Альплагерь

          
  Ала – Арча


События, которые я намерен описать, происходили в год проведения летней олимпиады в Москве в 1980 году. Этот год был ознаменован ещё кончиной нашего любимого – Владимира Семеновича Высоцкого. Мне посчастливилось побывать, в альплагере  Ала – Арча, по путевке и пройти путь по выполнению третьего спортивного разряда по альпинизму. Писать буду в хронологическом порядке из дневника, который я вел, находясь в лагере. Два года я проработал в спасательной службе при контрольно-спасательном пункте радистом, поэтому путевка досталась мне бесплатная.  Расскажу немного о работе спасательного отряда и моих, в нем обязанностях.
Спасательный отряд состоял из ребят мастеров и кандидатов в мастера спорта. Начальником нашим был Овчаров Геннадий Николаевич, человек уже в возрасте, но не прочь ещё тряхнуть стариной. В нашем штате были четыре сотрудника, а это - сам начальник, старший инструктор по альпинизму – Сергеев Анатолий и водитель, фамилия которого мною забыта. Работа наша заключалась в обеспечении безопасности проведения и контроля проведения восхождений на вершины. В апреле и мае, месяцев мы находились на майской альпиниаде в урочище Чимган, где мы контролировали проведение восхождений. Сюда, в Чимган, съезжались со всего союза альпинисты, в основном новички и по всему ущелью разбивали палаточные лагеря. Так же, в первых числах мая проводился конкурс бардовской песни, на котором присутствовали знаменитые исполнители. Здесь бывали: Высоцкий, Никитин, а также другие известные и не очень, исполнители. 

Задачей нашего штаба был контроль над проведением восхождений. Вечером старшие групп регистрировались у нас, у меня получали портативные радиостанции с графиком выхода в эфир, а рано утром совершались восхождения. Однако происходили и трагические случаи с гибелью альпинистов, невольными свидетелями которых мы невольно становились. Вчера еще, мой сын, находящийся здесь при мне, играл с ними в футбол, а сегодня спасатели спустили их с перевала мертвыми. Погода в горах не предсказуема и порою играет с нами в такие вот игры.

Так же, зимой, в Чимгане мы проводили зимние сборы.  Мобилизовывался весь отряд спасателей на десять дней  и здесь, на горнолыжных склонах мы проводили занятия по спуску пострадавших с вершины в акье. Акья – это носилки из стеклопластика, скользящие по снегу, с четырьмя ручками для двух спасателей управляющими ими. Ну и конечно, отрабатывали технику катания на лыжах. На канатке мы обычно проводили время до обеда, этого было достаточно, чтобы вымотаться и проголодаться. Потом у нас обычно был преферанс сдобренный вином. Правда, когда вино надоедало, мы и после обеда катались, благо, что для нас канатка была бесплатной и пропускали нас без очереди. Жили мы в недавно построенных, пятикомнатных коттеджах с электрическим отоплением. Однажды поздним вечером к нам зашли, точнее, ввалились два альпиниста – дикаря, совершивших восхождение на вершину Большого Чимгана. Оба были с обмороженными ногами и весь остаток вечера мы провозились с ними. Обувь с ног не было возможности снять и, поместив их в тазы с холодной водой,  мы ждали, когда они оттают. Потом была боль, были стоны, но водка творит чудеса! Много раз мне пришлось побывать в Чимгане и зимой и летом, по работе и просто с друзьями и с семьями приезжали в эти замечательные места. Всякий раз с теплотой вспоминаются слова из песни Высоцкого, что лучше гор могут быть только горы и по истечению многих лет любовь к горам не прошла.
На все лето, весь отряд уезжал в горы на Памир, а мне вменялось два раза в день выходить по радиостанции с ними на связь. Радиостанция ПОЛОСА – 2, покрывала до восьмисот километров расстояния.  Но вот передо мной лежит дневник, записи из которого я намерен перенести на эти страницы.
               
