Исчезновения

 

    Меня всегда интересовал вопрос "Что такое случайность?". Почему она происходит? Почему одни события мы называем случайными, а другие нет?
    Случайность – всего лишь стечение обстоятельств. Так считает большинство. Все, что происходит неожиданно, что невозможно предугадать, что сваливается словно кирпич на голову оно называет случайным. Если случившееся событие позитивно, приносит пользу своему субъекту, его называют удачным, если наоборот – существует понятие злой рок или фатум.
    "Извините, я случайно" – говорят такие люди наступив кому-то на ногу. Это означает, что они не хотели специально совершить данный поступок – наступить на ногу и сделали это совершенно случайно, неосознанно. Они убеждают в этом пострадавшее лицо и в придачу самих себя.  То есть они перекладывают ответственность за содеянное со своих плеч на плечи случая. Тем самым уменьшают или вообще избавляются от чувства вины.
    Упавший на голову кирпич тоже рассматривается как случайность. Встреча со старым другом, которого они давно не видели в совершенно неожиданном месте, выигрыш в лотерею – тоже случайность. Продолжая развивать эту мысль они приходят к выводу, что Вселенная, а также жизнь в ней созданы благодаря случаю – благоприятному совпадению обстоятельств. Данный взгляд наглядно иллюстрирует образ господа бога играющего в кости.
    Есть и другая, противоположная точка зрения. Она гласит, что нет никакой случайности, что все закономерно и строго обусловлено. Что Вселенная – это упорядоченная система, в которой нет места случайности, что жизнь - тоже программа и все поступки, все события, происходящие в ней, запрограмированны наперед. Интересно кем?
    Я не разделяю эти точки зрения.
    Нет ничего случайного в этом мире и нет ничего строго, наперед детерминированного. Случайность – просто более сложная цепочка закономерностей, осмыслить которую невозможно человеческим умом в своем обычном состоянии, состоящая из миллионов звеньев, выражающихся в причинно-следственных связях между собой.
    Все дело в инвариантности возможностей. Каждую секунду своей жизни мы производим выбор, выбирая из миллиона возможных решений одно, определяющее миллион новых вариантов. Не имеет значение правильный выбор или нет. Значение имеют лишь те изменения, следствием которых они являются. Любая, казалось бы, мелочь может изменить всю дальнейшую жизнь (я имею в виду привычную, вошедшую в свою обыденную колею нормальную жизнь).
    В этот вечер я мог бы сесть на троллейбус и спокойно доехать домой, если бы "случайно" не забыл кошелек с деньгами у приятеля дома. Таким образом я не успел на последний троллейбус и пошел домой пешком. Совершенно "случайно" дорогу, по которой я обычно возвращаюсь полностью перерыли в связи с ремонтными работами. Так, что мне пришлось идти по совершенно другой дороге, которой раньше я никогда не пользовался. Абсолютно "случайно" я споткнулся об камень и растянулся на асфальте. Носом я уткнулся в маленький, прямоугольной формы предмет. Предмет оказался диктофоном. Конечно, я мог пройти мимо него, оставить дальше лежать на проезжей части и пойти домой спать. На самом деле я так и хотел сделать. В результате этого моя жизнь ничуть бы не изменилась. Осталась прежней, такой, какой и была. Утром я бы проснулся и пошел на работу, забыв про этот вечер.
    Я стоял возле своей находки и размышлял, что мне с ней делать, и сможет ли она что-то изменить в моей скучной жизни? Какова доля вероятности кардинального поворота течения событий моего личного времени? Пройти мимо или поднять диктофон?
    " Не кажется ли тебе, что он сломан, - раздался голос в моей голове, - или ты думаешь, что нормальный, работающий диктофон будет лежать ночью посреди проезжей части? Не будь таким глупцом".
    " Точно", - согласился я с ним и уже сделал шаг вперед, намереваясь продолжить свой прерванный внезапным падением вояж домой и забыть про находку, как раздался сухой щелчок и в ночную тишину вторгся скрипучий голос, доносящийся из маленького динамика диктофона.
    "Работает".
    Я поднял его и нажал стоп.
    В диктофоне находилась 90-минутная магнитофонная кассета, как оказалось в дальнейшем полная записей сделанных неизвестным мне человеком.
    Странных, скажу вам, записей. Очень странных.

