Последние советские педагоги

Я отработала в московской школе в общей сложности 43 года. Из них 35 лет в советской школе. Так сложилось, что я по семейным обстоятельствам  за 43 года познакомилась с шестью педагогическими коллективами, из которых один был в техникуме, другой в интернате для социально незащищённых детей, а кроме того, мне пришлось поработать в четырёх общеобразовательных школах ( в одной - на Б. Ордынке, в двух - в районе «Отрадное» и одной - на Ленинском проспекте). Везде и порядки были разные и люди, а, следовательно, и мои привязанности чисто человеческие и профессиональные отличались. Но в каждом из коллективов были замечательные педагоги, хотя, конечно, не все. В те времена, когда я делала в педагогике первые шаги, существовала на телевидении «Образовательная программа». Она помогала проводить и сами занятия и многому могла научить педагога. Помню, по субботам и воскресеньям проходили  «Открытые уроки». Это, когда лучшие учителя огромной страны СССР рассказывали о своей работе. Здесь можно было увидеть и услышать Сухомлинского с его «Школой радости», Шаталова с его конспектами для школьников и многих, многих других, как мы тогда называли их, - «новаторов». Я смотрела эти передачи на одном дыхании и уверена, что тысячи учителей «прилипали к экрану» вместе со мной. После передачи с участием Сухомлинского, я стала искать его книги, наши учителя из начальной школы «Отрадного» по его советам строили свои уроки и приглашали нас всех это посмотреть. После встречи с Шаталовым на телевидении наша директор Московской школы послала математика из нашей школы к нему на урок, а потом у нас был педсовет о впечатлениях нашей коллеги от этих уроков. Как это было интересно! Каждый учитель, если он пришёл в школу по своему желанию, любви к детям и  к педагогической работе, стремился внести что-то новое, разнообразить как-то  свои уроки после таких всесоюзных педсоветов по телевидению. Не у всех, конечно, получалось то, что было задумано, но каждый учитель стремился сделать свои уроки глубже, интереснее, продуктивнее.

Я тогда работала ещё на Б. Ордынке, когда впервые попала на урок,  учителя биологии, соединившей его с музыкой. Она пела сама, пели дети, одновременно они успели сделать лабораторную работу по ботанике. А на следующем уроке биологии я присутствовала на опросе ребят по предыдущему заданию и поняла, что они прекрасно усвоили материал, хотя урок больше напоминал концерт,  а не занятие.

Институт Усовершенствования учителей всегда проводил курсы в помощь учителям всех специальностей. Раз в 2-3 года надо было их посещать, чтобы тебе дали справку о переподготовке. Ни разу за многие годы мне эти курсы ничего путного не дали, единственная польза от них была – это знакомство с учителями других районов Москвы. Вот учителя действительно делились иногда удивительными советами, помогающими потом в работе.

Я, как учитель химии, сталкивалась постоянно с тем, что ребята во время практических и лабораторных работ или трусят, боясь взорваться, или безобразничают, взяв реактивы, угрожая здоровью своему и соседей. Одна моя коллега из другого района дала мне прекрасный совет: готовить реактивы к занятиям так, чтобы даже если учащийся нарочно выльет его на себя, ничего кроме пощипывания  кожи не случилось. И действительно, когда я убрала со столов ребят все концентрированные и средней концентрации растворы кислот и щелочей, заменив их разбавленными, все переживания и мои и учеников закончились. Опыты же прекрасно проходили и с разбавленными кислотами.

Многому я научилась у педагога, казалась бы далёкого от моего предмета. Она вела в нашей школе уроки русского и литературы.

Всем известно, что научить детей грамотно писать – это архи сложная задача. Наша коллега придумала завести на каждого ученика специальную тетрадь для работы над ошибками. Все , кто учился в школе скажет: а что удивительного, нас всегда заставляли учителя сделать работу над ошибками после диктанта или сочинения? Дело в том, что она завела тетрадь для себя на каждого ребёнка. Туда она выписывала грехи каждого, записывала, что она советует ученику проделать, чтобы запомнить правильное написание слов. И ежеурочно проверяла задание по ошибкам. Её дополнительная нагрузка самой себе привела к тому, что ни один ученик, где бы он ни сдавал русский язык, никогда не получил «двойку» и даже наоборот. Её «троечник» хвастал мне, что поступая в вуз сдал русский на «четыре».

Многие словесники потом использовали её приём, и если у них хватало характера и трудолюбия пользоваться им постоянно, тоже имели прекрасные результаты борьбы за грамотное письмо. Даже я постаралась применить её метод к моему предмету. Это помогло мне более внимательно вникнуть в суть ошибок школьников по некоторым трудным темам курса химии.

 А недавно я познакомилась с одним тоже  новатором в школьном деле советского периода. Он мне рассказал много интересного о том, как он строил свои занятия со школьниками по истории.

Видели ли вы, или хотя бы слышали, что на уроке истории можно тему петь, которую проходишь с ребятами, читать о ней стихи? И это не на одном каком-нибудь показательном уроке, а каждый урок! Причём и стихи, и музыку учитель сочинял сам. Зачем? Чтобы воздействовать не только на мозг и память ребёнка, а и на его чувства. Когда разбужены эмоции, школьник уже не забудет урок, ему помогут его вспомнить стихи и мелодия.

Придумка Луганского учителя была так необычна, что ею заинтересовались в Академии  педагогических наук. Эта методика фактически была революцией в преподавании истории в школе.

И ещё. Каждый, кто учился в школе, помнит, что в основу построения любого изложения новой темы лежал принцип: от причин к следствиям. Излагались причины событий, их ход, а затем последствия. Учитель истории из Луганска всё сделал наоборот. Он вёл ребят от следствий к причинам. Зачем? Для него главной стала задача: научить школьника методу научного познания. Можно сказать, что он учил азам диамата и истмата. Для этого нужно было вписать философские знания в ткань исторического процесса не искусственно, а органически. А как? Школьники любят детективы.

Вот учитель и устраивал им на каждом уроке детектив. Например, известно, что произошло то-то и то-то, но потом выясняется, что неожиданно и внезапно свершилось какое-то событие. Вот мышление школьника, рассмотрев событие- следствие, должно дать ответ: почему? Этой оригинальной методикой заинтересовался ректор Института психологии В. Давыдов, который о ней рассказал Президенту АПН С.Р. Столетову. Чтобы заслушать автора, в Москве собрали семинар виднейших психологов.

Чтобы ребята лучше усваивали материал, учитель перед глазами ребят поместил огромный электрофицированный стенд «Овладевай методом познания». На нём высвечивались отдельные этапы, ступени метода в действии. Ребята учились мыслить.

Сейчас телевидение участливо демонстрирует всей стране промахи педагогов, показывая их ошибки, тиражируя плохие примеры, непедагогические поступки. В советские времена всё было наоборот. Ещё Ленин призывал поднять учителя на такую высоту, на которой он никогда не был в буржуазном обществе. И в советское время это почти получилось. Учитель был уважаем, каждую осень на «Педагогических чтениях» перед началом учебного года учителя узнавали, сколько школ, детсадов, яслей построено, получали ключи от новых благоустроенных квартир, их награждали орденами и медалями, отмечали лучшие методические достижения! Каждый новый учебный год в любой школе начинался со знакомства с молодыми учителями, пришедшими после педвуза.

Сегодня закрывают вузы, сливают школы, унижают учителя.

Когда-то А.Дементьев писал : «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!» Больно за то, что делается со школьным образованием.

Учитель с 43-х летним педстажем( из них 35 лет в советской школе – школе творчества, школе радости, школе уважения к труду учителя).


Рецензии