Аркадия. Мифы и предания

В центральной гористой части Пелопоннеса расположена  историческая область Аркадия, впоследствии ставшая синонимом рая на земле, в котором по представлениям живописцев эпохи Просвещения простодушные пастухи и пастушки мирно пасут своих овечек, не забывая при этом игриво заигрывать друг с дружкой. Нельзя сказать, что  подобные идиллии совсем уж не имели никакого отношения к реальности. Овец в Аркадии и в самом деле пасли, да и прекрасных пейзажей с юными пастухами здесь было в достатке. Опять же, по преданиям, чуть ли не у каждого аркадийского ручья или скалы непременно жила какая-нибудь нимфа. Ну а где нимфа, там и сатир, а там уж и до Олимпийских богов рукой подать. Их в Аркадии встречали уже во вполне исторические времена, когда в более людных и суетливых местах про старых богов уже начали забывать.

Отрезанная от моря, горная Аркадия всегда сильно отличалась от других земель Эллады. Климат здесь континентальный, зимы бывают суровыми и снежными. Для выращивания зерновых культур пахотных земель почти не было, зато сочные пастбища и густые леса, покрывавшие в давние времена горные склоны, способствовали охоте и скотоводству. Люди заселили этот край в давние времена. Самые древние археологические находки относятся к VI тысячелетию до н.э. Когда в III тысячелетии до н.э. в нынешнюю Грецию начали переселяться эллинские племена им пришлось столкнуться с местным населением – лапифами, пеласгами, лелегами, карийцами. В конце концов, все эти народы постепенно образовали единый этнос, но местные различия оставались существенными на протяжении более двух тысячелетий.

 Аркадия была ассимилирована греками довольно поздно. Здесь были исконные земли пеласгов, с которыми у греков долгое время  были непростые отношения. Некоторые пеласги, покинув родину, переселилась в Северную Италию, где смешались с этрусками,  остальные постепенно переняли греческий язык и религию, но имели свой диалект, обычаи и некоторые религиозные особенности. Греческий пантеон так же пополнился некоторыми богами, позаимствованными у пеласгов, что и неудивительно, поскольку именно здесь, в Аркадии, эти боги и родились.

Посейдон.

Мифы, рассказываемые в Аркадии, порой значительно отличались от общегреческих. Так про бога морей Посейдона говорили, что он родился не где-нибудь, а именно в Аркадии. Его мать, титанида Рея, спрятала новорожденного среди овец, а мужу Кроносу, который предусмотрительно съедал своих детей, опасаясь предсказанной гибели от их руки, сказала, что родила жеребенка. Наивный, как и все мужья, Кронос жеребенка съел, а Посейдона среди овец не заметил.

Когда юный бог подрос, с ним произошла обычная для тех мифических времен история. Прогуливаясь по берегу аркадийской реки Ладон, он увидел безутешную богиню Деметру, которая искала свою пропавшую дочь Персефону, и решил ее как-то утешить.  Деметра не поняла добрых намерений Посейдона и бросилась бежать. Но Посейдон бегал быстрее. Тогда Деметра превратилась в кобылицу, однако Посейдон не растерялся и превратился в жеребца. В общем, бегали они недолго. Деметра устала, Посейдон разгорячился, ну а далее произошло то, что обычно и происходит в подобных случаях. В положенное время Деметра родила коня Ариона и нимфу Деспину. Арион впоследствии прославился тем, что именно на нем Геракл воевал против элейцев, а аркадийские барышники еще тысячу лет спустя рассказывали, что их баснословно дорогие жеребцы происходят от того самого коня.
 
Эта история кажется еще более интересной, если учесть, что в Аркадии был культ Посейдона Гиппия (Конного). Здесь, вдали от моря, его почитали исключительно как божественного покровителя коней. Характер у Посейдона был крутой, никакой фамильярности от людей он не терпел, и поклонялись ему со всеми мерами предосторожности. Так, возле города Мантинеи был храм Посейдона, воздвигнутый знаменитыми зодчими Агамедом и Трофонием из огромных дубовых стволов. В храме не было дверей, но заходить в него было запрещено даже жрецам. Вход перекрывала лишь натянутая шерстяная нить, прикосновение к которой грозило мгновенной слепотой и мучительной смертью. Страшные истории об ужасных последствиях для нарушителей запрета были самой надежной охраной. Когда старый храм начал рушиться, вокруг него по распоряжению императора Адриана возвели новый из мрамора. При этом к старому священному храму никто даже не прикоснулся, чтобы ненароком не оскорбить вспыльчивого владыку морей.

Гермес.

