Чем хорош Деизм

Перед тем как сказать, чем хорош Деизм, мне хотелось бы привести информацию о том, что такое вообще Деизм.

Информация из интернета:


ДЕИЗМ (лат. deus — бог) — неортодоксальная религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог есть разумная первопричина мира, находящаяся вне его, но не участвующая в жизни природы и человека.

 В ДЕИЗМЕ мир представлен как самостоятельный механизм, движущийся в результате некоего внешнего «первотолчка» по естественным законам, подобно заведенному часовому механизму.

 Идеи ДЕИЗМА восходят к мысли Эпикура о невмешательстве богов в земную жизнь и к понятию Перводвигателя у Аристотеля.

 Впервые словом «ДЕИЗМ» стали называть в XVI в. учение социниан (по имени создателя рационалистического течения в протестантизме Ф. Социна).

 В XVII в. слова «ДЕИЗМ» и «свободомыслие» стали восприниматься как синонимы.

 Предпосылкой становления ДЕИЗМА как целостной системы взглядов стали процессы секуляризации общества и развитие естествознания, следствием чего явилась растущая вера в человеческий разум и недоверие к религиозным учениям об откровении.

 Основоположником ДЕИЗМА считается английский философ, историк, дипломат и поэт лорд Э. Г. Чербери (1583-1648).

 В трактате «Об истине» (1624) он сформулировал основные принципы ДЕИЗМА как «естественной религии» («религии разума»), которая рассматривалась в качестве основы всех религий:

 существует Абсолют — безличный и трансцендентный миру, а также существует воздаяние за земную жизнь в загробном мире (онтологические принципы);

 Абсолют должно чтить, и наилучшим способом для этого является праведная жизнь, а средством искупления грехов — раскаяние (этические принципы).

 Эти идеи нашли развитие в его работах «О причинах ошибок» и «О религии мирян» (1645), а также в книге «О религии дворян» (1663).

 В сочинениях Э. Г. Чербери ДЕИЗМ предстал как новая религия, которая не нуждается в религиозных авторитете, вере, обрядах, таинствах, молитвах.

 Согласно взглядам представителей ДЕИЗМА, истинное богопознание — это познание природы.

 Деисты отвергали идею предопределения и промысла Божьего, критиковали Священное Писание, христианские догматы и обряды, институт церкви.

 ДЕИЗМ утверждал принципы веротерпимости, независимости философии и науки от религии.

 ДЕИЗМ не был однородным течением: взгляды одних деистов сближались с теизмом, а других — с атеизмом и материализмом.

 В ДЕИЗМЕ проявилось стремление человека преодолеть чувство зависимости от сверхъестественных сил и строить свою деятельность на основе использования естественных законов.

 Максимальное влияние и распространение ДЕИЗМА относится к эпохе Просвещения (XVIII в.).

 Деистами были многие выдающиеся европейские, американские и российские мыслители того времени — Т. Гоббс, А. Шефтсбери, Г. С.-Дж. Болинброк, Ф. Вольтер, Д. Юм, Дж. Толанд, Г. В. Лейбниц, Г. Э. Лессинг, Т. Джефферсон, Б. Франклин, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев и др.

 В XVII-XVIII вв. ДЕИЗМ способствовал переключению интеллектуального потенциала общества с теологии на науку и философию.

 В XIX в. ДЕИЗМ утрачивает свои позиции в связи с широким распространением атеизма и материализма, а также оккультно-мистических учений.

 Интерес к ДЕИЗМУ возрождается во второй половине XX в. в христианском модернизме; в этом контексте ДЕИЗМ стремится к достижению компромисса между наукой и религией.

 Современный ДЕИЗМ существует в широком спектре вариантов — от «бытового» ДЕИЗМА, когда человек, причисляющий себя к какому-либо вероисповеданию, в то же время не верит в возможность божественного вмешательства в земную жизнь и в загробное воздаяние, до философских концепций, признающих существование абстрактного «разумного начала» в мире.



