Великий комбинатор

В ресторане "Великий комбинатор", что на улице Очаковцев в Севастополе, работает один старый официант. Настолько старый, что фраза "времен очаковских и покорения Крыма" может быть смело отнесена к нему. По типажу он напоминает мне старых гардеробщиков хороших московских ресторанов. Сейчас они все уже умерли, но в моем московском детстве я встречала их. В ресторане ЦДЛ, в Софии или в Арагви. Везде, где радостно лилось вино, преломлялись грузинские лаваши и узбекские лепешки, где армянским коньяком "Пять звездочек" или забытым нынче "Кинзмараули" запивали оливье, лобио, сациви, шашлыки по-карски и из осетра, котлеты по-киевски с горячим сливочным маслицем внутри, и даже (особо смелые товарищи) делали это с селедкой под шубой... Я всегда ждала мороженного с шоколадкой и вафелькой. Мне было 10, а потом 12 и 14 лет, а в 16 в ресторане Дома кино меня приняли за новую пассию моего же собственного деда. Я быстро росла, а мой любимый дед категорически не хотел стареть! Вам могло повезти и за соседним столиком в этот вечер сидели Высоцкий и Влади (байку о том, как мои родители отмечали Новый год в ресторане ДК и танцевали рядом с ними, и КАК Высоцкий смотрел на Влади, я потом слушала много лет...). Здесь могли быть (все вместе или попеременно) Краснопольский и Усков, Абдрашитов и Миндадзе, Элем Климов и Лариса Шепитько, а, может быть, Миронов с компанией, а может быть, Ширвиндт, но без Миронова, а может, Панкратов-Черный, но уже скорее под, чем за столом и мн. другие... В этих застольях "обмывались" новые, принятые к производству сценарии, выходы книг, премьеры фильмов, ну и то, что было принято обмывать у всех советских людей: дни рождения, 7 ноября, 8 марта и обязательно 9 мая (это было поколение фронтовиков или детей, переживших войну). "Обмывались" и покойники. Плакали тоже вместе. И вот, когда очередное застолье в стране тотального невыполнения продовольственной программы заканчивалось, и компания друзей добиралась до гардероба, их обычно встречал именно такой персонаж. Постаревший официант, чьи ноги уже не могут намотать 30 км вокруг столиков за один день, отдавший сему заведению свои лучшие годы, обычно переводился в гардеробщика. Гардеробщиков знали все. Завсегдатаи величали их по имени-отчеству или просто по отчеству и с номерком ловко просовывали "Санычу" или "Степанычу" свои пятерки и трешники "за труды", а он суетливо прятал их в карман своего кителя с золоченой каймой...Он подавал дамам шубы, мужчинам - пальто, умел быть услужливым. Скорее всего, он еще молоденьким официантом обслуживал "настоящих господ", из тех, кто не уехал, а потом их детей. Таких как несколько поколений Михалковых. Из всех "господ" у нас на виду остались только они. Помню рассказы друзей-очевидцев (сама, слава Богу не присутствовала), как Никита Сергеевич носком своего ботинка прямо со сцены кому-то в морду дал, крикнув своим личным охранникам "Держите его" и они держали... Но я опять отвлеклась. Гардеробщики моего детства. В фуражке и без. Но всегда с профессиональной улыбкой... Уже потом, во взрослой жизни, я много слышала о том, что эти самые Санычи, Петровичи, Степанычи состояли на службе не только в ресторане. Они знали всё и обо всех, а из-под полы торговали не только левым "Мальборо"... Но это так, к слову. Это не имеет к моему герою никакого отношения...
В ресторане "Великий комбинатор" на ул. Очаковцев нет гардероба. Мы были там этим невыносимо жарким летом, когда температура +40 держалась более месяца. Мы зашли пообедать, вдвоем с дочкой. Как-то на лету, на бегу. Почему-то долго выбирали столик, никак не могли усесться, под кондиционер не попасть бы - тогда смерть! К нам подошел почтенный старик и подал меню. Затем, медленно отойдя, он уселся за соседний столик и стал смотреть на нас. Ресторанчик был пуст. Но я, человек любопытный, шарила глазами по замечательно оформленным стенам. Сколько юмора и как все узнаваемо - тут все мои любимые герои и их остроты ожили, и каждый сантиметр интерьера использован для экспонатов. Мы сидели в Шахматном клубе "Четырех коней", учрежденном Бендером в Васюках, - так назывался наш столик. Но интереснее всего был сидящий напротив старик... Недалеко, у барной стойки стояла молодая женщина, я взглядом показала ей, что мы готовы сделать заказ, а она улыбнувшись, так же взглядом показала на него, на загадочного пожилого господина. Честно говоря, я растерялась. У меня еще была надежда, что этот убеленный сединами человек - владелец заведения, ну что же, подал меню, это нормально... Возможно, он администратор... эээ, может, он дедушка администратора?! Но нет, это был наш официант. И этого человека мне придется гонять за блюдами, а потом он будет убирать наши тарелки... Неприятно. Но - уже сели. Дело в том, что я выросла в весьма традиционной семье. Я точно знаю, что пожилой мужчина никак и ни при каких обстоятельствах не может обслуживать меня. Ладно, заказали - едим. Правда, мне в горло кусок не лезет. Но хотя бы покормлю ребенка. Мы ведь ради этого и пришли. Молчаливая группка - на своих местах: бармен за барной стойкой, увитой искусственным виноградом, я его почти не вижу, молодая женщина скучает у барной стойки (она и была администратором, это я выяснила как только мой пожилой официант неуверенной стариковской походкой ушел на кухню озвучивать повару заказ) и вот, прямо передо мной, сидящий за соседним столиком ОН - мой официант...Он был по-настоящему старым человеком, похожим на птицу гриф, очень худой, высокий, бледный той пергаментной бледностью, которую я так хорошо помню по своим дедушкам. Горбоносый, с тонкими пленочками век на карих пронзительных глазах. Насколько я могу судить, или армянин, или еврей, но есть и другие национальности по генотипу похожие. Может, он езид. А может, ассириец...Всё это я думаю и как бы ем. "А ты не думай лишнего, впечатлительная моя" - сказал мой внутренний голос... И тут в тишине маленького ресторана раздался тихий сап. Голова моего официанта слегка наклонилась, и он уснул... 2-3 минуты сна и нервное вздрагивание при таком же внезапном пробуждении, как бывает у неожиданно заснувших, очень уставших людей. Все дружно отвели глаза - бармен, администратор и я, грешная... Мой официант поднялся, приосанился и нетвердо зашагал ко мне: "Как Вам наш обед? Все понравилось?" - "Да, огромное спасибо".... Он с достоинством принял оплаченный счет и поблагодарил за чаевые. И, пока я допивала свое вино, он, на секунду потеряв равновесие, подхватил наши тарелки и на неверных ногах понес их в сторону кухни...
Великий комбинатор, Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, сын турецкоподанного, был стар уже очень-очень давно, с прошлого века, но не на кого было оставить заведение. Сыны выросли и подались кто в Москву, кто в Лондон. А на чужих, он знал это по опыту, нет никакой, совершенно никакой надежды...


Рецензии