Глава седьмая. Немного о психосоматизации

X: А правда, что многие, кто регулярно обращаются за помощью к врачам по причине различных заболеваний, нередко нуждаются именно в психологической, а иногда и психиатрической помощи?
СП: Некоторые из нас слышали о психосоматизации и даже готовы признать, что "все болезни от нервов", но немногие готовы обратиться за помощью к соответствующему специалисту. Впрочем, это можно понять. Если у тебя насморк или ангина, то несмотря на то, что в первом случае ты можешь испытывать горькую обиду, а во втором сдерживаемый от уязвленной гордости гнев - лекарства тебе выпишет обычный терапевт. Другое дело, если внутренние проблемы или неспособность переносить внешние привели к появлению непонятного рода симптомов. Сложно догадаться, что та нелокализованная боль, которую ты чувствуешь во всем теле, или общая слабость, которая остается слабостью даже при нормальном давлении - это признак необходимости обращения к психотерапевту.

X: Ипохондрия?
СП: Да, люди годами ищут у себя различные заболевания, порой без надобности вызывая неотложку. Болит живот - у меня язва или камни, поясница - камни или грыжа, невралгии в области сердца - "спасите, я чувствую приближение инфаркта".
И это очень печально. Особенно потому, что есть немало профессиональных психиатров, выученных даже советской школой, которые с заботой и любовью говорят: "вот везут человека на скорой, а глаза у него переполнены такой нечеловеческой болью, что хочется крикнуть: отдайте его нам, это же наш пациент, не ваш. Мы обязательно поможем - все наладится" (цитата).

X: Я слышала, что некоторые специалисты отрицают существование такого заболевания, как вегето-сосудистая дистония.
СП: Здесь все совсем сложно.
Одни настаивают на том, что нет такого заболевания, как ВСД. И что вегетологи - это те же психиатры.
Другие уделяют ему достаточно внимания. Некоторые неврологи и невропатологи оказывают просто неоценимую помощь страдающим, заблаговременно избавляя их от походов к профессиональным психам :).
Но, в любом случае, ВСД напрямую в настоящем времени не лечится. И при болях непонятной причины многие мучаются больше, чем это того заслуживает.

X: В чем основная причина таких проблем? Если отбросить "сосудистую".
СП: Вы знаете, отбрасывать ее не стоит. Однозначную причинно-следственную связь при таких расстройствах установить сложно. Есть уверенность, что любой не согретый любовью человек рано или поздно заболеет, и сама предрасположенность к сосудистым заболеваниям - это признак семейных проблем. Некоторые врачи говорят, что "лечить депрессию" это уже о следствии, а не о причине.
Среди психологических факторов, способствующих изначальной предрасположенности к ВСД, можно указать: недолюбленность, постоянный страх быть непонятым или не принятым, отсутствие места, в котором чувствуешь себя в безопасности, деспотичных или не позволяющих отделиться от себя родителей. Те обиды, которые из-за внутреннего ощущения несправедливости приводят к очень сильному гневу. При этом человек даже не подозревает, что злится. Отрицательные эмоции прячутся в теле, что приводит к вынужденному шантажу посредством болезни: пожалейте меня, ведь мне по-настоящему плохо. Теперь я уже имею право на любовь и понимание, ведь я заболел.

X: Звучит очень печально. Получается семья такого человека не понимает его?
СП: Да. Или недодавала внимания в детстве. Еще печальнее, если такой человек - уже глава собственной семьи. И пришла его очередь встать в родительскую позицию, оставив детскую своим детям. Многие не чувствуют, как их личные травмы становятся проблемами следующего поколения. И начинается хождение по замкнутому кругу. Хорошо, когда цепочка прерывается членом семьи, готовым заняться своим психологическим здоровьем. Это тяжело - да. Но интересно.

X: Но я помню, вы говорили, что не всегда при этом нужна психиатрическая помощь.
СП: Если речь идет о частых простудах и только - это одно.
Если о регулярном вызове скорой из-за страха инфаркта и постоянном невротическом желании привлечь к себе внимание - то желательно обратиться за помощью к соответствующему специалисту.

