Ксенофонт. Историк и воин

Если бы кому-то пришло в голову составить полный список выдающихся древних греков, то одно лишь перечисление имен заняло бы десятки страниц. Но среди этого изобилия можно выделить узкий круг из нескольких имен - людей, чьи судьбы и масштаб личности невозможно вместить ни в какие рамки. Именно таков был афинянин Ксенофонт. Он был изгнанником на родине и почетным гражданином на чужбине. Он стал стратегом благодаря лишь красноречию и спас войско от гибели. Он был предвзят и субъективен и стал третьим по значению историком после Геродота и Фукидида. Он почитал богов и презирал демократию. Он до глубокой старости сохранил феноменальную память и острый ум. Он писал настолько хорошо, что стал чуть ли не единственным автором античности, чьи сочинения дошли до нас полностью.  Потомки тех, кто его изгнал, гордились, что он похоронен на их земле. Он не только описывал историю, но изменил сам ее ход.

О молодых годах Ксенофонта известно немного. Судя по всему, родился он в 444 году до н.э. в аристократической семье, служил в афинской коннице, принимал участие в войнах и политической жизни города. В юности  Ксенофонт отличался необыкновенной красотой, но был на удивление скромен и благочестив. Большое влияние на Ксенофонта оказала дружба с афинским мудрецом Сократом. Античный писатель Диоген Лаэрций так описывает их первую встречу: 
«Встретив раз в узкой улице юношу Ксенофонта, который показался ему даровитым, он остановил его, заградив ему путь палкой.
- Скажи мне, спросил его Сократ, - где покупают муку?
 - На рынке, ответил Ксенофонт.
- А масло?
- Там же.
 - А куда надо пойти за мудростью и добродетелью? - Юноша задумался.
- Иди за мною, я покажу! - сказал Сократ. Ксенофонт сделался с этой поры его усердным спутником, а скоро и самым искренним другом и почитателем».

Сократ по праву признается умнейшим человеком своей эпохи. Попав число его друзей, Ксенофонт сблизился со многими умными и влиятельными афинянами из его окружения. Любопытно, что Ксенофонт и другой знаменитый ученик Сократа Платон друг друга недолюбливали. Впоследствии оба написали воспоминания о Сократе, но Платон ни словом не обмолвился о Ксенофонте, а Ксенофонт о Платоне, хотя оба считались ближайшими к Сократу учениками.

Юность Ксенофонта пришлась на Пелопонесскую войну, об его участи в которой до нас дошло два эпизода. В 424 году афиняне потерпели поражение при Делионе. Во время отступления Ксенофонт был ранен и упал с коня. Его подобрал Сократ и, взвалив на плечи, вынес с поля боя. Как видим, в ту пору философы не чурались суровых мужских занятий. В 412 году Ксенофонт служил в гарнизоне городка Ороп, который захватили беотийцы. Он попал в плен, где познакомился с умным и образованным юношей, беотйцем Проксеном, который стал его другом, и с софистом Продиком, который давал Ксенофонту и Проксену уроки риторики. Ксенофонт оказался хорошим учеником. В дальнейшем выдающиеся ораторские способности несколько раз спасали ему жизнь.

Пелопонесская война, длившаяся 27 лет, завершилась в 404 году поражением Афин. Спартанцы установили в Афинах олигархическую власть «тридцати тиранов», настала эпоха террора и политических репрессий. Вскоре тираническая власть была свергнута, и пришедшие им на смену демократы в свою очередь не жаловали политических противников. Ксенофонт, будучи аристократом, считал демократическую форму правления крайне неэффективной. Его политическим идеалом была просвещенная монархия  во главе с мудрым правителем. Как и прочие афинские аристократы Ксенофонт восхищался Спартой и считал ее государственное устройство куда более разумным, чем афинское.

В это время Ксенофонт получает письмо от Проксена, пребывавшего в Лидии при дворе персидского сатрапа Кира Младшего. Проксен пригласил Ксенофонта ко двору сатрапа, намекнув на возможность обрести славу и хорошо заработать. Надо заметить, что персы были союзниками Спарты в войне против Афин, и принятие этого приглашения могло негативно сказаться на репутации Ксенофонта в родном городе. По совету Сократа Ксенофонт отправился к дельфийскому оракулу, откуда принеся  жертву Зевсу, отплыл в Азию, где оказался в самой гуще персидских политических интриг. Было это в 401 году до н.э.

