Ч. 10 Эпизод из жизни капитан-лейтенанта Врубеля

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/05/06/811

В темноте южной ночи самолёты и торпедные катера противника обнаруживались только очень близко от корабля. Немцы совершали комбинированные атаки совместно с катерами, иногда одновременно с двух бортов, сбрасывая торпеды и ведя пушечно-пулемётный огонь по зенитным расчётам.

В ту ночь было свечение моря, поэтому и противник видел бурун у форштевня крейсера и кильватерную струю, но и наши моряки видели следы торпед и буруны торпедных катеров. В книге А.С. Дукачёва «Курс на Севастополь» и в воспоминаниях В.И. Глушенко говорится о потопленных торпедных катерах.

 Но в темноте зафиксировали гибель одного торпедного катера, на который буквально наткнулся лидер «Харьков», помогавший отбивать атаки.  Немецкий катер был подбит и потерял ход. Его буквально разнесли на части выстрелом из 130-мм орудия. Что касается остальных, то документальных подтверждений я не встречал.

Во время войны корабли маскировали камуфляжной окраской. Потом в Поти среди моряков ходила байка, будто командир «Харькова» капитан 3 ранга П.И. Шевченко, посмотрев в бинокль на «Молотов», восхитился: «Здорово «Молотов» закамуфлировали, кажется намного короче!».

Когда стало светать, лидер, который прикрывал крейсер с кормы, по приказу Басистого перешёл вперёд, чтобы осуществлять противолодочную оборону. Но немецкие подлодки подойти не успели, они базировались на восточном берегу Чёрного моря.

Когда стало светло, снова появились четыре самолёта-торпедоносца Хе-111, которые шли на бреющем полёте, едва не касаясь волн. Они заходили с кормы. У отца ещё раньше во время предыдущих походов возникла мысль, как помешать атаке торпедоносцев,  а сейчас командир БЧ-2 решил её реализовать. Он спросил разрешение у командира крейсера стрелять из главного калибра кормовой башни в воду.

Снаряды эти были дорогостоящие, их берегли, но в данном случае можно было лишиться корабля, сберегая три снаряда. Ещё до разрешения командира он отдал приказ установить на снарядах взрыватели, способные сработать при ударе о воду. Командир крейсера дал «добро». Все эти переговоры шли секунды.

Кормовая башня дала залп, и перед «Хейнкелями» возникли три огромных водяных столба от взрыва 180-мм снарядов. Уклоняясь от неожиданного препятствия, четвёрка самолётов разделилась на пары и ушли от корабля.

Что касается сброшенных ими торпед, то одни видели их, другие нет. Скорее всего, самолёты всё же их сбросили, чтобы отчитаться перед своим командованием. Но их атака была уже не прицельной. Лётчики днём не хотели рисковать. Это была последняя атака фашистов.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/05/06/890

На фотографии: статья, написанная А.Ю. Врубелем по поручению комиссара крейсера
И.С.Прагера


Рецензии
Нет равных тому поколению.
Преклоняюсь.

С благодарностью,

Демьян Островной   14.03.2022 21:22     Заявить о нарушении
Думаю, что они были намного выше нас во всём.
С тёплым дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   14.03.2022 22:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.