Шубный бизнес

 
      
                «Шуба овечья, а сердце человечье» (узб. пог.)

                Моя подруга Надя в девяностые годы родила девчонок-двойняшек, изнемогала с ними – это очень тяжело ухаживать сразу за двоими детками. Хоть  муж и помогал ей, как мог,  но на работу сбегал, как на праздник!   
           - Ой, Любка, я повешусь! Не могу  больше так жить!.. – стонала она при встречах. Мы жили тогда в одном проезде улицы Попова.
          - Сначала их в корыте утопи, кому они нужны? –  дала я ей добрый совет.
          - Дура! - ужаснулась она, и поняла, что у неё не самый худший вариант, и резервы терпения ещё есть.
            А тут как-то иду мимо магазина «Детский Мир», вижу - шубки продают. И очередь совсем небольшая, человек сто. Я махнула рукой на все запланированные дела, и честно отстояла очередь. Надо было украсить подруге чем-то жизнь… Когда толпа поняла, что я заплатила за две шубки - чуть не разорвала, не поверив, что я покупаю их для двойняшек. Думали – спекулировать… Но я благополучно унесла ноги и… шубы.

           Надя обрадовалась шубкам, отдала мне деньги.  Так девчонки  до самой школы в них и ходили! И потом не пропали – достались кому-то. Такого качества были изделия! Практически, неизносимые!
              Свою-то  цигейковую красавицу я привезла из города Шевченко, аж с Каспийского моря, где была в командировке. Глазам не поверила, как увидела, что их продают прямо с машины, прямо без блата, прямо в порядке очереди! Моего размера не было, взяла, что досталось – на четыре размера больше. Дома обрадовались, только не знали, что с ней делать. Полюбовались, и повесили в шкаф.
                - Я буду беременная в ней ходить! – сказала моя старшая дочь Таня.
                Не пришлось… Она погибнет в восемнадцать лет - машина сзади на тротуар вылетела! В общем, когда настала «перестройка» и мы стали соображать, как заработать денег на жизнь, решила я заняться шубами. Где их взять? Конечно, в Ташкенте! А  ездить я не боялась…

                В Советское время в Узбекистане работала большая промышленность   - заводы, фабрики,  выращивали длинноволокнистый хлопок, а главная отрасль животноводства – разведение овец.  Тогда ведь учёные думали, как все производства сделать безотходными.   Ну,  самих их, овец, баранов, понятно куда – на мясо, на шашлыки. На всех базарах они дымились.  А шкуры? Куда такую массу шкур девать?
                Что-то перерабатывали на фабриках, что-то вручную, и шили, шили, шили   цигейковые шубы!  Всё было мало – спрос огромный. Шили тяжёлые  шубы, которые даже самую изящную женщину превращали в неповоротливое бесполое существо, а любого  хрупкого мужчину - в медведя!  А чтобы шуба была модной, про это и слыхом не слыхивали: шуба она и есть шуба… Любая хороша!
                Мы лучших не видели, нам и таких было не достать. А достал – твоё счастье.    Десятилетиями носили, с плеч на плечи передавали, расставляли и удлиняли. Можно было всю жизнь проходить в одной  такой «шубке», и считаться респектабельным человеком!

