Молодёжь в электричках

Я иду по вагонам электрички, распространяя «Голос коммуниста» и «Правду». В сумке старые и новые номера газет. Тем пассажирам, кто проявляет интерес к коммунистической прессе, предлагаю ещё и предыдущие номера. Когда у кого-то нет денег на газету, а хотелось бы её иметь, даю один из предыдущих номеров. Новые номера бесплатно даю машинистам  электропоездов. Стоянка поезда мала, купить газету они всё равно не успели бы, а «Голос коммуниста» в руках рабочих – это помощь нашему делу. Тем более, что машинисты, как правило, не старше 40 лет.

В первом вагоне группа молодёжи лет 16-18. когда я рассказываю о содержании газеты, о «Левом фронте», о трёх миллионах подписей учителей, возмущённых законом о платном образовании, слушают меня внимательно. Но на моё предложение купить газеты один из них весело спрашивает: «А как горят Ваши газеты? Хорошо?» Я отвечаю, что у него есть возможность проверить. Парень секунду размышляет, потом со смехом покупает «Голос коммуниста». Но лица друзей разные. Одним забавно, что он всё-таки купил газету, а я продала, хоть разговор был издевательский. Другим интересно, что пишут коммунисты. Ребята об этом говорили, когда я к ним подходила. Одной девушке неловко за товарища, что он так насмешливо со мной разговаривал. Я обращаюсь к этой девушке сейчас же прочитать обращение «Время пришло» вслух, а уж потом, если молодым людям будет лень читать другие материалы, то сжечь газету, раз это так интересно. Девушка с готовностью берёт газету, понимая мою шутку. И пока мне надо сделать полметра по вагону вперёд, я слышу её голос, серьёзно читающий обращение. Немного отхожу от них, оборачиваюсь – все склонились к девушке и слушают.

Рядом с дверью человек лет двадцати спрашивает: «А зачем здесь этот дед, он же умер?» - парень тычет в портрет Ленина. «По вашей логике» - отвечаю я, - «нельзя читать ни Толстого, ни Чехова, ни Достоевского – они же умерли. Вам же просто необходимо открыть книги Ленина, чтобы понять, как он современен!»

На мои слова откликается человек лет 40. Он покупает «ГК» и ругает парня олухом. К покупателю присоединяется чета пенсионеров, которые просят продать им «Правду» Парень разозлил их. Возмущение разгорается. Я ухожу в другой вагон, а «митинг» продолжается.

Во втором вагоне сидит группа студентов. Играют в карты. 8 человек умещается на двух лавках. Я не успела рта открыть, чтобы рассказать о газете, как со мной здоровается Никита, мой бывший ученик. Никита окончил школу два года назад. Сейчас он студент гуманитарного факультета МГУ. Ещё раньше, когда Никита учился в 8 классе, я агитировала ребят вступать в ВЛКСМ. Он очень внимательно меня слушал, задавал вопросы, но так и не попросил Устав комсомола, как другие одноклассники.

С ним мне проще, чем с совсем чужими молодыми людьми. Я почти требую, чтобы картёжники купили газеты. Рассказываю им, где, о чём написано. Кто-то вяло возражает, что, мол, мы - не коммунисты. Я настаиваю, что нельзя жить, как трава в поле, не вникая ни во что. Молодёжь не сразу, но сдаётся. Вместо одной газеты «на всех», как я предлагала, студенты покупают пять штук разных, из которых две – это №3 «ГК», где замечательные, разрекламированные мной стихи Симонова, Твардовского, Межирова.

Прохожу несколько мест, на пути сидит огромный детина. Ему на вид лет 30.