Еще одним богом, родившимся в Аркадии, был Гермес. Этого почтенного бога торговли и тайных знаний здесь почитали исключительно как непревзойденного вора и покровителя крупного рогатого скота. Надо сказать, что в давние патриархальные времена единственным богатством людей в Аркадии были стада домашних животных, причем наиболее ценными были коровы и племенные быки. Соответственно, главной доблестью и любимым развлечением настоящего мужчины было удачное воровство коров у соседей. Подобными подвигами не брезговали и самые прославленные герои. Успешное воровство скота считалось достойным мужским занятием, позорно было лишь попасться на воровстве.
 
С другой стороны, каждое стадо нуждалось в охране и защите. Кто-то из богов должен был следить, чтоб животные были здоровы, породисты и давали хороший приплод. Мудрый Гермес взял на себя обе функции – и  защитника стад и покровителя воров. В Аркадии ему приносили жертвы и пастухи и грабители, но никого подобное противоречие не смущало. Если жертва Гермесу от грабителя была недостаточно щедрой, то он защищал стадо, если скупился пастух, то Гермес дарил удачу вору. Так что все было по-честному.

Пан.

У Гермеса и Пенелопы, которую изгнал из Итаки Одиссей за то, что она принимала у себя в его отсутствие женихов, был сын Пан, так же родившийся в Аркадии. По непонятной причине Пан родился похожим на сатира – с козлиными ногами и покрытым шестью. Он был добрейшим из богов и почитался в Аркадии как покровитель пастбищ, овец и коз. Пан щедро дарил свою благосклонность нимфам, но редко пользовался взаимностью. Из-за этого он часто был грустен и большую часть времени проводил в уединении, наигрывая на свирели печальные мелодии. В Аркадии Пана почитали как одного из самых любимых богов. На каждом пастбище ему оставляли небольшое угощение – поливали камень оливковым маслом или вином, оставляли кусочек сыра или лепешку.

Пан был непривередлив и довольствовался малым. Но, как и любой другой бог, мог иногда разгневаться. Тогда он наслал на животных и людей состояние ужасной тревоги, из-за которой стада разбегались во все стороны, а люди от страха теряли рассудок. По имени аркадийского божества подобное состояние было названо «паникой».
 
Он был единственным богом, о смерти которого стало известно в историческое время. По рассказу Плутарха во времена императора Тиберия на корабле, проплывавшем мимо острова Паксос, был услышан голос, призывающий по имени кормчего корабля. Когда тот откликнулся, голос приказал ему возвестить всем скорбную весть, о том, что умер Великий Пан. Правдива эта история или нет, судить не нам. Греки и римляне в нее верили, и известие о смерти Пана было встречено всеобщей скорбью и унынием.

Пеласг, Ликаон и Аркад.

Первым царем Аркадии был легендарный Пеласг, в честь которого эта страна долгое время называлась Пеласгией. По преданию он научил людей строить хижины, делать себе хитоны из овечьих шкур и употреблять в пищу желуди. Кстати, желуди оставались фирменным блюдом в Аркадии вплоть до исторических времен. Когда лакедемоняне спросили Дельфийского оракула о целесообразности завоевания Аркадии, то получили ответ:

Много в Аркадии мужей, им пищею желуди служат;
Эти не пустят тебя; от меня ж тебе нет запрещенья.

Судя по этому стиху, жители Аркадии были настолько суровы, что пресловутым спартанцам на их земли не стоило и соваться. Сын Пеласга Ликаон продолжил дело отца. Он выстроил самый древний в Элладе город Ликосуру, учредил  первые спортивные состязания – Ликейские игры и установил на смену суровым старым богам культ нового бога – Зевса Ликейского. Тут, правда, он допустил серьезную промашку. Зевс, победивший в битве гигантов и чудовищных древних монстров, принадлежал к молодому поколению богов, не допускавших человеческих жертв. Ликаон по старинке принес в жертву младенца и за это был немедленно превращен в волка, а дом его поразила молния. Существует предание, что с тех пор после приношения жертв Зевсу Ликейскому кто-то непременно превращался на некоторое время в волка для того, чтобы люди не забывали о наказании нечестивого Ликаона. В другом варианте мифа Зевс настолько разозлился на царя, что устроил всемирный потоп, от которого погибла большая часть человечества.

У Ликаона было пятьдесят сыновей и дочь Каллисто (Прекраснейшая). Сыновья Ликаона основали множество городов, в том числе Мантинею, Тегею и Орхомен. Старший сын Ликаона Никтим стал царем, а самый младший, Энотр, которому не досталось и самого захудалого поместья, снарядил корабли и отправился в Италию, где основал самую первую греческую колонию – Энотрию.

