Энциклопедия экстремальных ситуаций

Энциклопедия экстремальных ситуаций

Здесь и далее до конца книги помещено несколько очерков (всего их в книге — 82), которые составит учебник-хрестоматию под названием экстремальных ситуаций».
Этим учебником пользовались в первую очередь преподаватели, школьники и студенты при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
А началась история учебника с собирания Гостюшиным в черные 80-е годы материалов по безопасности населения для чтения лекции в «Школе выживания», которую он открыл во времена, когда МЧС еще не существовало. И чтобы до­нести до россиян эти важнейшие знания, он стал публиковать свои материалы очерк за очерком в еженедельнике «Экстра-М», выходившем тогда миллионны­ми тиражами. Все позднейшие учебники — а их сейчас большое множество — (как бы этому теперь порадовался Анатолий Владимирович Гостюшин!) пользо­вались материалами его «Энциклопедии».
Так что мы, его соотечественники, сберегая добрую память об этом бескорыстном нашем хранителе, можем сказать, что все позднейшие учебники по «Основам безопасности жизнедеятельности» вышли из «шинели» Гостюшина.

Неудача

Читая специальную литературу по проблеме неудач, понимаешь, что неудачи и ошибки — у человечества одна из любимейших тем для размышлений. Событие, которое странным образом соединяет в себе и поражение и победу, отражается и в поговорках: «За одного битого двух небитых дают», «Нет худа без добра», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» и т. д.
Однако для того, чтобы обратить неудачу в свою пользу, надо владеть определенной техникой поведения. В ней две части — умное отношение к происшед­шему и методика точных действий. Обобщая рекомендации психологов, умное отношение можно записать так:
о вряд ли вы сумеете не думать о случившемся вообще, однако есть способ хотя бы не думать об ошибке каждую минуту: выделите для этого специальное время и место и скажите себе, как только мысль вернется к неудаче: «Об этом я пого­ворю вечером с женой (другом, родителями и т.д.), а пока займусь другими де­лами»;
• тщательно обсудите случившееся с выбранным вами человеком (это одна из рекомендаций пережившим авиакатастрофу), запишите ваши чувства, обдумай­те и точно назовите их; сделайте и запишите выводы — этим вы как бы постави­те точку на своей неудаче; используйте телефон доверия;
• снижайте психическое напряжение физическими действиями: бег, теннис и плавание считаются самыми подходящими, но вы можете выбрать что-то свое — например, рубить дрова;
• будьте внимательнее в отношениях с близкими — социальные и семейные свя­зи в трудное время часто страдают; вам может показаться, что люди, окружаю­щие вас, стали хуже к вам относиться, однако отношения нельзя рвать из-за не­удовлетворенности, у которой временные причины;
• попробуйте кому-то помочь, особенно в ситуации, близкой к вашей: помогая другому пережить стресс, не смотрите на него, как на страдающего нервным за­болеванием, — вы просто имеете дело с человеком, у которого возникли трудно­сти, связанные с приспособлением к стрессу;
• анализируя событие, избегайте обобщений: «У меня всегда так», «Ничего у ме­ня не выходит!» и так далее — замените их на фразы типа: «В этой ситуации у ме­ня не получилось то, что я хотел»; люди, которые многого добились, обычно употребляют в таких случаях слова «сбой», «срыв», «коррекция курса», потому что неудача — это не только результат, но и точка зрения, и не торопитесь само­оценкой ограничивать свой потенциал — то, что вы сами о себе говорите, очень важно и для вас, и для окружающих;
• вспомните мудрое изречение: «Дай Бог мне сил преодолеть то, что я могу пре­одолеть, терпения — вытерпеть то, что я не могу преодолеть, и дай мне разума отличить одно от другого», — анализируя событие, отделите то, что зависело от вас, от того, что было неизбежно; неизбежное надо принять, а из зависящего от вас сделать выводы на будущее — с любовью к себе изучать свои ошибки;
• ваше поведение во время неудачи — тоже результат; если вы достойно встре­тили событие, вы победили; создатель Академии личных достижений Наполеон Хилл (США) писал; «Есть люди, которые по собственному опыту знают, что на­стойчивость — это крепость. В ней они обороняются от поражений и с таким упорством претворяют желания, что поражение рано или поздно оборачивается победой».
Для примера приведем очень знаменательный список последовательных неудач одного американца. В 1832 году он потерял работу. В том же году проиграл на выборах в Законодательное собрание штата. В 1833 году разорился. В 1835 году умерла его невеста. В 1836 году — пережил сильное нервное расстройство. В 1843 году — потерпел поражение на выборах в Палату представителей. В 1854 и 1858 годах — проиграл на выборах в Сенат... Были поражения и помельче, но они не помешали Аврааму Линкольну войти в историю человечества...
Как это происходило? После того как его первая попытка попасть в Конгресс провалилась, он сказал; «Если добрые люди, руководствуясь своей мудростью, сочтут нужным держать меня на заднем плане — ну что ж, значит, так надо. Я слишком хорошо знаком с разочарованием, чтобы огорчаться по этому поводу». Комментируя его слова, Эверетт Шостром писал, что всякое соревнование не­избежно создает победителей и побежденных, но жизнь не кончается вместе с соревнованием. Поэтому каждый раз Линкольн спокойно готовился к следую­щей попытке победить.
Чтобы извлекать из неудачи максимальную пользу, есть свои способы. Маврин Смол (США) в книге «Как делать деньги» рассказывает о такой примерно формуле последнего вопроса коммивояжера, который не сумел продать свои товар. «Послушайте, мистер Смит, я проиграл и охотно признаю это. Я очень старался продать свой товар, но нет такого коммивояжера, который бы всегда выигрывал. Я, конечно, постараюсь продать свои безделушки где-нибудь в другом месте. Но вы должны мне помочь. И вот в чем — скажите, где я ошибся в обращении с ва­ми. Я должен это знать. Я буду вам бесконечно благодарен, если вы укажете мне на мои ошибки, чтобы я не повторил их с другим покупателем».
Никогда не упускайте возможность услышать ответ на такой вопрос!

А для эффективного осмысления проблем
используйте пять главных правил М. Смолла:
1. Разложите одну большую проблему на несколько маленьких — на более про­стые составные части.
2. Мысленно представьте себе, что все закончилось успешно — думайте и дейст­вуйте таким образом, как будто победа уже в кармане.
3. Когда вы уперлись в каменную стену, остановитесь и подумайте. Не тратьте больше времени и сил до тех пор, пока не взвесите все возможные варианты преодоления этого препятствия. Если выяснится, что преодолеть это препятст­вие нельзя, отступите и идите другим путем.
4. Анализируйте свои ошибки с предельной честностью. Анализ слабых сторон часто раскрывает спрятанную силу.
5. Обратите каждое свое поражение в пользу. Делайте два шага вперед после
каждого шага назад.
Добавим к этому и другие варианты. Пауза в движении вперед возможна из-за недостатка информации — в этом случае надо собирать новые сведения по про­блеме и следить, нет ли перемен. Вы можете воспользоваться и методом Эдвина Блисса — подключить подсознание; а может быть, вы просто устали и должны на время отключиться от проблемы. Иногда причина в том, что вы не расшири­ли свою систему поддержки — забыли о семье, друзьях.
Дейл Карнеги предлагает завести специальную тетрадь «Глупости, которые я со­вершал» и время от времени к ней возвращаться.
Харви Маккей заметил еще один важный поворот проблемы: «Любая проблема, которую можно решить с помощью чековой книжки, на самом деле не пробле­ма, а просто расходы... Тогда проблема исчезает, и начинаются просто перегово­ры относительно суммы, в которую обойдется решение».
Среди методик, которые помогают преодолевать препятствия, очень многие ориентированы на достижение богатства, потому что разработаны в США и, разумеется, используют свою пирамиду ценностей. Однако это не значит, что че­ловек с иной целью не может воспользоваться бизнес-опытом: методики универсальны и помогают решать различные задачи. Вот, например:

