К 70-летию Великой Победы 1945г! Будем помнить

К 70-летию Великой Победы 1945г! Будем помнить - будем живы!

Здравствуйте уважаемые читатели Проза.ру! Предлагаем познакомиться с интервью с авторами Парнасе.ру, посвященное 70-летнему Юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

***
Здравствуйте, дорогие друзья! Начинаем публикацию интервью в честь 70-й годовщины Дня Великой Победы 1945 года в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. .

Сегодня с нами, парнасцами, за круглым столом в Жемчужной комнате: Лидия Гржибовская, Геннадий Лагутин,  Валерий Решетник, Михаил Тарасов, alexandr, Владимир Кулаев, Виктор Козлов, Олег Индейкин, Прокофьева Александрина, Альфия Умарова, Владимир Непогодьев и наш интервьюер, Марина Попова.

Беседует с ними наш интервьюер, Марина Попова.
Первой к нам в Жемчужную комнату заглянула Лидия Гржибовская.

М.П.: Здравствуйте, Лида! Спасибо, что откликнулись на наше приглашение и вновь заглянули к нам накануне Праздника -  70-летия Великой Победы! Что есть Победа в Великой Отечественной войне лично для вас?

 Лидия Гржибовская:
- Здравствуйте, дорогие парнасцы! Здравствуй, Мариночка! Самое важное для меня, это МИР! Мир на всей планете. Чтобы не видеть слёз детей и матерей, чтобы люди стали добрее!
Я послевоенного рождения, но я прекрасно помню, как я боялась калек, и безруких, и безногих, с безобразными шрамами на лице.
Однажды, мой дядя, мамин брат, который прошёл все годы войны связистом, дважды был ранен, посадил к себе на колени. Он рассказал мне так много о войне, что я после этого перестала не только бояться этих людей, но подбегала к ним, гладила по пустому рукаву и желала здоровья.
После рассказов дяди я приставала к маме, а где она была в годы войны, что делала. Она тоже с 15 лет работала по 18 часов, заправляла аккумуляторы для танков, недоедала, недосыпала. И так... всю войну.
Мне было суждено встретиться с ещё одним замечательным человеком, Мостовой Софьей Константиновной. Она для меня стала второй мамой, а для моей дочери прекрасной бабушкой. Она ушла на войну после того, как не добежав до дома 200 метров, увидела, как в их дом, где находились её двое детей (двойняшки) попал снаряд. После ранения она не могла больше иметь детей.
Эти люди сыграли большую роль в моей жизни. И ПОБЕДУ я вижу их глазами и душой!
 

М.П.: Лида, о чем бы вы хотели сказать всем людям накануне Великого Дня  ПОБЕДЫ?
Л.Грж.:
- Самое Важное для меня сказано в моих строках:
 
Мы много лет живём под мирным небом,
К нам день Победы входит в каждый дом,
Наполнен он и радостью, и светом,
Рассказов мы от ветеранов ждём...

Их на земле осталось очень мало,
За годы поредел их бравый строй,
И выглядят они сейчас устало,
Наполнены глаза скупой слезой,

Их память по ночам подстерегает,
Несёт в атаках снова в страшный бой,
Там смерть друзей прекрасных - отбирает,
А поутру он скажет - я живой...

И вновь пойду я на парад Победы,
Все ордена под солнцем заблестят,
Чтоб помнили потомки, что их деды,
Живут за невернувшихся солдат...

За тех, кто поливал землицу кровью,
За тех, кого не смог он защитить,
Те мысли отзываются в нём болью,
Чтоб правду рассказать, он должен жить!

Чтоб на земле тобой, и им, любимой,
Не проливались слёзы матерей,
В России светлой и неповторимой,
Счастливых больше было бы людей!
Я собрала воедино образы всех тех ветеранов, кто повстречался мне на пути. И этот стих написан как бы от них, но в единственном лице.
 
Мои соседи, Петренко Григорий и Надежда, для меня также являются важными свидетелями той войны. Маленький Гриша был узником фашистского Освенцима, но его спас немец. Он забрал мальчонку к себе ухаживать за свиньями. При освобождении его так и нашли в свинарнике наши бойцы. Надежда тоже хлебнула досыта, так как была в оккупации. И эти годы, когда на её глазах были расстреляны мать и старший брат, из памяти не сотрёшь.

Сейчас я в интернете знакомлюсь с судьбами воинов БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА.

Вы сыновья, потомки дедов,
Бесценный МИР беречь должны,
Не забывать про ту Победу,
Чтоб больше не было войны!

Л.Грж.:
- ВСЕГО ТЕБЕ ПРЕКРАСНОГО, МАРИНОЧКА!