За хорошенькой Каллисто приударил сам Зевс и его настойчивые ухаживания весьма некстати закончились беременностью. Ревнивая супруга Громовержца Гера превратила несчастную царевну в медведицу и подстроила так, чтоб ее подстрелила богиня-охотница Артемида. По просьбе Зевса Гермес успел спасти из чрева медведицы сына Зевса Аркада (Аркаса), которого отдал на воспитание нимфам, а саму Каллисто превратил в созвездие Малой Медведицы. Это  история для современного читателя вряд ли выглядит убедительной, но для древних греков она была ничем не хуже других занимательных рассказов о странных поступках богов, коих было множество.
После смерти царя Никтима невесть откуда появился Аркад, провозгласивший себя сыном Зевса и внуком Ликаона. Никто не посмел возражать человеку со столь почтенной генеалогией, и он занял престол, дав стране свое имя – Аркадия. Правление Аркада было долгим и славным. При нем аркадяне стали вполне цивилизованным народом - научились ткать ткани, возделывать землю и печь хлеб.
 
Паллантий, Эвандр и Никострата.

Из знаменитых царей, потомков Аркада, следует упомянуть Паллантия, который  взял себе в жены нимфу Никострату, дочь речного бога Ладона. В истории  Эллады это был не первый случай брака человека с нимфой или богиней. Вспомним хотя бы всем известную историю Пелея, женившегося на богине Фетиде, которая родила ему Ахилла. Но у Паллантия с Никостратой счастливого брака не вышло. Паллантий был груб и вспыльчив, а Никострата была слишком умна и своенравна, чтобы молча терпеть общество не слишком подходящего ей по уму и темпераменту мужчины.

Несчастливая семейная жизнь Никостраты вызвала горячее сочувствие ее старинного приятеля бога Гермеса. Тот, как мог, утешал ее, и как порой бывает в таких случаях, совершенно случайно стал отцом ее сына Эвандра. По рассказам древних авторов Эвандр был храбрым воином и талантливым политиком. С земным отцом у него отношения не сложились. Некоторые античные авторы утверждали даже, что Эвандр убил Паллантия, но другие этот слух опровергали. Как бы то ни было, за 60 лет до Троянской войны Эвандр с большим отрядом воинов, в сопровождении матери отправился на кораблях в Италию, где на берегу Тибра, на холме основал новый город  Палатин, вокруг которого со временем вырос город Рим, а сам холм вошел в историю под именем  Палациум. В римской традиции Никострату называют Карментой и приписывают ей создание латинского алфавита. Эдавр научил диких италийских аборигенов музыке и письму и учредил знаменитый праздник Луперкалии в честь Пана. Сами латиняне никогда не отрицали роль аркадян в основании Рима. Впоследствии римские императоры выстроили в Аркадии немало храмов в знак признательности своим легендарным предкам.

Два Аристократа.

Хотя аркадяне придерживались монархических традиций, некоторые демократические веяния не обошли их стороной. Своих правителей они почитали, но лишь до определенного предела. Примечательны две истории, когда аркадяне казнили побитием камнями двух своих царей, запятнавших себя неблаговидными поступками. Оба царя носили имя Аристократ. Первый был сыном царя Эхмида. Он положил глаз на юную жрицу храма Артемиды, что  неподалеку от города Мантинеи. По традиции жрицы Артемиды были невинными девушками. Аристократ увидел прекрасную юную жрицу и тут же воспылал к ней страстью. Он преследовал несчастную девушку, которая спасаясь от него, вбежала в храм, и совершил насилие над ней прямо у подножия статуи богини. Узнав об этом возмутительном случае, аркадяне казнили своего царя, закидав его камнями. После этого случая Артемида распорядилась набирать в свои храмы жриц только лишь почтенного возраста, дабы не они не внушали пылким мужчинам неподобающих мыслей.

Другой Аристократ был внуком первого. Во время второй Мессенской войны он тайно принял дары от лакедемонян и в критический момент сражения у «Большого рва» отвел войска аркадян, чем обрек своих союзников мессенцев на поражение. Дело это вскрылось и аркадяне казнили своего царя-коррупционера так же как ранее его деда. С тех пор имя Аристократ среди царей Аркадии популярностью не пользовалось.

Аталанта.

Аркадия дала Элладе немало легендарных героев, но самой известной была охотница Аталанта, дочь одного из аркадийских царей – то ли Иаса, то ли Схенея. Рассказывают, что отец был недоволен рождением дочери и приказал бросить ее в лесу. Там ребенка подобрала и вырастила присланная Артемидой медведица, которая вскормила Аталанту своим молоком. Как утверждают древние авторы, молоко медведицы делает человека равнодушным к страстям и всякого рода романтике. С Аталантой именно так и получилось.  Она выросла и стала охотницей. Никто не мог сравниться с ней в беге и меткости стрельбы из лука. Кроме того, она была необыкновенно красива, но при этом совершенно неприступна. После того как она подстрелила двух любознательных кентавров, которые решили экспериментальным путем проверить слух о ее целомудрии,  никто более не пытался усомниться в ее добропорядочности.
 
