ДАЧА
«Работай до поту, поешь хлеба в охоту»(русск. пог.)
Пойдёмте ко мне на дачу – в гости! Раньше-то я и зимой туда таскалась, но теперь стала осторожнее: пустыня, кто поможет, если что?.. И вот сегодня – в первый раз в этом сезоне! Из автобуса выходим на Второй Дачной. В дороге были всего минут двадцать, при желании, или если опоздаешь на последний автобус, можно и пешком до города дойти за час. А город наш - Петропавловск-казахский...
Вышли, и – вперёд! Через пять минут открывается перспектива: дух захватывает - с высокого берега Ишима видно всё вокруг до сорока километров! Мы видим несколько деревень, озёра, леса, мост через реку, вдали курится городская свалка, а прямо перед нами на другом берегу – заливной луг. Ну и сено косят там! Слева – город, совсем не маленький, как мы его привыкли считать: двести тысяч населения! Телевышка, каменные громады домов, старинная церковь. Оттуда, из каменного города, и сбегает маленький человек на лоно родной природы. Здесь уже иначе дышится, другие песни поют птицы, другие мысли возникают в голове. А, может, пропадают последние?..
Наверное, действительно пропадают - приходит мне в голову - когда я вижу: там, где осенью была маленькая дачка, с которой начинается наша улица, выстроен большой, красивый, двухэтажный дом из самых современных материалов! Вот, значит, как – пока мы размышляли, не пора ли на дачу, да лежали на боку, человек трудился, всю зиму! Результат - налицо, но… чем он думал, когда ставил шикарный дом в десяти метрах от обрыва, который постоянно обваливается?..
Дом крайний, между ним и рекой проходит дорога, за которую тревожно уже несколько лет – стоит нескольким солидным кускам почвы упасть в реку, и ездить придётся в объезд, с другой стороны дачного кооператива. Так о чём, на самом деле, думал хозяин?.. Я, конечно, спросила бы его, но владелец нового коттеджа работает внутри, слышно, как играет музыка и поёт дрель. Впрочем, уверена: скоро ему придётся часто отвечать на подобный вопрос, когда народу на дачах прибавится.
Моя дача – в конце улицы, уходящей от Ишима, река доберётся до неё лет через пятьдесят. Я беззаботно иду и поглядываю – кое-где уже появились самые нетерпеливые дачники, пока немного. В последние годы наметилась тенденция действительно отдыхать на дачах! Богатые хозяева строят ротонды, сауны, беседки, бассейны, горки, клумбы, выкладывают дорожки из фигурной плитки, сеют газоны, оставляя под овощи и цветы небольшие участки, щеголяя друг перед другом. Мой предприимчивый сосед Сергей даже статую Лермонтова привёз из городского парка и установил на нашей улице, когда там разорили аллею классиков литературы, а взамен наставили каких-то болванов. Теперь только фонтаном можно будет удивить соседей! Может, доживём и до фонтанов...
Глядя на состоятельных владельцев дач, и мы подтягиваемся: красим, белим, строим. В прошлом году я наняла парня, Диму, из бомжей, и хорошо ему платила – по две тысячи тенге каждый день, с обедом. Его главная задача была – сделать хорошие дорожки. Так парень даже пить бросил, ходил каждый божий день! Вначале-то я рассчитывала, что надолго его не хватит - алкаш же! Даром, что музыкант, а отец его руководит городским хором ветеранов… А Димка всё ходит… Через два месяца я уже задумалась: чем платить дальше? Каждый день рассчитывалась! Слава богу – дожди пошли! А дачка у меня прямо заиграла! Где надо – покрашено, где надо – побелено, дорожки - отличные! Две машины гравия и две песка заказывала! После меня Димку соседка наняла. Интересно, как он зиму пережил, и пережил ли? Позапрошлую-то зиму его сторожа из милости пускали к себе жить, а парню всего тридцать лет…
Ну, вот мы и к моей даче подошли... Замки не тронуты, на воротах висит объявление: «Внимание, ведётся видеосъёмка!» Это я написала масляной краской на фанерке, и повесила. Какая там видеосъёмка - так, чтобы отпугнуть любителей чужого добра. Действует! Теперь даже останавливаться боятся – чёрт его знает, вдруг правда – ведётся? Три года уже экспериментирую – помогает! Но, чур, это секрет, только между нами! Не терпится посмотреть - что там, как, бегу по даче. Тюльпаны показались, и разные мелкие первоцветы! Пока это - и всё, ни жимолость, ни слива пока не подают признаков жизни. А ведь скоро им цвести! Но всё по законам жанра – это должно произойти неожиданно!
Отпираю дом – а он у меня красивый после того, как я перекрыла крышу, и здесь порядок! Переодеваюсь, надеваю рабочие перчатки, и – за ножницы, освобождаю малину - пусть распрямляется! Пока неясно: сохранилась ли, не замёрзла ли, как в прошлом году? Зато смородина вполне очнулась, и если тронешь ветку – так обдаст знакомым бодрящим ароматом!