Итак, думаю, некоторое представление о Деизме у читателя есть…

Чем же все-таки хорош Деизм?

Начну издалека…

Человек, который верит в существование Бога, в возможность вмешательства Бога в жизнь человечества и в то, что Бог может карать и награждать людей при жизни…  такой человек рано или поздно запутывается в вопросах, которые временами он вынужден задавать как себе самому, так и Богу, в которого он верует…

Человек, только-только пришедший в Церковь (такого верующего принято называть неофитом), летает первое время как на крыльях: он перечеркивает свое прошлое (причем даже то хорошее, что в нем было), он собирается начать жизнь с чистого листа, он думает, что будет жить честно, по заповедям, и Бог  ему за это станет помогать….

Однако случается всякое….Бывает, человек ходит в храм, соблюдает заповеди, причащается, а счастья нет, и того, что он раньше хотел получить от Бога, он или получает лишь отчасти, или не получает вообще. А в это время его знакомые, далекие от Церкви и веры, делают карьеру, и жизнь их без Церкви и Бога складывается, в общем, неплохо… Вопрос: где справедливость?

Человек, не способный к рассуждению, загоняет свои обиды на судьбу внутрь самого себя, считает их искушениями, исповедуется в них, хотя и не решает тем самым своих проблем. Человек думающий задает Богу вопросы примерно такого толка: «Почему, Боже, не равно делишь? Одному даешь всё, а другому – ничего? Почему ты такой прижимистый? Что стоит Тебе дать всем людям и здоровье, и талант, и достаток? Почему ты караешь, но не тех? Почему ты награждаешь, но не тех? Почему ты караешь меня, а моего знакомого, который в сотню раз меня хуже, не наказываешь? Почему я хожу в храм, и в моей жизни всё плохо, а другие в храм не ходят, сквернословят, грешат, и у них в жизни складывается всё замечательно? Получается, Ты помогаешь плохим и не помогаешь хорошим?»

Вот примерно такие вопросы задает себе человек, который недоволен Богом, который верит, что Бог способен вмешиваться в события, карать и награждать людей при жизни, способен мешать или, наоборот, помогать человеку в осуществлении его замыслов.

Так и хочется сказать: «Чем верить в злого и несправедливого Бога, лучше вообще в Него не верить». Или: «Лучше вообще не верить в Бога, чем верить и во всем Его обвинять».

Таким образом, выход из тупика вопросов следующий: атеизм.

Однако не только атеизм является спасением от ропота и недовольства в адрес Бога.

Есть и другое учение, дающее относительный покой душе человека, это учение – Деизм.

Последователь Деизма ВЕРИТ в Бога,  ВЕРИТ в то, что Всевышний создал Вселенную, что нужно жить достойно и честно, и что каждого человека за гробом ждет наказание или награда.

Но Деист НЕ ВЕРИТ в то, что Бог каким-то образом вмешивается в жизнь человечества, что Бог кому-то помогает, а кому-то мешает, кого-то при жизни карает, а кого-то награждает. Верить в это значило бы верить в то, что Бог допускает насилие, зло и жестокость, значило бы верить в то, что Всевышний допускает несправедливость: помогает плохим и карает хороших…

Но разве хочется верить в ТАКОГО Бога? Разве можно ТАКОГО Бога называть благим?

Учение Деизма тем хорошо, что избавляет своих последователей от ропота (по крайней мере, от ропота в адрес Бога), а также мешает задавать Богу лишние вопросы, на которые Всевышний, как всегда, не дает ответа и которые служители Церкви обычно называют вопросами от лукавого.

Деист верит в Бога, верит в собственные силы, верит в себя. Разве это плохо?

Единственный минус Деиста – неверие в то, что Христос был богочеловеком, чья жизнь, чей подвиг самопожертвования, несомненно, способны вызывать восхищение во многих благородных и возвышенных душах людей и чье учение о любви и милосердии достойно внимания и уважения со стороны человечества.

май 2015


Рецензии