Универсальная методика преодоления ограничений
по М. Вудкоку и Д. Френсису:
Поставьте перед собой ясные цели. Люди иногда терпят неудачу из-за того, что расплывчато представляют цели, к которым стремятся. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.
Реальны ли ваши цели? Бывает, что люди устанавливают цели, которых почти невозможно достичь, а потом удивляются своей неудаче. Важно, чтобы эти цели были действительно важны для вас: цели, в которых на самом деле слабо за­интересованы, обычно не достигаются.
Привлеките к делу окружающих. Без помощи и поддержки многие проекты обречены. Установление на ранних этапах работы взаимосвязи с окружающими помогает продвижению вперед.
Определите, по каким признакам вы будете судить об успехе. Цели становятся гораздо полезнее, если их можно измерить. Человеку, стремящемуся похудеть, часто помогает висящий на стене график. Тот же самый принцип применяется и для совершенствования деловых качеств человека.
Будьте довольны скромным прогрессом. Говорят же, что большой дуб выраста­ет из маленького желудя. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает этого. Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношения данного человека к работе.
Рискуйте в незнакомых ситуациях. Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные. Часто приходится выбирать между риском и возвра­щением назад, к безопасности. В то же время неопределенность новой ситуации становится негативным фактором и тормозит прогресс.
Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном счете, каждый самостоятельно отвечает за свое развитие. Во все периоды жизни перед людьми есть выбор — учиться и расти на основе жизненного опы­та, либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Личная эффективность требует, чтобы вы научились отве­чать за ход собственной жизни.
Не упускайте возможностей. Пока вы работаете над личным планом развития, могут возникнуть новые возможности. Можно улучшить отношения с окружающими, создать коллективы, продвинуть вперед дела, завести новые связи. Уме­ние распознать и использовать возможности отличает людей, работающих над собой.
Будьте готовы учиться у других. У окружающих можно многому научиться. Их реакция, беспристрастный взгляд представляют собой ценный ресурс. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оце­нить мысли этих людей и, между прочим, скорее всего, повысит ваш авторитет и положение в их глазах.
Учитесь на своих неудачах и ошибках. Если вы не правы, будьте готовы признать это. Рассматривайте свои неудачи и ошибки как обратную связь с практикой, учи­тесь на них. Такой подход и обращает неудачу в полезный ресурс для развития. Ставьте реальные сроки. Совершенствование происходит непрерывно. Как только одна цель достигнута, пора искать новые области приложения сил. Ваш сегодняшний образ действий является результатом многолетнего обучения; но­вая модель поведения довольно медленно сменяет старую. Изменения требуют постоянного внимания и реалистических сроков выполнения.
Получайте удовольствие от своего дела. Чересчур озаботившись выполнением целей, вы легко можете утратить дух энтузиазма и заинтересованности. Наиболее продуктивен климат, который заставляет преодолевать настоящие труднос­ти и дает шансы на успех.
Я советую внимательно отнестись к этим пунктам. Не смущайтесь, если они покажутся вам несколько общими: таковы особенности всех стратегических реко­мендаций по самоулучшению. Однако их можно сделать конкретными, тщатель­но с карандашом в руках примеряя каждый пункт к своей ситуации.
Конечно, можно этого не делать. Но есть мнение, что любая неудача — это пре­дупреждение о будущей более серьезной проблеме.
Что касается «невезения» и других подобных категорий, то очень уместно здесь вспомнить слова Стивена Ликока (Канада): «Я очень верю в удачу. И чем напря­женнее я работаю в расчёте на нее, тем удачливее становлюсь».

