Л. Н. Щукин. Генеральный конструктор ЭКИПа

Статья обновлена в сентябре 2022 г.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Лев Николаевич Щукин (1932 — 2001) — советский и российский авиаконструктор, изобретатель "ЭКИП" - многофункционального безаэродромного летательного аппарата, построенного по схеме «летающее крыло», с дисковидным фюзеляжем («русской летающей тарелки»).


Биография

Родился 12 сентября 1932 года в Москве.

В 1940 году семья Щукиных переехала в Подмосковье, в поселок Загорянский Щелковского района.

Поступил в Московский авиационный институт на факультет «Двигатели летательных аппаратов» сразу на третий курс, сдав экстерном 12 экзаменов.

После окончания МАИ Щукин поступил в МГУ на механико-математический факультет.

Занимал пост начальника сектора аэродинамики в ЦКБ ЭМ (сегодня РКК «Энергия», г. Королёв). Принимал участие в разработке ракеты Н-1, которая должна была осуществить запуск на Луну. В результате конфликта с новым руководством ЦКБ Щукин покинул пост - и перешёл на должность заместителя директора по науке во ВНИИПИ «Транспрогресс». Под руководством Щукина велась разработка летательного аппарата на воздушной подушке «Север» для авиационных грузоперевозок в районах Крайнего Севера.

Наработки в рамках проекта «Север» привели к созданию в начале 1980-х годов проекта «ЭКИП» - многофункционального безаэродромного летательного аппарата, построенного по схеме «летающее крыло», с дисковидным фюзеляжем. Безаэродромность достигалась применением вместо шасси воздушной подушки.

Длина разбега аппаратов на любой поверхности - по воде, болотистой местности, песку, снегу не превышала 600 метров. Различные модификации «ЭКИП» имели взлётный вес от 12 до 360 тонн и могли нести груз весом от 4 до 120 тонн. Высота полёта колебалась от 3 м до 10 км, крейсерская скорость достигала 610 км/ч, дальность полёта - до 6 000 км. Кроме того, «ЭКИП» мог осуществлять полёт в режиме экраноплана вблизи поверхности земли или воды. Были предусмотрены как гражданские модификации ЭКИП (для пассажирских перевозок вплоть до 1200 человек, для транспортных перевозок, беспилотный аппарат патрульной службы по мониторингу катастроф), так и военные: машина десанта (в противолодочном, патрульном, десантном вариантах), боевая машина и т.д.

Лев Щукин занимал пост генерального директора и генерального конструктора авиационного концерна «ЭКИП».

В 1993 году правительство России приняло решение о финансировании проекта «ЭКИП». К этому времени завершалось строительство 2 полноразмерных аппаратов ЭКИП с полным взлётным весом в 9 тонн. Д. Ф. Аяцков выступил с инициативой начать серийное производство. Она была поддержана на госуровне Министерством оборонной промышленности, Министерством обороны (головной заказчик) и Министерством лесного хозяйства. В 1999 году разработка аппарата «ЭКИП» (в Королёве) была включена отдельной строкой в бюджет страны, однако финансирование было прервано, и деньги не были получены.

Лев Щукин скончался 7 августа 2001 года в результате сердечного приступа.


Гиперболоид инженера Щукина

Русское НЛО могло бы стоить не дороже шестисотого “Мерседеса”
29 декабря 2004 в 00:00, просмотров: 580

Те, кому посчастливилось видеть полёт русской “тарелки”, в один голос утверждают: фантастика. В самом деле, летательный аппарат в виде выпуклой линзы внешне напоминает многократно описанные уфологами инопланетные корабли. Он может взлетать и садиться в чистом поле — на грунтовую площадку, лужайку, на воду, болото, причём для выполнения этих самых сложных этапов полёта ему не нужны шасси: это судно на воздушной подушке.

