Родной незнакомец

Мой дедушка умер за шесть лет до моего рождения, поэтому, увы, нам не удалось познакомиться лично.
 
С детства я знала о бабушкином сундучке, где та хранила все документы. Как было здорово засунуть туда свой маленький носишко и почувствовать запах времени! Ещё сильнее волновалось моё сердечко, когда брала в руки дедушкин орден Красной звезды или старую гильзу...

Когда стала постарше, досадовала на бабушку, не сумевшую сохранить медали мужа. Их выклянчил у неё родственник-коллекционер когда-то давным-давно. Позже поняла, что была несправедлива. Все наградные книжки были в целости и сохранности, как и фронтовые фотографии, а, главное, каждый раз продолжала подниматься в груди волна гордости от осязаемой тяжести дедушкиного ордена...

Прошло много лет, и я смогла передать свои трепетные чувства к деду своим детям и мужу.

В школе у старшей дочери объявили конкурс рассказов о ветеране Великой Отечественной войны. Я взяла из семейного архива документы и вещи дедушки. К нам домой заглянула живая история. С какой увлечённостью и уважением дочери и муж рассматривали военные реликвии! Это был не безличностный рассказ на уроке истории. История в лицах и архивных документах глубоко трогает наши сердца. Мои дети видели на фотографиях незнакомца, но знание о том, что этот человек - их прадедушка, рождало и в них чувство соприкосновения с той далёкой войной.

Дочь понесла орден дедушки и его фотографии на урок. И уже она показывала звезду одноклассникам с гордостью и бережной нежностью. А все хотели взять в руки эту звезду, чтобы тоже хоть на мгновение ощутить эту связь времён.

Занимаясь конкурсной работой, мы столкнулись с трудностями. Не было рядом деда, который своими воспоминаниями помог бы направить нас в наших поисках. Пришлось положиться на записи в красноармейской и орденской книжках,удостоверениях к медалям и благодарностях товарища Сталина, а также подсказками были скудные подписи на фотографиях. Большим подспорьем стал интернет, где мы разыскали упоминания о воинских частях, в которых воевал дедушка. Как не хватало нам живого слова гвардии сержанта 349 стрелкового полка 105 гвардейской стрелковой дивизии, после окончания войны удостоившейся наименования "Венская"!

Наш рассказ победил в конкурсе, а прадедушка занял почётное место в памяти своих правнучек.

Мой муж спрашивал меня неоднократно: "Почему вы не хотите отдать ваши реликвии в музей?" Но я стояла на своём: " В музее много чужих наград и красноармейских книжек.У нас же один орден и одна книжка. Для нас они обладают огромной ценностью. Они единственное, что осталось нам от деда. Мы просто обязаны сохранить их, чтобы наши потомки  могли также, как и мы, взяв в руки, установить эту святую связь с героем страшно долгой войны - далёким во времени, но таким родным незнакомцем".      


Рецензии