Безответная любовь

Для тех, кто не верит в настоящую любовь, наверное, будет большим откровением то, что знает любой врач «Скорой помощи» — чуть ли не половина попы­ток самоубийств случается из-за неразделенной любви.
Рассматривая этот феномен, американский психолог Этель С. Персон в книге «Радости любви» предупреждает, что даже счастливый влюбленный подвержен большому психологическому риску, связанному с самораскрытием и концентра­цией на одном человеке. Сознание влюбленного очень часто сужается до един­ственной потребности — быть любимым.
Любовь превращается в экстремальную ситуацию, когда человек роняет интеллектуальный щит — способность мыслить аналитически, критически относиться к себе и другим. Типичная психологическая картина поведения влюбленного со­провождается припадкообразными порывами страсти и меланхолии. Эти мета­ния особенно характерны для времени, когда оба взаимно не признают свою любовь или одна из сторон окончательно не оставит надежду.
Но сначала необходимо принять окончательное решение: считать или не считать свою любовь безнадежной. Никакая методика защиты не поможет, если одной рукой вы будете бороться с любовью, а другой — бороться за любовь.
Все это надо иметь в виду, если вы ищите выход из безответной любви, и, учитывая, что избавление от экстремальной ситуации — это процесс, протяженный по времени, надо запастись терпением.
Если вы считаете, что надежда добиться взаимности реальна, заставьте себя пре­кратить беспорядочные действия. Отнеситесь к своим чувствам как к задаче, ко­торую можно решить. То есть, как бы странно это ни звучало, нужно составить программу, по которой вы будете действовать, и записать признаки, по которым вы будете судить о результатах. Очень важно сформулировать и цель — что имен­но вы называете «добиться взаимности»: неотчетливые цели обычно вызывают и неточные действия.
Однако, если успех все не приходит, очень важно не пропустить момент, когда уже ясно, что ваша борьба бесполезна. Сумейте посмотреть правде в глаза и тог­да резко, окончательно, не оставляя себя скрытых путей назад, переменить про­грамму.
Чтобы победить в такой программе, не стесняйтесь советоваться с людьми и книгами, придумывать и создавать нужные ситуации, вести дневник (но в нем должны быть не размытые рассуждения о своих переживаниях, а анализ фактов). Может быть, это не очень романтично, но раз вы окончательно поняли, что лю­бовь не шагнула к вам сама и за нее надо бороться, эту борьбу лучше вести по правилам, которые делают ее наиболее успешной.
Психологи предлагают несколько методов выхода из ситуации «безответная любовь».
Даже при счастливой взаимности оставляйте пространство для «правильной дистанции». Крайне опасно (и вредно для самой любви) пытаться объединить
все без остатка: мечты, досуг, деньги, работу, тайные желания — и замкнуться друг на друге. У каждого должен оставаться и собственный круг общения. «Стра­стно влюбленные пары самодостаточны, — говорит Шангаль де Мустье. — Но это опасно, потому что нужно питать свою любовь, а не питаться ею».
Если вам не удалось избежать концентрации на одном чувстве, используйте прием, рекомендованный еще Овидием в поэме «Лекарство от любви», — рас­кидайте костер. Заставьте психику заниматься различными проблемами. Многие сильные люди заваливали себя работой, спасаясь от горя, но и этого мало: нужно найти и новый круг людей, и новое занятие (курсы вождения, дельтопланеризм или йога — почти все равно) и продумать свой отпуск и выходные, чтобы не сидеть без дела. Занимайтесь чьей-то проблемой, помогай­те. Разбросав, таким образом, головешки костра, вы скоро почувствуете, что порознь они гаснут.
Жизнь духа надо лечить переменами в жизни тела. Это сильное и быстродейст­вующее средство особенно важно в первые дни расставания. Сильная физиче­ская нагрузка снижает любой стресс, в общем-то, это вопрос химии: из орга­низма вместе с потом выходит адреналин (ощущение тоски и безысходности) и норадреналин (ощущение гнева и враждебности). Полезны также массаж, бани, обливание холодной водой, морские и воздушные ванны — больше действия и ни минуты покоя. Полезно сменить рацион. Отказаться от острой, жирной, сладкой пищи, от любого алкоголя, ввести вегетарианскую диету. Еще надеж­нее строгий пост, который успокаивает обменные процессы и снижает энерге­тическое напряжение.
Один из методов Дейла Карнеги сформулирован так: «Если вам достался лимон, сделайте из него лимонад».
Энергия любви может быть направлена не на саморазрушение, а на созидание. В истории немало примеров, когда, спасаясь делом, отверженный влюбленный в конце концов просто поднимался выше своих переживаний и человека, кото­рый их вызвал. Французский композитор Гектор Берлиоз несколько лет доби­вался любви ирландской актрисы Генриетты Смитсон и, наконец, направил всю силу своего чувства на написание гениальной «Фантастической симфонии». В одной из частей Берлиоз изобразил отвергнувшую его женщину отвратительной предводительницей ведьм на шабаше. Биографы свидетельствуют, что, закончив симфонию, композитор вдруг почувствовал, что избавился от мучительного на­важдения безответной любви.
Нужно развенчать свой идол. Любят всегда одновременно и человека, и идеальный образ, созданный на его основе. Используя это свойство любви, Лопе де Вега в комедии «Собака на сене» предлагает: «Хотите, я подам совет? Уве­рен, он поможет делу. Вы вспоминайте недостатки, не прелести. Старайтесь в памяти носить ее изъян — и самый гадкий!» Впрочем, надо понимать, что это сильное средство может лишить вас на всю жизнь счастья воспоминания о светлом чувстве.
Знаменитый французский психолог Жан Пиаше вылечил одну из своих пациенток, заставив ее сначала сжечь все письма и фотографии любимого, а потом на сеансе гипноза вспоминать перед одной специально оставленной фотографией о его небольших недостатках. Психолог умело подчеркивал и раздувал недостат­ки до тех пор, пока не удалось создать по фотографии образ большой хищной птицы, от которого женщине уже самой захотелось как можно скорее избавить­ся и забыть некогда любимое лицо.
Накопившийся яд нужно выплеснуть, поэтому не замыкайтесь в себе. Вы можете рассказать все близкому человеку — спрашивая совета, прикрываясь чужим именем или откровенно говоря о своей беде — не имеет значения. Психология называет это «отрегулировать эмоции».
Один из традиционных приемов психотерапии — письменно фиксировать свои проблемы и навязчивые идеи. Это сильное лекарство, которое помогает даже психически больным, может спасти и вас: не жалейте времени вести дневник. Особенно хорошо, если, кроме своих переживаний, вам удастся закрепить на бу­маге анализ и выход из ситуации.
Один из универсальных приемов преодоления проблем закреплен в русском фольклоре поговоркой «Клин клином вышибают». Если вам удастся заменить одну любовь — безответную на другую — взаимную, то проблема практически ре­шится или, по крайней мере, не будет такой острой. Конечно, в новом человеке вы можете и не найти все, поэтому замещение бывает частями: в одном месте — секс, в другом — самоуважение, в третьем — нежность и понимание и т.д. Разу­меется, лучше бы все это найти в одном — любимом человеке, но сейчас мы го­ворим об экстремальной ситуации, о том, как спастись, — тут не до идеальных вариантов.
Если у вас есть возможность, разумеется, надо обратиться к специалисту — пси­хологу, психотерапевту, консультанту по семейным проблемам: борьба с душев­ной катастрофой должна вестись профессионально и индивидуально. Однако существует около двадцати приемов психологической самозащиты, которыми человек и сам в состоянии воспользоваться. Кроме тех, что уже были упомяну­ты, добавим еще три:
«Лиса и виноград» — в басне Эзопа лиса избавляется от психологического напря­жения из-за невозможности достать виноград рассудочным способом: она убеж­дает себя, что виноград еще зелен, не очень-то ей его и хотелось и т. д.;
«Бывает и хуже» — рассмотрение несчастий и безысходности других людей час­то убеждает нас, что собственные беды можно терпеть;
« Создание невыносимых условий» — в старом анекдоте в ответ на жалобы соседа на тесноту мудрый человек посоветовал ему купить козла; когда через некоторое время тот взмолился, что стало еще хуже, мудрец посоветовал продать козла и тем сильно облегчить свою жизнь.
Защищаясь от потрясения безответной любви, надо избегать самых опасных ошибок:
• не допускать минут, когда вы сможете неподвижно смотреть в одну точку, максимально загружайте себя;
• избегать одиночества, даже если это сложно — идти к людям (но только к тем, кто вас меньше раздражает);
• не позволять себя иметь надежду вернуться, попробовать еще раз, встречать­ся с тем, из-за кого вы страдаете, — решение должно быть окончательным;
• не поддаваться искушению отомстить или потрясти этого человека.
И речь идет не только о трагедии и грехе самоубийства. Жизнь дает примеры совсем уж буквальных потрясений. Например, в 1992 году в городе Шарья (Костромская область) отвергнутый молодой человек подбросил на двор своей воз­любленной коробочку из-под духов «Тет-а-тет», начиненную взрывчаткой и швейными иглами — мать девушки была отправлена в больницу, а молодой че­ловек — в тюрьму.