Взлёт и посадка “рукотворного НЛО” поражают воображение. Стартуя, аппарат приподнимается над землёй, плавно проплывает над нею и круто взмывает в небо. То же самое при посадке. Резкий обрыв, снижение, парение над поверхностью, остановка.

Ни для одного типа современного самолёта такая крутая глиссада снижения, так называемая птичья посадка, недоступна. В то же время ни управляемая гравитация, ни какие-либо иные виды энергии, пока ещё не освоенные человечеством, к русскому НЛО отношения не имеют.

И все же это тарелка! Не уфологическая, пришельческая, а очень даже земная, из ХХ века, работающая на всем знакомых турбореактивных двигателях. “ЭКИП” — летательный аппарат нового революционного типа — начали создавать в Подмосковье 25 лет назад. В середине 90-х его управляемая модель впервые поднялась в небо, тем самым продемонстрировав, что байки про НЛОнавтов не лишены здравого смысла.


Мечта инженера Щукина

Идея “ЭКИПа” (экология и прогресс — так расшифровывается аббревиатура) в расчётах и формулах была оформлена на бумаге в 1980 году, когда профессор Московского энергетического института Лев Щукин, в прошлом сотрудник ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва, впервые попытался реализовать на практике принцип “летающего крыла”. Новаторское предложение выглядело запредельно и одновременно заманчиво.

Как известно, основа любого самолёта — планёр, что незыблемо ещё со времён аэроплана братьев Райт. За сто с лишним лет основа в форме креста не претерпела существенных изменений. Самолёт несут крылья, в фюзеляже сидят люди, под крыльями подвешены двигатели. Другое дело конструкция, в которой функции толстого укороченного крыла — фюзеляжа совмещены в аэродинамически несущем корпусе воздушного судна. Подобный симбиоз возможен — не смейтесь, пожалуйста! — только в форме перевёрнутой тарелки. Не вдаваясь в технические подробности, скажем: именно эта форма создаёт огромную подъёмную силу, не идущую ни в какое сравнение с известными типами самолётов. Как и за счёт чего — рассказ впереди.

Свыше пятнадцати лет потратил Лев Николаевич Щукин и его коллеги-энтузиасты, чтобы доказать: русская тарелка, собранная из традиционных для авиации элементов, может летать. Больше того, в отличие от самолёта, она практически безаварийна. Даже при отказе обоих двигателей она спланирует мягко на землю, на водную гладь, но не упадёт!

В 1982 году в подмосковном Красноармейске в закрытом НИИ “Геодезия” авторы замысла провели первое стендовое испытание маломасштабной модели “ЭКИПа”. Затем начались продувки в аэродинамических трубах. На экспериментальном заводе НПО “Энергия” в Королёве (тогда — Калининграде) были изготовлены девятитонные корпуса летательного аппарата — две штуки. Там же, в “Энергии”, на огневых стендах были испытаны двигательные установки. На гидроканале ЦАГИ в Жуковском была продемонстрирована пробежка модели на воздушной подушке. Результаты испытаний свидетельствовали — решение найдено, поиск ведётся в правильном направлении.

Финансировало опытно-конструкторскую разработку в те годы, как нетрудно догадаться, Министерство обороны СССР.


Порт шести морей

Теоретически — а по мере продвижения работы и практически тоже — конструкторам из щукинского коллектива становилось всё ясней и ясней, что за “ЭКИПом” будущее. Реализованный принцип летающего крыла позволяет создавать в перспективе целую гамму “тарелок” различного назначения.

Судите сами. Полный вес аппарата варьируется в пределах от 9 до 600 тонн. Он способен брать на борт крупные грузы и до 1200 пассажиров. Высота полёта — от 200 до 12 тысяч метров. Дальность — какая угодно, хоть кругосветное путешествие. Скорость — до 700 км в час. При всём при этом “пушинка” включает режим торможения на посадке при скорости 100 км в час (самолёт тормозится при 250). Взлетает “ЭКИП” при 140 км в час, но может и меньше. Многокилометровые бетонные дорожки-аэродромы ему не нужны, максимальный разбег составляет около 500 метров.

