Мода нравов

Однажды в парке я встретил девушку, с которой у нас состоялась длительная беседа на различные темы, занимающие особое место в человеческом сознании и жизни общества. 24 мая был солнечный день, я прогуливался в парке. Петербуржцы, все до единого наслаждались погодой, смотря на мир через солнечные очки и предвкушали грядущее лето.
Я присел на свободную скамейку, наблюдал за проходящими мимо людьми и невольно вспомнил повесть Гоголя «Невский проспект».  Иногда, смотришь на молодежь и диву даешься – неправильно живут, - так и хочется им сказать. Но позже я задумался, а когда люди жили правильно? В молодости всем нам отведен интерес к ошибкам, которые нужно совершить и на которых нужно учиться. К чему некоторые, даже представители моего поколения, еще не пришли. О, времена, о нравы! – к такому умозаключению пришли еще в давние времена. Ничего в мире не меняется.
Спустя некоторое время ко мне подсела девушка, привлекательная на внешний вид, как бы сказали ее соседки старше шестидесяти – одеться забыла. Но в целом, по всем стандартам привлекательности для мужчин и современной моды, она соответствовала. Через две минуты мы с ней заговорили. Банальная для Петербуржцев тема погоды не однократно позволяла завести приятную беседу или интересное  знакомство, как и в нашем с Варварой случае, в котором она и выступила инициатором.
- Наконец-то лето добралось и до нас…- слегка шаркая  ногами по земле и наблюдая за собой, -  невзначай отпустила девушка.
- Да, погода замечательная – подхватил я.
- А вы один гуляете, или ждете кого то?
- Никого не жду, а к чему такой вопрос?
- Просто интересно.
- А вы?
- Я просто гуляю, вот, заняла вашу скамейку, - в сопровождении улыбки, сказала девушка.
-Видите, как получается – я никого не ждал, но дождался девушку, которая заняла место рядом со мной, как вас зовут?
- Варя, а вас?
- Я Олег. У вас красивое имя
- Ненавидела его в детстве. Точнее сказать его сокращенную форму. Во дворе полным именем никто не называл, а окончание «ря» всегда звучало как скрежет в горле.
- Не выдумывайте. Но если для вас это принципиально, я могу обращаться к вам Варвара.
-Да нет, уже это не имеет значение.
- Ну почему же, не стоит игнорировать детские капризы, Варвара.
- Ну, перестаньте, я серьезно. К тому же, повзрослев я то и дело натыкаюсь на разочарования, которые в очередной раз позволяют убедиться, что детские восприятия ошибочны – все не так.
- Хе-хе, ну, что ж.  Смотря к чему оно относиться.… У вас какие то конкретные примеры?
- Хоть отбавляй, - сказала девушка, смотря на меня слегка рассеянным взглядом, - у вас много времени?
- Торопиться не куда.
- Знайте, помнится, на уроке истории я спросила: зачем ее учить? – ребенком была, да и учитель заставлял много писать…. Тогда он ответил мне:  зная прошлое, можно делать прогнозы на будущее – он оказался прав.
Между нами возникла пауза, во время которой, каждый из нас задумался о  чем-то своем, не решаясь поделиться друг-с-другом. После она продолжила.
- В то время, мы устраивали игры с оловянными солдатиками, так сказать, визуализировали конспекты, которые вели о войне. Мне казалось, что все было как в игре – по правилам и честно. Даже жестокость, как бы это не звучало аморально, была по правилам. Сейчас же я увлеклась историей осознанно, прочла много статей и материалов, которые рассказывают о страшным феномене войны намного больше, нежели говорится в  сжатой школьной программе. Со слезами на глазах, я читала о насилованные женщин и детей, издевательстве над ними, о манипуляциях, совершаемых над солдатам, о гнилых душах людей, отдающих приказы, - девушка снова сделала паузу.
Я молчал и ждал продолжения. Мне нечего было добавить и не находилось слов, чтобы утешить ее - все сказанное ей действительно имеет место быть. Пока я ждал продолжения, а она о чем-то думала, к нам подошли два черных ньюфаундленда явно страдающие от жары и горячим дыханием обжигали ей коленки, а мне протянутую в их сторону ладонь. Едва хозяева отдали им команды не мешать нам, Варвара готовилась продолжить.
- Мне страшно. Я думала, что все позади и люди научились решить конфликты другими способами, боле действенными.  Сложно выражать свое отношение к такой теме, я понимаю, что из того, что чувствую внутри вам не сказала ровным счетом ничего.