                21июня
Поздно вечером прибыли на перевалочную базу г.   Фрунзе. С вылетом самолета произошла задержка на пять часов. База представляла собой барак в частном секторе с панцирными кроватями, без спальных принадлежностей и кровати, поставленные прямо под открытым небом. Я спал на голой кровати, но в бараке. Так у нас организовывался спорт. Непростительная, ошибка для меня, я не взял с собой поролон для подстилки, о чем, в дальнейшем, буду жалеть.

                22 июня
Вывоз альпинистов в лагерь начался с утра, но мне удалось сесть только в четвертый по счету автобус. Сорок километров, до места преодолели за полтора часа. Все были приятно удивлены обилием зелени, чистым горным воздухом и как у меня записано в дневнике (Чимган не идет ни в какое сравнение). Дальше было оформление в бухгалтерии, получение бегунков и расселение по коттеджам. Весь наш заезд состоял из отряда в сто человек со всего союза, но на базе, в низу, мы успели перезнакомиться и я поселился в восьмом коттедже с двумя товарищами из Ташкента: Леонидом Рогожкиным и Василием Крюковым.

                23 июня
С утра сдавали физические нормативы, а это: перекладина, канат, бревно, приседание на одной ноге и отжимание от пола. Норматив выполнили все, а значит, готовились, как и я. Вечером прослушали лекцию о развитии советского и мирового альпинизма и в тот же день получили снаряжение. Сразу хочу отметить, что я не ставил себе цели в достижении больших высот в альпинизме, да и возраст был не тот. Я просто хотел  посмотреть на этот вид спорта не со стороны, ведь любя горы нужно о них больше узнать. Вот и все. Да и приехал я сюда с рекомендательным письмом от моего шефа  начальнику альплагеря, в котором он позиционировал меня не как карьериста, а просто отдыхающего. Но за бокалом настойки из золотого корня, он мне четко дал понять, что для отдыхающих предназначены другие путевки, а тебе нужно будет делать то, что будет требовать от тебя инструктор. Да я и не был против этого.

 

                24 июня
Подъем объявляли по радио в половине восьмого. В семь сорок построение, зарядка, потом построение на линейку. На линейке зачитываются приказы по лагерю и объявляют распорядок дня. В девять часов завтрак. Наш отряд разбили на отделения и в каждом из отделений назначили инструктора. Нашего инструктора звали: Сергей Михайлович Григорович. Он выдал нам снаряжение: примуса, веревки, карабины, крючья и молотки. После сбора мы вышли на занятия на скалы Алагуш, где отрабатывали движения по перилам со схватывающим узлом и работали с чуркой. На подходе к скалам погода резко поменялась, подул сильный ветер и пошел дождь, переходящий в снег, но занятия наши не прекращались. После окончания занятий, побежали в лагерь. После обеда прошли медосмотр. Мое давление – 110/70, а после двадцати приседаний – 130/70, потом подготавливались к выходу на стоянку Гидрологов. Получили также палатки, ватные  спальные мешки, снаряжение и продукты. Вечером,  по радио, пригласили на просмотр мультиков, в местный кинотеатр, и в качестве входного билета – шишка. Посмотрели десять серий – Ну погоди!

                25 июня
Погода прекрасная! После линейки, в десять утра, вышли на маршрут.  Через час,  подошли к кладбищу альпинистов, находившемся,  на сравнительно пологом участке.  Такой порядок не нами был заведен и это, как дань памяти о погибших в местных горах. Возложение цветов на могилы заняло пять минут, и мы двинулись дальше. На место мы пришли в двенадцать часов, разбили лагерь,  установили палатки и приготовили обед. После обеда вышли на занятия: прохождение скал в связках по двое. Моей напарницей стала Гуля,  из Ташкента. Вторая связка Галя и Виктор из Тюмени, и третья связка Таня и Вадик из Барнаула. Через пару часов пошел крупный, рыхлый град, который вскоре перешел в дождь. Назад, к палаткам бежали бегом, где под дождем и ужинали. Затем было подробное знакомство инструктора с отделением и тут же меня выбрали старостой отделения. Самоотвод не помог, а я в группе старший по возрасту и деваться было некуда. Дождь продолжается, а одна из трех наших палаток изрядно протекает, и пришлось нам уплотняться в двух оставшихся. С этой ночи все последующие были для меня испытанием на выживание. Спать пришлось на полу палатки без подстилки и паралона. Ватный спальник старый почти не согревал.

