Тюремщик

Дверь открыла, а там – ночь, глубокая, как наш погреб. И будто стоишь на дне, во тьме, лепечущей яблоневыми голосами, а глазами плывешь среди звездных вихрей по извивам Млечного пути – аж голова кругом.

Я сразу все свои страхи забыла. Да и кого бояться в своем дворе? Чужие не сунутся, на то Шарик есть, уж он спуску не даст. Хотя ночь нынче такая – всего ждать можно. Говорят, на Петровки солнышко играет – в полночь по небу ходит. Мне Валька рассказывала: под Петров день всегда солнышко караулят – шухорят, по-нашему. Бабушка говорит, глупости это все, хулиганство одно. Ну не знаю. Хулиганят, конечно, не без того – то ворота по всей улице смолой вымажут, то сад чужой обтрясут. А насчет солнышка может и враки, но проверить надо. А то какой же из меня астроном?

Села на лавку, голову задрала – жду. В звездочеты я собралась давно, еще когда в садик ходила. Как читать выучилась, так сразу и собралась. Книжка у меня тогда была – «Астрономия в картинках». Я начиталась и завела моду таращиться в ночное небо и донимать взрослых, наломавшихся за день на грядках: «А вы знаете, что такое созвездия?»
Я знала: вон две медведицы – большая и маленькая. У большой – прямо на изогнутом хвосте – таинственная звезда Алькор. Кро-о-хотная. А рядом другая, поярче – Мицар называется. Раньше того, кто мог разглядеть Алькор, брали в солдаты. Меня бы взяли. Но я метила выше.

Мы даже с дедом спорили.
– Ну, – усаживаясь на бревнышки в саду, начинал он, – кем ты будешь, когда вырастешь?
– Астрономом, – гордо отвечала я.
– А вот и нет, – подзуживал дед, – агрономом.
– Нет, астрономом, астро-но-мом! – вопила я. Глухой, что ли дед-то?
– Агрономом, – кивал дед. – Помяни мое слово.
Я топала ногой и тыкала пальцем в небо. Дед подбирал в траве белый налив и, обтерев бочок, протягивал мне.
– Агрономом-то завсегда лучше. Яблоки свои, картошка – чего еще надо?

В одной ночнушке зябко, ночь все-таки. Я коленки к животу подтянула, подолом их накрыла – сама все вверх пялюсь и бубню: «Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь…» Я не сумасшедшая – это считалка такая, чтоб классы звезд запомнить по первым буквам. «О» – самые яркие бело-голубые, вон как Вега – ужас до чего огромные, а наше Солнышко – «Ж» желто-оранжевое, мелкое, как колобок. Когда ж оно по небу покатится? Долго еще ждать?

Через два дома от нас во дворе у Пети Зари Черный забрехал. Неужто к нему шухарить полезли?! Быть не может! Таких отчаянных во всей округе не найти, хоть кое-кто и грозился...

Петю не любили: лодырь, пьянь, еще и в тюрьме сидел, но особо не болтали, побаивались. Мало ли чему он за решеткой выучился. Ходил он в спущенных штанах и засаленной майке, открывавшей толстое вислое брюхо. Зашибал крепко. Дрых под чужими заборами, а то изрыгал матюки и горланил срамные песни: «У моей милашки ляжки сорок восемь десятин, – рожа у него багровела, казалось, вот-вот лопнет и забрызгает всех червивкой, залитой по самые брови. – Без порток в одной рубашке обрабатывал один!» – надсаживался Петя. Бабуля, заметив мой интерес к фольклору, поторапливала: «Ну, чего уши развесила? Пойдем».

Жил Петя на углу против колонки, в доме, вокруг которого справил новый забор. Прежде был редкозубый штакетник, но охотников лазить в его огород не находилось. На ночь он спускал с привязи Черного – свирепого кобеля, могучего, как волкодав. Забор же защищал не столько Петины владения, сколько прохожих. За оградой брякала цепь, и клацали капканьи челюсти – голоса Черный зря не давал. Если что, так и сожрал бы молча. Донять Петю у пацанвы за доблесть считалось. Тот знал, и дрын держал наготове, запросто огреть мог.

