И. Фадеев Подножный корм

                Игорь Фадеев
                Подножный корм
                Рассказ
    Детство моё нельзя было назвать голодным. Но,  о различных деликатесах в провинции,  в середине шестидесятых,  мы, конечно, даже и не слышали. Шоколадные конфеты или апельсины  я тогда видел только по праздникам: Новый Год, день рождения, 7 ноября. Колбасой и твёрдым сыром нас тоже баловали лишь по большим торжествам. Лакомствами детства у нас считался кусочек батона с маслом и сахарным песком. Дети его называли: «посыпано-помазано». А ещё мы любили грызть небольшие кубики какао или кофе с молоком и сахаром. Кубик какао стоил семь, а кофе – девять копеек. Когда в руках у кого-то появлялся такой детский деликатес, то подбегали другие ребята и говорили:
     - Сорок восемь – половинку просим. 
    Если обладатель такого лакомства был щедрым, то делился с другими. А, если жадничал, то отвечал так:
     - Сорок один – ем один!
    Но жадин среди нас почти не было. Всё делили поровну: и сладости, и радости, и шишки с синяками…
    Моя бабушка, пережившая голодные военные годы, очень бережно относилась к любым продуктам, не позволяла упасть на пол ни крошке хлеба, ни крупинке. А ещё она любила выходить в ближайшие скверы и перелески (жили мы на окраине города). Там она собирала различные травы, ягоды, грибы. Среди приносимых ей лесных деликатесов мне особенно запомнились «пиканы», которые она также называла «пучками». Второе название этого растения говорило само за себя: не переедай, а то живот будет пучить!  Это были молодые дудчатые стебли съедобного растения, которые слегка очистив от внешней кожуры, можно было есть даже в чистом виде. По вкусу они напоминали морковь, только не такие сладкие. Уже потом я узнал, что «пиканами» и «пучками» называли борщевик сибирский, который в разных регионах также имел такие названия, как бодран, роженец и гиголь. Бабушка собирала стебли этого растения сумками, чистила их, нарезала, отваривала в подсоленной воде, тушила, засаливала и даже готовила из них икру, добавляя лук, чеснок и морковь. Мне «пиканы» больше нравились в свежем виде.
    - Вот эта травка спасала нас в войну, - вспоминала бабушка, - когда есть совсем было нечего,  из «пиканов» мы делали лепёшки, варили щи, засаливали, когда выпадало достать немного соли…
    Я частенько сопровождал бабушку в её поисках “подножного корма», но сам не придавал большого значения этим походам. Для меня было главным выбраться на природу, пообщаться с лесом. А бабушка осторожно, с какой-то особенной нежностью, срезала стебельки «пучков», аккуратно укладывала их на дно сумки. Выбирала только молодые, не затвердевшие, наиболее сочные растения. Как поясняла бабушка, собирать "пучки" надо до того, как у них появятся белые соцветия...
    А ещё я запомнил бабушкины зелёные щи, которые она готовила из молодых листьев крапивы, лебеды и щавеля. Добавляла она в эти щи и «пиканы». Поначалу я отворачивался от них, вспоминая про неласковую крапиву, но потом всё-таки попробовал – понравилось. А ведь именно такие щи, без мясного бульона, без яиц и сметаны, а приправленные материнскими слезами, и ели в войну, спасаясь от всепоглощающего наш народ голода…
    Бабушкины советы пригодились мне значительно позже, в армии. Первый год своей службы я и все мои однопризывники испытывали постоянное чувство голода. Особенно оно сказывалось во время учений, на которых солдатский паёк был более скудным, менее калорийным, да и подвозили питание с полевых кухонь, как правило, с большим опозданием. Поэтому, в свободное от боевой подготовки время, я вместе с несколькими своими товарищами, отправлялся в близлежащий лес за травами, грибами и ягодами. Там-то я и познакомил своих друзей с «пиканами». Помню, что впервые попробовав их, мои друзья стали меня благодарить за такой подарок, хотя поначалу и отнеслись к нему с некоторым  недоверием…
    Увидев у нас в руках солдатские «сидоры», до верху набитые какой-то зеленью, старшина роты, прапорщик Филимонов, крикнул:
    - Эй, бойцы! Ко мне! Что несёте?
    - Это «пиканы» или «пучки» - такое съедобное растение.
    - Дай попробовать!
    Прапорщику понравилась эта «травка» на вкус, но всё же он взял несколько стеблей, чтобы показать начальнику полковой аптеки. А до тех  пор, наложил временный запрет на этот подножный корм. Из походной аптеки старшина вернулся радостный. Оказалось, что «пиканы» не только вкусная, но и очень полезная и здоровая пища, способствует хорошему пищеварению, очищает желудок и кишечник, содержит витамины. Прапорщик выделил нам в помощь ещё несколько солдат и приказал набрать как можно больше этих «пиканов», чтобы потом приготовить из них на кухне салат для всех. Рецепт посоветовал начальник аптеки. Так мы и сделали. На следующий день,  на обед витаминный салат из «пиканов» был приготовлен для всего полка…
    За эту инициативу я получил благодарность командира полка на первых в своей жизни учениях…
    Ещё одна памятная встреча с этими «пиканами» произошла у меня чуть раньше, в середине семидесятых, во время поездки в ГДР, где я побывал в составе юношеской делегации поезда Дружбы. На одной из окраин Берлина, в сквере, я увидел то самое бабушкино растение, сорвал несколько стеблей, очистил и предложил сопровождавшему меня немецкому пареньку Андреасу. Но он брезгливо отвернулся от моего угощения, сказав, что это сорная трава и её в Германии никто не ест…
    Сейчас мы, представители поколения, не знавшего войны, порой с недоумением глядим на наших родителей, которые впрок покупают соль, сахар, спички, крупы, которые денно и нощно «горбатятся» на огородах из-за двух мешков картошки или пары вёдер огурцов… А ведь, они, дети и участники войны помнят то страшное время и стараются не дать снова застать врасплох беде их детей и внуков. Именно тот самый «подножный корм» и помог им выстоять. И, когда я вспоминаю свою бабушку, собирающую «пиканы», я понимаю, почему мы победили и почему нас никому и никогда не завоевать…

г. Калуга  2015 г. На снимке: пиканы  Фото автора


Рецензии