Экзамен

Собственно, вся наша энциклопедия как раз и рассказывает о том, как сдавать экзамены. Добавим к этому немного учебного опыта — миллионов студентов и абитуриентов.
Самая популярная ошибка в подготовке к экзамену — действовать по принципу: «Проходим по очереди все билеты» (например, оставшийся месяц разбивается на 30 частей: один день — один билет). Московский психолог А. Пронин пред­ложил удачную альтернативу — технику подготовки «3–4–5». Время до экзаме­на (год, месяц, неделя) делится на три равные части. В первые, скажем, 10 дней надо пройти все темы на троечку, во вторые десять дней — на четверку, а в ос­тавшиеся — отшлифовать знакомое и убрать ошибки.
У такого способа есть сразу несколько преимуществ. Главные: знания не связаны в памяти со страхом «опоздать», появляется возможность именно учить (по­вторением) и создается представление о предмете как о целом. Опытные преподаватели утверждают, что непотопляемый студент — это тот, кто умеет говорить на языке предмета, имеет понятие о его обшей структуре, знает, что можно не учить, и вовремя блеснет яркой деталью.
Разумеется, такой студент прекрасно владеет и чистой техникой подготовки к экзамену. Английские консультанты Ф. Орр и Э. Клаф в книге «Экзамены без стресса» обобщили подобный опыт:
• организуйте подготовку по четкому плану (недели, дни, часы); если вы садитесь за стол с размытой целью «немного заняться повторением», вы лишаете се­бя важнейшего стимула — чувства выполненного долга при поставленной цели; о зная свои золотые часы (вы - «жаворонок» или «сова»?), наметьте, какими те­мами вы будете заниматься в часы подъема, а какими — в часы спада;
• если вы чувствуете себя «не в настроении», начинайте занятия с наиболее ин­тересного для вас предмета или темы, это поможет войти в рабочую форму;
• если вдруг возникает страх перед предметом, надо резко встать, отвернуться от стола, сделать несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов и только затем опять приступать к делу;
• обязательно делайте короткие, но регулярные перерывы: отдыхать, не дожи­даясь усталости — лучшее средство от переутомления;
• обойдитесь без стимуляторов (кофе, крепкого чая и т. д.): нервная система пе­ред экзаменом и так на взводе;
• вечером перед экзаменом надо заняться любым отвлекающим делом, прогуляться, искупаться, а ночью хорошо выспаться: последние двенадцать часов должны уйти на подготовку не знании, а организма.
Говорят, что плохому студенту всегда не хватает одной ночи перед экзаменом. Но и у него немало возможностей выкрутиться.
Во-первых, по дороге в вуз надо листать материалы уже знакомые, чтобы подго­товиться психологически — вот сколько я знаю!
Во-вторых, надо некоторое время стоять перед аудиторией и спрашивать всех выходящих о том, какие вопросы задавали, и впитывать все как губка. Этот при­ем рассматривает голову студента как пустое ведро, которое за день-два напол­няется недолгими знаниями. Главное здесь — донести, не расплескав его, до эк­заменатора. Выйдя после сдачи, «ведро» надо немедленно вылить, чтобы осво­бодить его для следующего предмета. Разумеется, так можно получить удовле­творительную оценку, но не знания.
В-третьих, пользоваться «принципом зеркала»: всей душой полюбить преподавате­ля (но не заискивать!), и, отражая ваше очарование, он ответит взаимностью. Вооб­ще «человеческий фактор» опытные студенты используют обязательно. Например, не мешают преподавателю рассказывать самому, зная, что это хороший признак. Также никогда не выкладывают 100 процентов того, что знают по теме, оставляя пространство для маневра на дополнительных вопросах. И если не очень увере­ны (или очень не уверены) в своих знаниях, то говорят с особой бодростью — ус­тавший экзаменатор может довериться первым правильным фразам, а то и вооб­ще интонации, и не вслушиваться в суть.
Кстати, если ответ на вопрос вам совершенно неизвестен, ни в коем случае не разводите попусту руками. Надо говорить первое, что пришло в голову, втянуть преподавателя в диалог и дать ему самому возможность ответить на билеты или, включив в игру «горячо-холодно», использовать его самого как шпаргалку. Ошибка обычно лучше полного молчания. Ведь на любом экзамене испытывают­ся не только знания, но и сам человек, а воля к победе всегда вызывает уважение. Классический студенческий анекдот повествует, как два студента-прогульщика были признаны лучшими в общежитии. Во время социологического опроса: «За сколько вы смогли бы выучить китайский язык?», один из них спросонья бросил­ся будить своего товарища с криком: «Вася, вставай! Завтра китайский сдавать!» Лучшие специалисты по сдаче экзаменов сходятся на том, что шпаргалки полез­ны. Правда, если соблюдаются два условия:
1) шпаргалки должны быть написаны лично: кто бы ни сдал перед вами по пред­ложенным шпаргалкам сдал на «отлично» он, а не вы;
2) доставать шпаргалку есть смысл только тогда, когда вы не знаете вообще ничего; ес­ли вопрос стоит так — «три или четыре?» - риск слишком велик, неофициальная ста­тистика говорит, что «незасвеченными» остаются не больше 30 процентов шпаргалок. Впрочем, случается, к счастью, и такое, что вы знаете выпавший билет. Не то­ропитесь. Здесь тоже есть своя наилучшая тактика:
• прочитать весь билет до конца;
• оценить, какой пункт для вас самый легкий;
• наметьте себе последовательность решения пунктов по принципу от самого легкого к сложному;
• если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей не раньше разумного времени, не бросайте сразу:
• следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт;
• если остается лишнее время, не торопитесь вставать: на письменном экзаме­не потратьте время на проверку, на устном преподаватель — вопросы повторяются.
послушайте, о чем спрашивает преподаватель — вопросы повторяются.
Обычно преподаватель не «заваливает» абитуриента, особенно если тот умело поль­зуется описанным выше «методом зеркала». Но если начинается вопиющая неспра­ведливость, воспользуйтесь советами автора книги «Как поступают в вуз» Г. Гурия:
1) во время устного экзамена пользуйтесь планом-конспектом своего ответа на вопросы билета, это официальный документ на случай, если вы подадите апел­ляцию;
2) не ввязывайтесь в игру «вопрос-ответ, вопрос-ответ»; не ловитесь на вопросы, выходящие все дальше за рамки официального (в билете) вопроса, повто­ряйте то, что написано в вашем тексте;
3) чувствуя, что эмоциональная напряженность разговора растет, сбивайте темп, не стесняйтесь фразы: «Так. Дайте мне подумать минуточку...» — и думайте;
4) экзаменатор не имеет права вас подгонять, он не имеет права снизить оценку за медлительность; если вас подгоняют, спокойно говорите, что знаете ответ, но ищете самую точную формулировку;
5) знайте свои права, если преподаватель их нарушил, подавайте апелляцию; на­пример, опрашивать поступающего в вуз должны два преподавателя, вопрос би­лета не должен выходить за рамки официальной государственной программы по данному предмету, преподаватель должен верно истолковать ваши записи; по­низить оценку из-за апелляции не могут, повышают, как показывает многолет­ний опыт, в 70 процентах случаев.
Кстати, абитуриентам психологи советуют заранее потолкаться там, где предсто­ит экзамен, чтобы снизить давление новой обстановки. И уж тем более в вы­бранном вузе полезно побывать задолго до экзаменов для того, чтобы узнать все подробности приема, есть или нет военная кафедра, можно ли сдавать платные «репетиционные» экзамены и прочее.
Одеваться на экзамен надо, не пытаясь кого-то поразить, выбирайте то, что удобно вам. Выйти из дома в этот день лучше раньше обычного, потому что замечено: время в день испытания идет по-особому.
Закоренелые в суевериях студенты в прежние времена (когда были в ходу пяти­копеечные монеты) обязательно на счастье под пятку клали пятак, а также ни­когда не стриглись перед экзаменом. (Это юмор стародавних студенческих вре­мён, но и он несёт позитивный психологический заряд.)
Что делать, если абитуриент проспал или забыл про экзамен? Во-первых, сразу позвонить в приемную комиссию и назвать уважительную причину: внезапная болезнь, привлечение милицией в качестве свидетеля, авария в метро и т. д. Во- вторых, немедленно добыть соответствующую справку. Впрочем, известны слу­чаи, когда приемную комиссию удавалось убедить рыданиями.
Ну а если вступительный экзамен вы провалили, вздохните полной грудью и
действуйте дальше, потому что, кроме этого вуза, есть другие, кроме нынешнего года, будет следующий. И самое главное — не упускайте возможность сделать выводы из своих ошибок, чтобы совершенствоваться к следующему конкурсу. В конце концов, каждый студент, кроме дисциплин, указанных в учебном плане, проходит еще одну — умение сдавать экзамены. В некоторые минуты жизни уда­ется заметить, что эта наука была самой главной и в других обстоятельствах.