В то утро затеялись у нас казаки-разбойники. Мы с Валькой выслеживали, а братцы Филатовы – Лешка с Сережкой от нас удирали. И дернула Леху нелегкая на Петином заборе стрелку черкнуть. А Петя тут как тут – выскочил, да как треснет младшего – неповинного Серегу по спине между лопаток. Мы с Валькой в кустах орешника через дорогу сидели, видели, как малой заплясал.

– Ах ты гад! – заорал Лешка, – Тюремщик поганый! – и, защищая брата, с размаху боднул Петю в рыхлое пузо.
Тот не устоял – шмякнулся, и так приложился затылком, аж забор загудел.
Мы с Валькой бросились утешать Сереньку.
Петя осоловело ворочал башкой и тянул к нам руки – мясистые щеки его в красных прожилках тряслись, глаза налились дурной кровью.
– Так тебе и надо, тюремщик паршивый! – яростно крикнула я.
Валька его отпихнула: «Фу, жиртрест!» и, дразнясь, вывалила розовый длинный как у коровы язык: «Бе-е-е-е!»
Пока мы спорили, не натолкать ли Пете в штаны крапивы, он, кряхтя и охая уполз восвояси. Сережка еще долго глотал слезы. Леха мстительно сжимал кулаки. Игра расстроилась.

О том, что Петя может пожаловаться, никто не подумал. Надев для солидности «пинжак» и поплевав на пегие патлы, Петя пошел по соседям. У Филатовых его и слушать не стали, у Вальки никого не было дома, а меня по возвращении ждала бабушка – руки в боки. Грозно сверкая очками, она сурово отчитала меня за непочтение к старшим. – Ни стыда, ни совести! И как только язык повернулся! Тюремщик… Да ты хоть знаешь, что это за слово?! – бушевала она.
В оправдание я заикнулась было про Петино тюремное прошлое.
– Молчи негодница! – рявкнула бабушка и на щеках ее заалели пятна. – Ишь, судья нашлась! Доживи сперва до его лет! Поглядим еще, что из тебя вырастет. Он свое отсидел, а вы всё попрекаете, всё травите ему душу. Жалости в вас нет, бесстыжие! Телок от вас и тот волком взвоет. Поди с глаз моих! – и добавила. – Раз не умеешь себя на людях держать, сиди во дворе. За калитку, чтоб ни ногой!

Июльский день тянулся как последний урок – невыносимо. Я слонялась по дому, по саду. Валька поманила меня со своего огорода, подзывая к плетню, разделявшему наши участки:
– Пойдешь ночью солнышко караулить? – спросила она. – Заодно и грядки Пете потопчем, чтоб не ябедничал.
Я покачала головой:
– А Черный? Забыла?
– Ну тогда давай окна ему измажем.
– Не надо, – сказала я.
– Боишься? – Валька подпустила в голос яду. – Ты чего? Он же Сереньку… Тюремщик же!
Я замялась, подыскивая слова:
– Нельзя ж вечно его наказывать. Ты подумай, каково, когда все дразнят…
– Так он же гад, – без прежнего задора возразила Валька.
Я пожала плечами:
– А мы тогда кто?
– Ладно, – махнула рукой она, – без тебя обойдемся… – и, не договорив, пошла прочь.

Я не очень-то ей верила. Болтовня одна, думала я, ёрзая на качелях, Петя кобеля спустит, да и сам небось начеку будет.
В калитку негромко стукнули. Под ней нетерпеливо переминались дырявые кеды.
– Мел есть? – спросили кеды Лехиным голосом.
– Ага, целая коробка.
– Тащи! – велели кеды.
Я принесла, подсунула под дверь:
– Мне к вам нельзя. А мел зачем?
– Ничо, – сказали кеды, – не дрейфь, – и исчезли вместе с коробкой.

