У Медного всадника
Приведу один из правдивых рассказов Саянова о незабываемых днях ленинградской блокады.
В ранний утренний час трое шли по городу. Они были тесными нитями связаны с родным городом. Художник, всю жизнь рисовавший Ленинград, нёс под мышкой толстый альбом, писатель, писавший книги о родном городе - тетрадь, а артист, читавший со сцены петербургские повести классиков, шёл, мурлыча стихи.
Вдруг внимание друзей привлекли люди: мимо высокого сугроба они везли в санках покойника. Все шли молча, без слёз. Люди были бледные, исхудавшие, с впалыми глазами, но в них сквозила непоколебимая воля.
Вот прошёл малыш, один, с поленом в руках, крепко прижимая его к груди.
Радиорупоры прокричали начало артобстрела. Зазвенели стёкла, посыпались на мостовую обломки кирпичей, штукатурки. Ленинградцы стали расходиться в укрытия. Привыкшие к артобстрелам, они шли, не торопясь.
Фашисты, эти людоеды двадцатого века, ведут огонь по городу, хотят разрушить
его до основания. Один из документов, который был оглашён позже, на нюрнбергском процессе - "Совершенно секретная директива начальника германского военно - морского штаба за № 1601" - говорит:
- Фюрер решил стереть с лица земли Санкт - Петербург. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после поражения Советской России. Финляндия также заявила, что с её точки зрения существование этого города на ее новой границе нежелательно. Первоначальный запрос флота о том, чтобы доки, порты и т.д., необходимые флоту, были сохранены, известен верховному главнокомандующему военных сил, но основные принципы проведения операции против Санкт - Петербурга не дают возможности удовлетворить этот запрос.
Просчитался Гитлер! Плохо выучил урок истории: забыл, что один француз тоже посягал на свободу и жизнь России, но ...
- Мы удивлялись когда - то, перечитывая в старых книгах описания бесчинств варваров в Афинах, - говорит архитектор. - Но ведь то, что гитлеровцы сейчас делают, обстреливая Ленинград, подлей в тысячу раз. Мы, ленинградцы, никогда не забудем этого преступления.
Друзья шли по городу и с болью в сердце смотрели на разрушенные врагом величайшие архитектурные памятники, вошедшие в русскую культуру.
Артист тихо читал стихи, художник то и дело раскрывал альбом, писатель что - то записывал. Вдруг артист удивлёно спросил:
- Что это? Как - то пусто стало на площади...
- Пусто? - отозвался писатель.
Все трое остановились, а художник протянул мужчинам альбом и показал лист, где был изображён "Медный всадник" и десятки людей, суетившиеся вокруг него.
- В ту ночь засыпАли песком и обкладывали досками "Медного всадника", - говорит художник. - Я проходил мимо, и вот единственная в своём роде зарисовка, которая будет обязательно внесена в будущую историю Ленинграда. В двенадцатом году, когда Наполеон шёл на Россию, "всадника" хотели вывезти вглубь страны. Он связан с историей России.
- Он воспет Пушкиным, - добавил артист. - Теперь я хочу вам признаться: с момента, когда первые самолёты врага налетели на Ленинград, я стал готовить для выступления "Медного всадника",
Артобстрел кончился. Артист читал стихи Поэта и казалось, что написаны они сегодня:
Осада! Приступ! Злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стёкла бьют кормой.
Поэт сказал, что только теперь, в дни блокады, эта поэма Пушкина понимается по - настоящему. В поэме три героя: кумир на бронзовом коне, рядовой петербуржец Евгений и главный герой - город Петроград. И поэма - гимн городу и признание Пушкина любви к нему.
Артист читал:
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром...
...........................
Люблю воинственную живость
Потешных Маршевых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамён победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою...
- В образе наводнения, пытающегося сокрушить город, не узнаём ли мы того, что пришлось пережить сегодня? - говорит писатель. - И разве не кажется совершенно пророчески точным такое описание:
.............так злодей
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!
И грабежом отягощённы,
Боясь погони, утомлённы,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя...
Артист читал стихи уже громко, и прохожие подошли к нему, прислушались и стали шевелить губами, повторяя знакомые с детства строки.
Друзья верили, что придёт день, когда город залечит свои раны, расцветёт флагами и улыбками и будет праздновать Победу.
И сегодня, когда мы с гордостью отмечаем 70-ю годовщину Великой Победы и вспоминаем всех, кто приближал её своим каждодневным подвигом и самой смертью своей, хочется сказать:
ЛЮДИ, БЕРЕГИТЕ МИР НА ЗЕМЛЕ, ЧТОБЫ НИКОГДА НЕ ПОВТОРИЛОСЬ ТО СТРАШНОЕ, ЧТО ПРИШЛОСЬ ПЕРЕЖИТЬ В НЕЗАБЫВАЕМЫЕ СОРОКОВЫЕ!
Свидетельство о публикации №215050800585
Машкевич Эдуард 10.05.2015 22:10 Заявить о нарушении