 ***
М.П.: А сейчас предлагаю читателям совершить небольшой экскурс на страницу интервью с Геннадием Ивановичем Лагутиным, который написал множество талантливейших рассказов о Великой Отечественной войне.
Дело в том, что сейчас, к сожалению, мы не можем его видеть среди нас, так как тяжелый недуг приковал Геннадия Ивановича к постели.
Предлагаю всем читателям послать Геннадию заряд бодрости и здоровья, веры в себя и веры в свое выздоровление, веры в возвращение в наши ряды писателей.
 
(М.П.):
- Уважаемый Геннадий, есть среди Ваших произведений – автобиографичные?

 

(Г.Л.):
- Как сказать… Есть разумеется! Но большинство работ - некий, можно сказать, конгломерат из разных судеб и случаев. Порой, даже написанное мной от первого лица, является сочиненным, то есть вымышленным. Всякая жизнь человеческая состоит из разных случаев и каждый может припомнить к месту или не к месту, случай на любую тему. Только описанный случай, еще не литература. Хотя очень многие считают, что опиши случай и довольно! А вот вопрос – интересно ли это кому? Ведь у каждого таких случаев, или подобных, множество. Значит, чтобы получилось ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ надо кое-что еще, не так ли? В этом-то и заключается, на мой взгляд, мастерство писателя.
 
(М.П.):
- У Вас получаются настоящие литературные произведения. Думаю, они многим интересны. Особенно проникновенные рассказы. Вы пишете о Великой Отечественной войне, но Вы, уважаемый Геннадий,  сами ещё так молоды! Откуда Вы черпаете темы для этих рассказов?
 
(Г.Л.):
- Спасибо за комплимент насчет молодости. Увы, это не так! Жизнь движется к закату. А что касаемо тем для военной прозы, то это все рассказы фронтовиков. Порой в одном рассказе соединены воспоминания нескольких фронтовиков.
Я много встречался с участниками Великой Отечественной. Это их воспоминания дают мне толчок к творчеству.

И вот еще что… Я родился меньше чем через год после Победы. И, как мне кажется, война в генах и хромосомах нашего послевоенного и военного поколения детей. Это передали нам отцы. Мы всосали эту войну с молоком матерей.
 
Потому для нас она не кончилась до сих пор. «Пепел Клааса стучит в моё сердце!» — может это и высокопарно, но это так.
 
Просто вспомнился случай из детства. Было мне тогда что-то около шести лет. Проснулся я рано-рано утром, от непонятной тревоги — меня разбудил какой-то легкий гул. Я прислушался… Казалось, что где-то далеко летит большое количество самолетов, которые приближаются…
 
Первая мысль: «Война!». И ничего другого! Никакой другой мысли. Кому из сегодняшних детей придет такая мысль в голову?
 
Я не помню сейчас, что было дальше — закричал ли я, спрятался ли под одеяло — не помню. А испуг, пронзивший до костей — помню.
Да и как не помнить?! Мой покойный отец — фронтовик, офицер. И воевать ему пришлось почти до 1956 года.
 
Мы жили в Литве, где орудовали тогда «лесные братья». Окна нашей квартиры были затянуты металлической сеткой, чтобы не бросили в окно гранату. Мы с папой ходили в лесочек рядом с гарнизоном, за грибами. Отец переодевался в «гражданку», а в кармане пистолет с двумя обоймами и две гранаты.
 
Так что тема войны была всегда со мной.
 
И позже, когда стал работать на ТВ. Не было на Брянщине людей, которых так или иначе война бы не затронула. Я встречался с этими людьми. Сейчас всё услышанное от них в памяти всплывает.
 
Да… Я забыл рассказать про тот гул, что меня разбудил. Все просто. У нас висел репродуктор, такая черная картонная тарелка — возможно, видели это в кино. И в шесть утра включили трансляцию. Раздался сперва такой легкий эфирный гул, который я и принял за гул самолетов, а секунд через тридцать заиграли Гимн Советского Союза. Это было шесть часов утра. И вот это я до сих пор помню.
 
Источник:http://parnasse.ru/intervyu/gennadij-lagutin.html
 ***
М.П.: Следующий наш собеседник – поэт и прозаик - Валерий Решетник. Все его и его жены близкие родственники мужчины – участники Великой Отечественной войны. Валерий родился за два года до начала Великой Отечественной Войны. Его детство и молодость, вернее сказать, вся его жизнь тесно переплетена с жизнью нашей страны. Страна вставала из руин, а в этом ей помогали самоотверженные скромные труженики. Героизм и отвага пронизывали всю их жизнь, но для них это были обычные трудовые будни.