*  *  *
    … газета "Суббота", 15 июля 2005.
    Пропала гражданка Сидорака А.В. 13 июля 2005 года вышла из дома друзей в 23.00, сказав, что идет домой и попробует успеть на последний автобус. Домой она не добралась…
    Газета "Эхо", 28 июля 2005.
    Иванов А.И. вышел вечером из дому и не вернулся обратно. Сказал, что поедет на троллейбусе к другу…
    Газета "Житомирский телеграф", 16 августа 2005.
    Пропала без вести некая Алешина. Последний раз ее видели на троллейбусной остановке "Промавтоматика".
    Газета "Суббота", 13 сентября 2005.
    Сообщение о пропаже  семьи Сахневичей – отца, матери и дочки с сыном. По словам друзей, вечером 11 сентября они отправились с дня рождения друга домой уложить детей спать. До дома они не дошли.



     12 марта 2006.
    Не могу сказать точно, почему я заинтересовался необъяснимыми пропажами людей. Может быть тому виной сумасшедшие речи полубезумного старика, живущего на первом этаже в моем подъезде. А может быть причина кроется в исчезновении самого старика. Вот уже три недели как его нет. Вначале я думал, что у него началось обострение душевной болезни терзающей его разум и его отправили на очередной курс лечения в дурдом. Я ошибался. Я лично наведался на Гуйву, узнать, как у него дела и заодно проверить свое предположение. Но на Гуйве  его не оказалось и куда он делся до сих пор не знает никто. Однако я догадываюсь. Хотя это конечно бред. Не стоит доверять словам сумасшедшего, но с каждым новым обнаруженным мною фактом я все больше и больше начинаю верить в его правоту. Может быть я теперь тоже схожу с ума, заразившись ментальной болезнью от стариковских речей. Они медленно накапливались в моей голове, как дождевая вода в консервной банке и теперь, наполнив ее полностью, начали просачиваться в разум. Мои вечерние разговоры со стариком видать не прошли даром и теперь начали давать обильные всходы -  на моем чистом поле сознания проросли дикие цветы безумия…

