2006 год

ВАРИАНТ 2
Досадно мне,  Василий Борисович, что я тебя удручаю схоластикой. 
Ведь не затем пишу, чтобы досадить, а вишь ты, как получается!
Не хотел бы изливать на тебя не только ушаты схоластики,  но и ковшечка. Но что поделаешь, ибо это я и есть. Да и какой во мне интерес будет, если из меня вытащить эту, как ты называешь: схоластическую премудрость? Ни какого! Таких и без меня много, и даже много лучше меня, потому как;  в них нет ни грана схоластики, только доподлинные знания о том, что «веревка, есть вервье обыкновенное».
Но я так думаю,  точнее такая у меня манера думать, а отучится – поздно, да и нужно ли? Пишу только о том, что меня волнует. Всё моё образование в этих «схолах» и другого  за душой нет. Плохо это? Наверное, но что поделаешь; так сложилась жизнь.
Ну, не волнует меня то, что от лука можно заплакать, а от водки окосеть. Не волнует меня то, что: «Нэ влэзай бо ****ет»! Эти элементарные вещи должны быть усвоены надолго и прочно, как умываться по утрам! Азбука жизни, она и есть азбука – без неё слова не свяжешь, но хочется проникнуть за границу этой азбуки в ту область, от какой  она отделилась и звук превратился в фонему, чтобы выразить смысл и значение членораздельной речи.   
Это, конечно, образ разумного человека, но и задача  самопостижения, выходящая за пределы «азбуки жизни» и  «пены фактов», то же ведь человеческая!               
=============================================
         «Философия освобождает человеческое сознание от подчинения внешнему и дает ему внутреннюю опору - идеальное духовное царство». – Как же я откажусь от этого?   
          Схоластика, то есть – «школьное», есть первый шаг на пути обучения философии и потому все в ней упрощено, подстать ученикам. Об этом еще апостол Павел говорил: «мудрость же мы проповедуем между совершенными,  но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей...»
        И поясняет почему не всем и каждому: «Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь еще не в силах, потому что вы еще плотские. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал».
         Но кто до старости останется младенцем то, что скажут люди о нем? Не впал ли он в детство, так и не достигнув зрелости?
        И вместе с тем эти «схолии», или «примечания к текстам жизни», если они верны – та же таблица умножения, или грамматика, - только для мышления. Схоластика ни когда не подменяла собой жизнь, она указывала на нелепости (противоречия) в рассуждениях о жизни. За это не раз били Сократа, он в тупик ставил своими вопросами афинян, да в такой тупик, в котором умный выглядел дураком! Легко ли это вытерпеть?
Было бы странно и нелепо, если бы я отвергал «практику жизни» и между тем жил бы по обычаям, и законам жизни. А я жил и живу по законам, и обычаям жизни, хотя бы на том основании живу, что помню: «не покусись немощною рукою твоею остановить всеобщее отступление». (Св. Игнатий Брянчанинов.)
Этому мудрому совету не всегда следую и меня заносит, вот так, как сейчас в переписке с тобой занесло меня к схолиям. Как будто остановить пытаюсь и себя же одергиваю – все поезда давно ушли, да не просто ушли, а набрали такие скорости, что если тормоза включить, то все поплавится в них.
Коли неприятно читать, мои схолии, то пропусти. От того, что у тебя иное мнение – небо не упадет на землю и ровным счетом ничего особенного не произойдет, даже лидер «Хезбаллах»  -  Хасан за ухом не почешет. Это все касается только нас с тобой и только в нас, и происходит. И моё мнение земли, и неба не перевернет. И это хорошо, что земля и небо столь устойчивы, что их ни мнение Анохина, ни мнение Попка, и даже Сократа – не перевернет! Всё что может переворачиваться – переворачивается только и исключительно в человеке! И это не мало. Это сравнимо с тем, что земля и небо «перевернулись», только заметил это один – два человека! Для них и было это событие.
Чтобы отвергнуть практику жизни, нужно уйти из жизни, уйти «в вживе», как, это делают монахи и восточные аскеты. Может быть тогда «законы буравчика» стали бы для меня не общеобязательны. Может быть, но не факт.