М.П.: Здравствуйте, уважаемый Валерий! Прочитала ваше стихотворение:
 
Победы  день

Был  тёплым  май  в  том  сорок  пятом.
Витало  ожидание  победы...
Тыл  был  основой  для  солдата.
На  фронт  работал.  Терпел  беды...
                *****
Сады  обильно  зацвели
кипеньем  облачков  вишнёвых.
Был  нужен  отдых  для  земли
от  ран  и  взрывов  столь  суровых.
                *******
Цвели  каштаны,  бросив  свечи.
Цветов  душистых  пирамиды....
Все  ждали...Скоро  будет  встреча
победной  поступи  Фемиды.
                ******
А  радость  в  дверь  стучалась  дома.
Вот... Всё... Конец... Нам  объявили...
Рыдали  с  счастьем  вновь  знакомы.
И  жадно  все  слова  ловили...
                ******
А  сколько  дней,  ночей  прошло
с  мечтой...  придёт...  Все  очень  ждали...
И  вот  ОНА.  Хоть  тяжело...
Пришла  ПОБЕДА,  как  мечтали...
                ******
Гремел  салют.  Фонтаном  света
букеты  яркие  взрывались.
Все  шли,  не  в  новое  одеты,
но  нарядиться  постарались.
                ******
Качали  в  форме  всех  военных,
что  здесь  случайно  проходили.
Своих  всё  ждали... Незабвенных...
Их  сердцем   ждали,  души  ныли...
                ******
Пропахших  порохом,  махоркой,
но  так  желанных  и  родных...
Перебивались  хлеба  коркой,
слезами  смоченной  о  них.
                ******
Разруха.  Голод  и  блокада...
Всё  вынес  на  себе  народ...
Мы  помним  всё...  Войны  не  надо...
Но  память  дней  тех  пусть  живёт...
                ******
Пусть  лица  светлые  людей,
ступивших  вечности  навстречу,
хранят  всегда  в  душе  своей,
не  только  в  памятный  нам  вечер...
                *****
День  ПОБЕДЫ  встретил  в  Риге
в  1945  году,  вечером  люди  пришли
на  салют  в  парк,  многие  плакали....


М.П.: Вы, оказывается, свидетель тех, незабываемых лет.
Валерий, я готовлю интервью ко Дню Победы. Для меня было бы чрезвычайно важно поговорить с очевидцем тех лет. Простите, как к вам лучше обращаться во время беседы?

 
valerij reshetnik:
- Здравствуйте, парнасцы! Здравствуйте, Марина! Марина, называйте просто Валерий, как обращаются здесь ко мне друзья.

М.П.: Что бы вы хотели рассказать парнасцам о себе, о военном детстве? Чем вы занимаетесь сейчас?
В.Р.:
- Родился в 1939 году в городе Владивосток. Мне в этом году 76 лет.
В июне 1941 года мать увезла меня с Дальнего Востока к матери отца под Полтаву. Поскольку там вскоре после этого началась война, мать отправили назад. На обратном пути застряли они со старшей сестрой в Иркутске. Они с трудом попали в расположение войск Дальневосточного округа (наиболее подготовленные и с механизированной техникой), где и был отец.
С началом войны и провалами, стали отзывать понемногу офицеров в центр. Чтоб не знали японцы, они облетали те места, где были бараки с военными и их семьями.
 А я был в оккупации под Полтавой вдвоем с бабушкой, пока не освободили. В селе знали, что папа - Красной армии командир, поэтому были те, кто поведал об этом немцам. У нас изъяли всё. Когда освободили после Сталинграда и эти места, отец забрал меня.
Потом позже, после освобождения Риги, он перевёз нас туда. Оттуда направили на базу ВМФ в Финляндии - Порккала-Удд.
В Риге я и встретил конец войны и пошёл в школу.
Затем отца перевели в город Таллинн. Там закончил десятилетку, поступил в технический вуз в городе Москве.
Был участником фестиваля молодёжи и студентов 1957 года в
колонне гимнастов. Это был первый открытый фестиваль Мировой
молодёжи у нас в СССР.
Бывал на уборке урожая на целине в Кытмановском районе Казахстана, где занимались стройкой зданий для животных.
После окончания вуза уехал в Сибирь. Работал в институте
целлюлозной промышленности. Курировал стройку известного
БЦЗ (нынешний БЦБК). Перешёл на химию, крупный комбинат, дошёл до главного специалиста завода.
По направлению - призыву уехал на Украину, Восток Республики. Строил и работал на химии начальником цеха. Затем - главным специалистом комбината.
В Украине проработал 20 лет до главного специалиста по автоматизации химических производств. Ушёл раньше, так как денег не платили. Через суд взял оплату за год.
Переехали в Москву к дочери. Здесь не работал, нет таких производств, да и получил на прежних местах дважды облучение изотопами, спасая после пожара оборудование и людей.
Лежал на обследовании, но пошёл Чернобыль и мы ушли сами. Много было лысеньких детишек.
Наглотался и хлора и хлорорганики, были аварии, но моя автоматика всегда срабатывала чётко.
В жизни не унижался, ложь не люблю. Вот примерно так вся моя молодая жизнь.