    14 марта 2006.
    Пропал еще один человек. Всего с 2005 года пропало уже 34. Публикации  в газетах посвященные загадочным исчезновениям людей прекратились четыре месяца назад. Вы можете спросить, откуда тогда у меня эта цифра? Очередной плод шизофренического воображения? Полгода назад я пошел к своему приятелю со двора, работающему теперь следователем в милиции. Тогда мне было просто любопытно. Меня заинтриговали слова старика после того как я случайно показал ему газету с извещением о пропаже. Он сказал, что знает куда они подевались. Я, конечно, удивился и ему не поверил. Тогда он встал и сказал, что б я следовал за ним. Он завел меня в комнату, в которой я еще никогда не был. Она была пуста. Полностью. Абсолютно спартанская обстановка – полное отсутствие какой либо мебели. Под потолком болталась 45-ватная лампочка, а на полу лежал, хотя скорее валялся, старый матрац. В стены комнаты были вбиты гвозди с которых, привязанные маленькими веревочками, свисали сделанные из бумаги человеческие фигурки. Старик сказал, что чувствует, когда открывается дверь и каждый раз, когда это происходит, он делает фигурку и вешает ее на гвоздь. Длинные гвозди торчали из всех стен делая комнату похожую на вывернутого наизнанку ежа. Двери открываются, - добавил он, - в вечернее время, за час до полуночи. Я промолчал. Можно сказать, что я был в шоке. Это полная чушь, - подумал я и мысленно покрутил пальцем у своего виска.
    Так вот, несмотря на свою явную бредовость слова старика не давали мне покоя. Я не хотел его ни о чем расспрашивать – идти на поводу у сумасшедшего все равно что подписывать приказ о ядерной бомбардировке Хиросимы – не позволяя себя опутать паутиной шизофрении. В моих ночных фантазиях старик представлялся огромным черным пауком с поразительно ясными и глубокими человеческими глазами, ткавший паутину безумия вокруг себя, завлекая неосторожные жертвы в свою зараженную сеть. Такой жертвой иногда чувствовал себя я. И я сопротивлялся. Точнее сопротивлялся мой рассудок не воспринимавший ничего, что не вкладывалось в разумное логичное объяснение. Однако часть меня, та часть, которая жила в мире фантазии и воображения, считающая холодный рассудок скучным, бесчувственным куском мяса в черепной коробке, не выдержала и спросила старика про эти события. Лучше бы она промолчала.
    Услышав мои слова он необычайно оживился. С его глаз внезапно пропала пелена безумия и  меня пронзили абсолютно нормальные, глубоко посаженные умные глаза паука из моих фантазий, заставившие меня похолодеть. Эти глаза словно электрические дрели сверлили дыры в стене моей нормальности, через которые начала проникать зараза исходящая из его уст. Он начал рассказывать мне про портал, соединяющий множество миров, который в каждое определенное время останавливался в определенном месте. Человеческий глаз, - сказал он, - видит его как обычный троллейбус, такую форму определяет ему наше сознание, и что все кто попадает за его двери никогда больше не возвращаются. 
    Я ужасно разозлился. Не знаю почему, но меня вывели из себя его слова. Такого просто не может быть. Я не мог больше сидеть за кухонным столом, пить чай и слушать эти фантасмагории. Я вскочил со стула, разлив при этом чай на клеенку покрывавшую стол и воскликнул в сердцах: Ты глупый, сумасшедший старик. Отправляйся в свой дурдом и там рассказывай таким же как сам свои бредни, а меня оставь в покое. Хватит. Я не хочу больше слушать эту чушь.
    После этих слов я выбежал из комнаты, будто выскочил из ванны наполненной кипятком. 

    17 марта 2006.
    Снова и снова мои мысли возвращаются к старику. Его до сих пор нет и мне кажется, нет, я уверен в том, что его так никогда не найдут. Три месяца назад он сделал для меня дубликат ключей от своей квартиры, сказав, что когда его не будет я кормил  Мефистофеля – большего черного кота. Тогда мне это показалось странной шуткой, а теперь…. Неужели он это предвидел?
    Газеты по-прежнему молчат. О новых заявлениях про пропажи мне сообщает по старой дружбе Валик. Хорошо, что он не спрашивает почему меня это так интересует. Думает, что всему причиной простое человеческое любопытство и я его в этом не разубеждаю. Пускай и дальше так думает.
    Сейчас час дня. Я сижу в комнате старика с котом на коленях и мастерю очередную фигурку из бумаги. С каждой неделей их становиться все больше и больше. Каждая из них символизирует исчезнувшего в неизвестности человека.
    До сих пор я пытаюсь понять, чем привлек меня этот сумасшедший старик. Возможно сказалось отсутствие в моей жизни фигуры отца? Я его совсем не помню. Он бросил меня и мою мать когда я был совсем крохой и с тех пор мы не получали от него никаких известий. Как будто его и не было.
    Моя мать не возражала против моих посещений сумасшедшего старика. Делай что хочешь – вот ее обычные слова. И я продолжал ходить к нему. Словно что-то притягивало меня туда.
    Мы часто сидели у него на кухне, пили чай и играли в шахматы. А еще говорили, точнее, говорил в основном он, а я слушал.
    Порой мне кажется, что я такой же ненормальный как и он. Только я хорошо маскируюсь, а он совсем не притворяется. Многие любят говорить – будь собой. Так вот вам классический тому пример.
    Однажды утром я зашел в ванную для того, что б побриться. Взглянул в зеркало и побледнел. От внезапного испуга у меня дернулась рука и ручеек красной крови побежал по щеке. Из зеркала на меня смотрели глубокие, кристально-ясные глаза старика, жуткие человеческие глаза паука из моих снов, - мои собственные глаза.
 