Кир.

Судя по описаниям современников, Кир в свои двадцать с небольшим лет уже успел проявить себя как личность незаурядная. Он обладал двумя главными качествами хорошего правителя – обаянием и щедростью. Кир был младшим сыном Дария II, но имел право претендовать на трон Персии, поскольку старший сын царя Артаксеркс родился, когда Дарий II  еще не стал царем. Но эта юридическая тонкость не помогла Киру. Когда отец умер, трон нагло захватил Артаксеркс, а сатрап Тиссаферн обвинил Кира в  заговоре против нового царя. Скандал удалось замять, но Киру пришлось довольствоваться своими провинциями.

Мать Кира Парисатида, бывшая кроме всего прочего родной сестрой Дария II, больше любила младшего сына и считала, что трон должен был достаться ему. Сам Кир придерживался такого же мнения. Так начал созревать заговор против Артаксеркса. Персидская империя была огромной. В нее входили территории нынешнего Ирана, Турции, Сирии, Ирака, Ливана, Израиля, Египта, Саудовской Аравии и частично другие земли. В стране было множество провинций, управляемых сатрапами. Отношения между ними нередко были напряженными, вплоть до вооруженных конфликтов. Поэтому никто особо не удивился, когда Кир начал собирать войско якобы для того, чтобы оспорить у другого сатрапа несколько городов. Собственного войска у Кира было около 20 тысяч и этого было явно недостаточно для победы над царской армией. Но Кир приберег для брата сюрприз – он пригласил к себе греческих наемников.

Сила персидской армии была в коннице и лучниках, а слабость в пехоте. Напротив, сила греческого войска состояла именно в тяжелой пехоте – гоплитах, состоявшей из свободных граждан среднего достатка, имевших средства на приобретение доспехов. Персидский пехотинец имел легкий плетеный щит и не имел практически никакой серьезной брони, потому что был бедняком, набранным по призыву. Гоплиты  были покрыты доспехами сверху донизу, сражались в строгом боевом порядке, были обучены мгновенно перестраиваться по команде и держать строй в самых тяжелых условиях. Обычно гоплиты сражались фалангой. В этом построении каждый прикрывал своим щитом соседа, и всем необходимо было идти в ногу, чтобы не сбить строй. А при атаке гоплиты еще и бежали в ногу. Без долгого обучения и тренировки воевать в таком построении было невозможно.

Почему у персов не было своей тяжелой пехоты? Потому что мало надеть на человека броню. Нужно, чтоб он в это броне мог совершать далекие переходы и упорно сражаться по многу часов.  Греческих юношей с раннего детства приучали к тяжелым физическим нагрузкам во время гимнастических занятий. В ополчении греческих полисов состояли все взрослые мужчины. Богачи шли в конницу, люди среднего достатка – в гоплиты, бедняки были лучниками, пращниками и обслугой. Практически каждый взрослый  гражданин был отлично подготовленным и обученным воином, имел полный комплект вооружения и знал свое место в строю. Персы делали ставку на количество воинов, греки – на их качество. Вывести против персидской пехоты гоплитов было то же самое, что внезапно вытащить меч против голого кулака.

Кир пригласил к себе четырех греческих стратегов, оставшихся не у дел после Пелопонесской войны, щедро снабдил их деньгами и те в краткие сроки набрали довольно приличное войско – около 13 тысяч воинов, из которых более 10 тысяч гоплитов. Таким образом, греческие наемники образовали четыре крупных подразделения, примерно от полутора до четырех тысяч  человек в каждом, во главе со стратегами, которые их набрали. Каждое подразделение состояло из нескольких лохов (отрядов примерно по 200 гоплитов) во главе с лохаргами, которые избирались из числа самых опытных воинов. О цели предстоящего похода никому из них не было известно. В курсе планов Кира был лишь спартанский стратег Клеарх, назначенный командующим греческого войска. Вскоре после прибытия Ксенофонта войско Кира вышло из Сард и двинулось в путь на юго-восток.