                Те узбеки, которые жили этим промыслом, радовались: их продукция всегда востребована! И наращивали производство. Их шубы нужны были только на севере – в  Советском Союзе. Но когда его не стало,  появились границы, а с ними – таможенники. А это такие существа…
          В стране, где всякого рода взятки всегда процветали, служащие таможни сразу стали  с выезжающих за пределы Узбекистана драть три шкуры! Да не так, чтобы взяли часть будущей прибыли, и выпустили. Нет! Иду, например, по подземному переходу к своему поезду, несу всего две мужских шубы, да не цельных – из кусочков. Других не смогла раздобыть. Схватили,  вымогают…
          Дала им что-то. Пошла дальше – следующий тебя хватает, и всё с начала…  Ты говоришь, мол, я тому-то дала! А он отвечает, что тоже наделён властью отвести тебя куда надо…  Давай и мне мзду!
            Посмотрела я, сколько их впереди… и вернулась. Одну шубу положила в автоматическую камеру хранения, с другой прошла… Уехала. Через две недели на самолёте(!)  вернулась за второй шубой. По прибытии тут же, в  аэропорту Ташкента, на такие картины насмотрелась! Одна женщина – высокая, красивая, я её запомнила. Надела она на себя шубу – единственную, приобретённую в Ташкенте – и пошла на посадку. Вылетала куда-то на Крайний Север…
            Схватили, вернули, повели куда-то… Женщина, вся в пятнах,  вышла без шубы,  бегом побежала на самолет. Я поняла, что  или правила опять изменились, или таможенники всё равно повод найдут ограбить. Что и с одной шубой уже не выехать…
             Приехала на вокзал – камера  не открывается по коду. Оказалось, что сумку уже унесли в камеру долгого хранения. Пошла туда: отдайте! Кладовщик – мужчина лет тридцати: «Заплатите за хранение!» Заплатила. Открыл  сумку – шуба. «Заплатите за шубу, запрещено вывозить!» «Как запрещено? Покажите правила!» «Нет правил, но запрещено!..»
               Я проявляю твёрдость, прошу вызвать начальника. Мужик  начал клянчить:
               - Пойми, сестра,  мне вот второго брата женить надо, знаешь, какой у нас калым большой  платить за невесту! Войди в моё положение! И дети один другого меньше! У меня их пятеро! И родители совсем старые. А начальник с тебя ещё больше возьмёт!
             - Да ты подумай, голова,  о тех, которые овец растят, шкуры выделывают, шубы шьют! К вам же уже ездить боятся! Вы целую отрасль губите!
              А он всё про калым канючит, до отрасли ему дела нет… Я уже думаю: брошу шубу! В то время и на вокзале могли подойти, проверить содержимое сумки, и на улице хватали всех, почём зря. Даже не приезжих – своих, тоже по поводу и без повода, милиционеры лезли в сумки и гнобили народ!
               - Ты пойми, вас тут, таких любителей поживиться, вон сколько! Я уже за самолёт заплатила, и ещё сдерут! Зачем мне такая шуба?
                Тогда мужчина придумал:
               - Ты мне денег ещё  дай, а я тебя проведу  к поезду, где милиция не стоит!
                Так мы и пришли к консенсусу.
                Я только могу догадываться, какие убытки понесла экономика республики… Потом хватились,  отменили таможню, изменили правила,  вывозить разрешили всё, но никто уже ездить за шубами не решался, а скоро китайские конкуренты заняли эту нишу… Так и «накрылся»  шубный бизнес, а с ним – и вся безотходная животноводческая отрасль Узбекистана…
               А  позже  стали  появляться невиданные раньше шубы, китайские, – лёгкие, изящные, модные! По правде сказать, качество было совсем низкое,  можно было и дыру найти, и швы расходились, разлезались сами шкуры,  но модницы не смотрели ни на что – ради того, чтобы помрачить сердца конкуренток в цигейковых шубах своим появлением…
              Так что свою, много десятилетий  сберегаемую цигейковую шубу,  так и оставшуюся новой,  чтобы не выбрасывать, я теперь распорола, и сшила покрывало на диван. Весь диван накрыла! Выглядит, как медвежья полость!.. Мех тёмно-коричневый, блестящий! Моя подружка Нина очень любит на ней вздремнуть после дружеских «возлияний»…
              А двойняшки выросли. Такие красавицы стали! Куда там всяким «мисс»! Закончили университет, удачно вышли замуж, родили хороших деток, для которых не надо ничего доставать «по блату». Всё в магазинах есть!
      
             Когда-то, лет двадцать назад,  в Москве, иду позади женщины в дорогущей шубе, и в старых сапогах. Удивляюсь несоответствию. А когда, обгоняя, взглянула в её лицо, поняла - синявка! И шуба поднята где-то с помойки. "Хорошо живут москвичи!" - Подумала я. Вчера понесла мусор, а там на край контейнера повешена красивая цигейковая шуба пятнистой окраски, совсем не вытертая. Сколько в неё было вложено человеческого труда!..   
            Сказать ли вам, что сделала я? Нет, не скажу. Но не скрою, что подумала: "И до нас дошла хорошая жизнь!"
           Чем бы сегодня заняться? Собиралась на дачу, да тучи заходили... Не сшить ли новый коврик? Медвежья полость на диване есть, и леопардовый коврик на полу тоже будет кстати!

               Хорошо живём, ребята!


Рецензии