Сейчас они обязательны, как и законы всемирного тяготения и сопромата, но меня интересует основание «принципа этого буравчика», а не то, как с его помощью определить направление магнитных линий и тока. Эта банальщина меня не интересует, как дважды два – четыре. Не потому, что неверно,  или без этого можно обойтись, конечно, нет! А потому, что давно известно!
Вовсе я не призываю «чесать левое ухо через правую пятку» и вместо того, чтобы накрыть кастрюлю крышкой, чтобы суп закипел, садится за расчеты термодинамических уравнений. Я говорю о другом, что такое простое, житейское дело, как крышка на кастрюле, есть следствие более общих законов и если их не знать, то всем нам может прийти ****ец!  Кипящая вода в кастрюле и крышка на ней – «пена жизни», повод заглянуть под эту пену и понять от чего она такая, а ни какая иная и что от этого ждать?
Я совершенно не люблю чумную бактерию, или холерный вибрион, но меня занимает вопрос: что придет им на смену, когда мы сделаем им полный и окончательный ****ец? И главное – можно ли предугадать последствие этой акции?
В этнологии – выброс из материнского чрева этноса пассионариев, (или их истребление в тюрьмах, на каторгах, в локальных военных конфликтах) приводит к быстрому одряхлению общества и, как правило, захвата его, этими же (родственными) или чужими пассионарными этносами. Это закон точно такой же, как закон Ампера.
 В «правило буравчика», в таблицу умножения», «закон Ома» и Ампера – не верят, их должно, и нужно знать. Это область знания, а не веры, а вот в основания, на которых покоятся эти правила – нужно верить. В основаниях, нет и не может быть ни каких знаний, там – вера! Об этом говорят все, кто, так, или иначе, занимался наукой и не только философы: Физик Эддингтон, говорит: «В век разума вера остается высшей целью, потому что разум является одним из моментов веры».
И, следовательно, каковы основания веры – таковы и все наши житейские ценности и премудрости. Грубо говоря: таков наш топор и пила. Нильс Бор, Эйнштейн, даже композитор Свиридов писали о том, что в основании самого простого закона лежит вера. Из этого метафизического мира еще ни кому не удалось и не удастся вырваться, и возвести научную башню на ином фундаменте, чем фундамент веры.
«Гипотеза – всего лишь логически оформленная вера в то, что интуиция нам не солгала. Дело за малым, остается только экспериментально подтвердить, верна ли наша интуиции в этой части физики. Если мы докажем правоту интуиции, то наша вера перейдет в разряд обычного знания. Это знание можно преподавать в школах и колледжах, но оно ни когда не приблизит нас к тому первотолчку, от которого оттолкнулась наша вера в поисках истинных отношений в природе вещей. Вера отойдет на шаг от знания и будет стоять там – каменная стена, от которой только и можно оттолкнутся в своем первом шаге». (Эрнст Резерфорд.)
Я что-то не припомню крупного физика, который бы отвергал идею Бога? Даже Гинзбург – последовательный материалист; в программе Гордона сказал: «Я ни чего не могу сказать ни положительного, ни отрицательного на этот счет. Пока, в области своей физики я обхожусь без такой «сильной гипотезы», как Бог.
Это балтийский матрос Железняк точно знает: «Религия – опиум для народа». И что «имаешь в руке, то е»! Человеку свойственно все-таки не знать ответы на конечные вопросы, а верить в них. Даже в то верить, что таких вопросов вообще не существует, а есть лук и чеснок – простота горечи жизни, и есть мёд – сладость жизни, а все остальное и пчелы, и почва, и засуха, и дожди – от лукавого… 
Все это случайно, как пьяный сосед, истоптавший грядку лука и опрокинувший улей с пчелами. На самом деле в этом мире нет ни чего случайного, и даже то, что розы, для того чтобы крепче благоухали, требуют подкормки в виде человеческого говна – не случайно! Так сказал мне садовод в санатории «Кавказ», что под Нальчиком, когда я, рано утром, застал его за этой работой.