    18 марта 2006.
    Я, кажется, придумал как вычислить этот троллейбус.
    Я раздобыл карту города и начал отмечать места и приблизительные районы где исчезали люди или места где их в последний раз видели.



    20 марта 2006.
    К черту! Никакой системы я не обнаружил. Люди пропадают хаотически, там, где им вздумается. Поэтому я решил объявить охоту. Я должен самолично удостовериться в безумности слов старика. Никакого троллейбуса-портала не существует. Он находиться лишь в шизоидальных фантазиях этого пердуна и я должен в этом убедиться. Обязан. Но что-то не дает мне покоя, какая-то хорошо спрятавшаяся часть меня, выходящая из своего темного убежища только во время снов, превращая их в тревожные символические послания, и я просыпаюсь со странной иррациональной уверенностью в том, что так все на самом деле  и происходит, как предсказывал старик: дверь открывается, впуская каждый раз очередного гостя (или жертву), навсегда отправляя их в бесконечное путешествие по вееру миров. Ведь наш мир не единственный во Вселенной – всего лишь один из миллиона инвариантов возникших с момента проявления Первичной Реальности.

    21 марта 2006.
    Целую ночь провел в засаде. Безрезультатно.

    23 марта 2006.
    Мои попытки вычислить портал по местам исчезновения не увенчались успехом. У меня складывается впечатление, что на самом деле ничего нет, что все это придумал я. И про портал и старика тоже я выдумал – он никогда не существовал, и что это не он, а я на самом деле серьезно болен. У меня не хватает смелости спросить об этом мать. Наверное, дело в том, что я очень боюсь услышать ее ответ.

