А. С. Пушкин

                Любви все возрасты покорны,

                Её порывы благотворны

                И юноше в расцвете лет,

                Едва увидевшему свет,

                И закалённому судьбой

                Бойцу с седою головой!

                А. С. Пушкин

Как мудр Александр Сергеевич! Это поразительно, он погиб в 38 лет, то есть, не дожив до седин! Откуда же он это знал, где подглядел? Ну, о юношеской, пылкой страсти он сам знал по собственной жизни и на эту тему написал море изумительных виршей, но о стариках? Я в молодости бывала часто влюблена, и в меня влюблялись люди молодые и постарше. Но где-то после 50-ти я для себя уже не сопоставляла возможность влюбиться ещё раз со своим возрастом. Я допускала, что супруги, живущие вместе много лет, могут быть родными людьми, прекрасно относиться друг к другу, любить друг друга, ну как бы по привычке. Я таким старикам завидовала, потому что мой муж умер, когда мне было 52 года. И я поставила крест на возможности духовной и физической близости с кем-то. Я вспоминала мужа, и никто мне не был так приятен, как он, интересен, а главное не нужен, как был нужен, даже необходим ежедневно, ежечасно муж. Читая «Онегина» или слушая оперу в театре, по телевизору я думала, что Пушкин придумал прекрасный образ Гремина, чтобы подчеркнуть пустоту в жизни Онегина и честность Татьяны, не способной на предательство даже ради любимого. Но в жизни влюблённый старик – это что-то сверх естественное, чего не бывает. Так я думала тогда. И не верила Пушкину, считая , что он ошибался в силу своего возраста. В мои 52-55 , потом 60лет мне предлагали руку и сердце некоторые наши товарищи очень настойчиво, но я вспоминала мужа, и вопрос сам собой отпадал. Я не могла их поставить рядом с ним, а просто заполнить пустоту одиночества не хотела. И даже , когда один из них читал свои стихи, посвящённые мне, доказывая тем самым, что очень хорошо ко мне относится, я не верила Пушкину. Отношение товарища ко мне льстило моему самолюбию, но и всё. Душа, сердце, ум были спокойны, я где-то даже посмеивалась над его запоздалыми, как мне казалось, ухаживаниями.

Прошли ещё 10 лет обычной жизни с делами домашними, общественными, с творческими. И вдруг появился человек в моей жизни, который стал заполнять мою душу письмами, стихами, серьёзными статьями. Всё это вроде направлялось не  лично мне и меня  не касалось, но было  очень интересно. Потом его труды стали направляться мне лично, мне захотелось тоже поделиться с ним своими мыслями в виде рассказов, статей, даже стихов. Завязалась переписка. Меня она захватила целиком, его тоже. « Так из дружбы растёт любовь», поётся в песне. Вот тут я поняла, что Гремин любил, несмотря на свой возраст, что его Александр Сергеевич не придумал для красного словца, а подсмотрел где-то в жизни.

Наша переписка продолжается уже более 5 лет, мы по-прежнему друг другу интересны, нужны. Наше общение заполнило уже давно и душу нам, и сердце, и ум. И мы счастливы!

Какой же ты был умный, Александр Сергеевич Пушкин!


Рецензии