Королевский город Святой Веры Святого Франциска Ас

В штате Нью-Мексико, наверное как нигде в США, до сих пор витает дух коренных жителей континента – причем не только индейских племен, но и таинственных скальных людей, живших до них. “Земля пуэбло” – едва ли не основная особенность штата.
Между городами Санта Фе и Альбукерке, на двухкилометровой высоте, находится геологический памятник Kasha-Katuwe Tent Rocks (“Палаточные скалы”): застывшие в камне, словно гигантские волны, слои вулканических пород, сформировавшиеся, возможно, не за миллионы лет, а внезапно, в процессе одного извержения вулкана. Правда, затем понадобились тысячелетия, чтобы эрозия сотворила из извергнутых чревом Земли пород глубокие каньоны и вздымающиеся с их дна фантастические скульптурно-архитектурные формации, похожие на башни древнего замка под коническими крышами, или на остро заточенные карандаши неведомого великана, вертикально воткнувшего их в подошву скал. Эти формации состоят из мягкого вулканического туфа и пемзы, и потому легко “обрабатываются” водой и ветрами. Вода... ветер... эрозия... – все это лишь инструменты, резцы неустанно творящей Природы.
Доступ к Kasha-Katuwe Tent Rocks, объявленному Национальным памятником Биллом Клинтоном в 2001 г, но территориально принадлежащему индейскому племени Cochiti Пуэбло, разрешается старшинами племени лишь в дневное время. Причем обозревать это чудо можно не только сверху или сбоку – с противоположного берега глубокого каньона, но и снизу – с самого дна. Индеец-гид ведет группу по узким глухим коридорам в каменное царство каньона, поразительной красоты и пластичности. Памятник этот лишь малая часть Национального Заповедника (National Landscape Conservation System) BLM.
Вот в этих самых местах и сохранилось множество древних поселений. В частности, Пуэбло-Акома – “Город неба”, многоярусный пещерный комплекс, встроенный в массив плато Пахарито. Там же находится Национальный заповедник петроглифов, где было обнаружено около 15 тысяч наскальных изображений – рисунки и символы, неизвестно кем оставленные.
У подножья всемирно известного горнолыжного курорта Таос, на берегу быстротечной речки Рио-Пуэбло, органично вписан в окружающую среду другой комплекс многоярусных домов – древнее поселение Таос-пуэбло, самое крупное из дошедших до наших дней. Саманские стены, иные из которых в метр толщиной, не смогли разрушить ни солнце, ни дожди, ни ветры, ни холода, ни время.
Древнее поселение, входящее в состав огромной индейской резервации, площадью 384 кв км, было объявлено всемирным наследием ЮНЕСКО и считается одним из самых примечательных исторических памятников всего Западного полушария. Тесно стоящие друг к другу дома, разделенные на две части рекой, как правило,не имеют дверей. Попасть в них можно лишь по приставной лестнице – через крышу. (В случае опасности лестницы втягивались внутрь.)
Интересен Таос-Пуэбло еще и тем, что, в отличие от давно заброшенных поселений древних людей, в его глинобитных многоярусных домах, построенных почти тысячу лет назад, до сих пор живут люди – современные индейцы. Их немного, всего полторы сотни тесно спаянных членов общины. Они ведут замкнутый, скрытый образ жизни, но, как ни странно, соглашаются принимать туристов и даже приглашать их внутрь. Современные таосы научились спать на кроватях, сидеть на стульях и есть за столом. Но в их жилищах запрещено использование электричества, водопровода и канализационных труб.
Индейцы, настолько перенявшие традиции пуэбло, что считают себя их прямыми потомками, не обособлены в Нью-Мексико в своих резервациях. Они общаются и взаимодействуют с остальными жителями штата. А кое-где и живут с ними бок о бок. И наверное самым объединяющим моментом между “старыми” и “новыми” американцами ныне являются туристы, одинаково выгодные, а следовательно желанные и тем, и другим. Так что Нью-Мексико, необычайно разнообразная в плане этнических групп и их культур, считается самым туристическим штатом в стране.
