Католики и протестаны. Династии в XVI веке


В научной историографии по религиозному вопросу в XVI веке есть достаточно большой блок литературы, он, так или иначе, отражает специфику взаимоотношений ортодоксального католицизма и реформаторского протестантизма. Не стоит забывать, что именно в XVI веке борьба двух противоборствующих группировок получила апогей своего противостояния, хотя отдельные её элементы появляются до сих пор. Запад, как и Восток – дело тонкое.

Мы решили рассмотреть специфику взаимоотношений между двумя религиозными центрами через совершенно иную логику, нежели обычно рассматривают историки. Мы решили обратиться к семейным отношениям у католиков и протестантов в XVI века, и главными объектами рассмотрения станут династические браки королевских семей, т.к. они наиболее нам доступны.

В XVI веке, как и последующие времена, вплоть до XIX века междинастические отношения являлись синонимом международных, т.к. браки между членами королевских семей имели, как правило, политические цели и заинтересованность. Счастье  в этих браках далеко не всегда вообще было предметом обсуждения. Иными словами династические браки стали отражением прагматических задач, которые ставили перед собой правители тех или иных стран. В поле нашего зрения окажутся сейчас три разных правящих фамилии: Тюдоры в Англии и Габсбурги в Священной Римской Империи и Испании. При этом не забудем, что за маской политических интересов в этот период нельзя было оставлять религиозные основания. Вплоть до XIX века Европа, за определенными исключениями, была религиозной, при этом, не важно какого вероисповедания. И даже в XIX веке при женитьбе или выходе замуж в монарших фамилиях всегда имели место проблемы принятия нового вероисповедания, что уж говорить о XVI веке. И тем более интересно посмотреть, как династические отношения имели влияли на положение между реформацией и контрреформацией в указанный период.   

Начнем с Тюдоров. Англия этого периода в основном характеризуется правлением трех заметных фигур: Генриха VIII, Марии I и Елизавете I. Генрих VIII безусловно фигура неоднозначная, но в этом и его специфика. Известно, что в раннем возрасте и до того момента, как он буквально «как перчатки» стал менять своих жен, он был весьма консервативным католическим человеком, как и его отец Генрих VII. Первой супругой короля Генриха VIII стала кастильская принцесса Екатерина Арагонская (поженились 11 июня 1509), дочь Изабеллы I Кастильской и её супруга Фердинанда II, супруга и соправителя Изабеллы. Брак имел явно политические мотивы, был обвенчан по католическому обряду. Королева Екатерина Арагонская была весьма активна в политике, отчасти занималась межгосударственными отношениями Англии и Испании. Однако супруга короля имела одну важную обязанность – рождение наследника. Королева несколько раз была беременна. В ноябре 1509 года она родила во время преждевременных родах девочку, которая была мертва. В течение следующих 2,5 месяцев у королевы оказалась ложная беременность, от которой естественно детей не появилось. Уже в 1510 году она вновь забеременела и родила сына герцога Корнуольского, который прожил не более 2 месяцев и скончался в начале 1511 года. Вероятно, взаимоотношения супругов были в связи с этим сложные, хотя мы не имеем источников это подтверждающих. В 1516 году все же королева Екатерина родила Генриху VIII наследницу Принцессу Марию, в будущем королеву и получившую прозвище «Кровавая», между прочим, католичку по вероисповеданию.