                26 июня
Подъем в половине восьмого, зарядка по желанию. Дежурные разогрели вчерашний борщ, приготовили бутерброды и вскипятили чай. В восемь часов вышли на занятия на скалы. Отрабатывали спуск с верхней страховкой  дюльфером и подъем по скале с организацией страховки. С узлами у меня были напряженные отношения, за что и оценка моей работы была соответствующей. Сказалось отсутствие предлагерной подготовки. В половине первого пришли в лагерь, попили чай с бутербродами и в половине второго вышли на занятия: организация подъема и спуск пострадавшего с помощью подручных средств (полиспаста). В четырнадцать часов возвратились в лагерь. Час нам был отведен на чаепитие, потом мы сложили палатки и начали спуск к основному лагерю. Бежали мы бегом по тропе, на которой в изобилии росли ягоды и грибы, но мы находились на территории заповедника и нас заранее предупредили о бережном отношении к природе. Но природа изумляла, не везде можно наблюдать такое разнообразие растительного мира. Где-то с половины пути пошел смешанный лес, представителями которого были: лиственница, Тянь-Шаньская ель, береза, арча, облепиха. Надпочвенный слой, как и в Сибири, только несколько богаче.  Местами трава была выше человеческого роста. Земля черная. По приходу в лагерь мы переоделись, посетили баню и после ужина пошли в кино. Фильм назывался, «Будьте моей тещей». Цена за билет тридцать копеек. Отбой дали в полночь, а завтра объявили выходной.
Хочется сделать небольшое отступление.  В  один из первых дней нас оповестили о порядке нахождения в горах. Где бы мы не находились мусор и пищевые отходы не разбрасывать а всегда приносить в базовый лагерь для утилизации. На леднике нам показали свалку из жестяных, ржавых банок, которые нагреваясь на солнце, подтапливали лед,  и вся эта свалка уже ушла на несколько метров вниз. Поэтому, где бы мы не находились все отходы уносили в базовый лагерь, а оттуда машиной он вывозился на свалку вниз.


                27 июня
Отдыхаем: подъем, зарядка, линейка, завтрак, уборка территории лагеря, очищаем от камней горнолыжную трассу. Затем разбор нашего выхода на Алагуш. В пять вечера лекция на тему оказание медицинской помощи в горах. После лекции точим и подгоняем кошки, выписываем и получаем продукты и бензин. Из двух полученных примусов, один работать не захотел, но что делать!?

                28 июня
После построения вышли на занятия.  Тема занятий: подъем и спуск пострадавшего при помощи полиспаста. Работаем наверху, вяжем локальные петли полиспаста и поднимаем Васю Крюкова с напарницей на плечах. Затем делаем блок-тормоз и спускаем их вниз. Потом поднимают меня, с Гулей,  на плечах. Поначалу никак не получалось,  пока я не понял, что им нужно помогать. Занятия прошли быстро, организованно, но вот погода нас не баловала. Солнышко редко показывалось из-за облаков, вершины гор затянуты туманом, и температура уже который день колеблется от десяти до пятнадцати градусов. Поднявшийся ветерок постепенно разогнал туман, стало появляться солнце и стало теплее. В лагерь пришли к двум часам и занялись оформлением документом на выход в высокогорную зону с дальнейшей подготовкой к выходу. Собирали рюкзаки, потом перераспределяли по мальчишеским рюкзакам по причине внезапно возникшего недуга у двух девочек. Нам, мальчикам, придется тащить уже больше тридцати килограммов, а жалко, что месячные не к нам пришли! Да шучу! Ведь мы мужчины! Завтра выходим на стоянку «Рацека», до которой шесть часов непрерывного подъема к леднику. Там разобьем лагерь.  Выйдем на снежно-ледовые занятия и на восхождения.

