Мера за меру на родине Шекспира

     В апреле 2015 Д.Доннеллан повёз свой спектакль «Мера за меру», поставленный на русском языке с актёрами театра имени А.С.Пушкина, в Лондон – к себе домой. Режиссёр рискнул показать трансляцию спектакля в прямом эфире из театрального центра Барбикан компании «Cheek by Jowl».

     Мы, словно болельщики за матчем с участием любимой команды, следили у экранов за спектаклем в живом времени! Папа, помнится, один раз кресло сломал, когда наши хоккеисты или футболисты гол забили! А тут наши только и делали, что "голы забивали", а публика принимала – на ура! Это было слышно.

      Особенно порадовала непосредственная, живая реакция зала.
      
      И вообще было интересно заглянуть в лондонский театральный центр Барбикан. Мы посмотрели, как выглядит сцена, особенно сверху: ракурс необычный, и само пространство шире, чем в театре Пушкина, поэтому в Лондоне были видны все пять красных кубов.

      Французы у себя насчитали четыре – в соответствии со своим магическим числом, четвёркой. Дома, в Москве, мы видим (из партера) только три, остальные виднеются лишь боковыми стенками.

      Художник по свету Сергей Скорнецкий в 2015 году получил «Золотую маску» за этот спектакль. Это было как раз в то время, когда труппа гастролировала в Лондоне. Трансляция помогла лучше рассмотреть и оценить его работу.

      Я прочитала несколько отзывов о гастролях театра имени Пушкина из лондонских газет: «Индепендент», «Гардиан», «Телеграф». Они написаны со знанием дела, с большим вниманием к пьесе, с интересом к её интерпретации.  В отзыве из лондонской газеты отмечалось, что русские с Доннелланом выпустили свежую силу из строчек пьесы, которая уже душу намозолила.

      Англичане знают сюжет, внимательно следят за тем, как известные моменты разыгрываются русскими актёрами; им нравится происходящее на сцене, они купаются в зрелище, поддерживают артистов своими реакциями, – рождается тот самый энергетический мост между залом и сценой, который так ценится в театре!

     Идеи режиссёра воплощает слаженная и согласованная игра артистов.

     Анна Халилулина (Изабелла), как в первый мой просмотр, играла с первой секунды очень искренне, работала добросовестно. Её персонаж показался хотя и чистой, но очень жёсткой, сильной девушкой.

     Лючио (Александр Феклистов) – хитрый малый, ведущий в спектакле комическую линию. Однако этот комик кажется мне страшным. Некоторые зрители видят в Лючио персонажа, который знает и может сказать правду о Герцоге. А мне он видится двуличным. Он готов услужить и нашим, и вашим и может стать предателем, – смотря по тому, как будет выгодно. 

     Анастасия Лебедева (у неё две роли: беременная невеста Клавдио и монахиня) вновь поразила умением перевоплощаться. Её каждый раз очень трудно узнать!

     Андрей Кузичев (Анджело) создаёт политически ангажированный образ чиновника – в отзыве английской газеты было написано по-русски английскими буквами: «аппаратчик». В его персонаже также важно каждое движение, каждая гримаса. Анджело чуть не откусил стопу Изабелле, как «голодное животное», по словам англичан.

     Александром Арсентьевым (Герцог) опять я любовалась. Плюс крупных планов оборачивается здесь минусом: нельзя посмотреть работу артиста в «зонах молчания». Глаза его, мимика, оценки происходящего, изменение отношения к тому, что он видит, – всё это тонко и ювелирно («Кто любит, тот знает получше, кто знает, тот любит покрепче»).
 
     Видя ужасы, которые творятся в его городе, переодетый монахом Герцог меняет своё отношение к происходящему, пытается стать жёстким, требовательным правителем, и это перерождение показывает исполнитель на периферии сцены, на заднем плане, без слов, жестами и мимикой.

     Я смотрела на Герцога с учётом тех замечаний, которые прочитала в английских рецензиях. Сейчас я разглядела несколько ироническое отношение Арсентьева к своему персонажу, к его наивности, незнанию жизни. Увидела промахи Герцога в общении, в руководстве, его самоуверенность, не основанную на реальных его возможностях.