В это же самое время среди титулованных особ континентальной Европы возникает спор. В 1516 году Фердинанд I и в 1519 году Максимилиан I умирают. Генрих VIII находит своего союзника в лице Императора Карла V стараясь заключить брак (скорее подготовить его) императора и рожденной в 1516 году принцессой Марией, такая своеобразная династическая уния. Заключается с ним фактическое соглашение о том, что в случае не рождения в браке Генриха VIII и Екатерины Арагонской законного преемника мужского пола, то женский пол не сможет претендовать на трон, а перейдет к детям Марии и Карла. В 1527-1529гг. состоялось так называемое великое дело Генриха VIII, когда он, используя все имеющиеся ресурсы, развелся с Екатериной Арагонской, а точнее когда шел бракоразводный процесс. Официальной датой расторжения брака является 23 мая 1533 года, когда Генрих VIII уже в тайне женился на Анне Болейн, с сестрой которой Марией, у него также была внебрачная связь. Он прибегал к благословению этого решения со стороны Папы Римского, к лону церкви которого тогда принадлежал. Справедливости ради хочется сказать, что Генрих VIII не был стол простым как кажется. Еще будучи в браке, он изменял своей жене. От внебрачной связи с Элизабет Блаун у него родился сын герцог Ричмонд. Были и другие связи. Так что не таким уж строгим католиком был Генрих VIII. Но дело приняло иной оборот, когда в 1527 году в разгар бракоразводного процесса войска Карла V в рамках войны Коньякской лиги взяли Рим и Папа Римский Климент VII, выходец из дома Медичи, оказался пленен. Как отмечает Дж. Норвич, Генрих VIII в 1533 году ухватился за возможность, зная, что по каноническому праву брак с вдовой старшего брата Артура ему был запрещен, Генрих VIII старался во что бы то ни стало получить развод. 11 июля 1533 года английский король женился на Анне Болейн и тогда это признал Архиепископ Кентерберийский. Папа Римский за это отлучил от церкви главу английского государства, а соответственно и всю страну. Генрих VIII принял вызов понтифика и уже в 1534 году английский парламент принимает закон о том (т.н. Акт о супремации 1534 и 1539гг.), что глава государства выше церкви, что послужило основой для создания Англиканской церкви, где глава государства до сей поры является и главой церкви. Так династический кризис повлиял на начало реформации в Англии. Нам трудно судить, что заставляло Генриха VIII изменять своей супруге, вероятно, неудачное рождения нескольких детей повлияло на монарха столь пагубным образом. Потому что если смотреть на отца короля-реформатора, то в семье Генриха VII и его супруги Елизаветы Йоркской родилось 6 детей. Но не будем рассуждать о том, о чем мало известно.

У короля Генриха VIII после развода с Екатериной Арагонской было еще 5 браков. Один из них на Анне Болейн, от которой родится будущая королева Елизавета. Брак не был счастливым, он окончился через несколько лет, когда Королева Анна была обвинена в государственной измене и измене лично королю, что окончилось для нее печально. 19 мая 1536 года Анна Болейн была казнена. Уже при жизни в этом браке король-реформатор увлекся Джейн Сеймур, которая являлась фрейлиной двора. Помимо придворной должности, леди Сеймур являлась двоюродной племянницей Анны Болейн. В мае 1536 года через 11 дней после казни Анны Болейн Джейн Сеймур стала супругой Генриха VIII. Церемонию провел Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер в церкви Уайтхолла. Этот брак был еще менее долговечен. Королева Джейн была сторонницей старой веры, поддерживала принцессу Марию, также исповедовавшую католичество. Именно благодаря очередной мачехе Мария была возвращена ко двору в 1536 году, предварительно подписав документ о том, что признавала своего отца как главу Англиканской церкви. В октябре 1537 года королева Джейн родила Генриху VIII сына – Принца Уэльского Эдуарда, после чего скончалась. Для английского монарха это и было главной задачей – желание передать престол сыну, а не дочери, но история рассудила иначе. Последовавшие после этого три брака с Анной Клевской (в браке в 1540 году), Екатериной Говард (в браке в 1540-1542гг.) и Екатериной Парр (в браке в 1543-1547гг.) не дали никаких результатов, кроме того что показали – реформация способна расширить рамки понимания традиционного консервативного общества.