И ещё немаловажное преимущество. Внутренний объём “ЭКИПа” в 3—4 раза больше, чем у самолёта аналогичного веса. Он готов везти на себе серьёзный запас горючки. Но не керосина, а природного газа, в том числе сжиженного водорода. Применительно к самолётам перевод двигателей на газовое топливо — проблема неразрешимая, так как на самолётах размещать ёмкости с газом негде. На переоборудованных “Тушках”, к примеру, они либо занимают две трети салона, либо их приходится лепить к фюзеляжу вторым этажом, что искажает аэродинамику лайнера. Овчинка явно не стоит выделки. В “тарелке” ёмкости органично располагаются по бокам фюзеляжа. Использование газа удешевляет её эксплуатацию в полтора раза.

По совокупности перечисленных характеристик напрашивался единственный вывод: житель города Королёва Лев Николаевич Щукин сделал открытие, обеспечивающее прорыв в развитии отечественной авиации как минимум на несколько десятилетий вперёд.

Неожиданную, полную сочных футурологических красок картину нарисовал, в частности, московский архитектор Вячеслав Осипов, когда узнал о существовании “ЭКИПа”. Он предложил использовать гамму “тарелок” в качестве глобальной транспортно-технологической системы, преображающей жизнь мегаполисов. Маленькие “ЭКИПы” вполне могут справиться с ролью индивидуального средства передвижения. Летают они быстро, в пробках не стоят. А в воздух готовы подняться с автомобильной скоростью 80 км в час. Правда, приземляться на улицы перенаселённого города личным “ЭКИПам” всё же не следует. Персональному воздушному транспорту лучше всего приводняться на Москве-реке, благо она не загружена. Так что строящийся деловой центр Москва-сити на Краснопресненской набережной имеет все шансы стать ещё и речным портом для богатых “тарелочников”. Тем более что стоить личный “ЭКИП” будет не дороже шестисотого “Мерседеса” — для людей состоятельных это сущие пустяки.

“Тарелки” на 20—25 пассажиров идеально подходят для функций маршрутных такси, соединяющих центр города с подмосковными аэропортами, а также в качестве экскурсионно-туристического транспорта. Специально оборудованные “ЭКИПы” могут стать мобильными госпиталями, пожарными машинами и средством доставки бригад МЧС в места катастроф.

Ну и, конечно же, самое главное — массовые “тарелки”-аэробусы, поднимающие в небо от 150 до 1200 пассажиров. Незаменимы на внутренних и международных авиалиниях.


Где деньги, Зин?!

И всё-таки: что такого гениального сделал генеральный конструктор “ЭКИПа” Лев Щукин, отчего самые фантастические мечты становились очень и очень материальными? Ведь возможности летающего крыла интриговали советских специалистов в области аэродинамики ещё в начале 40-х. Предпринимались попытки его сконструировать и поднять в воздух, но ничего не получалось.

— Трудности упирались в проблему обтекаемости летательного аппарата, — объясняет Семён Зельвинский, друг и коллега Щукина, его преемник на посту генерального конструктора “ЭКИП”. — В теории толстое крыло в форме выпуклой линзы — идеальный инструмент для создания большой подъёмной силы, так как площадь опоры на воздух у него много больше. Хитрость заключается ещё и в воздействии воздушных потоков на корпус. Над выпуклым верхом они проносятся с высокими скоростями, под плоским основанием — значительно медленнее. С одной стороны, это хорошо, с другой — плохо, потому что образующиеся на верхней кормовой части корпуса воздушные завихрения заваливают аппарат, делая его неуправляемым. Но если убрать завихрения — путь свободен.

Устройство управления пограничным слоем (то бишь нейтрализации вихрей) Щукин разрабатывал свыше 10 лет. И нашёл-таки выход! Он придумал решение, при котором возникающие на корме потоки, грубо говоря, всасываются внутрь фюзеляжа.