    26 марта 2006.
    Только час назад наступил вечер. Я сижу в комнате старика на матраце и делаю новую фигурку из бумаги. Мне уже не нужен Валек. Теперь я и сам могу чувствовать приближение время "П". "П" значит похищение или переход. Мои пальцы проворно лепят контуры человеческого тела и я представляю себя Яхве, создающего из глины первого человека – Адама, оказавшегося, как показало время, никуда негодной и неудачной попыткой творения.
    Совершенно неожиданно вспышка озарения разорвалась в сознании и вместе с поразительной ясностью мысли в мозг просочилась боль, проткнув его тысячей тонких иголок. Сжав ладонями голову я повалился на пол. Мне хотелось кричать, выть от болевых спазмов выкручивающих мои мозги словно грязное белье в центрифуге. Что б не закричать я укусил себя за руку, крепко впившись зубами в собственную плоть.
Боль прошла так же внезапно, как и появилась, оставив меня лежащим на полу с закрытыми глазами. Яркий свет внутри меня начал погасать, меняясь местами с темнотой, словно часовой сдающий свой пост. Из темноты начали приближаться глаза неведомого мне зверя, они двумя яркими лучами взрезали тьму и я, когда они почти вплотную подобрались ко мне, увидел, что это фары мерцающие галогенным огнем.
Это он – понял я. Это он.
    На самую маленькую долю секунды, когда фары наиболее ярко вспыхнули чуть не ослепив меня, я смог рассмотреть лицо водителя этой колесницы фантазий. Оно показалось мне знакомым.
    Он приехал за мной, - догадался я. Значит теперь мой черед.
    Я открыл глаза и подошел к окну. За ним, неподалеку от подъезда, на проезжей части виднелись контуры авто, освещаемые бледным светом единственного работающего на улице фонаря. Я открыл окно и выпрыгнул наружу. Не пытаясь больше сдерживаться я побежал к нему и остановился перед дверьми.
    Это оказался не совсем троллейбус. Троллейбусом он выглядел только на первый взгляд, и чем больше я в него всматриваюсь, тем больше понимаю, что это нечто совершенно другое. Оно не имеет постоянной статичной формы. Оно слабо вибрирует, хотя шума работающего мотора я не слышу, и его контуры плывут, непрестанно меняясь, словно течение реки. Пространство внутри заполняет мягкий, приглушенный свет, источник которого я не могу определить. Мне показалось, что размеры салона тоже обманчивы, что за грязноватым стеклом окон скрывается территория превышающая мои способности представления. На одно мгновения я стал уверен в том, что передо мной не бездушный механизм, а самое настоящее дышащее живое существо, принявшее привычную для моих глаз форму. Оно нетерпеливо ждало, переминаясь с колеса на колесо, ожидая наступления времени очередного путешествия.
    Двери разошлись передо мной в стороны и я вошел внутрь. Внутри никого не было, салон был пуст. Я иду прямо к кабине водителя ожидая увидеть там сидящего за рулем старика сумасшедшего, лицо показавшееся мне знакомым вроде бы его.
Не-е-т! Этого  не может быть…
    (Голос на пленке очень взволнован и напуган. Такое впечатление, что он там увидел существо из своих кошмаров, как минимум)
    Сквозь мутную толщину стекла на меня смотрит не лицо старика или какого-нибудь чудовища. На меня смотрит мое собственное лицо.
    Такого не может быть.
    Я знаю, что нужно сделать для разоблачения этой иллюзии. Нужно взглянуть в зеркало, увидеть в нем себя и успокоиться.
    Я ничего не могу понять. Что это такое?
    ЧТО ЭТО ТВОЮ МАТЬ ТВОРИТЬСЯ?!
    КТО Я ТАКОЙ?!
    ПОЧЕМУ В СТЕКЛЕ ОТРАЖАЮСЬ НЕ Я, А ЭТОТ ЧЕРТОВ СТАРИК??
    Неужели…
    *  *  *
    Вот все, что было записано на пленку.
    Странно, правда?
    Что это такое? Описание процесса схождения с ума или реально происходивших событий?
    Во второе мало вериться, потому что слишком фантастично. Чудес не бывает. Скорее всего это галлюцинации.
    Почему именно я нашел эти записи? Вот вопрос, который тревожит меня больше всего.
    Это случайность или нет?
    И что мне с ними делать?
    Забрать себе или оставить лежать на прежнем месте?
    Отнести в милицию или выкинуть?
    Я ничего не знаю про пропажи людей. Газет, правда, я тоже не читаю и телевизор не смотрю.
    Меня, как всегда, захватили в плен противоречивые мысли, рвущие сознание на две противоположные части, каждая из которых имеет собственные неопровержимые аргументы для доказательства своей правоты.
    Я не знаю, что мне делать.
    Самое страшное для меня в жизни – это делать выбор между двумя противоположными решениями, потому что я никогда на 100% не уверен в его правильности.
    Оставить или выбросить?
    Рациональная часть моей личности подсказывает, что это все чушь и пустые, необоснованные фантазии больного разума.
    "Брось и забудь, не бери в голову, иди домой и ложись спать"
    Иррациональная половина, мое alter ego молчит и лишь усмехается по этому поводу, и это самое страшное. Ему не нужно ничего говорить, он и так знает, что нужно делать.
    Так какое же мне принять решение? Кого послушаться – рассудок или интуицию?
    Окончательный выбор я сделать не успел. Мои ночные размышления прервал шум подъезжающего транспорта, окончательно разрешив тревожащую меня дилемму. Я медленно повернулся и диктофон выпал из моих рук, а рот широко открылся от изумления. Передо мной остановился троллейбус.
    "Откуда он здесь? Троллейбусы ведь уже не ходят".
    Троллейбус был пустой. В его салоне не было никого.
    Раздался низкий гул и передо мной открылись средние двери, приглашая войти внутрь.
    В моем сознании возникла новая дилемма.
    Что теперь мне делать?
    Последовать приглашению или продолжить свой путь пешком?
    Изменит это мою жизнь или нет?


Рецензии