Свеча

Она была куплена в Мцхете, в церкви X века - Самтауро в четверг «Страстной недели» - день, в который более двух тысячи лет назад в Иерусалиме Понтий Пилат судил Иисуса Христа.
В церковь и из неё идут со свечами люди.
Свечи разной толщины. Самые тонкие – толщиной с гвоздь - «сотку».
Продаются снаружи и внутри церкви. Те, что продаются внутри, более жёлтые. Мой спутник посоветовал покупать внутри – так и доход идёт непосредственно церкви, и свечи более качественные. 
Сам он купил тоненькие. Походил, походил и, перекрестившись, зажёг и поставил в чашу с песочком под чьим-то ликом.
Я купил намного боле толстую свечу, которую мне, как и другим, завернули в вощёную бумагу. Но молиться и зажигать не стал, а бродил, демонстрируя причастность.
Это восковые свечи, о которых я читал, но никогда не видел. Когда их во множестве зажигают, в церкви не задыхаешься от канцерогенов, как при горении парафиновых.
На ощупь свеча напоминают мне кожу следящей за собой, чистой, ухоженной, ароматной, зовущей женщины и вызывают желание не выпускать её из рук.               
Выйдя из Самтауро, мы направились в овеянный великой историей и легендами собор Светицховели, который находится в другой стороне Мцхеты. 
Нас там ожидал не один сюрприз.
В соборе молился сам патриарх Грузии и, протолкавшись через множество людей, мы увидели, что подворье забито паломниками. Для того, чтобы они могли видеть происходящее и слышать службу, внутри стояли камеры телевидения, передававшие всё не только на большие экраны, вывешенные снаружи, но и на всю страну, а также на зарубежные телестудии.
Но не зря мой спутник был профессором истории, археологом и обладал многими другими, необходимыми в критических ситуациях, качествами.
Мы оказались внутри!

Правда, пришлось скрываться за всеми, чтобы не выделяться среди голубых, белых и красных одежд, приближённых патриарха. В белых одеждах был хор подростков со своим дирижёром, в голубых – хор юношей и молодых людей со своим дирижёром, а в красных, разной расцветки, – шесть, насколько можно было видеть из нашего укрытия, охранники. Стояли они по обе стороны красной ковровой дорожки с широкими белыми «лампасами». Эта дорожка была разложена по приставным ступеням, которые вели к раскрытой двери в меньший зал, где можно было видеть приближённых патриарха в красно-белых одеяниях.
Мы вжимались в стены и пытались почувствовать атмосферу.
Незнакомый мне язык молитвы и их тональности, не должны были бы мешать, но что-то не давало слиться с праздничной атмосферой и легендарностью этого места.
С одной стороны, её что-то освещало, а с другой – что-то мрачное нависало над всеми в соборе.

Вдруг, взгляд мой упал на противоположную стену, беспощадно освещённую телевизионными фонарями, и там, на фреске, под левой рукой распятого Христа, над крепостными стенами, изображёнными на ней, я увидел человеческое лицо, выглядывающее из сегмента с лучами.
Из X - XI века подавался сигнал о наблюдателях, следящих за происходящим на Земле.
Возможно, так Извнеглядящие хотели объявить людям тех времён о своём присутствии!
У меня захватило дух, душа воспарила и, возрадовавшись тому, что мы не одни в этом мире, была готова оставаться в таком состоянии вечно.
 
Но что-то, внутри собора мешало. 
Там были те, кто, спрятавшись за показной религиозностью и, поэтому, требуя к себе особых условий и уважения, придерживались самых худших правил этого мира.
Они не могли принадлежать лучшей части человечества и оскверняли своим присутствием не только место, но и, видимо, никогда не прекращавшиеся попытки Буйной Волны наладить контакт. 


Выбравшись из собора, побродили среди празднующих людей, поговорили между собой о вере и верующих и, оказалось, что наши впечатления об их истинности совпадают.
Мой спутник признался, что истинно верующих всего 10%, а все остальные поддерживают в окружающих какой-то ореол личной причастности к общему делу. Поскольку многие знают друг друга, то причастность к клану, роду, религии... помогает, после совсем недавних и многолетних разборок, когда страдали все, укрепиться духовно чтобы строить нормальную жизнь в ненормальных условиях.