Лень

Лень — это универсальное средство защиты человека от бесполезного труда. Ча­ще всего она следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто мно­голетней усталости.
Даже здравый смысл народа можно принять за лень. И только годы спустя сообразить, что большая яма зияла бы на месте нашего Отечества, если б народ не «ленился» выполнять все намеченное разнообразными правителями.
Поэтому, прежде чем бороться со своей ленью, надо уточнить ее суть, проанализировав собранные о себе факты по следующим пунктам: лень выполнять определенную работу, лень действовать вообще, лень действовать в определенное время (дня, месяца, года) или в определенном месте.
Первая ситуация самая распространенная.
Из нее у вас есть два выхода: отказаться от нелюбимой работы или сделать ее приятной.
Рассмотрим вариант «отказаться». Если речь идет об источнике дохода, то бро­сать профессию можно лишь в обмен на другую. Поэтому пока вы не выбрали и не проверили себя некоторое время на другой работе, лучше потерпеть. Как вы­брать себе новую профессию — существует немало методик, еще лучше обра­титься к специалистам. Но в любом случае не помешает решительно расширить круг своих интересов, потому что новые интересы рождают новые цели и воз­можности.
Если лень восстает против определенного вида деятельности (например, мытья посуды), то первым делом надо решить, кто возьмет вместо вас на себя эту ра­боту или что случится, если ее совсем не делать. Здесь вы можете с кем-то по­меняться делами, привлечь на помощь и разбить на операции, изменить техно­логию (грязной посуды не будет, если есть на одноразовых тарелках) или ввести практику мыть посуду каждому после себя и т. д. Иногда неприятную работу уда­ется «пересидеть» — в армии широко известен принцип: «Получив команду, не спеши ее выполнять — последует команда "отставить" — но в случае с грязной посудой, к сожалению, этот номер не проходит.
Другой вариант победы над нелюбимой работой — сделать ее приятной. Подумайте серьезно и с карандашом в руках, нет ли возможности ее усовершенство­вать, украсить необязательными подробностями, добавить новых цветов и зву­ков. Часто работу легче делать, если разбить ее выполнение на части и отмечать каждую часть как сделанную отдельную работу...
Ну а если не удается изменить или избавиться от нелюбимого рода деятельнос­ти, остается изменить свое к нему отношение. Человечество придумало для это­го множество механизмов, и все они помогают, в конце концов, договориться со своей ленью:
• придумать себе систему небольших поощрений и, сделав очередную часть ра­боты, выпить чашку кофе, наградить себя конфетой, почитать любимую книж­ку и т. д.;
• устроить соревнование с коллегами, даже если они об этом не подозревают;
• однообразную часть работы довести до автоматизма (вот как раз мытье посу­ды), тогда она словно проскакивает мимо психики;
• психологически отстраниться: представить, что вы актер, вживающийся в об­раз, или сыщик, занимающийся промышленным шпионажем (этот прием особенно эффективен на разовых работах);
• держать в памяти конечные стимулы — заработок, признательность, профес­сиональный рост, в конце концов окончание неприятной работы — и удовлетво­рение от стимулов постепенно переносить на сам процесс работы.
Есть и еще одно средство, и оно помогает во многих случаях, так как связано с важнейшим рефлексом человека. Попробуйте серьезно разобраться в цели сво­ей деятельности, конкретизировать и поверить в нее: потому что надо иметь уж действительно огромную силу воли, чтобы без лени работать над тем, во что не веришь и чего не понимаешь.
Вторая ситуация существования лени обычно бывает по двум причинам — физической и душевной.
Лень очень часто напрямую связана с жизнью тела. Франсуа де Ларошфуко писал о лени так: «Она — как рыба-прилипала, останавливающая огромные суда, как мертвый штиль, более опасный для важнейших наших дел, чем любые рифы и штормы. В ленивом покое душа черпает тайную усладу, ради которой мы тут же забываем о самых горячих наших упованиях и самых твердых намерениях». Внимательный читатель сразу заметит в этом описании XVII века очень распро­страненные в наше время симптомы гиподинамии и авитаминоза. Не делать за­рядку, не гулять и не заниматься спортом, есть поменьше овощей и фруктов, ло­житься спать только после полуночи и побольше курить — и вот вы уже чудо­вищно ленивы... Кстати, не случайно все мечтатели «начать новую жизнь с понедельника» терпят поражение именно на зарядке — она первый реальный шаг в сторону от лени и очень тренирует волю.
И еще одно условие. Каждое воскресение, очередной отпуск, пятнадцатиминутный перерыв на работе должны быть наполнены именно отдыхом. Иначе однаж­ды вы почувствуете всю силу защитной реакции организма и его ответ на пло­хую организацию труда примите за свою непобедимую лень.
Среди открытий академика И.П. Павлова есть и рефлекс цели — внутренняя по­требность каждого человека к действию и движению вперед. Если рефлекс цели у человека не работает, то естественнее всего предположить, что цели нет, точ­нее, человек ее не видит.
Исправить эту ситуацию можно одним из приемов, изложенных Аланом Лакейном (США).
На листке бумаги написать: «Каковы мои жизненные цели?» — и за две минуты написать ответы, какими бы абсурдными они вам ни казались. Еще две минуты можно потратить на исправления и добавления. Цели можно формулировать и в общем виде — «личное счастье», и конкретно — «стать хорошим альпинистом».
На втором листке бумаги ответьте на вопрос: «Как бы я хотел провести следую­щие три года?» (если вам за тридцать — пишите «пять лет»). Две минуты на от­вет, две — на добавления.
На третьем листке надо за такое же время ответить на вопрос: «Если бы я знал, что меня поразит насмерть молния ровно через шесть месяцев, как бы я тогда сейчас жил?» Получив ответы, в каждом из трех списков выделите три главные цели (на каждый список — минуту) и из оставшихся девяти целей выберите три самых главных.
Чтобы ответ был точнее, эту операцию надо проводить несколько раз в течение двух недель. Когда вы сформулируете главные жизненные цели, вы, возможно, с удивлением обнаружите, что они и близко не подходят к тому, чем вы занима­етесь весь день. Вот это и есть доказанный диагноз вашей лени, но одновремен­но и рецепт от нее. Вспомним слова Сенеки: «Когда человек не знает, в какую гавань он держит путь, ни один ветер не будет ему попутным».
Третью ситуацию — если у вашей лени есть определенный режим — можно счи­тать даже везением, потому что режим легко исправляется режимом. Составь­те хронограмму своего дня: как используются первые, «золотые» часы работы, какие часы самые тяжелые, соблюдаются ли перерывы и уходят ли они имен­но на отдых. Исправьте режим и на тяжелые, ленивые часы перенесите самые простые дела.
Если «тяжелые времена» — это определенный месяц или время года, измените свой режим на это время, по возможности — разбейте трудное время коротким отпуском. Может быть, у вас — «весенняя усталость»: это значит, надо обратить внимание на витамины, побольше бывать на воздухе и солнце.
Нежелание работать в определенном месте (при этом вид деятельности устраи­вает) говорит, скорее всего, что это место плохо обустроено. Лишние предметы на рабочем столе, отсутствие порядка и системы, неудобные орудия труда, пло­хая освещенность, воздух, температура, влажность, пыль, цвет стен могут быть причиной, и эту причину надо исследовать и устранить.
Разумеется, кроме трех самых типичных ситуаций, вас может постичь и четвертая, и пятая. Но в любом случае есть главное — системный подход: наблюдать за собой во время лени (сбор информации), изложить суть и географию (сформу­лированная проблема — уже половина решения), записать свои возможности (выбор приемов) и действовать в ту же минуту.
Не забывая, впрочем, что есть и опасная противоположность лентяям — трудоголики. Они не умеют лениться ни минуты в день, постоянно работают, уже плохо соображая зачем. Они не валяются в гамаке и не гуляют в парке, и, разу­меется, наравне с лентяями пропускают собственную жизнь мимо.


