Союз в июне 1941 г. ситуация с ней мало изменилась.
Только в июле 1941 г. в 72-м САП ВВС СФ была сформирована ещё одна эскадрилья самолётов СБ. В сентябре она перевооружилась на более современные бомбардировщики Пе-2. Ожесточённые бои на всех фронтах и большие потери в самолётах и лётном составе не позволяли значительно нарастить состав ударных сил ВВС СФ на первом этапе войны. Но командование ВВС ВМФ предприняло ряд мер, чтобы хоть как-то смягчить ситуацию. Поэтому в середине сентября на Север с Балтики были перебазированы 3 самолёта ДБ-3ф, вместе с экипажами. Они также вошли в состав бомбардировочной эскадрильи 72-го САП. Таким образом, в составе ВВС СФ имелось 10 СБ, 4 ДБ-3ф и 3 Пе-2. Эти силы, совместно с бомбардировщиками ВВС КА, которые в ограниченном количестве имелись в Заполярье, пытались решить все ударные задачи, которые ставились командованием флота и фронта.
Приказом НК ВМФ №0026 от 15.11.1939 г. в составе 63-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС ЧФ на базе 35-й минно-торпедной авиационной эскадрильи на аэр. Сарабуз (ныне — Гвардейское) в районе Симферополя был сформирован 2-й минно-торпедный авиационный полк. В нём первоначально имелось три эскадрильи.
С осени 1940 г. их стало пять — всего 62 самолёта ДБ-3 и ДБ-3ф . Любопытно, что в архивных документах вплоть до 1940 г. 35-я МТАЭ сохраняла свой номер в составе 2-го МТАП, и только в начале 1940 г. стала 2-й АЭ полка.
С началом советско-финской войны несколько экипажей полка в декабре 1939 г. были направлены на Балтику, где приняли участие в боевых действиях на Карельском перешейке.
10 ноября 1940 г. весь полк принял участие в крупномасштабных учениях совместно с кораблями ЧФ. Все задачи учений были решены успешно, и за и высокое боевое мастерство, проявленное личным составом, нарком ВМФ объявил 2-му МТАП благодарность.
Перед войной управление 2-го МТАП базировалась на аэр. Феодосия, 1-я и 2-я АЭ — на аэр. Карагоз в районе Феодосии (28 ДБ-3 и ДБ-3ф ), а 3-я, 4-я и 5-я АЭ — на аэр. Сарабуз (42 ДБ-3 и ДБ-3ф ). Всего в полку имелось 70 самолётов ДБ-3т и ДБ-3ф (53 самолётов исправных) и 62 экипажа.
По состоянию на 1 июня 1941 г., в составе 2-го МТАП имелось 70 самолётов ДБ-3 в бомбардировочном и торпедоносном вариантах. Несмотря на то, что полк был официально сформирован более чем за год до начала войны, к 22 июня 1941 г. он всё ещё находился на этапе организационного периода. Полностью боеготовыми могли считаться только 1 -я и 2-я АЭ. Экипажи 3-й АЭ ещё не успели приступить к отработке групповой слётанности в составе звеньев. О том, чтобы выполнять задание составом эскадрильи, даже речи не шло. Ещё две эскадрильи (4-я и 5-я АЭ) были укомплектованы исключительно экипажами выпуска весны 1941 г., имевшими незначительный налёт, да и то в простых метеоусловиях.
Кроме летчика –пилота, нужны были :
- Радисты;
- Пулеметчики;
- Авиамеханики;
- Аэродромные работники различных профессий;
Персонал для аэродрома набирали в 1941 из числа призывников. Аэродромную роту, набрали быстро и просто.
С радистами – помогло командование. А вот с пулеметчиками - это было сложней. Пулеметчик – должен был выдерживать перегрузки при виражах, при этом не терять боеспособности. Ведь вражеские самолеты заходили и с верху, и с боков , особенно любили выпрыгивать сзади по курсу из облаков. Пулеметчик – должен был вовремя отреагировать на появление противника и обезвредить противника , тем самым защитить машину и экипаж. Мой отец служил в пятом минноторпедном полку. Ему предложили стать пулеметчиком. С учетом его военной специальности , которую он получил в первую неделю призыва.