     Я и в театре немного насторожилась от некоторого несоответствия слов и содержания образа, но я помню, что в первый раз я списала этот диссонанс на наивность средневековой морали. Кого обвинила в "неправдоподобии чувствований" – «отца нашего», Шекспира!

     Я рада за наших артистов, что их так замечательно принимали англичане! Зрители ловили каждый момент, каждый поворот сюжета! Ничто не вязнет, как в болоте, и не скользит, как по льду! Я понимаю ощущения актёров – это прекрасные ощущения! Исполнители и зрители партнёрствовали, взаимодействовали!
 
     Лондонцы  смеются в тех местах, где мне страшно. Вот – разная реакция!
Мне понравилось, как в одном из отзывов было сказано: даже в холодную войну к нам в Великобританию из России посылалось тёплое чувство, связанное с солидарностью и дружбой артистов!
 
     Жаль, что не было цветов. Англичане, надеюсь, тоже пожалели, что не догадались, не ожидали такого зрелища, не думали! Но ведь главное - не цветы, а контакт артистов с залом непосредственно во время действия! А это было!
Любовь к Шекспиру должна выиграть этот «матч», должен выиграть наш русский театр, хотя постановщик – англичанин.

     После выступлений в Лондоне гастроли продолжались в Оксфорде, в центре «Плейхаус». На одном из спектаклей побывал 90-летний Питер Брук, ставивший «Меру за меру» ещё в 1950 г. В заключение поездки артисты вместе с Доннелланом и с художественным руководителем театра имени Пушкина Евгением Писаревым съездили в Стретфорд-он-Эйвон, на родину Шекспира, подышали, так сказать, атмосферой великого драматурга, вдохновились на новые выступления.


Рецензии
Интересно так!!..
Значит Театр и театралы-
живее всех живых!)))
А, говаривают - обыватели,
что театры пусты?))

Евгений Бригиневич   11.05.2015 11:41     Заявить о нарушении
Знаете, однажды ученик на вопрос директрисы о факультативе ответил: "А у нас нет его!" Потом выяснилось, что это просто мальчик не ходил, а факультатив на самом деле был, и туда народ наведывался.

Так и театр. Если я не хожу - значит, пуст театр! Ха-ха! И без меня зрителей найдётся!

Знаете, в этом году у меня было как будто новое открытие Московского театра имени Пушкина! Я уже много лет считала его отстойным. Что-то не сложилось, неудачно попала - и не стала ходить, и считала спектакли неинтересными. Так целый этап режиссёра Козака проспала подчистую! Попала вот только в завершающемся сезоне! И понеслооось! Восемь раз была.

И каждый раз - неожиданные впечатления! И до конца новых открытий ещё далеко! Премьеры в этом году уже прошли опять.

Наталья Ромодина   12.05.2015 09:41   Заявить о нарушении
РАД!..Люблю ФИЛАРМОНИЮ-
симфоМУЗЫКУ; инструментальные
концерты и ХОР!! Сам пел в хоре -
на военном заводе!!
У нас тут театра нет..
В Ульяновске я любил ТЕАТР-
там сильные актёры..
И
оперетту- приезжал
высококлассный ТЕАТР оперетты Краснодара!
А в Киеве и в Москве мне оперетты не
понравились.. Когда увидел и услышал
Нечто из ряда вон!)))-
то Иное и не впечатляет!!
Может это всё на То Время - 70-80гг.
ПРОШЛОГО века!?
Судить нужно - одномоментно-
одногодно..
А не раз и навсегда?
Может ныне и Уровень возрос;
может мы не доросли до
понимания и осознания МОМЕНТА!
Искусство - это СОТВОРЧЕСТВО:
Актёр-зритель; Поэт- Читатель... и т.д.

Слабые исполнители и режиссёры..