Испытания радиоуправляемой модели “ЭКИП”, оснащённой щукинским “нейтрализатором”, показали её неплохие лётные качества. В 1994 году аппарат весом в 120 кг, размером в диаметре около полутора метров поднялся с территории Саратовского авиазавода, где расположилась производственная база “ЭКИПа”. Его полёт на земле сопровождался аплодисментами. Казалось, ещё немного — и коллектив авторов может приступать к созданию уже не моделей, а реальных машин. Но...

— Как всегда, камнем преткновения оказалось госфинансирование, — рассказывает Семён Михайлович Зельвинский. — Например, в июне 1993 года по постановлению Правительства РФ нам выделили 1,2 миллиарда рублей. Когда они поступили к нам на следующий год, деньги были обесценены в 8 раз. Их хватило только на часть программы.

Лев Щукин со товарищи обивал пороги инстанций, обращался к частным инвесторам. Некоторое время ему помогала Государственная служба противопожарной охраны, заинтересовавшаяся возможностями “ЭКИПа”. Однако эта финансовая подпитка не снимала всей остроты проблемы.

В 1997 году в Саратове русскую “тарелку” продемонстрировали президенту Ельцину. У Бориса Николаевича, человека азартного и увлекающегося, загорелись глаза.
“Вот что нам надо!” — сказал он и подозвал к себе министра промышленности Илью Клебанова.

— После этого, — вспоминает Зельвинский, — министр подошёл к Льву Николаевичу Щукину, обнял его: “Поздравляю, Борис Николаевич распорядился включить расходы на доработку “ЭКИПа” отдельной строчкой в российский бюджет”.

Действительно, статья о выделении 10 миллионов рублей на создание “тарелки” появилась в главном финансовом документе страны. Впрочем, в отличие от НЛО, бумажные миллионы так и не материализовались в живые настоящие деньги. Напрасно учёные разыскивали их в высоких правительственных кабинетах. “Обратитесь к Бородину”, — наконец посоветовали им. “Где бюджетные деньги?” — спросили они его с обескураживающей прямотой. “Не знаю”, — отрезал всесильный Пал Палыч.
Примерно по той же схеме развивалось и сотрудничество с чиновниками московской мэрии.

— Ю.М.Лужкову, — говорит Зельвинский, — приглянулась идея использовать “ЭКИП” в качестве городского транспорта, он пообещал поддержать наши поиски. Пригласил на следующий день в мэрию для составления договора.

Однако бумаги, официально переданные на имя Лужкова через соответствующий департамент, сгинули без следа в недрах бюрократической машинерии.

...В 2001 году Лев Николаевич Щукин умер, так и не дождавшись своего звёздного часа. Смерть его оказалась нелепой. Семидесятилетний профессор ехал на своей машине домой в Королёв через дачный поселок Загорянский. За рулём ему стало плохо, он притормозил на обочине и попросил стоявших в кустах гаишников оказать ему помощь. Милиционеры были отзывчивыми товарищами. Они позвонили по “03”. Но не в Королёв, до которого оставалось не больше трёх километров, а в Щёлково.
Карета “скорой помощи” добиралась до места два часа. Лев Щукин за это время скончался от сердечного приступа.


Догонит ли нас Америка?

Осенью прошлого года в прессе прошли сообщения о том, что американцы подписали контракт с Саратовским авиазаводом о совместном производстве “ЭКИПа”. Была озвучена дата: в 2007 году в штате Мэриленд состоятся лётные испытания русско-американского аппарата, созданного на основе “ЭКИПа”. В серийное производство его намереваются запустить ещё через 5 лет.