- Ты сказала главное, - чуть позже, я извинился, что обратился к ней на «ты», но она попросила и  в дальнейшем обращаться к ней в такой форме, - после я продолжил, - это страшные вещи.
- Когда я слушала учителя, то никогда не думала, что смогу увидеть это в реалиях, - добавила она.
- Политика всегда была опасным поприщем, где жестокости отведено укромное местечко. Не у всех, конечно же, но не об этом речь.
Плавно мы закончили разговор на эту тему, чему каждый из нас был рад. Внезапно меня посетило чувство тревоги, что ей вдруг понадобиться срочно уйти, отчего наш диалог оборвется. Не смею гадать, посетило ли ее подобное чувство, но мой страх, к счастью, не оправдалось – мы говорили еще долго.
Следующую тему, сам того не осознавая, предложил я.
- Незадолго до твоего прихода я смотрел на окружающих людей и, как обычно, списывал недостатки на современность. Я всегда так делал до этого момента, - уточнил я, - но мне вспомнился Гоголевский «Невский проспект», его я давно читал: лет десять – пятнадцать тому назад, но мне вспомнилась картинка, внезапно посетившая меня на том моменте, где я читал о времени и людях выходящих на Невский. - Я сделал паузу, испытав легкое дежавю, отправившее меня далеко назад, где я впервые «увидел» этот воображаемый сюжет, побыв там недолго, я продолжил, - знаешь, показушность была всегда. Желание казаться лучше, чем он есть на самом деле свойственно каждому человеку, каждому обществу. Все мы виним современность в ее испорченности, ставя в пример, былые времена и правила. Но  хорошее, равно как и плохое есть в каждой эпохе. Это нужно брать во внимание.
- Об испорченности, правильнее будет сказать – пошлости, если позволите.
- Да, пожалуйста.
- Однажды зимой я гуляла с подругой и мы, спасаясь от холода, зашли погреться в музей. Культурных достопримечательностей там не оказалось, а вот интересных фактов хоть отбавляй. Говорили о сексуальных революциях, изобретениях и тайных пристрастиях высокопоставленных личностей. Мы были в шоке! А нам казалось, это наше поколение с откровенной эротикой во всех проявлениях: визуализацией, секс-шопами, эскорт агентствами и т.п., внесли первоначальных вклад. Но нет.
-Да, бывал в том музее…. Императорское кресло ввергло в шок, если честно, - я поделился впечатлением.
Варвара выгнулась дугой, поставив локти к себе на коленки, и поддержала мое впечатление легкой ухмылкой, как мне показалось, выражающей аналогичное моему впечатление.
- Недавно закончила читать «Декамерон» - сообщила Варвара, и удивлялась, что и в высокой литературе свойственно упоминание о слабостях человека к физической любви, особенно молодых красавиц,  от красоты которых мужчины теряли дар речи. Тогда я задумалась о красоте, что это такое. И почему сейчас мужчины перестали ее ценить…
-Почему перестали? Женская красота занимает одно из важнейших для мужчины мест в жизни, красота не только физическая, разумеется.
- Там, как правило, речь о физической. Я начала представлять тех красавиц в современном мире. Пройдя такая красавица, например по Петроградке, или Среднему – Невские не в счет, там слишком людно, сколько мужчин выпрыгнули бы из своих машин и побежали бы за ними вслед, да и побежали бы вовсе? За мной, так было однажды, но я, глупая испугалась и сочла его за сумасшедшего. Больше не повторялось такого, а жаль.
- Взаимоотношения и проявление интереса к противоположному полу всегда имело трудности. Не исключено, что мальчишки, наученные горьким опытом писателей, проявлявших свои чувства в стихах к дамам бывшие отвергнутыми, решили не повторять чужих ошибок. Конечно, это ирония, но доля правды в ней есть. Мужчины бояться женщин. Проявление чувств, для многих из нас кажется проявлением слабости, и мы считаем, что это удел женщин – слабость и эмоциональность, а мы должны вас жалеть. Мужская и женская психология по своей природе очень сложна: когда один пол думает о другом, он, как бы это сказать правильнее, представляет себя в этом поле и ему кажется, что он знает о нем все. На самом деле это же не так.
- Интересное мнение, я бы даже сказала, что я практикую такое, - наивно призналась мне Варвара.
- Вот видишь, - воодушевился я, - мои отношения с женщинами всегда были сложными. Я влюблялся одновременно в красивых женщин с богатым багажом знаний и интересов, я хотел быть с ними, но я считал себя недостойным их, от этого я проиграл много битв в голове пытаясь осмелиться пригласить их на свидание. Находил уйму сил на оправдания и залеживание надуманных ран, нежели на смелость. Как говорится, понес наказание, не совершив преступление. Тело желало, разум пресекал, - с некоторой досадой сказал я.