Чрезмерная застенчивость

Исследования показывают, что почти четверть молодых людей страдает от застенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет стеснительными являются 50 процен­тов мальчиков и 60 процентов девочек.
Взрослый человек, которому не удалось преодолеть излишнюю стеснительность, как правило, меньше зарабатывает и не занимает ответственных должностей. Он труднее меняет место работы и тяжелее переносит семейные проблемы. Для че­ловека с болезненной застенчивостью экстремальная ситуация может внезапно начаться в любом магазине, кафе, на вечеринке, на улице и на работе. Чтобы на­учиться управлять собой в такие минуты, нужно немало поработать заранее. Пси­хологи предлагают действовать одновременно по нескольким направлениям. Останьтесь наедине с зеркалом и мысленно опишите себя, будто видите в пер­вый раз. Сделайте это с максимальной доброжелательностью. Посмотрите, не надо ли что-то изменить (например прическу). Посоветуйтесь потом с челове­ком, вкусу которого доверяете. Но главная задача этого упражнения — найти у себя хорошие черты и закрепить их в памяти.
Затем попробуйте поговорить о себе с самим собой как о постороннем человеке. Назовите вслух свои недостатки: «Я очень робею в новой компании», «Мне давно пора сбросить лишний вес». И тут же порассуждайте о том, что это не са­мые страшные недостатки, у других есть и похуже, но они держатся гораздо уве­реннее. Эту мысль продолжите характеристикой своих достоинств: «Я человек с отзывчивым сердцем», «У меня хорошо складываются отношения с товарища­ми» или «Зато я отлично разбираюсь в моторах».
Рассуждая таким образом, вы должны создать свой реальный портрет. Если вы сумели быть к себе объективны, он вызовет у вас симпатию, и ее надо закре­пить в памяти.
Ещё один вопрос: может быть застенчивость — результат того, что вас мало лю­били в детстве? Изменить это уже нельзя, зато можно исправить сегодняшний день — полюбите себя: не бойтесь себя перехвалить, делать себе маленькие по­дарки и доставлять удовольствия.
Выходите навстречу своим проблемам. Если вы стесняетесь спросить, который час, или обратиться к продавцу по поводу цены товара, займитесь этим специально. Это легче делать, если отнестись к задаче как к игре или учебе (особенно в группе). Спрашивайте и заговаривайте с незнакомыми людьми, наблюдайте, как это делают другие.
Облегчить на первое время себе эту задачу можно психологическими приемами отстранения от ситуации. Представьте себя актером, участником пари, развед­чиком или солидным бизнесменом. Некоторым людям помогает представление, что они выполняют просьбу кого-то беспомощного, слабее себя.
От невинных вопросов можно переходить к изменению в привычках и уже не отказываться от приглашений в новую компанию, устраиваться на курсы, в сек­ции, кружки — чтобы расширять круг общения. Избавиться от неловкости при
большом скоплении людей можно и специальными посещениями театров, концертных залов и т. д. Прислушайтесь к себе, обращайте внимание, в какие имен­но минуты вам трудно общаться, пытайтесь понять почему, а затем исправлять. В арсенале психологов есть и более крутые меры. Японские специалисты, на­пример, предлагают одеться поприличнее и, стоя на вокзале, встречать каждую электричку пением марша. Одна из американских школ по борьбе с застенчиво­стью рекомендует ежедневно некоторое время проводить на улицах и спраши­вать, где продают крокодилов или подвенечные платья. А среди отечественных находок интересен сценарий, когда в булочной, отстояв очередь вы, долго и му­чительно заикаясь, так, что вся очередь начинает вам сочувствовать, вдруг спра­шиваете продавца, завезли ли свежее дизельное топливо.
Предварительные репетиции. Действие, повторенное много раз, теряет свою ос­троту. Вы можете дома перед зеркалом или приятелем репетировать типовые эпизоды, которые особенно трудно вам даются.
Адвокаты и политики не стесняются репетировать тяжелые места будущих выступлений и переговоров. Если вы хотите подготовиться таким образом к важ­ному событию, обязательно узнайте у приятеля о сильных и слабых местах ва­ших прогонов. Затем — сильные места закрепить, а слабые исправить или убрать вообще. Даже перед вечеринкой можно делать «домашние заготовки» — вопро­сы, тосты, темы для разговора и многое другое.
Присмотритесь к людям, которые вам нравятся и, как вам кажется, пользуются успехом. Лучше, если это будет кто-то из знакомых (с которым можно проконсультироваться), но на крайний случай сойдет и актер или политик. Учитесь у него даже жестам и движениям, но так, чтобы они стали для вас органичны. И после долгих репетиций однажды отбросьте их.
Научитесь, как когда-то арифметике, основам общения. Лучше это сделать на хороших курсах, можно и по книгам.
Но самые простые вещи вспомним уже сейчас: улыбайтесь, наклоняйтесь к собеседнику. кивайте, не закрывайте лицо руками, не скрещивайте руки на груди, не прячьте глаза, прикасайтесь к собеседнику в особенно эмоциональные мо­менты беседы.
Думайте об интересах собеседника, расспрашивайте его о них. Не задавайте во­просов, на которые можно услышать односложный ответ. Начинайте свой вопрос словами: как. почему, каким образом, что.
Все психологи отмечают, что людей очень радует звучание собственного имени. Поэтому при знакомстве, если вы не расслышали имя нового знакомого, попро­сите его тут же вам повторить. При взгляде на человека не сосредотачивайте все внимание на разглядывании собеседника, оставьте долю своего внимания и на запоминание имени. Сразу же привяжите его звучание или смысл к внешности и для закрепления в ближайших фразах несколько раз употребите имя. Пользуйтесь преимуществами знакомой обстановки. Если человек придет к вам в дом, сама роль хозяина вынудит вас быть ведущим. Если встреча связа­на с профессиональной деятельностью, постарайтесь провести ее «на своей территории» или там, где вы не раз бывали. Если это не получается, заранее побывайте и осмотритесь на месте предстоящей встречи, конечно, в ситуации, когда это возможно.
Избавьтесь от скованности при прикосновениях других людей. Для этого существуют специальные психологические игры. Например, в роботов, где «опера­тор» должен простыми командами: вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз — суметь руками «робота» с завязанными глазами достать спрятанную вещь.
Еще одна игра — в «говорящее зеркало». Водящий с завязанными глазами трога­ет наугад лицо одного из игроков, стоящих в кругу, описывает в превосходных степенях его брови, глаза, уши и всё остальное, а затем называет, кто это. Подобных игр много. Собственно, и жмурки, и салочки, и прятки, и тем более «куча мала» нравились не одному поколению наших предков еще и потому, что помогали раскованности.
В заключение — несколько слов для родителей. Раз уж статистика говорит о вы­соком проценте застенчивости у детей, то, вероятно, и ваш ребенок встретится с нею. Она не всегда выглядит традиционно — у многих подростков стеснитель­ность прячется за показной агрессивностью или иронией. Исправить экстре­мальную для ребенка ситуацию вам помогут советы психологов:
• не навешивайте на ребенка ярлыки; слова «он у нас такой робкий» или «он такой увалень» — могут застрять в нем на всю жизнь;
• повышайте самооценку своего ребенка, хвалите за успехи;
• будьте справедливы и помогайте высказываться наравне со всеми;
• пользуйтесь преимуществами знакомой обстановки, приглашайте друзей ре­бенка в ваш дом, где ему будет легче;
• разыгрывайте всевозможные ситуации и репетируйте;
• запаситесь терпением, помогая своему ребёнку преодолеть застенчивость.
Все эти советы полностью подходят и взрослым. Однако особое внимание обра­тим на последний. Изменения человека проходят медленно. Нельзя надеяться на эффект от нескольких проделанных упражнений или прочитанную книжку. Более того, как во всякой работе, здесь возможны и успехи, и неудачи, и неверие — так что надо напоминать себе, что ваши занятия — это процесс, и пока он не закон­чился, не стоит выносить ему (а заодно и себе) окончательный приговор.
Тем более что совершенно избавляться от стеснительности и практически ломать себя — идти против природы человека. В некоторых экстремальных ситуа­циях, как давно заметили поэты, сердце спасает лишь прекрасный дар застенчи­вости.