С малиной я справилась, надо отдохнуть. Падаю на диван, хватаю том Гоголя, открываю. Ну, всё, всё до строчки знакомо, знакомо почти наизусть, какой том ни возьми, а почему-то непременно надо подержать в руках! Гоголь у меня всегда в изголовье! Уже и биографию, и письма его, и дневники прочитала не на один раз, и везде он «кроет» москалей! Как и Шевченко! Вон когда ещё ЭТО начиналось!.. А карьеру строить все рвались в Петербург!.. Однако, на промёрзшем диване лежать неуютно и опасно, как бы лёгкие не прохватило! Несмотря на мою закалку, это – чревато, вот уже и кашель появился. Пойду лучше снимать укрытия с роз и винограда!
- Любовь Леонидовна! – неожиданно окликает меня сосед Володя, он агроном, тоже приехал с женой на дачу. – С началом сезона!
- Спасибо, Володя! Теперь опять закрутится всё – с начала, и лета не заметим! – отвечаю ему.
- Закрутится, да не у всех. Вот у Николая Трофимовича зимой сын умер, 50 лет ему всего было!..
Да-а, жаль Вадика, и Николая Трофимовича жаль. Большим начальником был, привык командовать! Давно на пенсии, а привычки не оставил. Дети от него сбежали на север, и сын, и дочь, там и семьи завели, а тут осталась безответная жена, ей-то куда деваться? Вот так... Думал человек: «я большой, я важный, у меня всё схвачено»!.. А ЖИЗНЬ сама схватила его за глотку: легко ли сына хоронить?..
У Володи ещё новость: оказывается, и другая наша соседка, сорока шести лет, Инга, умерла зимой… Рак.. Всего-то года три здесь они, так дачу любили! Качелей наставили, турников, лебедей, из шин вырезанных. В прошлом году на неделю уезжали всей семьёй на Челкар – знаменитое озеро. Дети ещё подростки, все такие доброжелательные, на машине меня подвозили не раз, и вот - такая беда… Неужели правда?..
Я сгребаю сухой мусор – несколько больших куч, но поджечь не решаюсь – ветрено! На сегодня, пожалуй, хватит дел. Закрываю на замки дом, ворота, снова иду к реке. Дорога у нас хорошая, не в пример другим улицам. Люди не бедные живут, все почти на дорогих машинах, так что каждый перед своим участком дорогу укрепил кто мелким гравием, кто крупным, кто шлаком, кто песком. Выхожу к реке - справа, слышу, идёт машина. Пусть пройдёт!
Я отворачиваюсь от дороги, встаю лицом к Ишиму – на противоположном берегу снег лежит, река пополнела, несётся, кипит у ивняка! Льда в помине нет. Почему это раньше льдины плыли несколько дней: ледоход, событие! Весь город собирался на берегу - посмотреть. А теперь лёд опускается на дно, вопреки законам физики, и – никакого праздника!.. (Позже узнаю - вода с Сергеевского водохранилища спускается, и лёд тает под водой). Слышу, сзади остановилась машина, поворачиваюсь: молодой парнишка открывает дверцу иномарки, улыбается:
- Садитесь, а то вверх тяжело подниматься!
- Какие мои годы, ещё и семидесяти нет! – шучу я, и охотно сажусь рядом с водителем. Мы болтаем о том, о сём.
- У вас дача оформлена? А то я помогу, я – техник-землеустроитель! – говорит паренёк.
- А где учат на землеустроителей? И вообще – расскажите о себе, мне интересно! - предлагаю я. Парень представляется – Безруков Максим, работает в Петропавловском земельно-кадастровом филиале Госгидрозема, но мечтает завести своё дело – заводик по производству строительных плит. С девушкой дружит четыре года, собирается женитьс, сейчас ему двадцать три, у него высшее образование. Я седлаю своего любимого конька:
- Вчера был День Космонавтики, скажите, кто такой – Циолковский?
- Не знаю.
- А Вернадский? – мне очень нравится идея этого учёного, что Земля – живое существо. Парень пожимает плечами. - А Чкалов? Вавилов? А столица Украины? Неужели не знаете? Ни одной книги, наверное, не прочитали?
- А зачем мне это? - искренне недоумевает Максим. Может, и правда, ИМ ЭТО не надо? Но ведь он – ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬ! Грамотные, семи пядей во лбу, старики уже не могут, да и не знают, как УСТРОИТЬ ЗЕМЛЮ, а на что тогда надеяться людям, если сейчас пошли такие тёмные, неграмотные, недалёкие ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛИ? Не пойдёт ли ВСЁ прахом?
Ну, я уже приехала. Мы прощаемся, и я обещаю, что напишу сегодня о нём в интернете – в благодарность за его добро, Максим недоверчиво улыбается. Ну вот, я и выполнила своё обещание! Только не знаю, будет ли доволен мой новый знакомый? И захочет ли меня снова подвезти? Но, как говорится, «ради красного словца не пожалеешь и отца»!.. Вот и делай добро людям!..
2018 год.
Добрый день! Прочитала вашу заметку про дачу, про Дмитрия...Его уже в живых нет. Пел у меня в хоре в церкви в 19-м микрорайоне. Хороший, добрый, беззлобный человек. Но случилась трагедия, человечек не справился с трудностями жизни, и оставил за собой право покинуть этот мир. Очень жаль его отца - Ивана Алексеевича, много пережил этот человек...Спасибо вам за заметку, вспомнила Диму.
Свидетельство о публикации №215050800361