Теперь к Габсбургам. Великий и огромный род Габсбургов, возникший еще в первом тысячелетии нашей эры, к XVI веку достиг апогея своего величия. Под контролем Габсбургов находились Испания, Священная Римская Империя, отчасти Италия и Низинные Земли (Нидерланды), а также и земли за океаном. Всем этим величием владел Император Карл V. Мы уже упоминали о нем выше. В отличие от англичан-реформаторов Карла V нельзя упрекнуть в отходе от католицизма и христианской религии. Хотя справедливо нельзя в этом упрекнуть и Генриха VIII, потому что тенденции централизации в Англии имеют в отходе от католичества отличительную черту. Но не об этом. Карл V сын Хуаны Безумной и Филиппа Красивого с раннего возраста в связи с духовной болезнью матери обязан был принять на себя ответственный груз императорской власти. В отличие от английского родича за всю свою жизнь он был женат лишь единожды. 1 ноября 1525 года он женился на представительнице Ависской династии дочери Мануэля I Португальского (1495-1521) принцессе Изабелле Португальской. Не смотря на то, что политика для монарха оказалась куда важнее собственной супруги, с которой он немного проводил времени вместе, за 12 лет брака у пары родилось пятеро детей, старшим из которых стал будущий король Филипп II. Момент этот весьма показателен. Изабелла Португальская умерла в 1539 году, и до конца своих дней Карл V так и не женился, хотя имел связи с женщинами, которые приводили к рождению детей.

Семейная жизнь младшего поколения Габсбургов и Тюдоров XVI века также весьма показательна и она олицетворяет стремление двух государств не только соперничать на международной арене, но и активно использовать браки даже между собой. В этом плане интересно указать, что в 1554 году состоялся междинастический брак Филиппа II и Марии I. Брак был политическим. В это же время сторонниками англиканства была подана идея о том, чтобы дать Марии прозвище «Кровавая», потому что, пытаясь сохранить католическую веру господствующей, она проводила репрессии в отношении протестантов. Факт весьма показательный. Брак не был счастливым. Народ Англии не любил испанцев и аналогично. Но важно заметить и то, что борясь за возможность сохранить католичество, королева не теряла поддержки Папы Римского Павла IV, известного как папы-контреформатора. К концу своего правления, которое по трагическому совпадению совпал с окончанием правления Королевы Марии I, Павел IV поссорился не только с королевой, но и её преемницей и сестрой Елизаветой I, которая была явно протестанткой. Кто знает, но может и рождения во втором браке Генриха VIII так повлияло на выбор религиозно-нравственной позиции в последующей жизни. Однако, и Павел IV и следующий понтифик Пий IV не отлучали британскую королеву от церкви, но та все же продолжала укреплять свою власть в качестве главы церкви. Отречение Королевы Елизаветы I английской состоялось много позже в 1570 году при новом понтифике Пие V, который продолжал реформирование церкви в соответствии с требованиями времени, потому что духовный облик священнослужителей римско-католической церкви этого периода, как отмечают и Дж. Норвич и Й. Гергей, не отличался благочестием.

Исторический парадокс и не менее интересное следствие этого династическо-религиозного противостояния протестантов и католиков - его продолжение до сей поры. Не смотря на взаимные уважительные отношения Ватикана и стран протестантов, иногда возникают различные трения, к счастью более не перетекающие во взаимную вражду. Уже нет конфликтов между Бурбонами, Габсбургами и Виндзорами – они уживаются между собой, каждый при этом остается верным тому, что принял. Интересно и то, что уже в современности мы увидели достаточно интересный документ. В 2011 году принят новый акт о престолонаследии в Соединенном Королевстве (вступил весной 2015 года), благодаря которому теперь отменяется запрет членов династии Виндзоров на браки с католиками. Если раньше, женившись на католичке, принц терял право на наследование трона, то теперь этот пункт убран. Даже принц Михаил Кентский, женившийся в 1978 году на католичке баронессе Марии-Кристине фон Рейбниц восстановлен в своих правах на 44-м месте в порядке правопреемников английского престола. Автор не знает и не хочет рассуждать на тему, почему именно такое изменение в законодательстве произошло (ведь был отменен Акт об устроении 1701 года), но верит и надеется на то, что это не приведет к другим нежелательным последствиям, которые могут быть. Ведь конфессиональные и национальные проблемы в Великобритании достаточно сложны и многообразны (Ольстерская проблема до сих пор остается нерешенной). Все же ощущается, что англиканская Британия и католическая Западная Европа нашли именно ту религию, которая их отличает, а каждая страна должна быть особенной и хоть немного отличаться от других.       
               


Рецензии