Сказано – сделано. Стал Омер Абдуллович пулеметчиком. Пока все шло без сучка и задоринки. Учебные полеты прошли успешно. Полеты на Севастополоь и Одессу, то же. В бой самолет не вступал. Но однажды бой произошел. Омер держался из последних сил. Организм с огромным трудом боролся с перегрузками. Как он мне рассказывал, он был близорук, но очки не носил до войны вообще. Я его спрашивал, а как же ты стрелял? , А он мне ответил. Когда в тебя летят пули и снарядов осколки, просто некогда смотреть куда конкретно. Вижу силуэты и по ним беглым огнем. А как же с самолетами? Ну, самолет заметить не сложно, главное знать куда попасть, что бы он загорелся. Отец говорил что баки с керосином, обтягивались толстой резиной. Простая пуля , проходила насквозь и ничего не случалось. Потому стреляли зажигательными или разрывными. Двигатель , могла повредить только пушка пилота. Потому пулеметчик – стрелял по фонарю и по плоскостям , где были баки.
В том затяжном бою Омеру стало очень плохо. После посадки- его полуживого вынесли и положили на траву аэродрома. Токарев- командир полка, был строг и заботился о своих кадрах. Потому на машине подъехал и спросил что случилось?
От свежего воздуха Омеру стало лучше. Он открыл глаза, Токарев спросил, ранен? Медсестра ответила за него –нет. Укачало. Токарев расверипел и высказал все что он думал … Так отца на время отстравнили от полетов. Маялся он на кухне, стал начпродом. Командование прознало что он знаменитый Массандровский винодел, предложили офицерское звание. Образ-ование то у него было высшее. Отец – отказался. Вернулся в пулеметчики. Потом были бои на Кубани и по Ейском. Отец не любил о них рассказывать, так как приходилось воевать с предателями, к сожалению их было не мало.
Я уже не помню в точности, где это происходило. Они сидели в окопах. Черные бушлаты на белом снегу просматривались очень четко. Налетела немецкая авиация. Тогда отец был отстранен от полетов. Немцы стали охотиться за людьми. Это было что - то вроде забавы для них. Прочему то самолетов в тот момент на аэродроме не было, Отец понял, что в бушлате ему не выжить. Оставшись в одной тельняшке он вывалялся в мокром снегу и лег на спину в окоп. Как он мне сказал, они были наивны и считали что самолет можно сбить из винтовки. Конечно, если попал в фонарь, а конкретно в летчика, это могло дать результат. Но попасть в движущуюся цель, могли только профессионалы охотники из Сибирской тайги, но таковых в полку не оказалось. Рядом с ним была группа Азербайджанцев. Они, как и отец стреляли из окопов. Но вот очередью убило сразу нескольких. Горячие ребята из Азербайджана стали собираться к месту гибели земляков, тут - то фашист и шарахнул из всех стволов по группе примерно в десять человек. Естественно все тут же погибли. Остальных пришлось просто разгонять. После боя они без обиды сказали Омеру спасибо.
С середины октября 1941 г. полк продолжил боевые действия с полевых аэродромов Крымская, Константиновская, Киевская, Курганная в Краснодарском крае. Тогда же 4-я и 5-я АЭ даже ненадолго вернулись на крымский аэр. Карагоз, но 2 ноября они перелетели на аэродромы Кавказа — Крымская и Гостагаевская. Штаб полка располагался в станице Крымская.
С ноября 1941 г., вместо снятого с должности за большие потери полка майора А.Г.Бибы, полком стал командовать Герой Советского Союза майор Н.А.Токарев.
После 27 ноября, в связи с ухудшившейся оперативной обстановкой на кавказском направлении, 2-й МТАП перебазировался в район Майкопа.
С 3 декабря 1941 г. и до конца обороны г. Севастополь (30 июня 1942 г.) авиационные группы самолётов ДБ-3 полка составом от 3 до 9 экипажей, действовали в составе Севастопольской авиагруппы по наступающим на город немецким войскам с площадки Херсонесский маяк.
В конце февраля 1942 г. приказом командующего ЧФ в полку были расформированы 4-я и 5-я АЭ, и он был переведён на трёхэскадрильный состав. При этом каждая эскадрилья имела 12-самолётный состав, как в старом штате.
30 марта 18 самолётов Ил-4, под командованием командира 63-й бомбардировочной авиабригады Н.А.Токарева и командира 5-го гв. МТАП В.Канарева, нанесли массированный удар по транспортам противника и портовым объектам в Севастополе. Ударные группы потерь не имели. За этот удар командующий ЧФ объявил личному составу полка благодарность.