Женитьба

Когда молодой человек спросил у Сократа, жениться ему или нет, мудрец ответил: «Поступай как угодно, все равно пожалеешь». Но если вы не философ и всерьез считаете, что одно из решений может быть правильным, начните с ана­лиза информации.
Социологи считают, что лучший возраст для вступления в брак как для мужчин, так и для женщин — между 25-ю и 29-ю годами. В России в каждой пятой-шестой семье жена старше мужа. В крупных городах распадается каждый год при­мерно половина заключенных браков.
Как выбрать спутника жизни?
Вот наиболее общие советы психологов:
• легче уживаются характеры со средним развитием психики: со средней нерв­ной возбудимостью, средней активностью и средней долготой ощущений;
• одинаковые недостатки характера или психики затрудняют совместимость — они как бы суммируются, усиливая друг друга; впрочем, похожие достоинства тоже складываются, и это облегчает совместную жизнь;
• психологический закон дополнительности говорит в пользу союза противопо­ложных характеров: каждый находит в супруге то, чего ему самому не хватает. Скажем, при прочих равных условиях одна из лучших пар — сангвиник и мелан­холик.
Узнать друг друга — важнейшее дело во время встреч жениха и невесты. Прогул­ки и романтические свидания должны, кроме радости, приносить и информа­цию, без которой не стоит принимать решение. Вот примерный круг главных вопросов:
• его отношение к деньгам, каким образом он (она) собирается их тратить;
• отношение к детям, сколько их хочет иметь партнер;
• отношение к духовным ценностям, проблемам религии и мировоззрения;
• его представление о том, что такое хорошая жизнь;
• отношение к родителям — жить с ними рядом или далеко, а может быть, вме­сте;
• роль мужчины и роль женщины в семье — обязанности и права, кто глава се­мьи и в чем это выражается, как семья будет принимать решения;
• его (её) планы на будущее: карьера, профессия, образ жизни, мечты;
• любимые блюда, место и способ отдыха, различные бытовые привычки и при­вязанности;
• каким, по мнению партнера, должен быть идеальный супруг и друг.
На женских курсах «Как выйти замуж» процесс выяснения внутреннего мира партнера называется «интервью».
Влюбленная девушка должна задавать вопросы, не перебивать своего избранни­ка и просто слушать и слушать — обычно мужчина сам говорит о себе не пере­ставая. Слушать и делать выводы. Некоторые специалисты по проблемам семьи советуют иметь перед свадьбой возможность молодым пожить вместе месяц-другой, чтобы узнать друг друга еще лучше. Совет это спорный, но, во всяком случае, издавна у многих народов есть традиция помолвки. После нее жених и невеста получают возможность чаще встречаться, больше узнавать друг друга в быту, без церемоний бывать в семьях помолвленных. Народная мудрость, кста­ти, говорит, что если хочешь увидеть свою жену через двадцать лет, посмотри сейчас на свою тещу.
Обычаи народной жизни указывали, что сваты (а по возможности — и жених) должны выяснить с точностью: чисто ли в доме невесты, следит ли она за собой, как относится к брату или сестре, к чужим детям и своим родителям. Здорова, хорошо ли работает — это уже вопрос выживания будущей семьи.
Интересно, что, в отличие от крестьянской культуры, городские традиции предполагали возможность (и даже необходимость) для девушки на выданье быть ок­руженной несколькими молодыми людьми. В идеале они одновременно ухажи­вали за ней, пока, наконец, один не объявлялся женихом.
Современные специалисты по созданию семьи тоже считают, что девушка может не отдавать предпочтение кому-то из молодых людей довольно долго, в то же время не отталкивая их совсем. На одних московских курсах «Как выйти за­муж» мне однажды довелось услышать очень доказательную речь о том, что круг претендентов должен состоять не меньше чем из 3–4 человек.
Несколько слов о том, где и как девушкам рекомендуется искать спутника жизни. Местом первой встречи может быть и выставка, и концерт, и вечеринка у друзей или родных, теннисный корт, бассейн, институт, работа (скажем, стопро­центный успех — работа в войсковой части, да и магазине — важно, чтобы это был магазин «мужской»). Кстати, исследования показывают, что самыми резуль­тативными оказываются знакомства на работе, у родственников и друзей. Мужчины часто боятся сделать первый шаг (да и многие последующие), поэто­му девушка может взять инициативу в свои руки, используя какую-нибудь не­винную хитрость. Скажем, попросить приятного незнакомца достать что-то с верхней полки в универсаме или примерить плащ («хочу сделать подарок бра­ту»). Следующий шаг — хвалить мужчину за оказанную услугу, включив все свои чары.
Девушка, которая хочет, чтобы на нее обращали внимание, должна быть и опре­деленным образом одета: лучшие цвета — красный, черный, белый; фасон — та­кой, который позволяет легко вычислить фигуру. Следует опасаться слишком роскошной одежды — она может отпугнуть.
Отпугнуть претендента может и слишком явное предпочтение и внимание к нему. Мужчина должен быть всегда слегка в напряжении.
Неожиданное знакомство (или сближение, скажем, с давно намеченным коллегой) можно завязать, придя человеку на помощь в трудный момент, встать на его сторону, высказать сочувствие или неожиданное шумное одобрение... Обяза­тельное условие: при всех приемах знакомства мужчина ни в коем случае не дол­жен догадаться, что инициатива исходила от женщины и была запланированной! И никогда нельзя забывать, что лучший способ понравиться мужчине — все вре­мя его слушать.
А вот несколько типовых девичьих приемов приблизить первый поцелуй, если свидание за свиданием кавалер остается слишком робким.
Классический рецепт — «Ой, мне что-то попало в глаз. Посмотри, пожалуйста!» Сближение. В глазах девушки — томление и решительное «да».
Сближение в общественном транспорте на поворотах и в толчее. Вариант — ка­чели, карусели. Непроизвольные объятия могут перейти в касание губами. Использование природных условий. Дождь, девушка мокнет и оказывается под курткой у молодого человека. Вариант — под одним зонтом. Зимний вариант — погреть замерзшие руки в его ладонях.
Классический рецепт «Вы мой спаситель». Девушка прижимается, испугавшись собаки, машины, поскользнувшись. Молодой человек должен понять, что он — герой и опора. И тут же прочитать в глазах, что награждается поцелуем. Признаюсь, слушая курс «Как выйти замуж» — единственный мужчина в наполненном женщинами зале — я то и дело чувствовал себя зайцем на ежегодном слете охотников. Однако я тогда же убедился, что эти знания можно считать важной частью образования по социальной безопасности. И ничего нет плохо­го, когда женщина не только чувствами, но и разумом борется за свое счастье. Скажем, типичный случай: время идет, у влюбленных все хорошо, но делать предложение жених не торопится. Многих мужчин часто устраивает такое неус­тойчивое равновесие. У девушки другая задача — ей нужна настоящая стабиль­ность. к этому ее вынуждает сама природа. На всякий случай — один из тестов, разработанных американскими психологами. Говорят, он помогает узнать, на­сколько серьезны его (ее) намерения.
У партнера серьезные намерения, если он (она):
Сохраняет отношения, даже если вы расстались.
Строит и обсуждает общие планы на будущее.
Доверяет вам закрытые для других секреты.
Заботится о вас, даже если между вами ухудшились отношения.
Хочет быть с вами больше, чем с кем-либо еще.
Вряд ли он (она) собирается остаться с вами надолго, если:
Не идет ни на какие жертвы ради сохранения отношений.
Обманывает вас в главных вещах.
Не верит вам.
Безразлично относится к вашим переживаниям и важным для вас вещам. Грубит вам.
Не появляется с вами на людях. Не знакомит с друзьями.
Не распространяется о своем прошлом, работе, планах. Особенно опасный признак — скрывает свой телефон, адрес, место работы.
Разумеется, ни один из пунктов анкеты нельзя назвать безусловным. Жизнь слишком разнообразна, и решение все равно придется принимать вам, а не спе­циалистам по проблемам семьи. Тем более что психология и социология — не безапелляционная математика.
Интересно на этот счет мнение Д. Басса из Мичиганского университета. Он категорически утверждает, что никакая теория не предскажет, на ком в конце кон­цов счастливо женится конкретный человек. Лучшим доказательством необъяс­нимости выбора могут служить женитьбы близнецов, выросших в одной семье. Братья часто не одобряют выбор друг друга, а их жены с недоумением говорят: «И что она в нем нашла?», глядя на человека, которого можно назвать зеркаль­ным отражением ее собственного мужа.