М.П.: Кто из ваших близких воевал?
В.Р.:
- В нашей семье моей и жены воевали все.
Отец был назначен в город Ригу. После на базу ВМФ в Финляндии, которая после смерти Сталина была отдана назад финам.
До войны в Дальневосточном округе отец - участник боевых действий у озера Хасан.
Братья матери двое. Один офицер ВМФ закончил войну в Лиепаи, в отряде торпедных катеров.
Другой - был в спецслужбе. Оба умерли после войны. Полковники. Все имели награды.
У жены тоже все участники войны умерли после войны.
Брат её деда - Герой Советского Союза, лётчик. Брат деда жены есть в книге Героев Иркутской области, лётчик. После войны - генерал лейтенант, преподавал в Москве.
Дед - участник войны с самого начала. С Сибирской дивизией прошёл до конца, был ранен. Имел награды.

Младший дядя Юрий был в окопах Японской кампании.
Отец жены работал на авиазаводе в Иркутске, награждён орденом
Трудовой Славы; мой отец - орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медали за боевые заслуги, за победу над Германией и Японией и другие.
 Отец жены работал в войну на авиазаводе. Без крыши, в мороз (завод туда вывезли из Европейской части страны). Конструктор Яковлев знал многих рабочих, были из Харькова и Москвы. Давали им по 150 грамм, и они спали в цеху, чтобы рано продолжать работать, имел награды за труд,
Дядя жены танкистом прошёл от Сталинграда до Гданьска. Погиб в  1949 на заводе города Иркутска во время испытания военного самолёта. Имел ордена Славы 2 степени и другие.
Старший дядя погиб в начале войны. Самый младший был участник войны на Восточном фронте.

С войны вернулись все, кроме старшего брата отца жены.
Из них в живых никого сейчас нет.
Детские годы мои прошли в оккупации на Украине, родине отца.
Немного описывал в стихах и рассказах - Жестокие уроки,
Детская память, Детство войны и Солдаты победы.
 Трудиться конечно нет, не пришлось, слишком мал был.
Но поголодал с избытком, так как забрали у нас, как у матери командира, Красной армии всё. Мороженную свёклу ели, рогоза корни, злаки, лебеду и всё, что бабушка могла достать.

М.П.: Валерий, о чем бы вам хотелось сказать людям накануне празднования  Дня Великой Победы?
В.Р.:
-  Что хотел бы сказать? Горько, что единокровный народ
дошёл до этого, забыв, что было. Горько, что развалили страну,
промышленность, в которую и мы с женой сделали весомый вклад,
работая и в Сибири и строя новые предприятия по стране. Нам бы этого не простили наши отцы и деды. Столько страданий и ломок перенесла страна, а ради чего?! Отцы наши померли не дожив до 60 лет, матери чуть побольше, вот всё…
***
 
Дорогие друзья, следующий наш гость - Михаил Тарасов из города Знаменска со своим стихотворением ко Дню Великой Победы:
 
9 МАЯ
Майским утром, девятого дня,
К ветерану пришла ребятня.
Все с цветами. Нарядно одеты.
Торт бисквитный. В коробке конфеты.
Робко в дверь постучали они:
"Поздравляем героя войны!"
Ветеран их радушно встречает
И в квартиру к себе приглашает.
Надевает пиджак с орденами,
На столе уже чай с пирогами.
А за чаем конечно беседа.
Пригласили ещё и соседа.
Добивал он фашистов в Берлине
И снаряды возил на машине. 
Видел он и разбитый Рейхстаг.
"Да ребята, всё было, вот так".
Прочитали стихи. Песни спели.
Торт, конфеты - всё с чаем поели.
С ветеранами встали все в ряд
И пошли, на военный парад...
 
                PS
Недавно вспомнил этот случай.
Мелькнул он словно солнца лучик.
В нём всё из детства  моего:
Цветы, улыбки и тепло...
Лицо отца и ордена.
Он защитил тебя, страна!!!

 
М.П.: Уважаемый Михаил, о чем бы вам хотелось сказать парнасцам и всем людям?
Михаил Тарасов:
- НЕ ЗНАЙТЕ ВОЙНЫ, ЛЮДИ!!!!!!!!!!
 
