Учитель

Давно сказано: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» Эти слова Некрасова, обращённые к Белинскому, наверное, сегодня только к единицам учителей  подходят, так как мало учителей, которые могут эти слова принять на свой счёт. При всей нашей любви к работе с детьми и честном отношении к делу очень мало среди нас тех, кто достоин такого преклонения перед нашей работой. Но вот следующие строки Некрасова в том же произведении:

«Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе…» - эти строки должны быть главными в жизни всех, кто решил посвятить свою жизнь педагогике. Эти мудрые слова Некрасов написал в 1867 году. Им почти 150 лет. Но если бы каждый, кто называет сегодня себя учителем, научил своих подопечных гуманно мыслить и помнил о равенстве, о братстве и свободе - как бы мы прекрасно жили! Как достойно бы жили люди, разумно, без эгоизма и войны.

В одном послевоенном фильме герои рассуждают о том, почему в войне с фашизмом победил СССР. И они приходят к выводу,  что в СССР были лучшие учителя – это они победили фашистскую человеконенавистническую идеологию.  Это они научили гуманно мыслить, заложили понятия равенства, братства и стремление к свободе в советском человеке.

Но вот прошли 23 года после гибели СССР в мирное время, без нашествия врагов на нашу Родину. Но как изменилось всё в жизни людей и учителей нашей страны! Учитель, который равнялся в своё время на новаторов, талантливых коллег  типа Сухомлинского, Шаталова, Макаренко, читал работы Крупской, радовался фильму «Республика ШКИД» всё чаще размышляет в прессе и на телевидении о том, что работать стало невозможно. Его, современного учителя, задёргали бюрократы массой ненужной отчётности. Одновременно идут нескончаемые «слияния» школ, колледжей, вузов. И неважно, что одна школа была профильной, например, математической, а другая обычная. Или колледж был кулинарный, а другой политехнический – соединили, лишь бы меньше платить преподавателям. Сегодня начальники от образования придумали подушную оплату труда учителя. А то что , учитель вынужден из-за этого вместо 18 часов соглашаться на 30 часов в неделю, никого не волнует. Педагог даже ,если бы очень хотел творчески работать, сделать теперь этого не может. Он измотан нагрузкой по своему предмету, кучей бумаг, которые его заставляют составлять и обычными обязанностями классного руководителя в придачу. Где уж тут творить « доброе, вечное»!?

И что мы имеем в итоге? На днях ТВ проводило опрос среди молодёжи. Один из вопросов был : Кто такой Жуль Верн? Из 20 опрошенных 15 ответили, что не знают, а остальные говорили всякую чушь. Дальше ещё интересней. Молодым был задан провокационный вопрос: Почему Базаров утопил свою «Муму»? Отвечали снова около 20 молодых людей. При этом объяснения были в основном самые бессмысленные, но ни один не вспомнил, что Базаров здесь ни при чём. Я уж не говорю, что большая часть современной молодёжи не знает, что вращается вокруг чего: Солнце вокруг Земли, или Земля вокруг Солнца. Да и не удивительно, ведь астрономии больше нет в общеобразовательных школах, зато есть теология.  Министерство образования всё мудрит со своими ГИА и ЕГЭ. Столько напридумывали «угадаек», что лучше всего тем учащимся, кто тычет пальцем наугад в ответ, не думая совсем. Да ещё и ответы содержат ошибки в этих ЕГЭ. Например, мои школьники должны были выбрать один из 4 ответов : какая частица НЕ заряжена? А ответы были такие: электрон, протон, катион, анион, т.е. все заряженные! 

В связи с такими обстоятельствами в учебные заведения талантливые учителя не идут, да и пед. вузы повсеместно закрывают – их, видите ли слишком много стало, столько учителей не надо!

Вот и работают там те, кого ещё в советское время высмеивали в фильме «Доживём до понедельника». Глаголы :положь, вылазить и т.д. стали нормальным языком современного учителя. А недавно, в связи с событиями на Украине один учитель в споре со мной твердил, что Одесса в Крыму и возмущался, что русские военные не вмешались в конфликт 2 мая.

Сейчас звучат слова поэта А. Дементьева, как насмешка:

 «Учителями славится Россия,

  Ученики приносят славу ей!»

И всё-таки есть УЧИТЕЛЯ и сегодня. В 37 школе в Луганске работал учителем истории много лет Феликс Борисович Горелик. Он вырастил сотни учеников за свои 43 года, отданных педагогическому делу. Среди них был Андрей Линёв, талантливый парень, который мог стать великим медиком, но предпочёл идти добровольцем на фронт в Афганистан, где и погиб. Его именем учитель добился, что назвали улицу. Советское время ушло, давно Луганск относится к капиталистической Украине, но имя советского героя Андрея Линёва продолжает украшать улицу, названную в его честь. Учитель увековечил имя своего любимого ученика, который прославил своего учителя. Ныне Феликс Борисович давно живёт в Германии, но, несмотря на пенсионный возраст, он каждую весну отправляется в любимую Неньку. За  время с 90-х годов им написано много книг. За одну из них: « Антиучебник к курсам истории» Ф. Б. Горелик получил от ЦК КПУ премию имени Ярослава Галана. Феликс Борисович и сегодня коммунист, любящий СССР, родную Украину, где родился, вырос, учился и проработал в школах учителем истории 43 года. Именно это заставило его ринуться в Киев, потом в Луганск, следом в Харьков, лишь он узнал о войне у него на Родине. В Киеве Горелик был мало, но в Луганске, где он издал свои книги о причинах гибели СССР, Феликс Борисович не пропустил ни одного митинга. Везде он раздаривал свои книги митингующим и ярко выступал против фашизма, рискуя попасть под пули «правосеков», участвовал в первомайской демонстрации. Он и сегодня отправился в Харьков потому, что фашисты заявили о запрете празднования Дня победы, чтобы участвовать в этой демонстрации. Горелик долгие годы учил ребят бороться за Советские идеалы в классе, теперь он им подаёт пример, как бороться за них на баррикадах!


Рецензии