                29 июня
В десять часов вышли из лагеря и до первого привала шли час.  Пять минут отвели нам на отдых, за который мы даже отдышаться не успели, сидя на зеленой лужайке и нас погнали дальше наверх. После часа пути вышли к водопаду.  Тут мы разожгли примуса, попили чай с бутербродами и через час двинулись дальше.  На этом привале еще раз разгрузили девчонок. Подъем стал заметно круче, идем по каменным осыпям, и через час нам объявили еще один пятиминутный привал, где мы опять разгрузили девчонок. Наши рюкзаки стали уже неподъемными, помогали друг другу поднять на себя. И вот мы уже на подходе к леднику. Таня уже еле переставляет ноги, то и дело прислоняет рюкзак к скале, что бы отдохнуть. У Вадима свело ногу судорогой, присел на камень, остальные плетутся к цели. Но вот, наконец-то мы у цели! Едва отдышавшись, ставим палатки, делаем чай под легкий перекус. Я назначаю дежурных, и они начинают готовить обед, сам же залез в палатку и взялся за дневник. Время позволяет, занятий никаких сегодня не будет, только лекция. В семь вечера пообедали, ели суп с тушенкой и сушеными грибами. Вкусно получилось у поваров, наш инструктор смеется – Если завтра все выйдут на занятия, значит, обед удался.  Много возникло разговоров вокруг составления меню в будущем и так как все, кроме меня оказались бывалыми я не вмешивался, а молча, наблюдал со стороны проявлению их юношеского максимализма. Нужно отметить, кстати, что мне на тот момент было тридцать два, а им едва за двадцать. На этот раз нам дали пуховые спальники, но уж больно потрепанные, а сейчас, в разгар дня температура минус десять и что, же будет ночью! Одно согревает, девчонки обещают на ужин блины.

                30 июня
С блинами, вчера, не получилось, девчата сварили пшенную кашу. Я не стал ужинать и лег спать. В пять утра мы с Галей, так как мы с ней сегодня дежурные, приготовили омлет, вскипятили воду для заварки чая. Вчерашний, оставшийся в чайнике чай замерз. Опишу месторасположение нашего палаточного лагеря.
Палатки мы устанавливали на подготовленной кем-то, когда-то площадке между языком ледника и высоченной, отвесной скалой. С этой скалы весь день текла вода, а за ночь вода замерзала, образовывая причудливые сталактиты. С края, по языку ледника днем текла река, к вечеру набирая силу, а к утру, она превращалась в маленький ручеек. Из него мы и брали воду для своих нужд.
В семь часов, после завтрака мы всем отрядом в сто человек, выдвинулись на ледник. Через два с половиной часа, преодолев пару каскадов, вышли на снежник. Командир отряда объявил ланч, но продукты, кроме пряников мы забыли, и пришлось довольствоваться только чаем с пряниками.
 По плану мы должны были сегодня отрабатывать технику хождения по снежному склону. Ходили в связках по отделениям, и целю этого занятия был выбор правильного направления, что бы не вызвать лавину. Находились мы в цирке, а это ледник, со всех сторон окруженный горами высотой четыре тысячи и более метров. Работали все в темных, защитных очках, девчонки, на лица сооружали себе маски, что бы не получить ожоги лица. Но кожа к концу наших снежно-ледовых занятий все равно висела струпьями, такое здесь было солнце!   
После чая с пряниками мы опять вышли на склон, где начали проводить отработку прохождения снежного склона в связках с применением самозадержания, при помощи ледоруба, прохождения склона в лоб с попеременной страховкой, также отрабатывали глиссирование по склону.  Получалось не все гладко. Солнце уже донимает и сверху и снизу, отражаясь от снега, лица у всех красные, обгоревшие, очки мои оказались слабы для такой солнечной активности. Очень жарко работать в штормовках, но снять нельзя. Работаем на высоте более трех тысяч метров. В конец вымотавшись, но справившись с поставленными задачами, в пять часов вечера, бегом по снегу, а потом по камням в низ, к палаточному лагерю. По прибытию все раздеваемся, одежду развешиваем на просушку, кипятим чай и перекусываем. В половине восьмого разбор полетов, на которых инструктор подметил мое неумение в хождении по снегу. Это все оттого, что у меня не было специальной подготовки, да и как я уже говорил, мне не нужен был карьерный рост. После разбора поужинали, и попили чай. Я опять забрался в палатку и взялся за тетрадь, а дежурные, как и вчера, начали готовить ещё один ужин. В трапезе я не участвую, ничего не лезет внутрь меня, а на молодежи отсутствие акклиматизации никак не сказывается. В девять часов укладываюсь спать, а завтра, в четыре утра,  нам предстоит восхождение на единичку, на вершину под название – Учитель. Погода сегодня безоблачная, но на завтра, начальник отряда, по ряду признаков, предвещал её перемену. Ну что ж посмотрим. Проснемся, увидим.