***
М.П.: Здравствуйте, Александр! Что есть Победа в Великой Отечественной войне лично для вас? О чем бы вы хотели сказать людям?
 

alexandr:
- Здравствуйте, парнасцы! Здравствуйте, Марина! Я бы многое мог сказать, но всегда, когда я слышу о жуткой той войне у меня подступает к горлу ком. Мне вспоминаются рассказы моей матери, как она во время бомбежек сидела под мостом и молила Бога, чтобы осколки не зацепили её дочь, мою старшую сестру.
Как немцы расстреливали мирных людей лишь за то, что им не понравилась чья-то улыбка. Как чудом выжили, когда немцы расстреливали каждого второго в их селе ....
Рассказы отца, как с первых дней войны воевал на фронте. Как он взял в плен немецкого офицера, отнесся к нему с гуманностью, а тот исподтишка стрелял ему в спину.

Для меня Победа в Великой Отечественной войне не просто веха истории, а знаменательное событие - стойкость, величие и необходимость русского духа, сплоченность всех народов в борьбе со злом.
Очень больно сейчас наблюдать за происходящим в Украине, когда воинам победителям запрещают носить награды; когда нацистских преступников называет героями лишь за то, что они сражались против СОЮЗА; когда носящих символ Победы Георгиевскую ленту называют "колорадо".

Зацепили за живое ....

***
К нам присоединился поэт и прозаик - Владимир Кулаев.
М.П.: Здравствуйте, Владимир! Что есть Победа в Великой Отечественной войне лично для вас?
 
Владимир Кулаев:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, Марина! Победа - это моя Гордость, что страна победила, это - моя Боль, потому что отец пропал без вести! Войну знаю не понаслышке, а по вою сирены, бомбежкам, голоду, страданиям близких мне людей, потерям родных... Мне ведь было 3 года, когда в станице в полдень мы увидели взрывы бомб и дым пожарища... Это было в июне 1942 года на Дону...
 
М.П.: О чем бы вы хотели сказать людям накануне Дня Победы?
В.К.:
- Люди, БЕРЕГИТЕ МИР!

НЕ ЗАБЫВАЙ ТРАГИЧНЫХ ДАТ
 Стихи-Владимира Кулаева; Музыка и исполнение-Виктора Бекк

Я знаю, что не уцелею,
Сегодня мой последний бой,
Вот здесь под холмиком истлею
Ты не узнаешь, что со мной…

Один остался я в окопе,
Вся наша часть окружена,
Уже протопал пол-Европы,
Ты не горюй по мне, жена.

Не доведётся видеть сына,
А, может быть, родится дочь…
Стреляют снова! Вот, вражина!
Вот и меня настигла ночь.

…Не знаем имени солдата,
Сомкнулось всё в кромешной тьме,
На обелиске нету даты,
Что пишут павшим на войне…

И только в памяти народной
Живет геройский тот солдат,
Пока мы помним, мы свободны!
Не забывай трагичных дат!

Источник: 

 ***
Поприветствуем следующего нашего гостя: поэт и прозаик - Виктор Козлов!
У Виктора написано довольно много стихотворений на военную тематику.

М.П.: Здравствуйте, уважаемый Виктор! Что есть Победа 1945 года в Великой Отечественной войне лично для вас?
 
Виктор Козлов:
- Здравствуйте, парнасцы! Здравствуйте, Марина! Победа в Великой Отечественной войне лично для меня - это счастье!
Не было бы победы, то не было бы СССР и, следовательно, меня.
В лучшем случае, фашисты оставили бы своим рабом,
но рабство мне не импонирует.

М.П.: Спасибо, Виктор! А что-то важное хотелось бы сказать людям?
В.К.:
- Хочется сказать, чтоб верили Путину и не сомневались, смотрели ролики депутата Е. Фёдорова и Н. Старикова. Они говорят правильно.
А то развелось всяких оппонентов, очерняющих президента и сбивающий людей с толку!

Салют Победы
Почти четыре года воевали.
Союз Советский выдержал все их.
Фашистов свору до Берлина гнали.
К нему пришли, фашистский клич утих.

Окончилось их пошлое: нахт Остен.
Поникли немцы не прошёл блиц криг.
Хоть враг коварен был и очень злостен,
Момент возмездья всё-таки настиг.

Ракеты в небо весело летели,
Их разрывались тысячи цветных.
Смеялись люди, радовались, пели
Салют Победы - вот финал войны.
22.06.2014

М.П.: Спасибо, Виктор! Думаю, после просмотра фильма "Президент",  Владимира Соловьева мало кому захочется говорить плохо о нашем президенте...

