Собачья преданость

Вот уже больше года, как Кирьяновы приобрели дом на окраине Сарапула. Широкая зелёная улица, недалеко расположенный сосновый лес, а также близость магазинов сыграли решающую роль в покупке дома. От прежних хозяев с домом остался пёс по кличке «Орех». Он, как и прежде, продолжал добросовестно выполнять свои собачьи обязанности. Новых собственников за хозяев не считал, но относился к ним терпимо.
Дом оказался добротный со всеми надворными постройками и хорошей баней. Сама усадьба представляла собой ухоженный, красиво оформленный зелёный уголок. Кирьяновых  устраивало всё. Они, практически, ничего не переделывали, и в этом сезоне во второй раз посадили на огороде.
Своё хозяйство строили и обустраивали супруги Хреновы -  Павел Семёнович и Зоя Петровна. Они не мало приложили сил, чтобы построить дом, перекопать землю, удалить корни, внести удобрения и полностью благоустроить участок. По профессии Павел Семенович железнодорожник- машинист паровоза. Он много работал, часто бывал в поездках, но, возвращаясь домой, всегда с большой охотой обустраивал свой огород. 
От работы на огороде не уставал, а получал удовольствие. Особенно любил трудиться утром и вечером. Павел Семёнович  как истинный садовод-любитель посадил на участке, не загромождая его, яблони, груши, вишни. Ягодные кустарники: смородину, крыжовник, клубнику, а также декоративные культуры: туя и тёрн. Не забыл он и местные деревья: берёзу, калину и рябину.
Это была обычная для того времени русская семья. У них  родилось четверо сыновей и одна дочь. Все дети росли здоровыми, трудолюбивыми, помогая родителям во всём. Павел Семёнович и Зоя Петровна  дали всем образование. Вырастая, взрослея, дети постепенно  один за другим вылетали из родительского гнезда, оказываясь в разных местах России.
Последним родился сын Андрей. В отличие от других детей, он родился слабым мечтательным ребёнком, любившим животных. Только из уважения к его пристрастию, родители разрешили ему завести дома собаку. Один знакомый подарил Андрею беспородного щенка, которому дали кличку «Орех». Щенок был коричневой масти с большим белым галстуком на груди. Щенок быстро рос, и через год это уже был красивый пёс. Его посадили на цепь, и он стал нести свою собачью службу.
«Орех» знал всю семью. Кто хозяин дома, кто хозяйка. К ним он относился с почтением. Знал остальных членов семьи, но Андрея выделял своей особой любовью. Будучи студентом, Андрей часто приезжал домой на выходные дни и на каникулы. «Орех» всегда встречал его радостным повизгиванием, ласкался к нему, помахивал хвостиком, подпрыгивал, стараясь лизнуть в лицо. В этот же день они шли погулять на лужайку вблизи леса. Пёс необычайно радовался таким прогулкам. Он то бежал впереди, то возвращался обратно, подпрыгивал, касаясь своими лапами его груди. Андрей ворчал на него: «Вот зверь, испачкал всю куртку, тебе хоть бы что, а мне придётся чистить». Набегавшись и наигравшись, они возвращались домой, собаку снова садили на цепь.    
 Окончен институт. Андрей уехал по распределению. «Орех» продолжал жить с Павлом Семёновичем и Зоей Петровной, но всё равно ждал Андрея и скучал по нему.
Время шло. Дети обзаводились своими семьями. Родители старели. Первой умерла  Зоя Петровна. Павел Семёнович остался один. А  через месяц и он умер. В один из морозных декабрьских дней он протопил печь, а трубу закрыл рано. В результате чего отравился угарным газом. Уже утром «Орех» почувствовал в доме покойника. Почти три дня он выл по  умершему. Иногда он захлёбывался в своём вое и срывался на  лай. Соседи обратили на это внимание. Самая близкая соседка - Агеева Татьяна Ивановна сказала своему мужу: «Что-то у Хреновых  собака воет, видно не к добру. Сходи, проверь». На стук никто не ответил. Они вызвали милицию, которая в присутствии понятых  вскрыла дом и обнаружила умершего хозяина. По телеграмме вызвали старшего сына, он жил в Ижевске, который и занялся похоронами. Павла Семёновича похоронили рядом с женой.


* * *

Была середина июля. Послеобеденное время. Тёплая безветренная погода, лишь редкие облачка в виде бесформенных клочков ваты лениво проплывали по небу. Неожиданно к дому подъехала белая «Волга». Из машины вышло четверо мужчин и одна женщина. Это были дети раннее проживавшей здесь семьи. Немного посовещавшись, приехавшие, молча направились к дому напротив. Там жили Агеевы близкие знакомые их родителей. Через несколько минут уже вместе с Агеевой Татьяной Ивановной они подошли к дверям и постучали. Открыла новая хозяйка дома Кирьянова Лидия Селивёрстовна.
- Лида, разреши детям бывших хозяев повидаться  со своим родовым гнездом, попрощаться с домом, огородом и со всей усадьбой. Им удалось всем вместе собраться и последний раз посетить место, где они выросли. На прямую они постеснялись вас попросить.
- Пожалуйста, проходите, смотрите, - ответила Лида. Никто мешать вам не будет.
Уже, когда приехавшие, эти остатки прежней семьи, подошли к воротам, собака стала проявлять беспокойство. Пёс почувствовал приезд близких людей. Едва они вошли во двор, «Орех» бросился к ним  на встречу. Андрей, выйдя немного вперёд, присел на корточки, обнял собаку, прижал её к груди, гладил по голове, трепал по загривку и всё повторял: «Орех», «Орех». На глазах у него появились слёзы, а пёс скулил от радости, и казалось, рыдал. Его чёрные глаза помутнели, словно из них текли слёзы. Такое сильное эмоциональное воздействие произвёл на него приезд бывших хозяев.
Хреновы осмотрели, дом, усадьбу. Погладили все деревья, а берёзку братья обняли по очереди, вспоминая слова отца, что он её посадил в год рождения дочери, их сестры.



*              *             *

Через полчаса, приехавшие, удовлетворённые осмотром усадьбы, поблагодарили хозяйку, попрощались, неспеша  сели в машину, и, не отрывая глаз, в последний раз смотрели в окна автомобиля на родной дом, пока автомобиль  не скрылся за поворотом, словно этим хотели закрепить в памяти то, что уже ушло из их жизни безвозвратно.
«Орех» после этой встречи стал каким-то вялым заторможенным. Всё больше лежал неподвижно. Он лежал, не прикасаясь к пище, и только изредка лакал воду. Пёс знал, что его хозяин и раньше уезжал, и даже надолго, но всегда возвращался. В этот раз он понял, что видел Андрея в последний раз. Жизнь для него померкла. Стараясь как-то облегчить страдания собаки, и доставлять ему меньше неудобств, хозяин Кирьянов Анатолий Фёдорович отстегнул ошейник от цепи. Через день пёс исчез навсегда, заставив соседей теряться в догадках и  строить предположения, почему собака покинула родной дом. То ли он обиделся на Андрея, поняв, что его любимый хозяин уехал, не взяв его с собой, несмотря на то, что он его так долго ждал, любил и был предан, а тот его предал. Или подошла к концу его жизнь и Орех ушёл искать тихое укромное место чтобы незаметно умереть.(сдохнуть) Они ещё долго рассуждали о собачьей преданности, которая порой превосходит человеческую. 
 


Рецензии