Ягоды зла

В проникнутых скукой, унынием, меланхолией «Цветах зла» Бодлер  отражал «обратную сторону» Второй империи с ее  культурой напускного, розовощекого, натуралистичного оптимизма.  А зачем, собственно? Чего Бодлеру не хватало?  Разве было во Франции Наполеона II все так плохо?
Ответ заключается в том, что , наоборот, было хорошо. Может, даже слишком хорошо. Экономика развивалась, внутренняя стабильность, пришедшая на смену бурным революционным 40-м годам, успешная внешняя экспансия, завидное международное положение Франции (такого потом не было), Бодлер, свободно проматывающий родительские деньги… И вдруг «Цветы зла». Казалось бы, его можно просто отнести к декадентскому произведению выродившегося «интеллигента», но они нашли отклик, получили большую известность и в то время, и потом. Значит, задели какую-то струну, «попали в точку». И точка эта та, в которой заканчивается идеальная, гармоничная, «райская жизнь», где она переходит в свою противоположность, в ад. Длительная идиллия утомляет и становится невыносимой, ей на смену приходит, как ее логическое продолжение, зло и ужас.
 11 апреля 2011 года произошел взрыв в минском метро. Террористов быстро нашли. Высказывались самые различные мнения о причинах теракта: обвиняли  оппозицию и западные спецслужбы,  действующую власть, в общем ,  в зависимости от политических предпочтений оценивающего. Не подтвердилось ни то, ни другое. Действовали всего два человека, и они были признаны вменяемыми. Хотя, у главного террориста, непосредственного исполнителя, следствие отмечало явные странности и то, что он находил удовольствия в страданиях людей, и в момент совершения преступления был в состоянии алкогольного опьянения..  Погибло 15 человек, пострадавших было больше сотни. И вновь вопрос: почему это произошло? Стабильность, порядок, чистота, мир и покой, может небольшой, но опять же стабильный, доход…И вдруг такое. Террористы, кстати сказать, совершили еще одно подобное преступление, за несколько лет до взрыва в метро. Это тоже было очень громкое дело, взрыв в Минске на празднике дня Независимости. Тогда их не смогли найти, и тот взрыв считался самым крупным терактом в истории независимой Беларуси. Правда, тогда никто не погиб. И вот в 2011 г. они же превзошли самих себя. Разумеется, тот факт, что они не были найдены сразу, а смогли совершить еще более ужасное преступление, породил массу конспирологических теорий. «Ну разве бы они смогли самостоятельно совершить, сделать бомбу, так долго скрываться» и т.д., «Кто же за ними стоит?» и т.п. Действительно, представлялось странным, как в стране с таким мощным правоохранительным аппаратом не могли задержать двух самопальных диверсантов, действующих самостоятельно.
 Разгадка всей этой истории такая же, как и в случае с Бодлером –тотальная, идеальная (или претендующая быть таковой) среда , пытаясь, вольно или невольно, подавить (причем, не обязательно силовыми методами) человеческую субьектность (т.е. возможность свободного действия), получает в ответ взрыв этой субьектности – в переносном смысле в стихах гениального поэта, или – в прямом смысле – в массовом убийстве, совершенном пьяным недоумком.  Излишек, которому не дают выхода, способен на многое, пробиваясь на поверхность сквозь любые преграды – цензуру и общественное мнение, мораль и спецслужбы. Он многолик: от  сплина художника, видящего вокруг упадок, и надеющегося преодолеть его сугубо ненасильственным путем, своим творчеством (хотя, может и творчество это вид насилия?) до полудурка-взрывателя, обуянного манией собственного величия. От цветов зла – к его ягодам.


Рецензии