Из огня да в полымя. Глава 39

                Глава39

                ИЗ ОГНЯ ДА ПОЛЫМЯ.

                « Везде хорошо, где нас  нет»

            Итак, пять лет жизни в Павлодаре, как в сказке, пролетели....   “ Мавр      
 сделал своё дело, мавр может удалиться»...Но подводя итоги начала самостоятельной жизни , я могу повторить слова Сергея Есенина: « ...как мало пройдено дорог, как много сделано  ошибок»... Да и сейчас , когда мы собираемся покинуть  Павлодар, я только со временем узнаю, правильно мы поступаем. Видимо , без ошибок жизни не бывает.но при всё этом жизнь надо сразу писать на бело, потому что её не перепишешь.  Такова жизнь, прожитый день не вернёшь, и поэтому в нём уже ничего не исправишь. Важно не отклоняться от курса, « чтобы оглянувшись назад, не жег позор за мелочное и бесцельно прожитые годы.»

                За прожитые годы в Павлодаре я лицом к лицу встретился с оборотной стороной жизни, о которой даже не подозревал. Передо мной прошли тысячи человеческих личностей, на судьбу которых я имел непосредственное и апосредственное влияние.... со всеми вытекающими  из этого последствиями  в жизни и им близких людей.

                Однако, в конечном счёте свою жизнь, свою судьбу взрослый человек определяет сам в каком бы положении он не находился. Лучшим примером этого  может служить письмо  из Харькова от Лумер , на которого
я не пример Вершиниа, меньше всего затратил времени и душевных сил, но оказался в нужное время  на  пути того человека , для которого мои слова  оказались благотворными. Спустя 3 года он мне прислал третье своё письмо с припиской благодарности от мамы:

                Здравствуйте , Владимир Анатольевич!

            Как видите, я не совсем чётко выполнил своё обещание.! Но я думаю, что Вы поймёте моё состояние, в котором оказался я ,выйдя за стены колонии.  Мир показался мне гораздо интересней и на много красивей того, как я попал в заключение.  Почему? Да хотя бы потому, что я раньше не представлял себе на сколько дорога бывает человеку свобода и на сколько нужно быть глупым , чтобы так безжалостно разбрасываться  её лучшими годами  .годами .Не знаю, может быть , Владимир Анатольевич, от этих слов несколько веет ветерком цитат.

               Но мне кажется, что человек должен в письме передать наиболее коротко и ясно всю основу своей мысли , а у меня она выразилась именно так.  Когда -то брат писал мне , что это наказание будет для меня ну что-то в виде лечения от занеженного мальчишества.  Что же , я думаю ещё рано говорить о всходах и завершении лечения , ибо за 30 дней результат бывает обманчив. Но как бы то ни было, я чувствую, что пребывание в лагере  дало мне слишком большой урок и я навсегда отказался от всякого рода несерьёзнастей, которые в чём-либо моё поведение.

            Я благодарен Вам лично за то, что Вы, именно Вы помогли мне  понять всю гадливость и уродство того существования , которое я влёк до того , как сел и во время срока. Чем? Прежде всего -правдивостью и человечностью. Я уверен в том, что  человек, если в нём есть хоть минимум человеколюбия , разума и совести  никогда не сможет подвести человека  в его лучших чувствах.

              Перед отъездом мне пришлось разговаривать с Никитиным . И он, (несмотря на то, что считается злостным нарушителем) сказал: « Кого  угодно можно обмануть  и подвести, но Макарова!!! Нет, он во мне увидел человека!» 

            Не знаю, сдержал ли он слова или нет , но как бы то ни было, он почувствовал себя человеком и если сорвётся, то только из слабоволия. Ну а в остальном  всё в нём будет стремиться к тому, чтобы и другие его считали человеком.

                У меня всё идёт неплохо. Продолжил свою трудовую деятельность на заводе « Мед аппаратура»  Большое спасибо Вам за ту заботу и урок, которые Вы проявили и дали мне в лагере.  Мама болела, но брат Борис приложил не мало трудов , чтобы поднять её на ноги.

          А я? Но я думаю и буду делать всё, что в моих силах, чтобы сама жизнь сказала, что я Вас не обманывал, как думали некоторые. С горячим приветом и  глубокой благодарностью Лёва Лумер.

        P.S.
                Здравствуйте тов. Макаров В. А. Примите от матери Лёвы  искрению благодарность за то всё хорошее, что Вы сделали для того, чтобы  он встал на верную дорогу. Обо всём он Вам написал. Извините, что пишу мало. С приездом сына я очень обрадовалась, главное  то, что он застал меня в живых.

                С уважением к Вам      Лумер И. В.

               17 июля мы отметили мы отметили  третий раз день рождения Леси. За  два прошедших месяца она из куколки превратилась в человечка и хорошо усвоила , что вертикально сидеть на руках-большое удовольствие, и не хотела просто лежать. Пытливо всматривается  в окружающий мир, реагирует на постоянное обращение к ней деток, агукает. Как бы пытается что-то сказать. Но пока пытливые глазки  заменяют ей язык.  Она всё понимает, что ей говорят и спрашивают, но сама сказать пока ничего не может.

               Начались хлопоты по подготовке к переезду на новое место службы.  Собрали вещи и утварь и в железнодорожном контейнере отправили  в Алма-Ата. Оформили все другие документы. , сдали ордер на квартиру.