Война.

Поход оказался очень длительным. По пути к войску Кира присоединялись все новые и новые отряды, и его численность достигла 300 тысяч. Пройдя более двух тысяч километров, и почти дойдя до Вавилона, греки догадались, что дело нечисто. Они потребовали от Кира объяснений, и он признался, что цель похода была совсем иной, чем он говорил ранее. При этом он пообещал наемникам удвоить жалование и раздал подарки командирам. В любом случае возвращаться обратно было уже поздно, и грекам ничего не оставалось, как принять предложения претендента на престол.
 
Артаксеркс к тому времени разобрался в намерениях брата и ждал его на берегах Евфрата со своим войском. 3 сентября 401 года оба войска сошлись в битве при Кунаксе. Против Кира Артаксеркс собрал 900 тысяч воинов, но мятежного сатрапа это не смутило. Кир выставил греческих наемников против пехоты, а сам атаковал конницу Артаксеркса. На своем участке битвы греки смели намного превосходящую числом персидскую пехоту, практически не понеся потерь. Всадники Кира прорвались сквозь ряды неприятеля к самой ставке царя. Братья сошлись в поединке. Кир сбил Артаксеркса с коня, но не успел завершить начатое. Один из воинов царя успел нанести Киру смертельный удар копьем в лицо. На этом битва закончилась. Греческие наемники оказались одни в окружении врагов за тысячи километров от родины.
Царь выслал грекам парламентера, который сначала предложил им сдать оружие, но после долгих переговоров согласился разрешить грекам уйти из Персии и даже обещал снабжать их в пути продовольствием. Персы дали грекам проводника и войско двинулось в путь в неизвестном направлении с огромной персидской армией за спиной. Все это было похоже на заманивание войска в ловушку.

Клеарх отправил письмо командующему царским войском, зятю царя Тиссаферну с уверениями в полной лояльности и с предложением обсудить ситуацию. Тиссаферн согласился и пригласил греческих стратегов и лохаргов на переговоры. Все четыре стратега и два десятка лохаргов в сопровождении охраны из двухсот воинов, получив гарантии безопасности, отправились к Тиссаферну. Через некоторое время в греческий лагерь из последних сил добрался один из воинов. Придерживая рукой вываливающиеся кишки, он успел сообщить, что персы убили всех. Войско осталось без командиров.

Наступил вечер. В лагере греков царили разброд и тревога. Положение было настолько отчаянным, что некоторые предлагали  сложить оружие. Ксенофонт уснул и увидел необычно яркий сон, в котором его отчий дом был поражен молнией, а сам он стоял посреди огня. Другой бы на его месте счел это дурным предзнаменованием, но Ксенофонт рассудил иначе. Огонь, несомненно, означал опасность, но молния была знаком Зевса. Значит, об опасности предупреждает сам Зевс, следовательно, Зевсу судьба войска не безразлична.

Ксенофонт разбудил нескольких лохаргов и попросил их собрать всех оставшихся в живых командиров. Когда это было сделано, Ксенофонт произнес речь, достойную войти в золотой фонд ораторского искусства. Он рассказал о своем сне, объяснил, что персы, убив переговорщиков,  нарушили божественные законы, а значит благосклонность богов отныне на стороне греков. Далее, он дал анализ сложившейся ситуации и заявил, что единственным способом выжить для них является вернуться на родину, пробивая себе путь мечом и копьем, бросив обоз, палатки и большую часть вьючных животных, чтоб они не мешали быстрому продвижению. Он призвал войско немедленно провести собрание, избрать новых командиров, провести совещание и выбрать маршрут похода. Он призвал всех к мужеству и готовности претерпеть самые суровые лишения.