                1 июля
По пробуждению отметили, что погода хорошая, только чертовски  холодно! Через час вышли на маршрут и до первого привала шли час. После десятиминутного отдыха пошли дальше и опять привал. Идем по каменным осыпям,  и тут начал сбываться прогноз начальника отряда – начался снегопад. Маршрут, как мне показалось, был проще, чем восхождение на вершину Большого Чимгана, с высотой в три тысячи сто пятьдесят метров, а может быть, мне так показалось, ведь на Чимгане была моя первая вершина.  На вершине сфотографировались, попили холодного чая, сгущенка с пряниками не лезли в горло. А как мы с Васей Крюковым хотели, ну хоть глоток пива! Все чаще и чаще вспоминаем Ташкент и нашу беззаботную, как нам уже казалось, жизнь. А впереди у нас еще должны были быть ледовые занятия и три восхождения. Выдержу ли, ведь пища, почему то не лезет в горло.  Назад, с вершины опять бежим бегом по камням. Наверх шли три часа, с горы спустились за час. В лагере, не дождавшись чая, напились холодной воды с лимонкой. На обед я приготовил суп с тушенкой, а на ужин макароны по- флотски. Пока я занимался готовкой, командир отряда экзаменовал наше отделение по вязке узлов. Кошмар с этими узлами! Вязать их я все-таки научился, а вот как какой узел называется, тут беда! После восхождения, как правило,  проводится разбор, на котором отчитываются все старосты, где даются критические оценки работы всех участников отделений. Пришлось по критиковать и себя. При спуске по снежному склону глиссером, я не сумел правильно тормозить ледорубом, в результате ледоруб выронил и выкатился на камни. Спать я лег в семь часов и проспал до утра.