Особо крупных скоплений пришлой цивилизации, то бишь американцев, здесь не найти. В самом большом городе, Альбукерке, живет около 500 тыс человек. А в столице штата Santa Fe – всего 70 тыс. Но именно она, на мой взгляд, заслуживает особого внимания.
Этот уникальнейший город не имеет ничего общего ни с одним современным городом США – в нем нет небоскребов, нет даунтауна, нет даже обычных – каменных, кирпичных, железобетонных или деревянных домов. (Могу представить удивленные лица: а что же тогда есть? Где живут люди?) Санта Фе – самый традиционный, глубоко американский город, если за отправную точку брать не послеколумбовых переселенцев, а коренное население, причем не индейцев, а тех, что жили до них. Именно к пуэбло протянулись корни нынешней столицы Нью-Мексико.
Мне заранее придется извиниться за то, что буду сейчас слишком часто повторять слово “самый”, но в данном случае без него просто не обойтись. Воздетая горным плато над долиной реки Рио-Гранде-дель-Норте, защищенная горами Сангре-де-Кристо, Санта Фе – самая высокогорная среди столиц штатов. Один из самых колоритных, самых красивых, самых уютных и самых старых городов Америки. Он в буквальном смысле утопает в зелени: крыши его домов ниже пышных крон деревьев.
Город, получивший этакое «коротенькое» испанское название: La Villa Real de la Santa Fe de San Francisco de Asis (“Королевский город Святой Веры Святого Франциска Ассизского”), был основан испанскими миссионерами ровно 400 лет назад – за 10 лет до того, как первые переселенцы высадились на Плимут-Рок.
Испанские конкистадоры, в поисках мифической страны Эльдорадо, Семи Городов Сиболы, дошли до земель нынешней Нью-Мексико, где и наткнулись на загадочные глинобитные города пуэбло. И, так и не отыскав вожделенного золотого города, решили осесть в здешних местах. Оказалось, что пустовали не все примитивно-диковинные сооружения, в некоторых жили индейцы. Часть испанских переселенцев заняла эти дома, а индейцев выгнала. Хотя, тем, кто соглашался на них работать, было разрешено остаться.
Индейцы построили под руководством монахов-францисканцев Капеллу Святого Михаила (1610), которая стала самой первой, а следовательно самой старой христианской церковью на американской земле.Построили разумеется в стиле пуэбло, с использованием хорошо знакомой им древней саманской техники, а заодно и продемонстрировав чужакам наглядно весь строительный процесс.
“Саман (что буквально означает солома) – необожжённый кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаной соломы”, – записано в Википедии, что не вполне соответствует действительности. В  отличие от распространенного мнения, саман – это, не кирпич сырец, высушенный на солнце, из которого складываются стены домов, а совсем другая техника и другой состав глины – смесь из земли, глины, песка, соломы и воды.Полученная масса выкладывается вручную, пока она мягкая и пластичная. Практически дом лепится, как скульптура, без применения какой-либо техники, и потом уже высыхает на солнце, удивительнейшим образом сохраняя свою форму на века, а то и на тысячелетия. Это очень древний, проверенный временем метод, в неменьшей степени известный и на другом полушарии.
Я не случайно уделила саманской технике столько внимания. Столица 47-го штата США – современнейшего государства в мире, вся выстроена по образу и подобию древних поселений пуэбло, что само по себе поразительно. Ну может чуточку добавлено испанских градостроительных нюансов, в частности – в Базилике Собора Святого Франциска Ассизского, XIX века, с маленькой часовней Капилья-де-Нуэстра-Секора и статуей Рейна-де-Ла-Пас перед ней, опять-таки самой старой статуей Мадонны в Северной Америке (1625г).
Глинобитные дома со смягченными округлыми углами, с живой, словно дышащей поверхностью стен и торчащими из них массивными потолочными балками, полны какого-то особого, первобытно-сказочного очарования. В том же стиле выполнены церкви, общественные и государственные здания, первоклассные отели в центре города и музеи.