В течение ночи воины выбрали новых стратегов и лохаргов. Одним из стратегов избрали Ксенофонта. Он стал командиром тысячи трехсот гоплитов. Спартанец Хирисоф был избран главнокомандующим. Было решено пробиваться через горы на север к Черному морю, где было несколько греческих колоний, а оттуда берегом вернуться в Грецию. Любой другой маршрут грозил сражениями с персидскими войсками, для которых горы могли стать препятствием. При этом никаких карт у греков не было. Направление они знали лишь приблизительно, а о землях, через которые нужно было пройти, не было неизвестно ничего.

Отступая к горам, грекам пришлось отбиваться от наседающих персов. Конные лучники обстреливали войско с безопасного расстояния и легко уходили от контратак. Ксенофонт предложил собрать всех критян и родосцев в специальное подразделение. Критяне славились как непревзойденные лучники, а жители Родоса были отличными пращниками, метавшими тяжелые свинцовые шарики, которые по своей убойной силе не многим уступали мушкетным пулям. Критян и родосцев набралось несколько сотен, и они быстро отучили персов приближаться на расстояние выстрела. Греки благополучно добрались до гор, оторвавшись от преследователей.

Так начался беспримерный поход тринадцати тысяч греческих наемников через вражеские земли. Непрерывно сражаясь, они прошли через горы курдхов, разграбляя для пропитания их поселения. Они замерзали на заснеженных перевалах, штурмовали крепости, преграждавшие путь, форсировали реки, иногда находили временных союзников, но чаще непримиримых врагов. Некоторые племена снабжали их пропитанием и проводниками, другие устраивали засады и убивали отстающих. Через тридцать лет Ксенофонт опишет все подробности этого похода в своей знаменитой книге «Анабазис» («Восхождение»).

Он с удивительной дотошностью перечислил все дороги, перевалы, названия и ширину рек, города и поселения, через которые пришлось пройти грекам. Самым подробным образом рассказал и о героях и о проявивших малодушие, о конфликтах и интригах внутри войска, о дипломатических переговорах и тактике сражений. Сам Ксенофонт проявил себя как незаурядный полководец и дипломат и фактически возглавил войско после смерти Хирисофа, который умер от горячки, когда войско уже продвигалось по берегу Черного моря.
 
Значение «Анабазиса» в дальнейшей истории Греции можно понять из того факта, что когда через семьдесят лет после похода Ксенофонта Александр Македонский отправился в Азию у него под рукой всегда был «Анабазис», который стал для Александра подробнейшим справочником о Персии – ее географии, народах, обычаях, о сильных и слабых сторонах персидского войска. Не будет преувеличением сказать, что именно книга Ксенофонта дала  Александру всю необходимую информацию о противнике еще до начала похода, а возможно, и вдохновила его на войну.

Возвращение

Год и три месяца продолжался поход наемников. Когда войско, под командованием Ксенофонта пройдя по южному побережью Черного моря, переправилось в Византий, в нем осталось около половины первоначального состава. Но на родине их встретили отнюдь не цветами. Спартанский адмирал Анаксибий, правивший в Византии, был союзником персов и не испытывал восторга от того, что на его голову свалилось войско, сражавшееся против Артаксеркса. Он подло пленил четыре сотни воинов, продал их в рабство и собирался так же поступить и с остальным войском.
Ксенофонт к тому времени оставил свою армию, собираясь отправиться в Афины, но вернулся и успел предотвратить штурм разгневанными наемниками Византия.  В очередной раз ситуацию спасло его красноречие и выдающиеся лидерские качества. В противном случае войско без сомнения было бы уничтожено если не гарнизоном Византия, то войсками Спарты, которая не потерпела бы захвата своего города.

Так Ксенофонт снова стал стратегом со своей частной армией.  Наемники, отправившиеся в Персию за славой и богатством,  вернулись домой с пустыми руками и это их совершенно не устраивало. Тем более, что за год суровых испытаний они из разношерстной компании превратились в сплоченное войско, способное решать самые непростые задачи.

Зиму они провели  на содержании фракийского царя Севта, которому помогли отвоевать трон. Затем приняли предложение спартанцев, которые начали войну против двух персидских сатрапов. Ксенофонт с наемниками переправились в Азию, где им досталась хорошая добыча. Он оставил на время войско и решил навестить родные Афины. Там он с ужасом узнал, что за пару недель до его приезда по приговору самого демократического в мире афинского суда был казнен его друг Сократ. Ксенофонт не стал задерживаться в Афинах и вернулся к своим боевым товарищам.

