Свободная воля 2

               

               

 «И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим»
(Ис.33:6)
«А при неведении Бога, как известно, нет спасения»
Мартин Лютер, «О рабстве воли»


Вопросы для размышления
1. Сущность доктрины «Свободной воли».
2. Свободная воля не подтверждается Св. Писанием.
3. Вред доктрины.
4. Каким образом сатана улавливает людей поверить этому учению.

Предварительные замечания

 «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
1Кор.10:12-14
 «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью»
Иак.1:13,14
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!»
 Пс.1:1-2
«… в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен…»
(Тит.1:2)
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»
(Матф.5:6)

Тот, кто толкует о свободной воле человека, противопоставляет себя ни много, ни мало, Богу, ведь Тот обладает ею бесспорно, ибо Писание называет Его Всемогущим и Неизменным (Тит 1:2).
 Пытаясь удалить распри и разногласия по этому вопросу, такой человек, по-видимому, сетует не о них, иначе можно было бы предположить, что он убедился в обратном, ведь свободная воля никогда не попадает в узду:
« От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.»
2Тим.2:23-26
Если же этот человек считает, что вопрос о свободной воле не важен, и не имеет отношения ко Христу, то одна эта мысль нечестива:
« Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание»
Иоан.17:12
Если же он считает этот вопрос важным, то зря старается убедить в ответственности того, кто осуждён на полное бессилие перед лицом грозящей опасности.
«А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их»
Иоан.10:12

Бог – владетель и распорядитель

Насколько я усматриваю, вопрос о свободной воле – это элементарный вопрос о собственности, как ни крути. Сатана стремится к отчуждению в голове верующего понятия собственности как такового (коммунизм), чтобы легче завладеть всем имуществом людским и уничтожить их как носителей образа Божия. Но как это сделать в головах именно верующих, ведь иначе неверующие, т.е. те, над которыми он уже имеет свою власть, никогда не возьмут верх над верующими, за которых поборает Господь? Только запретив верующим мыслить о Боге, как о собственнике Спасения, оставив им лишь мысль о Боге, как о собственнике Творения, хотя первое с неизбежностью вытекает из второго:
«Блажен, кого Ты избрал и приблизил…»(Пс.64:5a). Потом на этом противоречии можно играть, раскалывая общество верующих на тех, кто считает, что мы должны влиять на мир как на собственность Бога, и на тех, кто считает, что влиять на мир безнравственно с точки зрения Богом данной и Богом ревниво охраняемой свободной воле человека. Другими словами, всё идёт к тому, чтобы Бог защищал отчуждённость воли людей от своего непререкаемого авторитета, т.е. как это ни странно, отчуждённость Себя Самого от собственности Своей на радость мятежников, стремящихся эту собственность растерзать, но тщетно: «Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники» (Пс.65:7).  Что ж, многим людям мирским это противоречие нравится и даже многие верующие, которым это не может нравиться по определению, по заблуждению своему воспринимают это некоторым удобством в привлечении людей к Богу (хотя никогда об этом открыто не высказываются): мол, это не мы плохие, что зовём вас к Высшему Авторитету, а это Бог такой хороший, что даёт вам полную свободу поступать и мыслить так или иначе, вплоть до неизбежной погибели. Но неверующий, готовый уверовать, уже не таков, вот в чём загвоздка-то: он уже понимает, что его водят за нос и терпит только потому, что нуждается в дополнительном страхе, чтобы сделать всё, как надо: не забыть покаяться и приобщиться к среде верующих, хотя жестокость учения о свободной воле человека страшит его и выворачивает наизнанку, не обещая ничего доброго: «Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? - благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны.
Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш".
 Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего.
Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали святилище Твое.
Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое»
(Ис.63:15-19)
Правда, ужасно попасть в искушение, т.е. в состояние, когда Бог попускает сатане некоторую власть над нами? Если же мы всегда в состоянии устоять, а именно это и утверждают радетели свободной воли человека, пусть даже они утверждают, что мы волей своей в состоянии управлять как свободной, уцепившись вовремя молитвой за руку Божью; если, как они утверждают, мы всегда имеем под рукой эту помощь Всемогущего и Неизменного, то что они могут сказать в утешение Петру, который на собственном опыте испытал великую и непреодолимую разницу между по истине свободной волей Бога: «Но Он сказал (Христос)…»,- а раз сказал, значит, так и случится (свободная воля) и волей человека (несвободной): «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лук. 22:34b), но Христос ответствовал: «говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лук. 22:34b) Но не хотел же Пётр этого, совсем не хотел (отрекаться уж точно), но если Христос говорит, что случится противное воле Петра, то, получается, что Пётр введён в искушение, исход которого предрешён волей Божией, но не человека Петра, а это такой человек, которого многим в пример поставить можно.
Ну, что скажут апологеты свободной воли, которой, якобы человек обладает? О! я знаю, что они скажут: «Эх, Пётр, ну как же так, Бог дал тебе свободную волю, а ты? Нехорошо, брат! Вот теперь ты будешь у нас отрицательным примером». Легче набирать воду в дырявую бочку, чем спорить с такими людьми: в бочке хоть что-то задержится. Они, дескать, не могут допустить, чтобы человек не нёс ответственности за свои поступки: за что, мол, Богу наказывать людей, если они столь не свободны в своих словах и поступках? – Да, и в словах даже: не смотря на то, что «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Прит.15:28), тем не менее: «Человеку [принадлежат] предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Прит.16:1). Так за что же судить самого человека? Тем не менее, Господь утверждает, что будет судить вселенную: «…Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте» (Пс.9:9). Стало быть ответственность не снимается! И всё, круг замкнулся: пусть отвечает за свои поступки, и чтобы не расслаблялся, верните нам доктрину о его свободной воле, чтоб было за что отвечать. Не могут они понять и доводов разума о том, что человек не Бог, чтобы обладать свободной волей, так как он, а не наоборот, в собственности у Бога, который учит и испытывает его, не искушая, но вводя в искушение, чтобы знал он, что искушает его не Бог, а он искушается собственной похотью(Иак.1:13,14), что Бог научает его различению добра и зла, не могут они понять этих доводов разума, равно как и доводов Писания, что не безответственность его, человека, заключена в словах: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Прит.16:9),- а величайшая из надежд, если вы, по милости Его, алчете и жаждете правды, то вы и насытитесь (Матф.5:6), т.е. воля ваша будет в воле Божьем не только в том смысле, что он вводит в искушение вас и испытывает вас, но и в том смысле, что Он никому не даст искушения сверх сил(1Кор.10:12-14)  и выведет из собрания нечестивых, т.е. даст над этим миром и злым хозяином его победу:   «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!»
 Пс.1:1-2
Видите ли, человек надеется на результат своего труда, но ни в коем случае не должен забывать, что и желание хорошего, и результативность, как и нерезультативность этого труда, целиком и полностью в руках Бога, что является неотъемлемой гарантией того, что не смотря даже на вопиющие временные неудачи, заставляющие, и прежде всего именно избранных, довольно опасно и практически на грани неотвратимости, в избрании своём сомневаться: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр.10:26,27) О! это великое искушение (неизбранные разве чувствуют его?),- итак, то самое, что результат труда целиком и полностью в руках Бога, является это, повторяю, неотъемлемой гарантией того, что Бог доведёт нас, избранных, до Вечного Царства Своего и блаженство Вечной Жизни, которое мы чувствуем здесь сквозь жажду и духовной нищеты голод, оправдает себя.
Итак, рассудим по справедливости:
Если человек обладает свободной волей, то ему достаточно с определённым напряжением пожелать, чтобы это исполнилось после надлежащего труда, но это либо не исполняется вообще, или не исполняется с надлежащей точностью. Следовательно, свободной воли у человека нет, лишь свобода действий в рамках внешних и внутренних обстоятельств, которые накладывает Бог, который всегда достигает Своего; более того, Он и только Он один обладает свободной волей: скажет и сделает, пожелает и достигнет.
Более того, человеку с необходимостью нужна свободная воля Бога, чтобы достичь желаемого спасения, которое Бог обещал избранным его, иначе будет сомнение, с Богом ли вообще имеет дело человек, будет ли на самом деле обещание выполненным.
Что касается неизбранных, то никакой отговорки у них нет: игнорируя очевидное: вечную силу и Божество Творца, которые они усматривают из Творения,- они подавляют истину Божию ложью, отметая Вечное ради временного греховного наслаждения, для чего им постоянно необходимо противопоставлять свою волю воле Создателя, что собственно и свидетельствует в пользу неизбранности и того, что обещание вечного спасения на них не действует. Что касается избранных, им, впадая в искушения, приходится сомневаться не в избранности как таковой, а в том, что они сами избраны и это сомнение является для них наитягчайшим искушением, так как только признанием личной избранности Богом они в состоянии явить веру и преодолеть как это искушение, так и любое другое, в которое Бог их по Своей исключительно воле вводит, так как Он по Своей только воле отвечает на просьбы вечного противника их сатаны искусить нас так и этак: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лук.22:31-33)