Цыганская преступность

Этническая преступность — сложнейшая задача для любой полиции. Это легко заметить и по живучести традиционных цыганских «промыслов». Пожалуй, самый известный из них — воровство на фоне гадания. В милицейских протоколах это происшествие обычно называется мошенничеством.
Конструкторы говорят, что наиболее надежны простые решения, и, может быть, именно простота конструкции объясняет многовековую устойчивость этого преступления. В нем всего два пункта.
ОСТАНОВИТЬ ЖЕРТВУ. Самый банальный предлог — «дай погадаю — судьбу узнаю». Но это не значит, что он единственный. Цыганка может попросить вас показать ближайшую поликлинику («у ребенка болят зубы»), навязчиво просить монетку или значок («выцыганивать»), предложить косметику или кольцо... Предложения могут сменять друг друга с бешеным напором. Самое главное — за­держать хоть на секунду!
Ну а если вы дали монетку, то тут же, например, предложат погадать — бесплат­но, в благодарность. Или снять порчу, избавить от соперницы, — короче, пере­вести ситуацию из первой фазы во вторую.
Интересен и такой прием: «гадалка» неожиданно протянула руку (даже через приоткрытое окно — в салон машины), якобы вырывает у жертвы три волоса (они заранее зажаты в кулаке). И тут же начинает «наводить порчу», которую ос­тановить можно, разумеется, только деньгами.
ОБОБРАТЬ ЖЕРТВУ. Конечно, самый классический вариант — гадание или «колдовство». Скажем, та цыганка, что вас остановила, подводит к другой, вла­деющей навыками психотехники. Та быстро выдает набор ключевых фраз. По движению пальцев или расширившимся зрачкам собеседника цыганка видит, что попала в цель (болезнь, замужество, ребенок и т. д.), и. используя самого че­ловека как фонарик, движется по его информационной тропинке все дальше — убеждает в своей таинственной проницательности.
А может вместо этого сразу подключить гипноз. Гадалка начинает двигать блес­тящим предметом, внезапно подносит к вашему лицу зеркало, ведет быструю и непрерывную обработку словами. Наступает легкий (или не очень) транс, во время которого жертва с напряженной улыбкой снимает с себя кольцо, потом заворачивает его в крупную купюру, затем — в другую, и так с вариантами — до полного «освобождения» карманов.
Специалистки (так называемая «черная масть») иной раз часами управляют по­ведением жертвы — сочетая гипноз со сложно выстроенным обманом на темы колдовства или магического лечения. Известны случаи, когда люди буквально выносили «гадалке» из дома все ценное.
Иногда жертве удается сломать хрупкое психическое состояние, в которое его вводит гипнотизерка: неожиданным вопросом, парадоксальной реакцией. Чтобы этого не случилось, мошенница тараторит, не давая вставить слово и возмож­ности задуматься. Кстати, для нее очень важно, чтобы вы не улыбались и не сме­ялись: ирония — опаснейшая помеха во время работы любых мошенников (заметим: в том числе — научных и политических!).
Впрочем, гипнозом уличные воровки владеют далеко не так часто, как об этом идет молва. Дилетанток всегда больше. И им ничего не остается, как механически решить вторую часть дела. Они попросту вырывают кошелек или часы, хва­тают сумочку или деньги. Гвалт при этом поднимается не случайно — это силь­нейшее уличное оружие обескураживает жертву и дарит преступникам немало драгоценных секунд.
Нередко в уличном ограблении используется группа детей (во Франции таких воришек называют «мыши»). Они буквально облепляют состоятельного господина или даму, обчищают, как пираньи, и тут же исчезают в подворотнях. Впро­чем, когда одному из зарубежных гостей Москвы удалось выхватить газовый баллончик, в руках 9–12-летних детей тут же блеснули ножи. Хорошая привыч­ка держать отдельно мелкие деньги на уличные расходы может здесь вам помочь. Иногда удается отвлечь внимание нападающих, выбросив на землю мелкие деньги из кармана.
Если вы стали жертвой уличного «цыганского» ограбления, восстанавливать спра­ведливость своими силами, во-первых — опасно, во-вторых — все равно не удастся. Даже с помощью милиции это сделать очень непросто (хотя иной раз и удается). Традиционное цыганское ремесло — торговля самодельными товарами: косме­тикой, трикотажем или сладостями (о качестве губной помады и леденцовых пе­тушков страшно задумываться), а также фальшивыми драгоценностями. Причем продавец обычно не скрывает, что его кольца не из золота, а бриллианты — стек­лянные. Но бывает и такая ситуация — вычислив наивного покупателя, ему вну­шают, что выпала на редкость удача — только что привезли заветное бабушкино драгоценное кольцо... А драгоценность, естественно, из самоварного золота. Также традиционное этническое преступление цыган — обман при покупке зо­лота у жертвы.
Классическим цыганским доходом можно назвать и «ломку купюр». Группа окружает какую-нибудь кассу или палатку и галдит — просит, угрожает, требует об­менять большую сумму мелкими купюрами — на крупные. Стоит согласиться, и во время обмена начинается балаганный беспорядок, который позволяет «ло­мать» часть купюр. Получив крупные купюры, мошенники свою «сломанную» пачку не отдают в руки продавца, а бросают на прилавок. Пока жертва будет со­бирать их и пересчитывать, галдящая группа уже рассеется.
Говоря об этнической преступности, всегда приходится делать оговорки, заявлять, в общем-то, и так понятное — специально для защиты национальных чувств. Вот и я ни в коем случае не хотел бы, чтобы рассказ о типовых этнических преступлениях воспринимался как рассказ о нации.
Как каждый человек, выросший в русле русской культуры, я отношусь к цыга­нам неистребимо романтически. Хотя еще подростком испытал сильное разоча­рование, побывав в таборе, где ни один человек не умел играть на гитаре. Цыганские песни и романсы, стихи Пушкина и проза Горького оказываются для нас убедительнее криминальной информации.
А эта информация выходит далеко за рамки мелкого воровства и мошенничест­ва. На долю цыган приходится в среднем три процента преступлений. Это серьез­ная цифра, если учесть, что последняя перепись населения в СССР показала — в России цыган менее 150 тысяч.
Они делятся на несколько десятков родоплеменных групп, отличающихся и тра­дициями, и религией. Самая многочисленная — кэлдерари. Ее криминальные профессии: валютные махинации, кражи, мошенничества.
Самая замкнутая группа — плашуны (они считают себя самыми чистокровными цыганами), криминальная специализация: грабежи, разбои, наемные убийства. Практически изолированные от государства, криминальные слои цыганской нации живут по своим законам, у них свои cyд — крис, свои правители — цыганские бароны. С детства формируется не только криминальная мораль, но и кри­минальная техника — совершения преступления, ухода от преследования, противодеиствия закону.
Вот одна из таких технологий. Родители новорожденного по ходу движения табора получают в нескольких местных администрациях свидетельства о рождении на своего ребенка — с разными именами и данными. Через шестнадцать лет мо­лодой человек получит по ним несколько разных паспортов, которые будут по­могать ему всю жизнь. Понятно, что ни одно официальное, зарегистрированное имя для него ничего не значит — важно только реальное цыганское имя. Создать общественный механизм защиты от этнической преступности до сих пор полностью не удалось ни одному государству. Так что гражданам приходит­ся знать индивидуальные средства. В случае с уличными гаданиями, мошенни­чествами, цыганской торговлей не придумано, к сожалению, ничего другого, как просто избегать первого контакта.
Это надежное народное средство на улице выглядит так: вы делаете большие глаза, всплескиваете руками и быстро шарахаетесь в сторону.


Рецензии