      ======================================
Гумилев, исследуя социально-политическую активность племен и народов  на протяжении тысячелетий, очень удивился тому, что зона этой активности, простираясь на тысячи километров в длину, пересекает моря и континенты, а в ширину занимала не больше 200-300 километров.
         «Когда рассматриваешь ареалы пассионарных взрывов, то создается впечатление, будто земной шар исполосован неким лучом, причем - с одной лишь стороны, а распространение пассионарного толчка ограничивалось кривизной планеты. На месте "удара" появляются разнообразные мутанты, большая часть которых не жизнеспособна и исчезает в первом же поколении. Пассионарии также находятся вне нормы, но особенности пассионарности таковы, что, прежде чем ее устранит естественный отбор, она оставляет след в этнической истории и в истории искусства и литературы, поскольку то и другое – продукт жизнедеятельности этноса".
Этакий Гольфстрим в океане холодной воды. Говорят, Гумилев пришел с этими линиями на карте мира к тогдашнему директору Пулковской обсерватории академику Козыреву (Тоже гулаговскому сидельцу) и тот наглядно показал ему, что эти линии являются геодезическими прямыми. Как, если бы на поверхность планеты - Земля падал некий узкий луч из глубокого космоса. Почему из глубокого? Да потому, что вращение, Земли вокруг солнца, никоем образом не сказывалось на конфигурации этих линий. Сказывалось только суточное вращение. Вот и все. Так произошла гипотеза о пассионарном толчке в биосфере, вызванным импульсным излучением из космических глубин. 
(Возможность такого, направленного, когерентного излучения, управляющего феногенезом и мутогенезом нашла свое подтверждение в работах китайского ученого-беглеца в Хабаровске. Слышал я, что часть советских ученых  этого генетического направления эмигрировала в Канаду и там занимаются, так называемой «волновой генетикой». Я в своё время об этом писал в «Край» к  Богданову. Наверное, написал плохо и он не напечатал.)
         ========================================
       И еще кое-что о пассионариях: «Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака - пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный».
        Есть соблазн с большими натяжками увидеть  в пассионариях "героев, ведущих толпу", но это не всегда так.  Дело не в личном "героизме", а в создании этнической доминанты, которая организует пассионарность системы и направляет ее к намеченной цели. Ведь известно много случаев, когда героический и патриотичный вождь не мог побудить сограждан взять в руки оружие для того, чтобы защитить себя и свои семьи от жестокого врага.
        Достаточно вспомнить Алексея Мурзуфла, сражавшегося на стенах Константинополя против крестоносцев в 1204 г. Вокруг Алексея была только варяжская дружина и несколько сот добровольцев; все они были убиты. А 400-ты-сячное население Константинополя позволило крестоносцам жечь и грабить свой город. Вот где разница между ролью предводителя и возможностями этноса, определяемыми уровнем его пассионарности.
        Если нет пассионарности в народе, то его ни каким патриотическим воспитанием не «родишь» и все герои окажутся без войска! «Вставай страна огромная! Вставай на смертный бой!» – мобилизовала остатки пассионариев, но при ближайшем рассмотрении дела – победу сделали не они. В победе советского оружия много сложных факторов, до конца не ясных и неизвестных.
        Тотальная военная экономика, основанная на страхе –  превращает народ в сверхплотное существо, если хочешь – в рой. У Чингиза было правило: если побежал один из десятка -–уничтожали весь десяток, если десять из сотни – уничтожали всю сотню. Так организована совершенная военная машина. Об этом хорошо написано у Тита Ливия в истории Рима. Так была организована фаланга Александра и вообще все тогдашние армии мира. Такова была тактика ведения боя, требовавшая личного героизма, поскольку бой был КОНТАКТНЫЙ. Войска ННКВД заградотряды, штрафные роты – это ведь не изобретение большевиков! Они были и в войсках Вермахта.