Рядом с капеллой Святого Михаила низкая сырцовая хибарка – четыре стены, два разновысотных дверных проема, и никакой фантазии, но именно она признана самым старым жилым домом США. Другая достопримечательность и украшение города монастырь Гуаделупе, построенный в форме индейского символа солнца “Зиа”. Да собственно здесь каждый дом, каждая пядь земли – история. Когда земля эта еще принадлежала Мексике, в Санта Фе начинался знаменитый торговый путь в Соединенные Штаты – Санта Фе Трейл. Достопримечательностью города являются Плаза, откуда в те далекие времена отправлялись тяжело груженные фуры.
По здешним, неукоснительно соблюдаемым законам никто не в праве нарушить общий стиль города-пуэбло, дабы не навредить его целостности, своеобразию и колориту. В отдельных случаях, правда, разрешается построить новый дом не из глины, а из бетона, но тогда бетону надлежит придать фактуру и цвет глины, а углы сгладить.
Культура и быт жителей Санта Фе это причудливый коктейль из традиций американских индейцев, испанцев, мексиканцев, и англо-саксов в архитектурном “бокале” древних пуэбло. Улочки здесь кривые, узкие и путанные, без намека на какую-либо систему или общую планировку. Один американский сатирик сказал, что их должно быть прокладывал пьяный человек, сидя на строптивом осле задом наперед. Машины ездят медленно, чинно, на лицах горожан умиротворенность, покой и просветление. Одна из самых красивых и интересных улиц – Canyon Road, отнюдь не центральная. То ли выставка, то ли ярмарка, то ли цепочка магазинчиков и галерей. А в уютных зеленых двориках скульптуры и инсталляции на все вкусы и стили.
Санта Фе называют Столицей искусств. Его жители очень гордятся своей колонией потомственных художников и скульпторов. Многие приезжают из других штатов и даже стран, чтобы пожить в творческой атмосфере среди себе подобных. А в свободное от работы время пьют, поют, танцуют и гуляют, добавляя жизнерадостный богемный колорит старому провинциальному городу. Сюда регулярно наведываются миллионеры-коллекционеры в поисках горячих (в буквальном смысле и переносном) шедевров.
В пяти милях от Санта Фе, в деревне Tesuque находится знаменитейшая среди скульпторов, ценителей искусства и коллекционеров Литейная мастерская или фабрика, где отливают из бронзы сделанные тут же художественные произведения. А рядом Сад Скульптур и Художественные галереи. Весь этот район называется Shidoni Foundry and Galleries. Shidoni на языке индейцев навахо означает дружеское приветствие.
Сад Скульптур расположился на трех гектарах бывшего яблоневого сада. В нем никогда не иссякает поток посетителей. Тут можно не только полюбоваться работами скульпторов со всей Америки, выполненными в самых различных жанрах и технике, но и пообщаться с самими авторами. А также понаблюдать за процессом бронзового литья, т.е. за тем, как увековечивается в бронзе вылепленное скульптором произведение.
Благодаря Shidoni Foundry and Galleries маленький городок Санта Фе считается третьей крупнейшей художественной зоной США (после таких колоссов, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес). В дополнение к сотне художественных галерей целых две сотни музеев! (Это на семьдесят-то тысяч жителей.) Только в Международном музее национального искусства представлены образцы творчества ста различных стран. Ну и разумеется город-ретро не мог обойтись без Музея индейской культуры и искусства. В нем собрано более 50 000 экспонатов народных промыслов пуэбло, навахо и апачи.
Помимо музеев и галерей, в Санта Фе есть прекрасный оперный театр, свой симфонический оркестр, театр с собственным репертуаром и множество любительских музыкальных и драматических коллективов. Так что горожане в стиле пуэбло живут насыщенной духовно-богемной жизнью и с удовольствием принимают толпы гостей, приезжающих поглазеть на их удивительный город и не менее удивительное житье-бытье.


Рецензии