Повышенный интерес к русской “тарелке” за рубежом стали испытывать с момента её появления. Эксперты NASA признали её безусловную перспективность. Американцы и раньше делали попытки переманить авиалёт. Под площадку для деятельности сотрудников саратовского завода отводился целый посёлок и завод в штате Теннесси.
Но условием была передача США авторских прав. Немецкие фирмы просили выполнить “только” научно-исследовательскую и конструкторскую часть работ. Сборку аппаратов Германия оставляла за собой. Китайцы предлагали разделить прибыль от производства “ЭКИПа” на три равные части: России, авиакосмическому агентству Китая и коммерческой структуре, вложившей деньги в производство.

— Как только начались разговоры о возможном сотрудничестве и производстве, я сразу сказал, что увозить “ЭКИП” из страны мы не станем. И права на него останутся за Россией, — говорит директор Саратовского авиазавода Александр Ермишин.

Приемлемые условия предложили только в прошлом году: сотрудничать с Россией намереваются специалисты военно-морской авиации США. “Тарелка” нужна им как беспилотный летательный аппарат для тушения пожаров и борьбы с природными катаклизмами.

— Работы не стоят на месте, — поясняет Александр Ермишин, — но дело это не быстрое. Подписаны серьёзные протоколы с влиятельными структурами США. Надеюсь, что договорённости будут выполнены. Кстати, в Америке накануне президентских выборов вышла статья о нашем проекте, а там перед выборами просто так ничего не пишут. В статье говорится, что с русскими надо работать, что российские интеллектуалы способны дать фору любой стране. Однако в России на внедрение высоких технологий нет средств.

Испытания российского аппарата ЭКИП, который называют летающей тарелкой, могут пройти через четыре года. И где бы вы думаете? На Уэбстер-филд, территории военно-морской базы США. Хотя изобрели необычный летательный аппарат в подмосковном Королеве и вот уже много лет тарелку разрабатывают на Саратовском авиационном заводе.

- А чему удивляться? - говорит директор авиазавода Александр Ермишин. - Обычная, увы, для России ситуация. Вспомните нашего первого изобретателя Кулибина: из всех его многочисленных разработок (лифт, самодвижущая повозка) при жизни была осуществлена одна - уникальные часы, да и те для забавы императрицы.

Это звучит как не подлежащий обжалованию приговор.

Почти по Булгакову

— Нам крупно не повезло, — повторяет Зельвинский. — Революционный прорыв в авиации совпал с периодом революционных преобразований в России, которые заслонили всё остальное. Перевороты в науке и технике оказались ей не нужны.

Между тем недавно стало известно, что за океаном конструкторы тоже не сидят сложа руки. В США уже появился собственный вариант “летающего крыла”. По заверениям специалистов, оно фактически воспроизводит “ЭКИП”, что в общем-то неудивительно. Красивые идеи имеют свойство завладевать умами. В начале 90-х русская “тарелка” опережала развитие мировой авиации лет на двадцать. Опережает ли сегодня? Трудно сказать. Ведь разработки так и не продвинулись дальше радиоуправляемой модели, которая начиная с середины 90-х годов больше не взлетала ни разу. Дерзкий эксперимент тормознули стоп-краном под названием “промышленное освоение”. А планы были нешуточные. Сборка первого беспилотника, затем — пилотируемого аппарата. Были сделаны предпроектные проработки по созданию пассажирских “тарелок” на 40, 150 и 1000 посадочных мест.

Стоп-кран тормозит целых 10 лет...

Ольга ВЛАСОВА, Юлия ГОНЧАРОВА

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1437 от 29 декабря 2004.


Справка:

nazdor.ru›topics/improvement/diseases/current/…
Сердечный приступ или инфаркт миокарда – необратимое повреждение сердечной мышцы.


 Задача  данной  статьи - выяснить  причину  ухода  из  жизни  гениального  конструктора,  академика  РАН  ЛЬВА  НИКОЛАЕВИЧА  ЩУКИНА  по  его  коду  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.

                Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".  http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

      Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.    \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите  в  соответствие  масштаб  изображения\.