В апреле 1943 г. одной из основных задач полка оставались снабжение партизан продовольствием, оружием и боеприпасами, а также воздушная разведка в северо-восточной части Чёрного моря. Объектом бомбовых ударов полка стал аэродром и порт Анапа.
В этом же месяце в полк прибыло 9 экипажей с ТОФ, одновременно 4 опытных экипажа полка были направлены в ВВС ТОФ.
В конце второй декады апреля 5-й гв. МТАП посетил народный комиссар ВМФ СССР Н.Г.Кузнецов, находящийся в это время на ЧФ.
30 апреля 1943 г. 9 Ил-4 нанесли бомбовый удар по транспортам противника в Севастополе.
Со 2 по 22 мая экипажи полка перегнали с авиазавода в Иркутске 5 новых самолётов Ил-4.
В третьей декаде мая полк получил задачу произвести минные постановки на Дунае. Для её выполнения 20 мая 5 Ил-4 были перебазированы на аэродром подскока Тонкий мыс вблизи Геленджика, откуда и был выполнен вылет в районы Тульчи и Сулины. Кроме минных постановок, экипажи отбомбились по порту Сулина. Чуть позднее теми же экипажами были поставлены мины в Днепровско-Бугском лимане, в районе Очакова, и на реке Днепр, у пос. Войсковое.
В годы моей юности наша семья каждое лето приезжала в Геленджик. На маленьком катере , мы переправлялись на тонкий мыс и там проводили весь день. Отец показывал те места где размещался их аэродром. Рассказывал как штурмовали Новороссийск , точка выхода десанта был «фальшивый Геленджик» , теперь это Солнечногорск. Эту операцию очень ярко описали за Л.И. Брежнева. Но подробности этого штурма я слышал от моего отца. Во многом они отличались от того героического опуса , который приписывают Л.И.Брежневу.
По состоянию на июнь 1943 г., 5-й гв. МТАП базировался на аэр. Гудауты.
В июле 1943 г. полк продолжал минные постановки на Дунае, аэр. Геленджик — Верхний стал постоянным местом базирования ударных групп полка.
14 июля произошли организационно-штатные преобразования в Авиации ВМФ — на базе бригад формируются дивизии, в том числе, 63-я БАБ была переформирована в 1-ю минно-торпедную дивизию, куда вошёл 5-й гв. МТАП.
19 июля экипажи полка ставили мины в Днестровском лимане.
В августе 1943 г. основной задачей полка было нарушение морских коммуникаций противника.
Во второй половине августа экипажи полка на самолётах с подвесными топливными баками ставили мины в ранее недоступном районе Джурджу на Дунае, южнее Бухареста.
После освобождения Новороссийска 16 сентября и с началом общего наступления советских войск на Таманском полуострове, а в последующем - в Таврии, с частей минно-торпедной авиации ЧФ постепенно сняли задачу непосредственной бомбовой поддержки своих войск, и вернули к выполнению задач в море, по своему прямому предназначению. Перед полком были поставлены задачи ведения воздушной разведки и воспрепятствования морским перевозкам противника на дальних коммуникациях. К этому времени 5-й гвардейская МТАП, вместе с управлением дивизии, окончательно перебазировался на аэродром Геленджик.
18 апреля 1944 г. несколько экипажей полка выполняли весьма необычное задание: доставку самолётами Ил-4 авиационного бензина в Одессу для 11-го гвардейского ИАП, который базировался к этому времени на аэродроме Школьный. За один день 8 самолётов перевезли 48 тонн горючего — на 100 вылетов истребителей. Эту задачу полк периодически выполнял и в мае.
После окончания боевых действий на Чёрном море, полк с осени 1944 г. базировался на аэродроме Саки.
По состоянию на 1 января 1945 г. 5-й гв. МТАП дислоцировался на аэродроме Сарабуз (в 1948 г. переименован в Гвардейское).
С 13 февраля по 15 апреля 1945 г. на базе 5-го гв. МТАП проходили войсковые испытания нового торпедоносца Ту-2т. По результатам испытаний, новый самолёт был рекомендован к принятию на вооружение (однако реально его производить не стали, а в условиях авиамастерских выполняли дооборудование бомбардировщиков Ту-2, поступавших в строевые части).
В 1945 году , отец демобилизовался. Весь 45 ему пришлось разыскивать депортированную в 1944 семью. С тех пор отец в Крым больше не наведывался.
Свидетельство о публикации №215050402132