- Объедение разума и инстинктов – горючая смесь, сводящая людей с ума. Представитель человек - как животное и человек - как разумное существо часто борются друг с другом, будучи едины. Эстетическое развитие тела достигло пределов, не меняя своего истинного предназначения, человек, как разумное существо пытается прыгнуть выше, странно все.
- Ты абсолютно права, - единственное, что я сказал. Казалось, что я знал это всегда, но никогда не было повода озвучить это. Однако с каждой темой девушка поражала меня все больше.
Посмотреть на время нас заставил начавшийся моросящий дождь. Мы говорили без малого четыре часа – время пролетело не заметно. Справившись у Варвары, не утомил ли я ее и, обнадеживши ответом, предложил ей перебраться в кафетерий и продолжить беседу.
Несмотря на дождь, погода была замечательная – воздух теплый и от дождя свежий. Немного пройдя, нам посчастливилось увидеть ресторанчик с террасой, туда мы и направились.
Мы ограничились двумя чашками кофе. Варвара заказала американо с холодным молоком, я – капучино. Следующей темой на повестке, если верить часам, а не белым ночам, - вечера была тема справедливости.
- Никогда не понимала законов социума. Все говорят об образовании, но на деле большее значение имеют деньги и связи, харизма и внешность. Конечно, в этих вопросах есть исключения, но в основном, многие жалуются на это.
- Человек занимает и должен занимать свое место. Как бы цинично это не звучало, но одни должны работать – другие контролировать эту работу. Возможно, это не справедливо, но одновременно делать два дела: контролировать и работать в масштабных процессах нельзя. Есть две категории работников: те, который работают, и те которые зарабатывают. Вторых нельзя винить за их умение. Каждый человек получает то, что хочет, хочет по-настоящему. Это, как закон притяжения.
- Слышала об этом, - разглядывая свой кофе, сказала девушка, - но до конца не вериться, хотя если подумать, многое так и происходит. Но сказать, что я осознанно отказываюсь занимать ту или иную должность я не могу.
- Видишь, ты уже говоришь об отказе, а не о твердом желании. Правильная мотивация, назовем это так, она точно в твоих силах.
Плавно мы перешли к теме религии, но перед тем как приступить, договорились не обижаться в случае наличия противоположного мнения или же умышленно ставить под сомнения те или иные убеждения. Анонс и договоренности были более формальны, нежели само обсуждение.
- Я не могу понять и определиться с такими вещами, как грех. Казалось бы, все грехи являются радостью для человека, он испытывает к ним тягу, но переламывает ее своим внешним сопротивлением. Моя мама часто рассказывала своим друзьям притчу. Я, услышав ее, сразу поняла смысл, но ее значение для себя определила  несколько позже, более того, я без устали размышляла и ставила себя на место героев притчи и нашла отражение, наверное, отнюдь не утешительное. Я невинный, извращенный святой:
 «Святой и проститутка жили напротив друг друга. Оба они умерли в один день. Душа проститутки, однако, попала на небеса, а душу святого привели в ад. Посланцы, которые пришли их проводить, были очень озадачены. Они всё время спрашивали друг друга:
— Почему мы ведем ее в рай, а его в ад? Неужели случилась какая-то ошибка?
Самый мудрый из них сказал:
— Он пытался быть святым, а сам завидовал проститутке. Он всё время думал о вечеринках и удовольствиях, которые происходили в ее доме. Отголоски музыки, доносившиеся до его дома, волновали его до глубины души. Ни один поклонник проститутки, сидя рядом с нею, не был так тронут, как он, слушая звуки, доносящиеся из ее жилища, звуки колокольчиков, которые она носила на щиколотках. Всё его внимание постоянно было сосредоточено на ее доме. Даже поклоняясь Богу, ушами он был обращен к звукам, доносящимся из ее дома.
— А проститутка? – спросили посланцы.
— Она всегда гадала: что за неведомое блаженство испытывает святой? Каждый раз, видя, как он несет цветы для утреннего поклонения, она думала: «Когда же я буду достойной того, чтобы принести в храм цветы поклонения? Я так нечиста, что не могу даже набраться храбрости войти в храм». Она часто бывала, зачарована запахом благовоний, сиянием светильников, звуками поклонения и некоей медитации, в которую никогда не мог войти святой.
В душе проститутка всегда жаждала жизни святого, а святой жаждал удовольствий проститутки».