         А вот Алексей Мурзуфл этих инструментов не имел. А что у него было: как ни странно: Мурзуфа и варягов соединяло в один рой – вера! Разная вера, но в самом ценном ,в это время в этом месте - в вопросе жизни и смерти – схожая! Добровольцы Мурзула считали себя воинами бога и варяги точно так же считали себя воинами бога. Правда, чтобы попасть в скандинавский рай и стать в ряды Крома, нужно пасть в битве с мечам в руке. Не меньшего хотели и воины Алексея Мурзуфа.          Такие вот, очевидные  для современного, атеистического  человека глупости, подвигали людей на героические поступки.
          (Жаль не нашел романа в своем книжном развале, норвежского писателя об этом случае. Однако в работах Гумилева есть исторические примеры и прямо обратного свойства, когда пассионарная энергия подхватывала социально-политическое движение и удесятеряло её силу.)
       Некий «фабрикат» (эвримен), подделка под все это была совершена в 1941 году во время ноябрьского парада на Красной площади. И еще много таких малозаметных, и вроде бы не существенных деталей. Уже зимой политруки ни чего не говорили, если видели крест на теле красноармейца, а до этого мало что гауптвахта – лагеря! Из посылок не стали выбрасывать кресты и иконки святых-покровителей.
        Человеческая зола, как и любая другая не горит. Чтобы в этой золе появилась энергия жизни – нужно облучить эту золу, космическим ли лучом, или божьем знамением – не важно! Важно, что начинается в этой золе медленное, подспудное накопление пассионарных сил, избытка жизни.
      Так, что физика – физикой, а генетика – генетикой, но есть еще и Бог, как бы эта гипотеза ни казалась лишней, а лишней она представляется исключительно от страха смерти. Перед лицом смерти. Самые  смелые пытаются отделаться от неё моральными принципами и уж совсем  храбрецы – обрядами!
                ==================================================
       Извини меня, что достал. Но о чем же писать? О том, что дождь идет? О том, что болею? Так это  смертельно скучно!
         Нашел книжку, которая учит, как разучится думать и впасть в блаженство…
Книжка о контролируемом сумасшествии. Но это не моё и не по мне. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Зачем? Не знаю. Хочется и всё.
                ЗДОРОВЬЕ ТЕБЕ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
14 августа 2006 года. Вечер.

      Интервью лидера Хезбболах Хасана только укрепило меня в мнении, что на Востоке идет; прежде всего война религиозная, а во вторую очередь – интересы экономики, а следовательно и политики, решаются военными средствами. Но это обычное и даже извечное дело.
        Я еще раз перечитал репринтное воспроизведение с оригинала 1875 года В. Ирвинг «Жизнь Мухаммеда» (книга о пророке).
          Цитата из Интервью Хасана: «Если у нас погибают мученики, мы можем это скрывать лишь час или два, потому что об этом скоро узнают их семьи и жители их деревень. Они не наемные боевики из какой-то другой страны, они  граждане этой страны. Если один из лидеров "Хизбаллах" станет мучеником, об этом станет известно в течение нескольких часов. Мы не скрываем своих мучеников, мы гордимся ими».
         Это полностью соответствует сути и духу ислама, чтобы там ни говорили нынешние политкорректные муллы.
          В подтверждение моим словам из Корана:  «Различные пророки были посланы Богом, чтобы выразить Его различные свойства. (Далее Мухаммед перечисляет пророков от Авраама до Иисуса».)  Ни одного, однако ж, из этих свойств не достаточно было, чтобы совершенно убедить людей: даже чудеса Моисеевы и Иисусовы приняты были с неверием. А потому я, последний пророк, послан с мечом! Проповедникам моей веры не следует прибегать к доказательствам и рассуждениям; пусть поражают они всякого, кто откажется повиноваться закону. Сражающийся за правую веру, падет ли он, или победит, несомненно получит награду и прославление. (…)Меч, есть ключ к небесам и к аду; все, обнажающие его за веру, будут награждены временными благами: каждая капля их крови, каждое страдание, перенесенное ими, записаны будут на небесах., как заслуги, которые превышают даже и пост, и молитву. Если они падут в битве, все их грехи будут разом прощены; а сами они вознесутся в рай, чтобы там блаженствовать в вечной радости, в объятиях чернооких гурий».