                2 июля
Сегодня на занятия вышли в восемь часов. До ледника идти не далеко. Темой наших, занятий на сегодня- это преодоление ледовых склонов в кошках, поодиночке,  и в связках. Один, по веревке я быстро преодолевал подъем  и спуск, а вот в связке пришлось потренироваться. Надежная вещь – кошки, идешь, почти по отвесной стене ледника, как паук по паутине, с абсолютнейшей уверенностью. Ближе к полудню повсюду зажурчали ручьи, ледник тает. В половине пятого вечера вернулись в лагерь. Сушимся и в шесть вечера разбор занятий. Завтра два отделения в отряде отдыхают, всем не хватило маршрутов, в их число попало и наше отделение. После обеда спускаемся в базовый лагерь. Один день нам объявлен днем отдыха для бани и постирушек.  Потом выходим в шестидневный поход, и если позволит погода нам предстоит совершить три восхождения. После разбора, командир отряда попросил нас помочь в строительстве каменной хижины. Уже по прошествии тридцати четырех лет, я нашел в интернете фотографии этой стоянки и той самой хижины, в строительство которой мы внесли свою маленькую лепту. Помощь наша заключалась в сборе подходящих для строительства камней и переносу оных к хижине. На все это мы потратили час, потом я пошел спать. Этой ночью было заметно теплее. В семь утра у меня был подъем, приготовил завтрак, а вот ребята и девчата вылезли из палаток в половине девятого. До часу дня отделение за отделением спускались с покоренных ими вершин. Два отделение покорили вершину «Бокс», по маршруту 2-Б сложностью и два отделения «Корону» той же сложности. Мы же отдыхаем и готовимся к спуску.
Сегодня утром ко мне подошли два чеха. Ребята из Чехословакии, сносно говорившие по русски интересовались бабочками, орнитологи видимо. Их целью были бабочки, обитающие на ледниках. От них я узнал, что лагерь наш, располагается на высоте – 3600 метров, а вершина Учитель – 4526 метров.  Бабочки попадались нам на леднике, но под их описание они не подходили. В два часа мы пообедали, покушали торт и начали спуск вниз. За два часа добежали до лагеря, помылись в бане, поужинали и в девять вечера пошли в кино. Смотрели фильм Голубые молнии.  Но перед этим фильмом посмотрели документальное кино о покорении пика Коммунизма. Настроение у нас приподнятое, из репродукторов играет музыка. Записи отличные, даже для меня, для меломана и много того, чего я никогда не слышал. Лицо мое обгорело основательно, и девчата кличут меня – Черным альпинистом. Отбой сегодня нам объявили в полночь. Да, сегодня в бухгалтерии продавали значки альпинисткой тематики, очередь, как за мясом,  а времена были такие. Я отдал деньги инструктору, обещал купить.               
 

     4 июля
Сегодня для нас день подготовки к выходу на стоянку «Электро». Получаем продукты, оформляем маршрутные листы и собираем рюкзаки. Как пойду, не знаю, на леднике простыл. С утра глотаю лошадиными дозами тетрациклин, надеясь, что за ночь выздоровею.

                5 июля

После зарядки и всех утренних процедур, в десять часов, вышли на маршрут. Шли, по времени, пять часов, с небольшими остановками на отдых. После последнего привала шли под градом и дождем и изрядно вымокли. По прибытию на место поставили палатки, вскипятили чай. Дождь закончился, но не успели мы отметить этот факт, как он возобновился. После обеда я залез в спальник, так как меня морозило, глаза воспалились, но я взялся за дневник. Сегодня мы никуда не идем, но писать мне девчата не дали, за ноги вытащили из палатки и заставили разжигать примус. Потом мы с товарищем пошли вниз искать мумие. Мы, здесь, находились на приличной высоте, и нам пришлось немного спуститься. Как-то, впервые дни нашего знакомства, наш инструктор высказал интерес к этой теме и я, имея уже такой опыт, пообещал помочь ему. Но ему бросать отделение, ни под каким предлогом было нельзя, а нас с товарищем он благословил, сказав при этом, что он ничего не знает и не слышал. Мне самому интересна была эта тема и это была моя шестая вылазка за ним. Мумие мы нашли, правда немного, но для одного человека в самый раз. Здесь оно было натечным. Спать я лег уже после девяти, когда все спали. Такова жизнь альпиниста, спать ложиться с заходом солнца,  а вставать очень рано. Секрет в том, что совершая восхождения нужно успеть покорить вершину и спуститься в лагерь до того, как снег потеряет свою прочность. В это время мала вероятность схода лавин и камнепадов, поэтому в дальнейшем, выходили мы на маршрут в четыре утра и к двенадцати возвращались.