В дальнейшем ему с «кировским» войском выпало воевать под началом спартанского царя и талантливого полководца Агесилая. Ксенофонт и Агесилай быстро стали не только соратниками, но и друзьями. Когда против Спарты выступили Афины, Коринф, Фивы и Аргос Ксенофонту пришлось выбирать между дружбой и родиной. Он выбрал дружбу и в сражении при Коронее сражался на стороне спартанцев. За это афиняне приговорили его к изгнанию.

Дела и труды.

Взамен утраченной родины спартанцы выделили Ксненофонту имение возле городка Скиллунт в Элиде, которая находилась под их управлением. Там он поселился со своей семьей – женой и двумя сыновьями. В свое время десятую часть добычи воины Ксенофонта отложили «для Артемиды», которая, как они полагали, им покровительствовала. На эти деньги Ксенофонт купил большой надел земли, выстроил на нем храм, поставил жертвенник и статую богине. Ежегодно он проводил жертвоприношение и устраивал большой праздник в честь Артемиды для всех жителей города.

Здесь в своем имении Ксенофонт прожил лучшие и самые счастливые годы своей жизни. Он никогда особо не стремился к почету и власти. Мирная сельская жизнь была ему весьма по душе. Здесь он занимался земледелием и охотой и литературным творчеством. Он написал «Анабазис», несколько философских книг о своем друге и учителе Сократе, дидактический роман «Киропедия», в котором персидский царь Кир Старший был изображен идеальным правителем, сочетающим в себе лучшие черты Сократа и Агесилая.

Дочь Фукидида передала ему оставшиеся после отца материалы и Ксенофонт написал продолжение «Греческой истории» с того самого места, на котором прервался Фукидид. В отличие от Фукидида Ксенофонт совершенно не старался писать отстраненно и непредвзято. Его «История» написана с нескрываемыми симпатиями к Спарте, тем не менее, это был выдающийся труд, высоко ценимый как за великолепный стиль, так и за безупречную достоверность рассказа.

Его книги «Экономика (Домострой)» и «Доходы города Афины» стали, по сути, первыми трудами по экономике. «Лакедемонская полития» - была и остается единственным достоверным и самым полным источником об истории и государственном устройстве Спарты. Книги «Охота» и «О коннице» содержали  полезные советы бывалого человека, которыми он щедро делился со своими читателями.

Ксенофонту не суждено было окончить жизнь в мире и спокойствии. Когда спартанцы потерпели сокрушительное поражение при Левктрах, элейцы изгнали Ксенофонта и тот был вынужден переселиться в Коринф. Позднее афиняне отменили свои решение об изгнании, и Ксенофонт несколько раз посетил Афины, но продолжал постоянно жить в Коринфе. Когда началась очередная война Афин и Спарты с Фивами, он отправил в афинское войско своих сыновей Грила и Диодора. Ксенофонт проводил жертвоприношение, когда ему сообщили, что Грил погиб как герой, убив фиванского главнокомандующего Эпаминонда. Он снял с головы венок, потом вновь надел его и сказал: «Я знал, что произвел на свет человека смертного».

Умер Ксенофонт в Коринфе в глубокой старости. Ему было более 90 лет, но он продолжал писать до последних дней. Обстоятельства его смерти и место погребения достоверно не известны, однако знаменитый писатель Павсаний, живший во II веке н.э., рассказал в своем «Описании Эллады», что когда он путешествовал по Элиде, то оказался на той самой «священной земле» Артемиды. Местные жители указали ему на мраморное надгробье и сообщили, что здесь похоронен Ксенофонт, которого они когда-то изгнали.  История любит странные повороты. Не исключено, что элейцы обманули Павсания, чтоб оправдаться в собственных глазах за изгнание великого человека. Но хотелось бы верить, что это было правдой, и прах Ксенофонта упокоился в том самом месте, где он провел самые счастливые годы своей жизни.

Журнал "Наша Греция" 2015


Рецензии