Перехват

Из цикла : полеты во сне и наяву.

      Это произошло не так уж и давно, когда мы базировались под Выборгом в Вещево. Местный полк расформировали и нам пришлось временно нести боевое дежурство на своих Мигах звеном на их аэродроме. Задача : как и ранее была не допустить нарушений воздушного пространства со стороны Финляндии. Честно сказать , мы сами иногда в развороте цепляли их территорию, а они нашу и все улаживали полюбовно. Но последнее время контакты прекратились и ситуация обострилась. Мы только заступили на дежурство, приняли у техников самолеты и расположились в комнате отдыха. Как и везде , у нас нарды , карты и домино.. В общем ничего примечательного. Дежурство как дежурство. Готовность №3. Но бывало и в первой посидеть доводилось. Изучив воздушную обстановку и метеоусловия в районе аэродрома, стало ясно ,что можно расслабиться и дежурство пройдет спокойно. Мы не учли одного – сегодня была пятница , тринадцатое.
    События не заставили себя долго ждать. Неожиданно загорелось табло « Готовность №1» и следом другое « в воздух». Оба заняли готовность и моего напарника тут же подняли в воздух. Стояла густая дымка и вероятность посадки на этом аэродроме однозначно отпадала. Значит сейчас подтянется пара усиления,- подумал я.  Сижу в кабине самолета, готовый к запуску и прослушиваю радиообмен. Командный пункт по всей видимости обнаружил на малой высоте неопознанную цель. Началось наведение на цель, но низкая облачность не позволила выйти на визуальный контакт. Пилот сделал три захода на цель , на прицеле видит , а визуально нет. Густая дымка перешла в низкую облачность  и ни черта не видать. Пришлось уйти на запасной аэродром , так не выполнив перехват. Конечно можно было пустить ракеты и не опознав цель визуально , а вдруг это заблудившийся финн . Сбитие гражданского иностранного самолета – это международный скандал. Поэтому действовали очень осторожно. Наступил и мой черед.  Подняли в воздух.  Погода прямо скажу мерзопакостная. Пробив дымку и облака нижнего яруса, выскочил прямо на солнце - ослепило капитально. Поворот на заданный курс и в зону поиска.  КП передал ограничения по высоте не ниже 300 метров. Вышел в район поиска по командам КП. В районе поиска погода была получше. Внизу видно в разрывах облаков нижнего яруса лоскутки земли. Природа только оживала после зимней спячки. На прицеле увидел отметку цели и начал снижаться и сближаться с ней для опознания визуально. Несколько раз я проскакивал цель,  так ее визуально не обнаружив.  Выполняя очередной маневр для захода на цель,  увидел в разрыве облаков землю и без разрешения с КП снизился до недопустимо малой высоты. Как во время войны пилоты летали на бреющем, так и я. Земля мелькает так быстро , что глазом зацепиться не за что, а тут еще поиск цели. Кошмар !
 Одно спасло. Опыт. Служил до этого в Красноводске в центре боевого применения и имел опыт полета на предельно малой высоте. Даже ниже уровня земли летали по высохшим руслам рек в пустыне так, что за самолетом пыль поднималась над пустыней и верблюды падали. За что был однажды наказан по жалобе скотоводов. Но это в прошлом . А сейчас поиск цели. Низкая облачность с нижним краем менее 200 метров с провисавшими до 50 метров вынудили меня снизить скорость и перейти на крыло в 16 градусов. Шел точно по курсу на цель. И вскоре состоялась встреча. Но то что я увидел, то вмиг принял это за мираж или глюк. Такое часто над пустыней бывает , но тут не пустыня , а озерный край. Леса и болота. Совсем низко над землей завис объект , а может и не завис , а стоял в поле, очень похож внешне на  железнодорожную цистерну для перевозки жидкостей. Только цвет у нее был не такой , а серебристо – голубой. Да и размеры очень внушительные : в диаметре метров 100 и в длину более 500. Ее блеск завораживал. Я прошел так близко , что чуть не столкнулся. Какая-то сила отбросила меня вверх, хорошо успел РУД вперед толкнуть , а то бы свалился в штопор. Набрав высоту, доложил на КП об увиденном. И в эфире наступила тишина. Толи они в шоке , то ли связь оборвалась , но минут пять в эфире тишина, которая мне показалась вечностью. Решение КП было однозначным. Это  иностранный воздушный шар или что-то в этом роде и его надо сбить. Вывели на боевой курс. Началось наведение. Но прицел постоянно сбрасывает захват. Получается на фоне земли атака цели и захват неустойчивый , так как не работает селекция цели по скорости. Или медленно передвигалась или неподвижна была. Пришлось искать дырку в облаках и опять нырять под нижнюю кромку. Где-то на расстоянии менее 5 километров до цели устойчиво захватил и произвел пуск двух ракет. Плавно отвернул , хотел увидеть попадание ракет в цель , но облака все закрыли. И я пошел с набором на заданный эшелон. Но по докладу с КП ракеты не достигли цели . Где-то за 1-1,5 километра до цели они превратились в два огненных шара . Странно, самоликвидация ракет до цели это нонсенс. Такое я впервые встречаю. Исчезли метки от ракет и исчезла метка цели .  КП ничего не видят. Ракеты до цели не дошли , а цель исчезла ! Такие фокусы только в цирке бывают. КП снова выводят меня в район предполагаемого уничтожения цели. Я точно запомнил место нахождения цели с привязкой к местности. Когда то в детстве я жил в Харитоновке . И старая дорога из Харитоновки до поселка Калинино моими ногами не раз пройдена. Учился в Калинино , а жили в военном городке пос. Харитоновка. Так вот это место как раз перекресток дорог из Харитоновки и трассы Выборг-Хельсинки. Выйдя под облака я ничего в этом районе не обнаружил. Остатков объекта нет и его самого нет . Все что напоминало о его существовании здесь – это следы на озимых всходах в форме овального пятна размером в 5 футбольный полей.  Через неделю у меня появилась возможность побывать в этом районе.  Ничего не обычного не увидел кроме странного поведения компаса и остановке часов.
     Выборг
 28 апреля 2005 года
 


Рецензии