Женских занятий Аталанта не признавала, посвятив свою жизнь охоте, спортивным состязаниям, участвовала  в походе аргонавтов за золотым руном и в кровавой охоте на калидонского вепря. Аталанта так же приняла участие в погребальных играх, которые устроил царь Иолка Акаст в память своего отца, погибшего от колдовства Медеи, где победила в борьбе могучего Пелея, отца Ахилла.

Прославилась на всю Элладу Аталанта после того, как первой ранила на охоте огромного калидонского вепря, погубившего нескольких героев. В награду за это влюбленный в нее калидонский царевич Мелеагр подарил Аталанте шкуру и голову чудовища, которые она преподнесла в дар храму Афины в Тегее.  Шкура эта сохранилась до исторических времен, и ее тленные остатки во II веке н.э. описал путешественник Павсаний. К тому времени от головы вепря остались лишь огромные клыки, которые по приказу императора Августа были для лучшей сохранности вывезены в Рим, где они благополучно пропали.

Аталанта, в конце концов, вышла замуж за Меланиона, единственного мужчину, который смог победить ее на состязаниях в беге. Рассказывают, что охотница дала ему фору, а когда стала нагонять, Меланион бросил ей одно за другим три золотых яблока. Как известно, неприступных женщин не бывает, просто к каждой нужен особый подход. Пока Аталанта останавливалась и подбирала чудесные яблоки, Меланион первым достиг финиша, а заодно и покорил сердце суровой красавицы.

Аркадия и Лакедемон.

Мифическая история Эллады завершилась вторжением на Пелопоннес дорийцев, которые сокрушили легендарные Микены и обосновались в Лаконике, сделав своей столицей Спарту.  Вся дальнейшая история Аркадии определялась соседством с воинственными спартанцами. Аркадяне, привыкшие к суровой жизни в горах, всегда были отличными воинами и практически не уступали спартанцам в военной доблести.

Рассказывают, что первая битва между ними произошла, когда спартанский царь Харилл попытался завоевать аркадийский город Тегею. Войско тегейцев встретило врага на подходах к городу. Когда сражение уже было в полном разгаре, на спартанцев из засады напал отряд вооруженных тегейских женщин под командованием воительницы Марпессы. Спартанцы позорно отступили перед грозными аркадянками, а Харилл был пленен. Его отпустили без выкупа после того, как он поклялся никогда более не идти войной на Тегею. Но впоследствии эту клятву спартанцы нарушали не раз. По преданию, женщины Тегеи после разгрома врага принесли жертвы Аресу без участия мужчин и сами съели все жертвенное мясо, которое честно заслужили.

В дальнейшем аркадяне неоднократно были и союзниками и противниками Спарты, участвовали во всех великих сражениях и походах, но всегда оставляли  значительные силы дома, опасаясь внезапного нападения коварных спартанцев. Потом пришли римляне, и бурная история Эллады вошла в более спокойное русло. Аркадия всегда была глухой провинцией. Здесь не было моря, крупных городов и пахотных земель. Жизнь людей среди идиллических пейзажей была неспешной, суровой и патриархальной и за прошедшие тысячелетия не так уж и сильно изменилась.

Здесь, в самом сердце Пелопоннеса, вдали от коллизий мировой истории еще можно ощутить чистый и наивный дух древней Эллады.  Даже в эпоху Средневековья время от времени кто-то рассказывал о странных историях, случавшихся в глухих уголках Аркадии. То о прекрасном отроке, пасущем овец, который внезапно появлялся и исчезал перед путниками, то о скромной старушке, попросившей воды в доме больной вдовы, после чего вдова выздоровела и разбогатела. Не иначе как это были Аполлон и Деметра, - говорили люди шепотом. И на всякий случай местные добрые христиане на протяжении столетий продолжали оставлять где-нибудь на заветном камне кусочек сыра или ломоть хлеба, дескать «для птичек».  Ведь на то они и предрассудки, чтоб оставаться неискоренимыми. Но с другой стороны, где ж еще приютиться старым богам как не в тиши аркадийских гор? Может они и поныне где-то там тихо доживают свой век, изредка попадаясь людям на глаза. Чем Пан не шутит…

Журнал "Наша Греция" 2015.


Рецензии