- Лично я сохраняю тело, сообщила мне девушка, - мне неприятна  мысль о том, что у меня могло бы быть много партнеров – лучше сохранить невинность, или принадлежать одному мужчине – для меня это как неотесанный булыжник, упавший со скалы. Но, в мыслях я могу слишком отличаться. Я это сама допустила, осознанно. Мне казалось, что как только я выйду замуж – муж будет приятно удивлен моей физической чистоте и раскованности. Наверно, доля правды в этом есть. Мои знакомые, удивляются и одобряют, не знаю, как сказать правильно, такую меня, нибудь я героем притчи - в Рай бы меня не пустили.
- Интересная тема для размышлений. Я думаю,  что кого ни спроси, он скажет, что правильней быть проституткой, и никогда не признается, что столкнись он с такой ситуацией в реалиях, отдаст предпочтение быть попом не жалея порицаний для проститутки. В таких сложных вопросах людям ошибочно кажется, что они знают правильный путь. Но мир богат историями судеб: счастливых и не очень, - я начал терять мысль, но позже постарался закончить ее, - счастливые воспринимаются как выдумка, грустные как реалии действительности. Почему так происходит не ясно, как бы человек ни старался верить в лучшее, гордиться своими достоинствами, он все же не будет спорить с тем фактом, что наличие хотя бы одного недостатка является веским основанием перекрыть все остальное и сосредоточиться лишь на нем одном. Понимая, что это не правильно, все же редко одерживают победу над самим собой.
- К сожалению, так оно и есть.
В перерывах между темами мы обмолвились несколькими предложениями на  отвлеченные темы, тем самым позволяя друг другу отдохнуть от размышлений более серьезных тем.
Мы говорили  обо всем: о погоде, опасных районах в городе, железном терпении работников сферы обслуживания и т.п. Тезисное обобщение, которое мы делали в таких перерывах - никак не развивалось и не подвергалось обсуждению, один упоминал об этом – другой подхватывал.
- Вечно растущий прогресс пугает меня, - внезапно начала она, - желание упростить жизнь тайно усложняет ее. Люди стали, разраженными и агрессивными, один мешает другому, иногда кажется, что ты лишний и некоторые чувствуют стеснение, которые ты им доставляешь. Никто не может жить, радуясь за другого, почему то легче жалеть другого, а не радоваться за него. Прогресс лишает людей человечности, не слишком ли дорогая плата за товар, вечно стремящийся к совершенству? Прогресс в медицине достигает неимоверных высот. Желание ученных разгадать секрет бессмертия, или как вы говорили о правильной мотивации – жить вечно, и в случае его достижения будет иметь свои последствия, к которым человечество может оказаться не готовым.
- Я так понимаю, причины не только во внешних осложнениях, верно?
- Об этом не стоит волноваться, как мне кажется, во всем будет баланс, или, как  когда то говорил мой учитель английского – в будущем и  на луну слетать будет раз плюнуть…, вечно живущий человек без человечности – опасный феномен, или еще хуже – стая, привилегированно называющая себя обществом…
- Яйцо не когда не научит курицу, так и Природа не позволит себя перехитрить. На счет этого не волнуйся, а вот человек без человечности – это действительно страшно.
До закрытия метро оставалось сорок минут, мои попытки в этот раз получившие внешнее выражение вызвать девушке такси были отвергнуты.
- Я очень люблю наше метро, его запах и атмосферу, - сказала она, - поэтому никогда не лишаю себя удовольствия лишний раз прокатиться. Я жил на соседней улице, так что о транспорте я не беспокоился.
- Спасибо за этот день, за беседу, - с легкой улыбкой сказала Варвара, - ваши слова  помогли мне во многом разобраться, возможно, судьбоносная встреча.
- Тебе тоже спасибо, - сказал я, - если хочешь, можем обменяться контактами и как- нибудь повторить, - набравшись смелости, сказал я.
- Не сочтите за грубость, но думаю, что не стоит, спонтанность всегда лучше условностей, - поэтому я буду надеяться на спонтанность, - слегка нервничая, сказала Варвара, и поспешила в метро.
Все-таки странные  женщины создания, - подумал я. Удивительно, но с ее словами я был согласен, даже рад, что в моей жизни состоялась внезапная встреча, не имеющая продолжения, но не исключающая ее наличия в будущем. Посидев еще немного, официант напомнил мне, что через десять минут они закрываются, и я незамедлительно покинул заведение.
К вечеру слегка похолодало. Я сунул в руки в карманы, и не спеша направился в сторону дома. Где – то вдали раздавался звук салюта и веселые голоса, напоминающие крики «с днем рождения», которые  едва слышно доносились до моих ушей.



-Конец-


Рецензии