Живем и помним

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
…Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье - не в забвенье!

А.Т.Твардовский

 Живем и помним… Зачем? Для чего? По Твардовскому – чтобы быть счастливым, ведь «счастье – не в забвенье». А я думаю, для того, чтобы пройти свой жизненный путь за тех, кто боролся за мирное, ясное небо над нашими головами. Чтобы просто помнить тех, кто был рядом с нами…
Мой прадедушка, Белоусов Михаил Иванович в 1943 году был призван в ряды Красной Армии. Сначала была учебка в Красноярске, где он учился на сапера, а затем и фронт. Тогда ему исполнилось всего 17 лет… Он не любил рассказывать о том страшном времени – видимо, война тяжелой печатью врезалась в его сердце и память, осталась напоминанием в виде двух ножных осколков и контузии. Так что об этом периоде его жизни мне известно немного – и только со слов его внучки, моей мамы.
Он не был героем войны, как Полосухин или Зоя Космодемьянская, но он просто воевал – был награжден двумя медалями «За отвагу»  и даже был представлен к ордену Красной Звезды. Но, как иногда это бывает, бумаги затерялись где-то в пути, и награда так и не нашла своего Героя…
А получить её он должен был за такое задание: рядом с городом Великие Луки во время боя была повреждена линия связи между штабом и линией фронта. И необходимо было протянуть провод над железнодорожной насыпью под сплошным авиационным обстрелом. Мой прадед был третьим. Двое его предшественников погибли. Но он, не страшась смерти, сделал это, хоть и был ранен двумя осколками и получил серьезную контузию. Затем его отправили в госпиталь. Мой прадед совершил настоящий подвиг! Жаль, конечно, что еще один орден победно не засиял на его груди, но, тем не менее, я горжусь своим дедом!
Из историй о деде, рассказанных мамой, мне почему-то вспоминается одна. Она не забавная, не грустная…
Однажды, во время движения войск для освобождения Кенигсберга, случилась остановка, чтобы усталые, измотанные бойцы поели хорошей домашней пищи, а не сухой паек. А тогда давали лишь щи да кашу, которые перевозили отдельно, в специальных бадьях. Так вот, мой дедушка захотел побыть один и для этого отправился в ближайший лесок, где он заприметил хороший пенек. Он сел и начал есть, смакуя каждую ложку (он и позже говорил, что военная каша – самая замечательная и вкусная на всем белом свете). Но не тут то было. Неожиданно напали фашисты. Начался бой. Какая уж тут каша!  Каково же было его удивление, когда, вернувшись позднее в эти места, он обнаружил, что котелок по-прежнему на месте, на том же пеньке. Правда, весь в дырках от пуль, но всё же…
Я рада, что мне посчастливилось знать моего прадедушку, говорить с ним. Он учил меня читать стихи, ставя на высокий стул, рассказывал мне о природе, как никто другой, потому что он единственный знал ее по-настоящему. Мы вместе собирали облепиху и крыжовник для бабушкиного варенья, он возил меня смотреть на ледоход на реке и рыбалку. Тогда я не понимала, не ценила того, что имею, бежала гулять со своими друзьями-приятелями:  думала, что это все навсегда и никогда не уйдет из моей жизни. Но это далеко не так.
К сожалению, моего прадеда уже нет с нами, но он навсегда останется в моем сердце и памяти. И до сих пор праздник Победы считается священным в нашей семье, когда собираются все поколения, чтобы почтить память людей, боровшихся и умирающих за свободу нашей Родины. И так будет всегда, ведь начало этой традиции положил наш дед.


Рецензии