          Что еще надо, чтобы обосновать шахизм?
         Вот характерная деталь, раздирающая надвое, по сути один и тот же этнос: арабов и евреев.
     «Мы последуем, - сказано в Коране, - вере Авраама правоверного, который не поклонялся идолам. Мы веруем в Бога; веруем тому, что нам было ниспослано, что было ниспослано Аврааму и Измаилу, Исааку и Иакову, и их племенам; тому, что открыто было Моисею Иисусу, и тому, что открыто было пророкам от Бога; все пророки для нас равны, а Богу мы покорны». (Коран, глава II)
           К этому добавить можно только то, что арабы ведут свою родословную от жены Авраама, египтянки – Агари и её сына – Исмаила.(Б.16-15) И такая деталь: «Авраам встал рано утром, и взяв хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока и отпустил её. (Б.21-14) По сути дела выгнал из дому по наущению Сарры. И пусть мне скажут, что арабы почитают детей Сарры и не помнят как их проматерь блуждала в пустыне и только по воле Бога (Аллаха) осталась жива.
===================================================
          Это говорит Коран и Библия, а не какое-то там экстремистское литературное издание. Это тоже, что для христианина Евангелие – тут не убавить и не добавить. Всякое добавление и всякое умаление, есть ересь.
          Хотелось бы конечно, сгладить все эти углы, обтесать противоречия, добавить щепоть соды в эту кислоту, но это и означает – убить веру, растворить её в обычаях и культуре. Это путь цивилизации, выравнивающей горы с низинами, сводящей все языки и все религии к одному. Путь, лишающей людей Отечества и превращающих всех в нумера, по их специальности и квалификации: - нумера – кочевники двадцать второго века. И над всем этим стоит один единственный Бог – Закон.
        Вопрос в том, согласится ли Бог (Вселенная) на это вторичное создание Вавилона, или земную биоту  уже прошил очередной импульс пассионарности и идет скрытый от глаз процесс размножения пассионарных генов?
 И тогда мировую историю нужно рассматривать не как войну цивилизации (религий), а как атаку на материнское тело пассионариев. Совершенно вторичен фактор в каких терминах, в каких идеях они выразят свою пассионарную доминанту.
        К стати говоря, задолго до Гумилева американский историк  Тернер Фредерик  Джексон  (1893г.) рассматривая природу вестерна, писал:  «В момент выхода к границе (традиционной цивилизации – А.М.)  ломаются  оковы  прежних представлений и торжествует безграничная свобода. Несмотря на существующие традиции и правила граница дает  нам  возможность  убежать  от  оков прошлого,  только там вы можете почувствовать свежесть перемен,  презрение к ограничениям и запретам предыдущего поколения».
        В этом, возможно – положительная идеология пассионариев. Но сейчас «пустой земли» нет. Поэтому «ломать» и «корежить» можно только стены старого дома. Хорошо бы при этом иметь конструктивный план, но… Куда проще разбудить  древних демонов,
встроенных в мировые религии. Они живы в архетипах национальных сознаний и не много нужно, чуть-чуть особого  «красного сока», чтобы пассионарное сознание обрело своего бога, свою правду и своего врага.

  СЛЕДУЮЩЕЕ ПИСЬМО ОТПРАВЛЮ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ «КРУГА…»
Во второй половине дня звонил мне КОЗЛОВ и  заодно поговорил с Донбаем.
Оказывается моя «Трещина» «в переломанном мною» виде только читается и в лучшем случае планируется на следующий год. Сергей великодушно предложил мне писать критические заметки в альманах. (Спросил, а почему не статьи?) Путем не ответил. Насчет этого паренька-шахтера – «Полые люди… и так далее, сказал – большая.
В общем, у меня мерзкое настроение от сего разговора, да еще: А как Аман Гельды отнесется к тому, что писательская организации попросит денег у Овсянникова на твою книгу?
16 августа 2006 года вечер.
Бывай чего-то раздражен сверх меры аж кусаться хочется!


Рецензии