И вот теперь во тьме Черный брехал – будто в трубу. Невдалеке пронзительно свистнули. Дробный топот пронесся по гулким улицам – Черный совсем зашелся.
Разбуженный Шарик завозился в конуре, привстал, понюхал пахнущий росой и мятой воздух, вяло брехнул в ответ: «Слышу, мол, помочь не могу» и снова лег, уронив голову на лапы. Глянул на меня звездными глазами: «Ты чего тут? Не спится?»
– Солнышко караулю.
– Эва? Ночью? – удивился Шарик и зевнул с хрустом: «Спа-а-ать! Спа-а-а-ать» – из горла его вырвался щенячий скулеж и спугнул ночную бабочку, дремавшую на кусте молочая.
Сорвалось с ветки и ухнуло в траву созревшее яблоко. Шарик и ухом не повел.
Небесные пути бледнели, восток тронуло зеленцой. До утра мне тут что ли дурью маяться?

Растолкала меня бабушка. Хорошо, хоть не на лавке уснула, а как до постели дошла, не помню.
– Вставай, – велела она, – Воды принеси, а то ни попить, ни умыться.
Я натянула сарафан, взяла ведро и пошла на колонку. Утро еще только расходилось. Птицы пробовали голоса. Пологие красноватые лучи лежали на крышах, щекотали верхушки лип и тополей.

Железный рычаг колонки шел туго. Я налегла всем весом – грянула ледяная струя, ведро запело. Ожидая, пока нальется, подняла глаза на Петин дом, да так и застыла: забор, венцы, ставни – все было покрыто цветочками, корабликами, зайцами, ёлками… пестро и густо закрашенными цветными мелками. Угрюмый Петин дом стало не узнать – он рассиялся яркими красками, даже немытые сто лет окошки застенчиво блестели.

Из дома, жмурясь и почесывая мохнатую грудь, вышел Петя и тоже вытаращил глаза. Лицо его перекосилось, он хватанул воздуха, рыгнул и вдруг заржал во все горло, хватаясь за сползающие от смеха штаны, и мотая головой. Принцессы в коронах, палящие танки и ромашки прыгали у него перед глазами, рождая спазмы и вышибая слезу. Черный, взгромоздив на забор передние лапы, обалдело взирал на хозяина.
Вода у меня давно перелилась через край, и беглые ручейки, пробивая себе русла, поили запыленные травы.

Петя не стер ни одной картинки. Дня два поглазеть на его дом ходили со всех улиц. Потом прошел мелкий ночной дождь, а наутро кто-то из соседей видел, как Петя, озираясь по сторонам, подправлял поплывшие за ночь рисунки.


Рецензии
Понравилось!

Такой теплый и родной рассказ. Что-то в нем есть мечтательное и доброе, спокойное и справедливое. Читал от начала до конца, вдумываясь в каждое слово. И понял - как богат русский язык.

Тюремщик... Нельзя наказывать человека всю жизнь. Из уст бабушки эти слова звучат отечески, и они так близки русскому человеку. Русский человек добр по натуре своей и благосклонен к "виновным". Прощение, искупление, понимание... Всё это так ярко выразил рассказ.

А Петя был тронут. Жизнь радостей его не знала. Никогда для него никто ничего не делал. И к этому подарку отнесся с уважением и учтивостью. Есть в нем что-то человеческое... И это тронуло меня.

Кирилл Буньков   06.05.2015 13:35     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Кирилл, что поделились своим впечатлением.
Вы правы, сочувствие, прощение, "милость к падшим" - это все в русском характере. Дети иногда бывают бессознательно жестоки, и мы, увы, не были исключением. Бабушка сумела заставить меня осознать это.
Что касается "подарка"... Мстители вряд ли собирались доставить Пете удовольствие, скорее наоборот, надеялись, что его от злости кондрашка хватит, когда он увидит, как его дом расписали. Но когда стали рисовать... сами увлеклись. А Пете, видимо, понравилось, что люди ходят смотреть на его дом, оказывают ему внимание. Ведь раньше-то его избегали. И то, что задумывалось ребятами, как месть, в итоге оказалось подарком.

Вера Эвери   06.05.2015 14:17   Заявить о нарушении
На зло отвечай добром...

Кирилл Буньков   06.05.2015 21:58   Заявить о нарушении