  26    46    57    67    81        93    99   102      116  126  137  152  164  165  171  174  184  208
  Щ     У     К     И     Н         Л      Е     В          Н     И     К     О     Л     А      Е      В     И     Ч
 208  182  162  151  141      127  115  109      106   92    82    71    56    44     43    37    34    24


   12   18    21        35    45    56    71    83    84    90    93  103  127      153  173  184  194  208
   Л     Е     В          Н     И     К     О     Л      А     Е     В     И     Ч         Щ     У     К     И     Н
 208  196  190      187  173  163  152  137  125  124  118  115  105       81    55    35    24    14


            ЩУКИН  ЛЕВ  НИКОЛАЕВИЧ  =   208.


Код  ДНЯ  СМЕРТИ:  92-СЕДЬМОЕ  +  66-АВГУСТА  =  158.


  18   24   29   58   71   86   92     93   96  100 120 138 157 158
   С    Е     Д    Ь    М    О    Е       А    В     Г    У    С     Т    А
 158 140 134 129 100  87   72     66   65   62   58   38    20   1


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  158 = СЕ(р)Д(це) (остановилос)Ь + М(иокарда) (ненормальн)О(е) (кровоснабжени)Е + (ненорм)А(льное) (кро)В(оснабжение) ГУ(бит) + (о)СТ(ановка) (сердц)А.

  158 = СЕ,,Д,,  ,,Ь + М,, + ,,О,,  ,,Е + ,,А,,  ,,В,,  ГУ,, + ,,СТ,,  ,,А.


  35 = 2-(поги)Б + 33-(ж)ИЗН(и конец)
____________________________________________
187 = 158-СЕДЬМОЕ АВГУСТА + 29-СЕД(ьмое ...)


  35 = 2-(поги)Б + 33-(ж)ИЗН*(и конец)
______________________________________________________
187 = 93-(жиз)Н*И* К*О*НЕЦ + 94-(у)МЕР ОТ И*Н*(фаркта)

  187 - 35 = 152 = СЕРДЕЧНЫЙ ИН(фаркт).

Звёздочкой  помечены  (опорные буквы кода  ИМЕНИ).

         
Код  числа  полных  ЛЕТ  ЖИЗНИ:  177-ШЕСТЬДЕСЯТ  +  84-ВОСЕМЬ  =  261.


   25   31   49   68   97  102 108 126 158 177    180 195 213 219 232 261
   Ш    Е    С    Т     Ь     Д    Е    С     Я     Т       В    О    С     Е    М    Ь
  261 236 230 212 193 164 159 153 135 103     84   81   66   48   42   29


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  261 = (нару)ШЕ(на) С(ердечная) (деятельнос)ТЬ + (преж)ДЕ(временно) (скончал)СЯ + (инфарк)Т + В(незапно) О(становилось) СЕ(рдце) + (с)М(ерт)Ь.

  261 = ,,ШЕ,,  С,,  ,,ТЬ + ,,ДЕ,,  ,,СЯ + ,,Т + В,,  О,,  СЕ,, + ,,М,,Ь.

Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

194 = (ш)ЕСТЬДЕСЯТ ВОСЕ(мь)
_____________________________
  24 = ИН(фаркт)


194 = 184-(н)АРУШЕН КРОВИ ТОК* + 10-И*(н*фаркт)
_________________________________________________
  24 = И*Н*(фаркт)

  194 - 24 = 170 = (по)ГИБАЕТ ОТ ИНФАРКТА.


Сумма кодов букв, входящих в код ПОЛНОГО ИМЕНИ, взятых по одному разу:

Щ=26 + У=20 + К=11 + И=10 + Н=14 + Л=12 + Е=6 + В=3 + О=15 + А=1 + Ч=24  =  142  =  ИНФАРКТ  МИОК(арда).

                208  =  142-ИНФАРКТ  МИОК(арда)  +  66-СГУБИЛ.


Рецензии