Евгений Бригиневич   13.05.2015 09:57   Заявить о нарушении
Конечно, сотворчество! Уровень возрос... Другие говорят: наоборот, опустился.
Я лет десять плакала, что уходят кумиры нашего детства, но в этом году (в прошлом, 2014) я нашла себе нового кумира. Как можно понять из моих статей, - это артист Московского театра имени Пушкина - Александр Арсентьев!!!
Он меня привлёк тем, что у него есть за душой то, что он может показать нам, зрителям!
Он обладает внутренней культурой, профессионально подходит к работе, ему нравится играть. На сцене и на съёмочной площадке он очень раскрывает себя внимательному взгляду.
Раньше таких было много, они не считались звёздами, не ООООО!!!, а только ооо!
Но сейчас и таких-то мало, о которых можно сказать: "Театр начинается не с вешалки - он начинается с личности!"
Я Александру Сергеевичу готова дифирамбы петь -

Наталья Ромодина   17.05.2015 11:46   Заявить о нарушении
Верно!
Раз дан
Творческой Личности талант- дар от Неба и..
Он его сумел развить!?-
Честь Ему и хвала- на
Радость нам -зрителям и слушателям..
Искусство театра - разово..
! АРТИСТ раскрывается перед залом?!)))
Коль зал полупуст? - и у
Него особого желания нет ...

Евгений Бригиневич   17.05.2015 14:40   Заявить о нарушении
Театр имени Пушкина, говорят, расцвёл уже при Романе Козаке. Это был режиссёр - учитель и Арсентьева и других тогда молодых и начинающих. И до 2010 года Козак был руководителем театра, ставил многие интересные спектакли. А я проворонила! Одни хотя бы "Ночи Кабирии" с фарсовостью, с приколами взять! И опять же моя любимая парочка: Александра Урсуляк и Александр Арсентьев! Видно даже по маленьким роликам на Ютубе, что это был шедевр! И по картинке, и по передаче эмоций, их перепаду, перемене. И для персонажей, и для зрителей. Хотя, конечно, многие фильм смотрели, да? Я-то вот не смотрела.
А сейчас (когда я пришла) в театре имени Пушкина, по словам худрука Евг. Писарева, посещаемость близка к 85-90%, в зависимости от спектакля. Многое зависит от руководителя!
А если в гипотетическом театре народу нет, надо смотреть, почему? Вот у нас был в Кузьминках театр, даже два в одном здании. Там мало было народу в зале. Потому что неинтересно. Не захватывает. Не зажигает. Некоторые театры (не будем показывать пальцем) играют, как самодеятельность, а деньги берут как большие!
Печально это всё.
Вообще, у театров проблем хватает. И у Писарева тоже. Ему бы ремонт пора сделать. Тётеньки к нему валом валят, а в перерыве очереди большие наблюдаются. И потолки до кучи текут на антикварную мебель Таирова и Коонен.
Желаю Евгению Санычу эти проблемы решить поскорее и дальше нас радовать спектаклями!

Наталья Ромодина   17.05.2015 17:21   Заявить о нарушении
Точно.... Когда ЗАЛ полон!-то
зрители и актёры на сцене!-
ЕСТь ЕДИНАЯ СФЕРА Искусства!?
на Западе -актёры даже входят в зал!!
Помню, что года с три назад-
был в ФИЛАРМОНИИ гала КОНЦЕРТ к какой-то ДАТЕ-
типа ДНЯ ГОРОДА и московские певцы "заводили зал";; а
по рядам ходили с микрофоном и давали петь припевы..
Видя мою живую реакцию и мне вручили микрофон!!?)))
Счастью не было предела! Тоже- пропел в унисон солистам!..
Вот- это слитность ЗАЛА и СЦЕНЫ!?)) Редкая...

Евгений Бригиневич   17.05.2015 19:47   Заявить о нарушении
ФИЛЬМ!? "НОЧИ КАБИРИИ!!" Супер, хоть и черно-белый, но захватил меня -
типа фильма РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ! Вообще мне итальянские фильмы; актёры; художники; композиторы и режиссёры -по душе и сердцу!
ИТАЛИЯ и РОССИЯ - две искренние; темпераментные и открытые
СТРАНЫ мира!!?))...

Евгений Бригиневич   17.05.2015 19:51   Заявить о нарушении
Ну вот по этому же сюжету и спектакль был. "Римские каникулы" смотрела, но там сюжет такой добрый, на мой вкус. Приятно смотреть!

Наталья Ромодина   17.05.2015 20:40   Заявить о нарушении
Насчёт работы с залом - разные бывают приёмы у актёров, главное - уметь ими пользоваться. Иногда четвёртая стена просто необходима и обращение к залу исключено, иногда - наоборот.
Конечно, замечательно - пропеть в унисон с солистами! Здорово!

Наталья Ромодина   17.05.2015 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.