***
А вот к нам пожаловал один из самых популярнейших юмористов нашего сайта - Олег Индейкин!

М.П.: Здравствуй, Олег! Спасибо, что заглянул в нашу Жемчужную комнату. Скажи, пожалуйста, что для тебя есть Победа в Великой Отечественной войне?

 
Олег Индейкин:
- Здравствуйте, друзья! Привет, Марина! Мои два деда не пришли с войны. Пропали без вести. Мой отец получил 20 ран на ногах на Курской Дуге (под ним разорвался снаряд от миномёта). 10 лет после войны он ходил на костылях. Кости срослись, но сухожилия были перебиты и одна нога у него стала короче и была согнута и не разгибалась совсем.
10 лет отец был инвалидом войны 1-й группы. Потом случайно познакомился с профессором медицины в Москве, когда ездил в столицу из Сталинградской области на крышах поездов за патефонными иголками и прочей мелочью, чтобы спекулировать на рынке и выживать.
И профессор ему за полтора года вытянул ногу. И отец стал ходить, как все, даже бегать. Но случился у отца туберкулёз. Врачи махнули рукой и сказали - иди доживай. Они отца моего не знали. Он сам вылечил туберкулёз. Забивал собак, топил с них жир и этот жир пил несколько лет. Туберкулёз отступил и больше отец им не болел никогда. Хотя одно лёгкое почти усохло совсем. Батя умер в возрасте 62 года в 1987 году.

Марина! Ты знаешь, как я отношусь к пафосу в жизни и в поэзии. Даже на такую святую тему, как ПОБЕДА в Великой Отечественной войне.
Поэтому я не смогу тебе ответить на твой первый вопрос. Просто, не хочу отвечать "торжественно-шаблонно", как это сделает вся страна.
Пусть мои чувства останутся со мной.

М.П.: Олег, но ты уже ответил… Олег,  у тебя есть что-то сказать миру?
Ол.Ин.: А на второй вопрос я тоже не могу ответить. Но кто я такой, чтобы обращаться к народу? Не президент, не мэр, даже не начальник какой-нибудь.

Скажу только одно - любому здравомыслящему человеку, а не конченному нравственному ублюдку, дорога ПОБЕДА наших отцов и дедов в войне.

Ну, что тут ещё говорить.
Меня всё больше волнует тема отношения властей к ветеранам. Что-то для них делается. Но не достаточно. И не для всех.
***
М.П.: А сейчас мы предоставляем слово самому юному участнику нашей беседы за круглым столом  - поэтессе и прозаику Прокопьевой Александрине.

 
Прокофьева Александрина:
- Здравствуйте, уважаемые парнасцы! Здравствуйте, Марина!
Наверное, для меня Победа в Великой Отечественной войне - прежде всего это мир. Ну, и конечно, доказательство силы и мощи моей Родины. Пусть все знают, что Россия - самая сильная страна в мире и пусть это всегда помнят. А День Победы для меня память. О моих прадедах. И вообще День памяти. Мама с папой в этот день поминают своих, погибших в горячих точках друзей и родственников, погибших в Великой Отечественной войне.
А время перед Днём Победы, наверное, самое исторически познаваемое, когда из всех источников, просто потоком льётся информация о годах Великой Отечественной войны. Можно много узнать и понять. Ну и вообще апрель - май очень насыщенное время. Конкурсы, посвящённые Великой Отечественной войне, подготовка к великому дню. Новые эмоции - новые произведения.
Но, вообще, Победа в Великой Отечественной войне - это здорово, я горжусь своими соотечественниками и родной страной.

Я хочу сказать всем: "Люди, берегите мир! Берегите жизнь! Берегите детей! Берегите Родину!
***

Следующее слово нашему маститому прозаику и поэту Альфие Умаровой.

М.П.: Здравствуйте, Альфия! Что есть Победа в Великой Отечественной войне лично для вас?
О чем бы вы хотели сказать людям (самое важное)?

 
Альфия Умарова:
- Здравствуйте, дорогие парнасцы! Здравствуйте, Марина! Мимо семей моих дедушек и бабушек со стороны мамы и папы не прошла ни коллективизация, ни война. В 30-е многодетные семьи и матери, и отца (из Самарской губернии и Оренбуржья), работящие, хозяйственные, где детей чуть ли не с самого рождения приучали к крестьянскому труду, раскулачили и в чем есть отправили в Беломорье, на Север. Выжили не все. В ту пору из семи сестер моей мамы в живых осталось только три. Кое-как вырвались из тех неласковых краев - сначала в Таджикистан, потом в Узбекистан. Там и осели.