              В связи с моим переводом  начальник ИТК-23 Асташов организовал собрание коллектива . на котором   поблагодарил меня за проведённую работу и напутствовал  добрыми пожеланиями дальнейших успехов в нашем не простом деле на новом месте.  Все одобрительно поддержали его.

                В ответ я в свою очередь поблагодарил всех за их добрые пожелания  мне, а главное от чистого сердца попросил меня извинить и простить , если   к кому был недостаточно внимательным , или ещё хуже, кого обидел и был неправ в своих требованиям к ним. Я же ни на кого не держу зла и обиды.  И в шутку добавил: «Короче говоря, кому я должен, всем прощаю».

                Проводили меня тепло. Каждый жал мне руку  и желал доброго пути.  А лейтенант Ростунов  пустил слезу и за всё благодарил.  Что касается Новожилова, то он со своей  привычкой проводить языком по губам , облизывая их и как бы стирая следы от сказанных слов, сказал: «прощай , секретарь партбюро. Общественность здесь забудь. Не будем её тревожить. . Будем помнить о должности,»

                27 июля самолёт АН-24 за 3 часа перенёс нас из продуваемого со всех сторон целинными ветрами  холодного Павлодара в солнечный город сад Алма-Ата, в переводе на русский «Отец яблок» , в город , в котором прошли мои  лучшие студенческие годы, где «ум озарился впервые наукой, где дружба зажглась, чтобы вечною быть»

            В Алма -Ата нас встретил Аполимов вместе с начальником ИТК-5, куда я переводился, с подполковником Сидоровым Андреем Семёновичем, которого я знал по Павлодару, он тогда был начальником ИТК-24 в звании майора. . Он и привёз нас на новое  место  службы в посёлок Заречный, который был в 60 километрах от столицы Казахстана. 

                Новое место назначения колония и посёлок  собственно было единое целое. Администрация колонии , она же и администрация посёлка, где проживали только служащие и вольно наёмные работники колонии.Клуб, школа  семилетка, магазин и столовая, жилые дома, всё  на попечении колонии. Отдельно  только казарма и плац воинской части, обеспечивающей охрану  заключённых. Вся  территория, засажена каргачами  лет 30 назад, представляется одним  большим парком. Жилую зону колонии от посёлка  отделяет только высокий забор и предупредительная полоса,ограждённая колючей проволокой. Жилая зона благоустроена, как дачный посёлок.  Собственная производственная база вынесена за пределы посёлка  в пределах одного километра. Здесь организовано жестяное производство по изготовлению  ведер, тазиков и умывальников. а так же цех по вязанию веников из сорго.  Основу трудовой занятости заключённых  составляет  сельскохозяйственное производство по выращиванию сорго, картофеля и овощей, которыми снабжаются другие подразделения  области.

          Контингент колонии общего режима специфический, его основу составляли бывшие работники административных органов, осужденных за различные преступления: халатность, злоупотребления служебным положением, за получение и дачу взяток , растраты и хищение социалистической собственности, спекуляцию, цеховики подпольного производства, хулиганство «золотой» молодёжи, алиментщики и аферисты.

               Посёлок получил название «Заречный» потому что расположен на речки Каскеленка.  Посёлок изолирован от других поселений и автономен, оторван от цивилизации. Это нас несколько разочаровало, будто мы попали из огня да в полымя.

                Особенно трудными были первые дни «новоселья». Квартиру трёх комнатную нам дали сразу в день приезда. В этой квартире до нас ещё ни кто не жил. Двух этажный дом заселили недавно и эта квартира специально ждала нашего приезда. Дом был построен на главной аллеи посёлка по типовому проекту.

            Квартира нам понравилась. Мы приехали только с ручной кладью , вещи  шли следом в железнодорожном контейнере. В пустой квартире не куда было приткнуться, поэтому пришлось срочно Галю с детишками отправить  к родителям через Алма-Ата автобусом до Фрунзе по дороге, хорошо нам известной со студенческих лет.

           Мы с Галей решили, что пока я осмотрюсь на новом месте работы и получу контейнер с вещами и мебелью, она с детками погостит у родителей, благо до которых теперь рукой подать .

                Итак, я снова попал с корабля на бал , сразу по приезду с головой окунулся в дело с солидным опытом за плечами. Словно и не было перерыва в работе. Я уже не тот желторотый выпускник института, который не знал слова З/К, и кто такой и как брать быка за рога, чтобы он не бодался.  И хотя здесь всё ново и отлично от по месту содержания , я без раскачки вошёл в курс дела, надеясь, что и здесь будет получаться не хуже, чем раньше, когда за плечами не было ни специальных знаний, ни практического опыта.

                Новый этап жизни начался с новой, хотя и кратковременной разлуки с женой и детишками. Особенно охватывает тоска , когда после работы возвращаясь в пустую квартиру и остаёшься наедине сам с собой. Ни кто тебя не ждёт и не встречает. только немая пустота  и гулкие шаги. Мне как воздуха не хватает присутствия Гали, её слов, ума, нотаций . Ласки и любви.

              Не хватает Сашиных проказ и разговоров.Не хватает Галочкиного лепета и очарования. Не хватает Лесеной беззвучной улыбки сияющих глаз.

              С нетерпением ежедневно ждал получения контейнера с вещами. Трижды перемыл полы и окна, а больше в пустой квартире делать нечего.

               


Рецензии