Солдаты той войны

Посвящаю папе.

   Сейчас бытует мнение.что дети мало знают о войне.Не могу понять-почему.О войне так много говорят!Особенно в такие дни.как вот сегодняшние...предпраздничные...Наверное все-таки потому.что война стала историей для всех:и для взрослых...и для детей...Ну  а историю надо уже изучать.Не многие это делают...в немногих семьях об истории своего народа говорят просто так...к слову...в назидание...с гордостью...Только в таком случае ребенок вырастает с полным сознанием исторической значимости своего государства.И от того.как взрослые в семье говорят об этом.формируется отношение человека к своей родине...Ну а если вообще об этом не говорят...понятно.почему дети ничего ни о чем не знают...
    Мне сегодня захотелось рассказать о тех людях.которые просто воевали...о простых солдатах той войны...какие они были люди...просто люди...ибо об их военных буднях...подвигах и славе я ничего не знала...да и не могла знать...Но ведь именно они. в том числе.принесли ту победу.семидесятилетие которой мы сегодня празднуем...Это мой дар их памяти...
    Мирное небо над моей головой появилось поздней осенью 43-го...Я имею ввиду небо.по которому ничего с гулом не летит...не взрывается...не горит...А до этого я жила в войне...в голоде...взрывах...бомбах...товарных составах...сбитой боевой технике...солдатах...всяких...немецких...русских...Она была нашими буднями...И главными словами в лексиконе тех лет было:ушел на войну...пришел с войны...похоронка...А слова:герой...подвиг...мы не слышали:газеты где-то там...где нет нас...радио-только на улице для передачи важных сообщений.Радиоприеников не было почти ни у кого...
    А тут мы приехали в городок.где жили мои бабушка с дедушкой...Городок провинциальный.за сотни километров от войны...Но он являлся важным железнодорожным узлом.а потому война и тут была знакома людям.Раненые...госпитали...наверное.была какая- то военная охрана...Важный стратегический пункт!Военная сила и техника.как говорилось в сводках.шли из глубин России на фронт именно через такие вот станции.Но дом моих родных находился на окраине городка...мне пять лет...а потому я ничего толком об этом не знала.И т.к.городок при железнодорожной станции-здесь все подчинено железной дороге...Взрослые мужчины почти все не на войне:они или машинисты...или помощники машинистов...или кочегары...Молодежь-со школьной скамьи-в железнодорожное училище пополнять их ряды...У кого совсем плохо с учебой-пополняют ряды кочегаров...путеобходчиков... и т. д. и т.п...А потому.на фоне этих мирных жителей. человек.побывавший на войне.обязательно запоминается детской памятью.И вот таким.запомнившимся мне с детства человеком.был дядя Митя.Он был отцом моей подружки и мужем маминой подруги.тети Дуси.Эта семья первой протянула руку помощи и дружбы нам.эвакуированным(это непростое для русского языка слово коверкали кто как мог...даже называли нас «выкавыренными»!).Две бедные семьи поняли друг друга и всю оставшуюся жизнь .как могли.помогали друг другу...Дядя Митя воевал в каких-то военно-воздушных войсках.был ранен и.как тогда говорили.пришел с войны.Ранен был серъезно.ходил с палочкой.правая рука и вся правая половина лица были изуродованы.Но.главное.живой!Тетя Дуся.его неугомонная жена.совершенно неграмотная женщина.но совершенно готовая артистка.обожала его.но потешалась над ним.как могла!У них было трое детей.а потом она родила ему еще двоих...
    Дядя Митя...Не представляю.как он воевал!Я ни разу не слышала от него даже повышенного голоса на нас.детей!А мы.хоть и девочки.но хулиганки были еще те!Я ни разу не слышала.чтоб он не то что ругался.а спорил с женой!Тишайший.добрейшей души человек!На все только молча улыбался!Совершил ли он какой подвиг...в каких боях участвовал...как получил ранение-никогда ни слова об этом...В то время как то было не принято на темы войны говорить...Думаю. от того.что война была обыденность.а душевная рана еще была такая свежая.что копаться в ней было очень больно...Последний раз я его видела.когда ему было уже в районе 90 лет...Они были вместе:улыбающаяся черноглазая тетя Дуся и ее Митя.у которого.как всегда.смущенная улыбка пряталась в глазах!Мир вашему праху.добрые люди!И вечная память этому незаметному герою той страшной войны!
    А это уже школьные воспоминания...Директором у нас был Иван Алексеевич...историк...Преподавать он у нас начал только в 8-м классе.Очень строгий...с одним израненным глазом...почти неулыбающийся...Представить.что он может на кого-то кричать...кого-то ругать- было невозможно!Но все уважали его и побаивались...  У меня с ним произошла некая история.Я была очень способная верхоглядка...ужасно несерьезная...Но проблем с учебой. в том числе с  историей.у меня не было...Проходная пятерка...И вот в восьмом приходит Иван Алексеевич.Первый раз вызывает...Что-то там рассказываю...дошли до дат...И на одной я споткнулась... «Садись...три...».Вот это был шок так шок!Я-и тройка!Да еще с такой строгостью!И с этого момента перед уроком истории меня буквально трясло от ужаса!Но к концу первой четверти мы уже поняли друг друга и я опять стала круглая отличница по  истории...