В войну пропал без вести муж тети, воевали мои отец и дядя, а мама работала наборщицей в типографии. Она вспоминала, как узнала о Победе. В тот день она работала в ночную смену, очень хотелось спать, и вдруг новость: Победа! Куда девалась усталость! Все плакали, обнимались, смеялись, радость переполняла всех.
Потом, после Победы, стало полегче, конечно, вспоминала мама. Все-таки Ташкент - город хлебный, теплый... Да и под немцем не были, Бог миловал. Но выживали со всей страной, голодали, ждали с фронта родных, приютили и обогрели эвакуированных из центральных районов России. Вспомните, как пишет об этом Дина Рубина в своем романе «На солнечной стороне улицы».

Потому Победа для меня - не пустой звук. Во мне жива ПАМЯТЬ - память о том, что пережили мои родители, мои родные, знакомые и незнакомые, моя страна, моя Родина. Мы выросли в уважении к этой памяти, к людям, кто ковал эту Победу на самой войне и в тылу, где было тоже очень нелегко.

Сегодня, когда некоторые беспамятные пытаются переписать историю, сделать из России, Советского Союза и нашего народа агрессора, надо говорить об этом, писать, кричать. Иначе зачем были все многомиллионные жертвы?!
А значит, будем помнить - будем живы!
***

Здравствуй, сын!
"...После демобилизации сестры и мама настояли, чтобы пошел учиться, мол, пусть хоть один в семье получит образование. В 33-м в Горьковский университет поступил, а в 38-м закончил его с дипломом преподавателя физики. И началась моя учительская жизнь.
 
Недолгой она была — война грянула. Летом 41-го ушел на фронт. Почти всю войну пехотинцем прошагал, прополз, в окопах пролежал. Кровь, грязь, каждодневная тяжелая мужская работа. И смерть. Сколько их видел — смертей, но так и не привык. Вот только что жив был солдат, родных вспоминал, шутил, а через мгновение нет его — нечаянная пуля оборвала жизнь... или осколок шальной.
 
Мне повезло, лишь два ранения, хотя в атаку вставал вместе со всеми. Как в последний бой. И жалел лишь о том, что в случае гибели плакать по мне будут только мама да сестры, а не жена и дети, которых не успел завести.
 
В начале 45-го, победного, комиссовали меня вчистую — туберкулез, окопы аукнулись на слабых легких. Вернулся в свою школу. К началу нового учебного года приехала в село молоденькая учительница географии Ольга Сергеевна, моя Оленька. Ну, моей-то она не сразу стала, конечно. Девушка была красивая, кареглазая, стройная, тоненькая, чем-то похожая на грузинку. Влюбился я в нее как пацан, словно в первый раз. Так оно и было. В первый раз по-настоящему. Хоть и тридцать шесть стукнуло в тот год.
 
В сорок шестом расписались и переехали в родной город жены. К новому году у нас родился сын Алешка.
 
Жили как и все — работа, семья, учительские будни, редкие праздники. Отдушина — рыбалка. Всё сына к ней подросшего приохотить пытался, но тот брал с собой интересную книжку и читал на берегу, пока я выуживал рыбешку.
 
Помню, Алешка маленький всё спрашивал меня: «Папка, а ты ведь герой?» В его понимании все воевавшие с фашистами были героями. А я не знал, что ответить на этот, казалось бы, простой вопрос. Но такой ли простой? Что делает людей героями в чьих-то глазах? Идейность? Патриотизм? Отвага? А может, безрассудство? Когда на миру и смерть красна? До сих пор не знаю ответа.
 
Когда мы попали в окружение, нам пришлось несколько суток лежать в сыром окопе, под холодными проливными осенними дождями, без еды, возможности просушиться, отдохнуть. Мы не могли не только в полный рост встать, чтобы размять замерзшие ноги. Головы поднять не могли — место было пристреляно немцами. Вот там и застудил легкие. Но сидел, ждал, как и все, пока противник не сменит позицию. Потом пробивались к своим. Дошли не все.
 
И вот кто я — герой? Нет, не герой. Простой солдат войны, который не предал, не продал, не прятался за чужие спины. Поступал так, как воспитали. Не мог иначе. 
 
После девятого класса Алеша в областной город поехал, в техникум поступил. Приезжал на выходные да праздники, взрослел. А я… Болезнь, отступившая вроде, возвращалась все чаще и чаще. Закончилось инвалидностью. В тот год сына как раз в армию призвали. Когда он после года службы в отпуск приехал, я уже знал, что видимся в последний раз. Чувствовал.
 
В 67-м орден мне вручили — Отечественной войны 2-й степени.
 
В том же году я умер.
 
Теперь мой сын, который уже старше меня живого, каждый год 9 мая приезжает навестить меня. Раньше детей брал с собой, моих внуков. Теперь они взрослые, наверное, и сами уже родители. Некогда им. Да я не в обиде. Они никогда не видели меня, знают только по рассказам. Ладно, живым — живое. Счастья вам. И чтобы войны не было, конечно. Страшная это вещь — война. Упаси вас Бог от нее!
 
