Ностальгия

В толковом словаре русского языка Ушакова под словом «ностальгия» подразумевается тоска по Родине. Это состояние, как любовь не поддаётся лечению. Только возврат на Родину может излечить, как и обоюдная любовь излечивает горечь неразделённой любви. Моя Родина – СССР. Очень хочется в неё вернуться, но получится ли при моей жизни ещё? Боюсь, что нет!

Почему мне так хочется в СССР? Потому что с его потерей и потерей социализма, мы растеряли и ещё очень многое. Сейчас хочется поговорить даже не о материальной стороне потерь, хотя их огромный список. Мне хочется поговорить о духовных потерях, при этом таких, которые на первый взгляд, казалось бы, не представляют собой ничего серьёзного. Например, о классической музыке. Я родилась и всю жизнь живу в Москве. Во времена СССР, если бы любой ребёнок, живущий в Москве, захотел узнать, кто такой Бетховен, он мог бы послушать советское радио, или пойти в Колонный зал Дома Союзов, где каждое воскресенье для детей, естественно бесплатно, проходили лекции о музыке. Там не только рассказывали о композиторе, но и лучшие исполнители играли для ребят его произведения. Москвичи многие отправляли своих детей в музыкальные школы, это особенно стало распространено в 60-70 годы, например, мои собственные дети закончили семилетнюю музыкальную школу по классу фортепиано. Это развивало ребят и  совсем не обязательно было потом идти дальше в музыкальное высшее учебное заведение. Мои сын и дочь стали инженерами. Музыку же любят до сих пор. Сегодня же спроси на улице столицы школьника, кто такой Бетховен, он вспомнит или дурацкий американский мультфильм, где так звали собаку или вообще укажет на зоомагазин. Сейчас многие зоомагазины стали называться Бетховен, в честь той собаки из фильма. О композиторе никто не знает за очень редким исключением. Даже телефонные звонки мобильных, играющие часто куски классических произведений, не каждый хозяин телефона знает, чтобы назвать композитора его звонка. На днях я слушала «Народное радио», которое объявило, что на его волнах будет час серьёзной музыки. Сначала пел приятный баритон классические романсы. При этом не было объявлено, кто и что поёт, романсы сменяли друг друга с перерывом в минуту. Потом опять же без перерыва заиграла музыка .Я никак не могла понять , что играют, мне мешала обработка ударных инструментов, превративших произведение в шлягер, наконец, я с ужасом поняла, что это в таком виде исполняется «Шестая симфония Чайковского».  Я так была возмущена, что хотела сначала выключить приёмник, но любопытство: а что же дальше, удержало. Вдруг шлягер оборвался, а через минуту запел, с какими-то подвываниями,  женский хор и тоже с оформлением подстукивания под музыку ударными, теперь я узнала «Первый концерт для фортепиано с оркестром» всё того же Чайковского! Ни первый, ни второй раз объявлений, что и кто исполняет, не было. Подвывания закончились так же внезапно, как и первый шлягер и диктор объявил «Вести недели».  Кто из современных молодых людей, а тем более детей будет знать, кто автор музыки, кто её исполняет? Даже на дисках, которых в магазинах великое множество, в лучшем случае написано название произведения и композитор, но исполнителя уже нет.

Мы в советские времена бегали в Консерваторию или в Зал Чайковского на Рихтера, Когана, Ойстраха, зная, что нас ждёт праздник для души. Так как это были удивительные музыканты!

Сейчас же можно, оказывается из трагической симфонии сделать шлягер, из «Князя Игоря» выбросить половину оперы, из «Евгения Онегина» под ту же музыку изобразить балет?! И это в знаменитом, являвшемся в советские времена гордостью страны, Большом театре!

Нет советского уважительного, серьёзного отношения к музыкальному классическому наследию мировой культуры. В СССР выходили фильмы: «Чайковский», «Евгений Онегин», «Ференц Лист», «Римский- Корсаков» и множество других, которые воспитывали души людей в прекрасной музыке и прививали им любовь к прекрасному. В фильме «Чайковский» Петра Ильича великолепно играет Смоктуновский, там он дирижирует свою трагическую «Шестую симфонию», которую затем играют у него на похоронах. Такая же участь постигла и «Первый концерт для фортепиано», его первым играл блистательно Николай  Рубинштейн, а потом на гастролях в Европе умер, и этот концерт играли на его похоронах. Какими  же надо быть бездушными и глухими, чтобы сделать из этих трагических шедевров шлягеры?

Хочу домой, на Родину, в мой замечательный, духовный и прекрасный СССР!


Рецензии