     И опять...ни где воевал...ни кем был на войне наш учитель-никогда не было сказано ни одного слова...А ведь школа...ученики...кажется-сам Бог велел...Нет!Ничего не говорили тогда о войне...Не было в этом ничего необычного...
    А в 6 классе(так.наверное?Когда нам начинают преподавать геометрию...алгеру..)у нас математику начал преподавать Василий Иванович.очевидный фронтовик...у него было ранение руки...правая рука у него не действовала... Учитель от Бога!Преподавал четко.ясно...без лишних слов.И опять такая сдержанность!И опять-ни от кого ни одного слова о его военных делах...А может он герой?
    А потом у нас появился учитель черчения...Красииивый!А интеллигентный еще больше!Он не мог сказать никакой грубости детям!А как эти жестокие дети вели себя???Просто безобразно!!!Но он терпеливо все это выносил...И.как я узнала гораздо позже.двух наших ребят научил настоящей живописи...У него очевидных следов войны не было.но каким-то образом мы знали.что он долгое время провел в госпиталях...И уж представить.что он  мог бы  что-то  рассказывать о своих подвигах на фронте. было просто невозможно!И представить.что он воевал-тоже было трудно...Но воевал...при всей своей душевной тонкости и деликатности...и.думаю.героически...
    У нас были и другие мужчины учителя.но мало.Не знаю-воевали они или нет...Думаю.что да...Просто об этом никто никогда не говорил.как об очевидном...Но все они тоже были замечательные!И я горжусь.что у меня были такие учителя...я горжусь ими...Вечная им память и вечная слава!А живым-крепкого здоровья!!!
    А об этих солдатах войны я узнала уже позже...и тоже случайно...когда стали громко и везде говорить о блокаде...Вот тогда и выяснилось.что наш начальник отдела.интеллигентнейший.деликатнейший и умнейший человек. все 900 дней блокады провел в окопах на рубеже .который проходил как раз по тем местам.где в то время жила я-в районе Дачного...Я прекрасно знала этот район.т.к. в то время у меня была собака и мы
с ней прочесывали его вдоль и поперек во всякие времена года.Даже в наше время болот там было сколько угодно!А зимой... часто..-сверху вода.а под ней промерзшая земля... У меня богатое воображение...И когда я представляла эти окопы.залитые водой в любое время года.полупромерзшмие зимой...900 дней!и в них этих мальчиков!А начальнику моему в 41 было 17 лет!Он только окончил школу и собирался поступать в институт!Вот тут мое воображение давало сбой...Этого я уже представить не могла!Что держало этих солдат в топях ленинградской земли 900 дней???Как эти интеллигентные мальчики все это выдержали(а их было много в ленинградских войсках!)?Что им помогало?Только великая сила духа помогла выдержать все эти телесные страдания...Только так я могу это объяснить...
    О родных не пишу...о родных трудно писать...Мой папа погиб...К началу войны ему было уже 34...он был инвалид...у него было трое маленьких детей...он был квалифицированным рабочим и работал на знаменитом заводе Большевик.обеспечивающем блокированный город военными нуждами.Но...но...но...Отправив семью в эвакуацию.он очень о ней волновался...В Ярославле состав бомбили и прошел слух.что все погибли...И он.решив.что больше ему не за чем жить-ушел добровольцем на фронт...Потом выяснилось.что мы живы.но обратного хода уже не было...И там он занимался ремонтом танков.Но 26 августа.в тот день.когда мне исполнилось 4 года.он погиб.Немцы шли на прорыв фронта в районе Ижорского завода и люди буквально телами закрывали этот прорыв...Так.во всяком случае.я услышала об этих боях на братской могиле от двух мужчин.участников этих боев...Провоевал он всего 4 месяца...
    Воевал и мой дядя.младший мамин брат...Он прошел всю войну.Я помню.как он пришел с неё.Я проснулась и увидела на моей подушке огромное яблоко!В голодные годы это было чудо!И больше ничего не помню...ничего не знаю...Родственники перессорились-и разговоров никаких не было...
    А еще был муж моей двоюродной сестры.Он был уральский интеллигентный мальчик.но во время войны сбежал в Ленинград...попал в школу юнг...и воевал .а потом служил на флоте очень долго...Скромнейшей и добрейшей души был человек!И сестра моя беспредельно командовала им.а он безропотно ей подчинялся...Про войну тоже никогда ничего не говорил...
    Всех их уже нет в живых.Вечная им память и вечный покой...


Рецензии