Бригада Тополёк

Место для дачных участков, этой вожделенной мечты многих горожан, определили  между двумя защитными лесополосами. От насыпи железной дороги, ведущей на Кузбасс, метрах в пятидесяти шла первая лесополоса. Два крайних ряда составляли огромные тополя вперемежку с кустарником, а также дичками яблонь.
Затем  двадцать метров  было пространство, густо поросшее  мелким кустарником.
 Это пространство поделили на участки шириной пятнадцать, двадцать метров  и распределили их между сотрудниками железной дороги.
Дальше располагалась широкая лесополоса с многочисленными рядами тополей и берёз.
Среди них густо переплелись кусты жёлтой акации и других растений.
 За лесополосой простирались совхозные поля.
Люди радовались земле, но в то же время недоумевали. Такие просторы, столько не паханой земли, а для них не нашлось ничего, кроме этой неудобицы.
Корни тополей и берёз, как мощные насосы выкачивали из земли всю влагу. Земля была серая, как пепел.
Однако  с большим энтузиазмом принялись за дело. Копали землю, вырубая корни, которые пронизывали её во всех направлениях. Повсеместно начали строить дачные домики. Правда, была большая проблема со строительными материалами. Его не так просто было купить. Поэтому стали вырастать домики из списанных железнодорожных вагонов. Их тоже не просто было заиметь.
Один из домиков вырос из вагона, выпущенного в 1913году Новониколаевским обществом вагонов и верфей. Рама у него мощная вся из металла, сбоку торчал  большущий крюк для сцепки с другими. Вагон обещал простоять ещё не один век, потому что в стойки из лиственницы невозможно было забить гвоздь, такими они были твёрдыми.
Так что дачный посёлок  вырастал из чего попало, и строился он не враз. Некоторые строили с десяток лет.
Сразу же стали осваивать землю. Выкорчёвывали кусты, прорубили чащу в лесополосе со стороны поля. Долго пришлось возиться с земляными работами. Вырубали из земли корни, которые простирались от деревьев. Копали траншеи, закладывали в них шифер, надеясь, что корни через него не пройдут.
Но вскоре убедились в том, что в тени от деревьев  ничего расти не будет.
И тогда пришли к единодушному выводу, что с деревьями нужно бороться. На каждом участке  было примерно по сорок тополей и с десяток берёз. В одиночку свалить и убрать дерево  очень не просто. 
Объединились и создали бригаду «Тополёк»
Но деревья охранялись дорожной службой.  Поэтому начинали работать поздно вечером.
Сначала подрубали ствол приговорённого дерева топорами, потом пилили, устанавливая клинья в распилы, чтобы не заклинивало пилу. Когда дерево вот-вот должно было упасть, стояли и ждали, когда мимо по железной дороге будет проходить тяжёлый состав с углём. Грохот заглушал шум падения дерева. Общими усилиями подталкивали его, и оно падало, иногда не в ту сторону, куда его пытались свалить. Хуже всего было, когда сваливалось на соседние деревья  и застревало в вершинах. Тогда с риском для жизни постепенно отпиливали ствол снизу частями, пока оно не падало.
Обрубали ветки, уносили и сваливали их в овраг, затем распиливали ствол на отрезки и уносили  туда же.
Затем зачищали все, листья закапывали. Потом копали в поле землю, привозили тачками и засыпали свежий пень. Хозяйки немедленно формировали клумбу на этом месте и высаживали на ней цветущие растения.
Завершалась работа на рассвете, если всё проходило удачно. Но бывало, что деревья сваливались на линию электропередачи и обрывали провода. Тогда клали рядом большую ветку, создавая видимость, что она обломилась и сама упала.
Утром приходил председатель общества:
 - Ночью слышали, как кто-то валил деревья. Не у вас ли?
- Нет, конечно, у нас всё как было, сами посмотрите!
Председатель не замечал никаких следов порубки, проходил к оврагу и, покачивая головой, смотрел на сброшенные туда стволы и ветки.
 Да и как ему было искать нарушителей, если  он сам тоже избавлялся постепенно от деревьев, затеняющих его участок.

 


Рецензии