                6 июля
Встаем в три часа, пьем чай и в четыре выходим на маршрут. Прошли две марены и через два часа вышли на ледник. Дальше связались попарно веревками, и час шли до начала подъема на перевал. И вот перед нами крутой снежный взлет,  ведущий к перевалу. На перевале, в туре, оставили записку и дальше пошли по гребню. В лоб прошли несколько жандармов и вышли на вершину «Узловая». Высота горы – 4150 метров, сложность нашего маршрута - 2а. Тура на вершине мы не нашли, хотя очень старались, ведь наша записка, оставленная там является подтверждением нашего посещения этой вершины. Мы забираем записку предыдущей группы, тем самым подтверждая их нахождения здесь, а нашу записку забирает группа, пришедшая за нами. Таковы правила. На вершине, конечно, сфотографировались и где бегом, где глиссером устремились вниз, в палаточный  лагерь. У палаток были в двенадцать часов. Вторая половина и весь завтрашний день объявлен днем отдыха, но нам намекнули, что возможно восхождение в честь олимпийских игр на единичку, которая не идет в зачет.  Большого восторга это не вызвало, уж лучше бы сходить на вторую 2Б. 

                7 июля
И так наш день отдыха. Из палатки вылез в девять,снаружи идет дождь и очень холодно! Все сидят по палаткам, посматривая вниз на город. Отсюда он, как на ладони, особенно красив он ночью, кода весь в огнях. А днем там всегда солнечно, а у нас дожди, да снег. В половине двенадцатого пошел вниз искать мумие. Инструктор установил мне три часа контрольного времени, и поэтому далеко вниз я не пошел. Нашел один выход, набрал с килограмм сырца и дальше разрабатывать не стал, потому, как камни живые, с возможностью обрушения. В половине третьего вернулся в лагерь. Ребята все это время проводили занятия на скалах, отрабатывая спуск с верхней страховкой. Пообедали и сели с инструктором писать характеристики. Потом разогрели с Васей тушенку, как дополнение к ужину. У нас обед обычно перетекал в ужин. Завтра в половине четвертого выходим на вершину «Западная»               



  8 июля
На маршрут вышли в четыре. За полтора часа преодолели две морены и вышли на ледник. До ледника еле дотянул, шел на злости. Морена – это растаявший язык ледника,  состоящий из камней и земли. При подходе к нему видится отвесное нагромождение камней высотой в шестнадцати этажный дом и петляющая тропа, проложенная альпинистами наверх. Это самый тяжелый участок, какой можно себе представить. По преодолению одной морены, через короткий промежуток пути появляется в поле зрения вторая, вид которой приводит к раздражению. Уже на леднике,  продвигаясь в парной связке, появилось второе дыхание. В связке с Таней обогнали два отряда новичков, оторвавшись от своего отделения на километр. Дальше выходим на тот же перевал, который посещали позавчера, но на этот раз мы повернули налево на вершину «Западная» а на «Узловую» пошло другое отделение. От перевала до вершины проскочили очень быстро, пришли на сорок пять минут раньше, чем другое отделение побывавшее здесь, вчера. В записках, оставленных в турах, указывается, в том числе и время посещения вершины. Записку предыдущей группы мы забрали из тура, а свою, сочиненную нами, оставили в нем. Конечно, сфотографировались, перекликнулись с ребятами находящимися на «Узловой» и бегом вниз. На берегу самого большого в этой местности озера, мы отдыхали и перекусывали. Стоянка эта называлась «Озерная». В лагере нас, как всегда встретили чаем. После обеда я ушел за мятой, а инструктор пообещал  показать мне, где растет  золотой и иссык-кульский корни. Потом готовились к восхождению на «Смену» сложностью в 2Б и 4200 метров высотой. После завтрашнего восхождения сворачиваем лагерь и возвращаемся в базовый.