X: Если человек испытывает постоянное невротическое, как вы сказали, желание привлечь к себе внимание - то речь идет уже не о депрессивной фазе? В депрессии, я слышала, люди уходят в себя настолько, что им не до социума.
СП: Бывает, что человек испытывает повышенную необходимость быть в центре, которую он не может контролировать.
В этом случае главное - это правильный выбор своего дела. Таким людям не только в детстве необходимо направлять энергию в творческое русло или на спортивные достижения, но и во взрослой жизни выбрать соответствующую профессию. Постоянное сдерживание эмоций приводит к болезням: и физическими, и душевными. Если ты эгоцентрик не только из-за недоданной родителями любви, но и по сути, то надо идти "на сцену".

X: Это вы уже о нарциссическом типе личности.
СП: Можно быть прирожденным нарциссом, а можно производить такое впечатление из-за подавления своих потребностей родителями-нарциссами. Сложно это диагностировать, не зная историю семьи. Но у кажущегося есть все шансы на выздоровление и приобретение способности противостоять покушениям на личные границы - в том числе, и со стороны родителя. На понимание, что последний может вести себя неадекватно из-за еще более сложных отношений со своими родителями в своем детстве.

X: А как проявляется "маниакальная" фаза, которая требует терапии?
СП: Повышенная ответственность за происходящее, не покидающее ни на минуту напряжение: если я не справлюсь, значит плохой человек. Планка задирается все выше - сил остается все меньше. Постоянное раздражение вызывают люди, которые ни к чему не стремятся. В результате, между прочим, происходит все то же сосудистое нарушение - симптомы которого либо напоминают гипертонию, либо уже стали ей. И это, если "повезет". Если нет - тот же нервный срыв, при этом гораздо более страшный, чем у людей с классической формой депрессии. Здесь уже и галлюцинации, и постоянное ощущение, что тебя хотят уничтожить, появившееся от бессознательной уверенности, что ты заслуживаешь смерти, раз не справился.

X: Получается психосоматизация у каждого «своя». У кого-то реальная болезнь на фоне психологических проблем, у кого-то психологические проблемы, дающие о себе знать нелокализованной, как вы сказали, болью и похожестью на симптомы определенного заболевания?
СП: Да, простуда и боль во многих частях тела - разные вещи. Когда "болит голова и живот во всех местах", трудно догадаться, что к ним самим это отношения не имеет. Но это тоже болезнь - не менее реальная, а чаще и более мучительная, чем физическая.

X: Представляете, нас услышит человек с язвой, пока не диагностированной, но огромным чувством ответственности. Решит, что у него депрессия, и не пойдет обследоваться.
СП: Согласна. Обследоваться при болях обязательно нужно. У депрессии много признаков. Боль не единственный. Так что если просто болит живот - надо идти к терапевту. Даже если плачете при этом часто. Многие физические проблемы, не только сосудистого характера, по мнению врачей, являются причиной депрессии, а не наоборот. Повторюсь и буду делать это не раз: все очень индивидуально.
Хорошая новость такова: при излечении от депрессивного синдрома любой недуг будет переноситься гораздо легче. Болевой порог увеличить нельзя, так говорят врачи, а вот интервал переносимости - запросто.

X: Все равно, теперь, если у меня начнется насморк, я начну подозревать у себя бог знает что.
СП: Напрасно. Хорошо соматизированная проблема снимется лекарствами или сном в среднем за одну неделю - и человек продолжит жить дальше.
Сезонный уход от переживаний в простуду - всего лишь средство защиты от бо'льшего стресса. Проявление вполне естественного желания отдохнуть. Об этом много думать нежелательно - лучше "отдыхать".
Другими словами, если вы регулярно берете больничный на работе - вам приходится его брать, так нехорошо себя чувствуете - следует задуматься: не поменять ли такую работу. Или если вы заболеваете для того, чтобы быть дома. То есть вам надо быть дома, и единственная уважительная причина - болезнь, которую вам и «подкидывает» ваше тело.
О психосоматизации написано немало книг.
Но ориентироваться исключительно на их содержание не всегда полезно. Многие читатели слишком цинично начинают относиться к людям, появившимся на свет с уже ослабленным иммунитетом.


Рецензии