2006 год

Здравствуй Василий Борисович!
Я ведь знал что ТАКИЕ рецензии, да еще в Кузбассе не должны быть.
 Однако я пишу без твердого расчета на публикацию, иногда, как в этом случае – исключительно из понимаемого мной долга и ответственности. Красиво сказано: «Если не я, то зачем я?» Вот, что-то в этом смысле есть.
Совершать поступки нужно пока живой, а там уже не твоя воля и, следовательно, не твой грех.
Вот так плавненько, через понятие греха мы и перейдем к ереси барда Юрия Третьякова, к стати сказать, очень древней ереси. Суть её в том, что Бог Творец признается деятельным только шесть дней, а на «седьмой опочил».
На самом деле сказать так, это сказать что все электроны «Устали (покружились и хватит) по своим орбитам вокруг ядер, или что перестал действовать закон тяготения: ну, сколько можно, пора и отдохнуть?
Нелепости накручиваются одна на другую в связи с тем, что мы описываем Бога языком человеческим. Другого у нас нет. А, следовательно, наделяем его качествами,  присущими нам. Бог у нас антропоморфный, и боле того – он наше отражение о нас В ЛУЧШЕМ СМЫСЛЕ. Например: говорим – мудрейщий, мы невольно представляем себе очень и очень умного человека, этакого всезнайку, настолько проницательного, что из-за этого качества вполне можно добавить к мудрости и  еще одно - всеведение. И все это в понятиях человека. Это особо нужно выделить.
 На самом деле слова человеческие описывающие качество и характеристики Бога, даже, как, будто точно передающие смысл его слова обращенного к человеку, есть наше представление о Боге и  услышанным от него слове и ни чего более. По крайней мере и боком не имеющее отношение к мудрости Божий и к его всеведению.
Ты пишешь что «Бард Юрий Третьяков, писавший, в частности, религиозные песни, порвал с православием. Не переставши верить в Бога, Третьяков отрицает изначальную и заведомую вину человека перед Творцом».
И правильно, что отрицает. Была вина, да все смыта кровью Христовой, но что точно, то у Бога не только на Земле, но и во Вселенной нет – швали. В этом основной принцип Бога – Он Любовь. И такая полнота любви,  в которую нельзя добавить еще немного.
Но коли так, спрашивает человек, несомненно,  считающий себя во всем правым, то почему в мире столько несправедливости, крови и слез? И на этот вопрос было исчерпывающе отвечено тысячу лет тому назад, а в очень строгой формуле запечатлено у Гегеля. «Совесть в  отличии  от законов бесправна в государстве;  ведь если человек взывает к своей совести,  то у одного может быть одна совесть, а у другого - другая. Если совесть правильная,  то она есть нечто признанное государством при условии,  что государство  представляет  собой нравственное устройство общества".
Христианство пыталась показать государство с нравственным устройством, да забыла, что мир власти – это мир сатаны.  Соблазн был настолько велик, что его превозмочь мог только один Иисус, когда дьявол предлагал ему все царства земные. Сатана  прямо сказал: - это мир мой! И там где священничество брало власть в руки, там сатана радовался. Так что и Гегель ошибался, уповая на «Правильное государство». Каким бы правильным оно не было – оно не богово, а сатанинское.
Бог в силу начальных условий создания человека со свободой воли, не вмешивается активным образом в процессы игр этих волей, иначе он вступит сам с собой в противоречие: создавал человека со свободной волей, а все время ему ноги переставляет и за руки хватает.
Зачем он это сделал – вопрос не человеческий, бессмысленный вопрос.
А люди – рабы и потому тяготятся своей свободной волей. Им нужен опекун, они хотят даже хозяина, чтобы он их порол, но не до смерти и «за дело» - тогда справедливость.
Это обычный психологический перенос  проблем с себя на другой объект. В социальном масштабе – перенос нашей духовной лености на Бога. Он Бог. У него голова большая, пусть за нас думает, а иначе на хрена создавал?
Посылаю тебе стихи еще одной поэтессы. Эти чуточку слабее, чем стихи Куприк, но это, все-таки поэзия, а не тошнотина. Сколько напечатаешь – твоя рука владыка!
       ----------------------------------------------
Откровенно скажу тебе, что мистическая философия богословия – дисциплина не для слабых мозгов. Я, начиная читать НИКИТУ СТИФАТА  ТРАКТАТ О РАЕ» или Святого Дионисия Ареопагита: «Мистическое богословие». Через пять минут впадал в состояние ступора, Каждое слово в отдельности понятно и ясно, а в целом - сознание не может представить себе  ясной картины.
Тут разные отделы головного мозга работают и сшибаются в невозможности согласовать даже базовые представление. Даже такое расхожее, как, например – вечность.
Может ли быть в вечности: вчера, сегодня, завтра? Три минуты тому назад и так далее? Иначе говоря, Апостол Павел попал в рай раньше, чем туда попал Серафим Саровский, если там царствует вечность? Это очень близко к области квантовой физики где время протекает как угодно и где прошлое может стать будущем, а будущее являться причиной случившегося, в прошлом.
Человек ведь вышел из мира животных и то, что Бог наделил его рассудком, душой бессмертной, словом, - еще не вывело человека из под материнского древа, не сделало его тем, чем хотел его сделать Бог: человеком свободным и предельно ответственным за свои поступки. А тут Сатана, а тут «низкие духи земли» – и все бы это побоку ему было, если бы человек правильно использовал свободу своей воли, начав не с можно, а с нельзя.
Свободная воля человека, начинается по божественному писанию, по сути дела с нельзя. «Нельзя» – это первейшее и важнейшее качество свободной воли. «Можно» приходит позже, чем нельзя уже на расчищенную площадку, когда нельзя молчит.
Но это уже теория постфактума, это как раз расщепление волоса на три части. Если хочешь – посыпание головы пеплом. Чтобы залатать эту брешь и приходил Христос. После Христа дети рождаются со способностью восстановить полноту тварности, утраченную  Адамом.
А эти метания от одной ереси к другой – знамение века, потерявшего все ориентиры, начиная от естественнонаучных и заканчивая элементарными богословскими.
Я вот тут достал учебник «Закон Божий» для семьи и школы, изданный в 1966 году в Свято-троицком монастыре в Сиракузах.  Переиздано НПО «Новое время» в 1991 году.
И поразился тому, как все просто, логично, доходчиво излагается в этом учебнике главнейшие догматы церкви.
Мы, Вася - неучи! Отсюда наш апломб, гонор и все такое.
p.S. Раздумывать нечего из деревенского дневника нужно обязательно что-нибудь дать в «Кругу». Хорошая, добротная проза и главное живая, задевает и обязательно заденет за требуху. Так что не исключено, что и морду побить захотят деревенские, а уж начальство само собой останется недовольным. И это хорошо. Это первейший признак того, что написал ты в точку, по делу.
А я все «точу» повесть «Билет в Фатерланд» и боюсь утонуть в деталях и философских отступлениях. Все дорого, все вроде бы вытекает из сюжета, требуется сюжетом, но и затягивает его же.
Думаю, даст Бог,  к своему дню рождения сделаю себе подарок, закончу эту повесть.


Рецензии