«Мы, наконец-то, избавились от коммунистов, а Вы опять навязываете» - орёт он на меня. Мне не удаётся сказать хоть что-нибудь. «Что ты понимаешь, дерево?» - влезает в разговор пожилой мужчина. Он протягивает мне 10 рублей, берёт обе газеты. Я даю ему ещё предыдущие номера газет «Правды» и «ГК». Благодарный союзник тут же раздаёт их, сидящим рядом людям. Одновременно он не перестаёт спорить с «деревом», у которого в ответ лишь полный набор глупостей из СМИ о том, как плохо жилось при коммунистах. Снова возникает микро-митинг. Уже в спор ввязалось человек пять. Кто-то за детину, но больше против. Я уже здесь не нужна.

В третьем вагоне молодой человек, видно старшеклассник, покупает газету. Он радостно сообщает мне, что каждое воскресенье бывает на «линейке» у «Трудовой России» в Москве, хотя живёт в Дедовске. Меня интересует, член ли он какой-нибудь коммунистической организации. Парнишка отвечает, что числится в АКМ, но сам не знает в какой её части. Организация распалась на две, а у него друзья в обеих частях. Мы познакомились. Женя взял 5 газет «Голоса коммунистов», чтобы попробовать продать их у себя в Дедовске. Я беру его телефон для связи, даю ему свой. Волею случая на другой день мы с ним встречаемся на станции «Тушино». Он отдаёт мне за газеты деньги, но, увы, продал он их не в Дедовске, а в Москве у музея Ленина. Говорит, что знакомые в Дедовске не захотели покупать газеты, а посторонним он постеснялся продавать.

Часто молодых людей, собирающихся купить нашу газету в вагонах, сбивают с толку пассажиры зрелого и пенсионного возраста. Например, на мои слова, что молодёжь должна бороться за свои права бесплатно учиться в школах и вузах, один «почтенный»гражданин вымолвил: «Ничего не может быть хорошим, если оно бесплатное». Разгорелся спор. Тема для меня была простая, хорошо знакомая, поэтому убедить своего «оппонента» мне удалось легко, но молодёжь он спугнул. Газеты они брать передумали. В другой раз один «умник» из пенсионеров после моих слов, сколько стоят газеты, громогласно спросил: « Сколько, сколько Вы мне заплатите, чтобы я их отнёс на помойку?»

Среди молодых всё больше попадается бездумных, которые гордятся тем, что не читают газет ни «левых», ни «правых». « Мы политикой не интересуемся» - это я часто слышу. Но много и таких, кто прячется за иронией, не имея ещё своего мнения по вопросам экономики, политики страны, а то и по неграмотности своей. Если принять их тон, подтрунивания над всем, удаётся кое-что объяснить. При этом даже, если они газеты всё равно не покупают, общий тон разговора в вагоне не бывает неприятным.

А иногда встречаются очень интересные собеседники из числа покупателей «Голоса коммуниста». Обычно это люди 35-45лет. Такие знают все проблемы в «левом» движении, понимают трудности борьбы с режимом. Иногда из них удаётся найти людей, согласных помогать нашему делу.

И молодые и старые часто спрашивают о КПРФ, и чем мы от неё отличаемся.

Некоторые, узнав, что «ГК» не является органом КПРФ, отказываются её покупать, хотя при этом говорят о Зюганове, бог знает что. Вот такой парадокс.

Газету «Правда» знают лучше, чем «Голос коммуниста». И с точки зрения «выручки» идти по вагонам с двумя газетами выгоднее, чем с одной. Однако есть плюсы и в том, когда идёшь только с «ГК», ведь тогда о ней можно больше рассказать. К сожалению, среди покупателей этих газет преобладают люди после 50 лет, хотя 30-40-летние тоже не редкость. Совсем же молодые чаще заняты картами, пивом, музыкой. Мороженое они покупают значительно чаще, чем любое печатное издание. И всё-таки, если удаётся интересно рассказать о материале в газете, то видишь, что люди всех возрастов, включая шестнадцатилетних, слушают внимательно. Правда, далеко не всегда они после этого покупают газеты. Но «агитация», если она получилась, помогает. Уверена, что «вода камень долбит».


Рецензии