Эх, и славно же поет сегодня соловей…
 
Ну, здравствуй, сын!"


 ***
М.П.: Нашу беседу завершает - поэт Владимир Непогодьев.
Здравствуйте, Владимир! А что есть Победа в Великой Отечественной войне лично для вас?

 
Владимир Непогодьев:
- Здравствуйте, друзья! Добрый день, Марина!
Победа в Великой Отечественной войне - это подвиг всего советского народа, который спас весь мир от коричневой чумы!
Я всегда преклоняюсь перед нашими ветеранами и тружениками тыла, да перед всем советским народом, который всё преодолел и сумел уничтожить фашизм. У меня оба дедушки погибли в Великой Отечественной войне, дядя воевал в разведке, а после войны восстанавливал страну. И по словам всех тех людей с которыми я разговаривал (которые их знали), они все были прекрасными людьми. Война забрала самых лучших.

Я ГОВОРЮ СПАСИБО!
Фронтовики, как мало вас осталось,
Здоровья не прибавят вам года.
Ещё б пожить чуть-чуть, хоть малость,
Хотелось по людски всегда.
Вас проверяла жизнь на прочность,
И смерть, смеясь, косила вас.
И так ли уж важна нам точность,
Вы умирали ради нас.
О подвиге не помышляли,
А выполняли тяжкий труд.
И вы кололи и стреляли,
Не вы, а значит, вас убьют.
Здесь арифметика простая,
Не ты курок нажмёшь – нажмёт другой.
И ты умрёшь, и похоронка улетая
Несёт печаль к тебе домой.
Вы не озлобились, я знаю,
Вы продолжали жизнь любить.
Храни Господь, его я умоляю
Вас в здравии и в жизни сохранить.
Придут другие времена и нравы,
О вас забудут иногда.
Нацисты жаждут мщения, расправы,
Об этом ли мечтали вы тогда?
Когда в окопе спали согреваясь
Махоркой или крепким табачком.
Об этом ли мечтали просыпаясь
Под огненным, несущим смерть огнём?!
Простите нас давно уже забывших
Про подвиг ваш, про ратные дела.
За то, что вы в число попали бывших,
За то, что Вас награда не нашла.
Я благодарен вам за ваши раны,
За то, что я могу дышать.
Я говорю «Спасибо, ветераны!»
Я говорю «Спасибо Вам!» опять.


А всем людям накануне Великого Дня Победы я говорю - никогда не предавайте память своих предков и никогда не изменяйте себе!

Как сказал мне один человек (которого сейчас нет в живых), когда я ещё учился в 10 классе - как бы ни было тяжело и плохо, и какие бы ни были трудные обстоятельства, никогда не изменяй себе и тогда можно всё преодолеть и выстоять. Тогда я ещё не осознавал это, но вся моя дальнейшая жизнь доказала правоту этих слов. Поэтому и на Украине сейчас процветает фашизм и нацизм - люди предали память своих предков, люди предали самих себя. Они переступили ту черту и перестали быть людьми. Поэтому они сжигают людей в Одессе, бомбят Новороссию, уничтожают инакомыслящих, насилуют женщин, убивают детей, творят то, что в голове нормального человека не укладывается.

 Предавший самого себя перестаёт быть человеком!
Спасибо за ваши вопросы, Марина!

М.П.: Спасибо всем нашим авторам, принявшим участие в этом праздничном интервью за круглым столом в нашей Жемчужной комнате Парнаса!  Спасибо, что поделились с нами самым сокровенным! Спасибо за удивительные пожелания мира и добра всему миру, всем людям!

Спасибо всем воинам Великой Отечественной войны  и труженикам тыла за нашу мирную жизнь! Спасибо всем тем, кто построил прекрасную и могучую Россию наших дней. Спасибо им, сумевшим и не убоявшимся лишений, возродившим нашу Родину после войны.

Желаю всем жителям планеты Земля научиться жить в мире и любви! Счастья и здоровья, дорогие парнасцы! Мира нам всем и творческих успехов на радость людям!
"Пока мы помним, мы свободны!
Не забывай трагичных дат!"
(В.Кулаев)

С любовью и благодарностью,
ваша Марина Попова.


p.s.
Дорогие друзья, в комментариях вы можете не только задавать нашим героям вопросы, но и поделиться своими мыслями, воспоминаниями о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г..  Пригласить парнасцев прочесть ваши произведения военной тематики, дать ссылки на них.


Поёт Светлана Бажина: "Я ПОЮ О ПОБЕДЕ"


Рецензии