Рака Святой Урсулы Ганса Мемлинга

Рака Святой Урсулы,Ганс Мемлинг,1489г

               В одном из залов Музея Академии в Венеции моё внимание привлёк совсем маленький портрет,выполненный на доске  художником Гансом Мемлингом( 1433-1494гг).Казалось,что мужчина совсем на вас не смотрит,но вы всё равно присматриваетесь,стараясь понять,что он за человек.Художник сумел придать человеческим чертам мягкость и нежность.Речь идёт о Портрете молодого человека.1470-1480гг

            Одним из самых знаменитых произведений мастера является реликварий Рака Святой Урсулы. Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге.
   Его украшают шесть композиций, которые рассказывают о паломничестве в Рим юной принцессы из Бретани и ее мученическом конце. Это изящное и наивно-прямодушное повествование характерно для искусства Мемлинга.Эту работу мы рассмотрим более подробно.Её вы видите на иллюстрации вверху.
   
НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ

            Ганс Мемлинг крупнейший фламандский живописец второй половины XV века.Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени.
          В 1465 год он уже - полноправный гражданин Брюгге, домовладелец и семьянин., затем - член местной гильдии святого Луки. Далее жизнь его текла вполне мирно. От жены, Анны Фалькенаре, у него родилось трое сыновей: Ян, Корнелис и Николас. В 1480 году он купил каменный дом, за ним ещё два для сдачи внаём.
            Материальное положение его было очень хорошим. В 1487 году художник овдовел, а через семь лет в 1494году -умер.

               Конец 1460-х - первую половину 1470-х годов можно назвать самым спокойным временем в жизни Мемлинга. Он был богат, востребован, почитаем. И даже принадлежал "Братству Снежной Богоматери", состоять в котором считалось почётным, ибо в него входил сам Карл Смелый.

           К 1480-м годам Мемлинг остался единственным хранителем старых традиций нидерландской живописи. Да и вообще - единственным крупным мастером во Фландрии (Босх только начинал свой творческий путь).

 Мемлинг создал много прекрасных полотен,которые стали шедеврами.Позже мы рассмотрим их более подробно.

             «Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии.

ЛЕГЕНДА ОБ УРСУЛЕ.

         Основой истории св. Урсулы послужил действительный факт: в конце IV века в Кёльне были убиты римлянами или гуннами несколько девушек-христианок. Легенда же рассказывает о дочери бретонского короля, которую ожидал брак с принцем-язычником.
    По одной версии, она, чтобы сохранить чистоту своей веры и свою девственность, бежала в Рим; по другой (изложенной Иаковом Варагинским), отправившись к английским берегам, где ждал ее жених, была застигнута бурей; гонимый ветром корабль вошел в устье Рейна, где и был захвачен кровожадными гуннами.
    Мемлинг ближе к первому варианту; во всяком случае, он показывает только паломничество св. Урсулы в Рим и сцены ее мученичества.

РАКА СВЯТОЙ УРСУЛЫ

      Рака Святой Урсулы – это знаменитое произведение искусства периода Северного Возрождения. Она хранится в нидерландском городе Брюгге в Госпитале Святого Иоанна.
          
       Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге.

          Тончайшей работы реликварий в чисто готическом стиле украшен резными золочеными колонками, фронтонами, пинаклями, ажурными аркадами, даже миниатюрными раскрашенными фигурками святых в угловых нишах.

     Мемлингу предстояло написать восемь картин (самые большие из которых не достигали и полуметра в высоту) на стенах раки и шесть медальонов на ее двускатной ажурной крыше.

     Шесть боковых изображений были последовательным повествованием о судьбе св. Урсулы, живопись на торцах служила как бы обобщающими символами ансамбля — мадонна и сама святая со своими спутницами, медальоны же изображают музицирующих ангелов, а два из них — большего диаметра — отчасти повторяют сюжеты торцовых картин.
        В длину по каждой стороне они достигают около 11 сантиметров. На них изображены сцены: «Прибытие Урсулы в Кёльн» - на дальнем плане картины виден недостроенный Кёльнский собор, «Плавание по Рейну», «Прибытие в Базель» и др.

      Эту миниатюрную и изысканную живопись можно увидеть как следует лишь через увеличительное стекло – только тогда становится видна каждая деталь. Несмотря на миниатюрность, живопись отличается яркостью и сочностью красок, композиционной целостностью, чистотой формы.

          21 октября 1489 года в присутствии епископа в Брюгге произошла церемония вложения реликвии в Госпиталь Святого Иоанна. С того времени этот шедевр не покидал этого здания.
            
 О творчестве ГАНСА МЕМЛИНГА

           Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные».
          Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель, поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.

          "Если романтики и викторианцы считали его мягкость высшим выражением средневекового искусства, то мы склонны сравнивать его с таким композитором, как Феликс Мендельсон. Иногда он очаровывает, но никогда не раздражает, никогда не шокирует и никогда не потрясает."Эрвин Понофский.

Текст с иллюстрациями работ художника и фрагментами Раки Святой Урсулы и триптиха Страшный суд.
http://maxpark.com/community/6782/content/2573260


Рецензии