                9 июля
Этот день стал последним в испытании горами. Встал в половине третьего, сегодня мы с Таней  дежурные. Вскипятили с ней чай, приготовили омлет, поели и вышли на маршрут. Маршрут попался интересный, есть, где упасть. Шли двумя отделениями. Нас с Таней, как самых шустрых,  поставили  последними  идущими  в цепи,  дабы не сбивать всей группе  темп.  Ребята из пятого отделения, идущие впереди, шли очень медленно,  и нам приходилось периодически останавливаться и пережидать. Стояли и ждали по десять, пятнадцать минут. На солнце было еще терпимо наше ожидание,  а вот, когда находились в тени, то мерзли. Скалы, мимо которых мы  проходили   были очень старыми, много живых камней, и от спереди идущих на нас постоянно летели камни, от которых мы уворачивались, как могли. До вершины прошли удачно, сфотографировались, оставили свою записку и бегом вниз. Наше отделение шло первым, шли,  почти не страхуясь. В лагерь пришли в половине двенадцатого. Попили чай,  свернули палатки, собрали рюкзаки и прибрали территорию от нашего мусора и вниз к базовому лагерю. На разборе полетов нам рассказали. Что парень из второго отделения сорвался с гребня и полетел по снежнику не сумев зарубиться ледорубом. Вылетев на камни,  немного покалечился.  По приходу в лагерь нас построили на линейку, поздравили с выполнением третьего разряда, а новичков со званием «Альпинист СССР», Через час мы, разрядники, уже готовились к крещению новичков. Тут же были распределены обязанности. Мы с Васей стояли с копьями у ворот в рай и запихивали туда новичков. Крещение прошло быстро и организованно, не смотря на то, что их было больше ста человек,  ритуал этот понравился всем. В восемь вечера,  наконец, то в первый раз поели и в девять пошли в кино. Желания никакого не было, мы очень устали! Завтра сдаем снаряжение, получаем удостоверения и прощай Ала - Арча!

            10 июля
Процесс возвращения должен был повториться, но мы,  с Васей соскучившись по пиву,  решились на авантюру, и пошли пешком. Не знаю, сколько прошли мы по асфальту, но до первого поселка дошли. Было очень жарко и темой нашего разговора было пиво.  По приходу в поселок мы нашли-таки пиво, но вот пить я его не смог, впервые, наверное,  в жизни почувствовал недомогание и  смог выпить только половину кружки, так вожделенного мною напитка. Сказалось отсутствие акклиматизации.
   
С тех пор прошло тридцать четыре года. Много воды утекло с тех лет, на много вниз продвинулись ледники, которые мы посетили. Но в памяти навсегда останутся эти замечательные места и ребята с девчонками, которые сопровождали меня в этой уникальной экспедиции.
            3.6.2014год.




Когда я вдруг умру, я жить не перестану
Душа продолжит путь и чтоб его пройти
Я в образе ином пред кем-нибудь предстану
И вам меня мой друг в дороге не найти…

Двадцать семь лет спустя…


Нас ведут, как Христа на Голгофу
Кто сказал, что наверх это плохо!
По сыпухе, вперед, к леднику
Я ведь сам добровольно иду

Сотня юных рабочих, студентов
Шли в надежде набрать дивидендов
Представляя собою отряд
Чтобы выполнить третий разряд

Что толкнуло меня, что позвало
Небо черное, горы, обвалы
Мы меняем домашний уют
На места, где о дружбе поют

Ноги в кровь по избиты камнями
Мы ступаем по ним «триконями»
Плечи тянет металлом рюкзак
Наш надежный, как друг «абалак»

Там, внизу, в сизой дымке маня
Всем родная уже Ала – Арча
А за нею в долине – Бишкек
А над нами нетронутый снег

Купол неба, как бездна манит
Воля волю прессует в гранит
Наша цель - не подножка трамвая -
Смена, Западная, Узловая…

…Много зим пролетело и лет
Не купить в нашу юность билет
Но свежи в моей памяти дни
И Бишкека ночные огни

Ташкент – Фрунзе. Ташкент – Пермь.


Рецензии