Что касается кажущейся несправедливости Бога, что Он одних избирает, хотя они не более достойны, чем все остальные, ведь зачастую и избранные Божии в начале жизненного пути ничем видимым образом от остальных грешников не отличаются, так как сами изначально, как и все люди, рожденные в этот мир от грешной плоти, являются грешниками и находятся под осуждением, так вот, что касается кажущейся этой несправедливости, то, как мы уже сказали, это элементарный вопрос собственности: «…разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Матф.20:15)
«Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?"
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?» (Рим.9:18-21) 
Более того, даже неизбранные проявили бы к Нему чёрную неблагодарность, если бы проигнорировали Его долготерпение к сосудам гнева, ведь у них нет ничего, кроме этой земной жизни, которую Господь может прервать в любое мгновение, и кто Ему помешает?: «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?»
(Рим.9:22-24)
По долготерпению, явленному к сосудам гнева, можно судить ещё и о богатстве славы Своей над сосудами милосердия не только потому, что они по Благодати Его избежали того же гнева, но и что Бог сподобил их быть по благодати Своей солью сего разлагающегося и смердящего в похотях и глупостях своих мира сего. Собственно, ослабление силы этой соли и погружение мира верующих во вражду, а мира остального в ещё больший мрак – цель сатаны, и главное орудие его – обман: «…будете как боги, знающие добро и зло»  (Бытие 3: 5b), чтобы извратить собственность Бога - для чего он и внушает избранным Божиим пагубные мысли о свободной воле, чтобы подорвать в их сознании ясную мысль, чьей истинной собственностью они являются: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан.10:1-11)

Слава Всевышнему во веки веков, Аминь.

 
 


Рецензии