Мистер Докинз... me gusta?

 Как часто мы употребляем понятие, связанное с оценкой окружающего нас мира? Точнее даже будет сказано, опираемся на него в дискуссиях, в каких-то своих сугубо личных воспоминаниях. Оно служит нам фундаментом нашего мировоззрения, своего рода опорой в пространстве. Имя ему- ВОСПРИЯТИЕ. Абсолютно субъективная штука. Которая, случается, играет с людьми злые шутки. И предстаёт в образе привлекательной (или, наоборот, чудовищной) картинки. А на поверку, в действительности, при непосредственном визуальном либо тактильном анализе всё то что существует в реальности, оказывается другим, причём не чуть-чуть другим, а с точностью до наоборот! А какие могут быть претензии к жителю затерянного в Тихом океане острова, если он станет судить о незнакомом ему приспособлении исходя из журнальной статьи написанной дилетантом. Бедный островитянин преспокойненько оценит ядерную бомбу как предмет напоминающий банальный фумигатор. И всему виной пышущий сарказмом автор, размещающий свои ежедневные колонки в разделе отведённом под политическую сатиру. Выражаясь аллегорически он не задумывался о том, что его в высшей степени оригинальная заметка попадёт в руки только-только научившемуся читать аборигену пока ещё принимающему всё на веру.
  Да, собственно, и нет особой необходимости в рассматривании глобуса в поисках отдалённых участков обитаемой суши. Достаточно проехать по России и где-нибудь в глубинке наверняка отыщется среднестатистический дядя Вася, всерьёз полагающий что, к примеру, американцы- это ковбои, болтающиеся по прериям и с утра до вечера размахивающие лассо. И не надо докучать дяде Васе недоумёнными вопросами. Он как составил своё стойкое представление о Диком Западе посмотрев в детстве все фильмы с участием Гойко Митича, так и закрепил его намертво. Не лучше и фермер из Айовы, по сию пору, считающий что по Москве бродят медведи. Так у него дома из средств массовой информации только комиксы. Да и те, далеко несвежие…

  Вспомнился мне по ходу моих размышлений англичанин Ричард Докинз- лауреат литературных и научных премий, а также автор теории мемов. Mем определяется как единица культурной информации, распространяемая от одного человека к другому. Итак, МЕМ, в первую очередь, безусловно, образ. Причём с его помощью у смотрящих на него могут возникнуть разные ассоциации. Это я всё к тому же восприятию.

   "Когда мне было девять лет, отец научил меня делать из квадратного листка бумаги китайскую джонку — что-то вроде оригами. На моих глазах листок претерпевал удивительные метаморфозы, превращаясь то в катамаран, то в шкаф с двумя дверками, то в картину в раме, пока, наконец, не становился полноценным кораблем — хоть сейчас спускай на воду. Придя в школу, я быстро заразил своих одноклассников манией складывания китайских джонок, и вскоре вся школа уже была охвачена «лодочной» эпидемией…"
 (Ричард Докинз)

 Очень мне по душе этот отрывок, просто выстрел в десятку  из снайперской винтовки, которому бы  отдал должное сам Эрл Суэггер**.

   Вот, на мой взгляд, наглядный пример, пришедший к нам, современникам, задолго до Ричарда Докинза. А именно, знаменитый памятник вождю революции Ленину В. И., созданный архитектором В. Щуко и скульптором С. Евсеевым и установленный аж в 1926 году у Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге. Сколько подобных памятников Ленину появилось с тех пор-не пересчитать. А ассоциаций! Начиная от «Верной дорогой идёте, товарищи!» и заканчивая «Продуктовый за углом!»

 Один из самых известных мемов носит название ME GUSTA (в переводе с испанского языка-«мне нравится»)-он изображается в виде ухмыляющейся рожицы, демонстрирующей удовлетворение от совершённого деяния, зачастую гнусного и непривлекательного. Но применяют его люди, а всегда ли они правы в своей оценке того или иного события, чьих-то суждений, произведений искусства?

ПРИМЕЧАНИЕ:

*Почему «Мистер Докинз… ME GUSTA?» Всё объясняется довольно-таки просто. У Ричарда Докинза есть как армия его почитателей, так и тех, кто категорически не согласен с его воззрениями. Восприятие…

**Эрл Суэггер- главный герой ряда романов американского писателя Стивена Хантера.

P. S.Недавно патриарх Кирилл высказался о «Чёрном квадрате» Малевича:

«…Этот чёрный, страшный квадрат, полное отражение того что в душе этого Малевича было. И он отражает дух эпохи…»


Рецензии