……………………………………………………………………………………
Когда мы вернулись к нашему жилищу, я почувствовал, что купленная свеча, которую я весь день держал в руках, потребовала меня к себе и начал осматривать её.
Тактильные ощущения не изменились.
Свеча, как свеча!
Ну, из воска, ну экологически чистая при сгорании.
При сгорании!
А что будет, если я её, восковую, впервые для себя, зажгу?

………………………………………………………………………………………
Когда - то, десятки тысяч лет назад, когда ледники начали отступать на север, затосковавшая земля начала зеленеть и к ней, из тёплой Африки, потянулись травоядные животные, за которыми шли древние охотники.
Вначале они шли узким перешейком между морем и горами, но это было недолго, и они вышли на широкое нагорье.
По ночам они зажигали костры, на которых, как могли, готовили себе пищу. Этим огнём отгоняли собственные страхи, злых духов и приблизившихся хищников, грелись, лёжа на спине смотрели на звезды, сеявшие в душе смутные чувства, постепенно развившиеся как надежды, и первые абстрактные мысли, возникавшие, когда они глядели на огонь, который вёл себя совершенно непредсказуемо, как живой.

В одном из мест нагорья, на котором они расположились у асфальтовых луж, от зажжённых костров, над этими лужами, начали вспыхивать огромные факелы, пугая и вызывая благоговейный ужас.
Ужас выгонял их из этих мест и они, бежали. Кто сломя голову в разные стороны, кто назад, вспоминая, что там земля не горела.
Имея в активе опыт страха, ужаса, понятия о злых духах, надежду, которая была слабо развита и зачатки абстрактного мышления, первобытные люди из Африки начали заселение планеты.
………………………………………………………………………………….

В полной темноте я черкнул спичкой зажёг свечу, поставил её вертикально в банку с песком, и погрузился в созерцание огня.
Теория огня мне была знакома, температуры в разных частях пламени тоже.
Я как человеческое существо мог существовать в узком температурном диапазоне, и вполне осознавал, что любой огонь, при непосредственном контакте, мог представлять для меня опасность.
Поэтому собирался лишь созерцать горящую свечу.
Уселся удобно, чтобы ничего не мешало моему занятию и на расстоянии, при котором моё дыхание не мешало бы пламени.
Свеча горела ровно и тихо, пламя у фитиля и по краям было голубоватым, а в самом верху почти не светилось, хотя, раскуривая сигары, я всегда использовал именно её - верхнюю часть зажжённого огня, потому что там была самая высокая температура.

Я безмятежно смотрел на крошечное пламя, освещавшее небольшой круг, на самой грани которого нашёл себе место.
Постепенно внутренний взор мой начал проникать вглубь пламени и перед моим околдованным взором начали появляться странные видения.
Я видел, как струи энергии, соразмерные с температурой пламени откуда-то струятся к нему, увеличивая его поверхность, но не расширяя круг освещения, на пределе которого я устроился.
Энергии имели положительный заряд, увеличивающий мою уверенность в том, что этот мир может стать лучше, добрее и вселявших надежду на то, что это будет продолжаться.

Спать мне не хотелось, а хотелось убедиться, что это не сон и понять, что это за энергии, откуда идут и что является их источником.
Но ответ я мог получить лишь на часть вопросов, потому что струи рассказы -вали о последнем испытателе, единственном, который пытался напрямую контактировать с ними и которому это удалось.
Были попытки и более ранние, но именно ему, последнему, ценой невероят -ных страданий, посчастливилось передать источникам этих энергетических струй понятие о том, каков уровень выживаемости человеческих существ. И сегодня я пользовался результатами его договорённости.
Он – этот испытатель, занимался своей областью, а я и, наверняка многие другие, составляли группу поддержки тем чувствам и мыслям, которые позволяли достойно противиться силам Зла, оставлявшим свои грязные, смердящие отпечатки на поверхности Земли.

Внутри этого, освещённого восковой свечой круга, было то, что звало и манило, признавая мою тождественность и вызывая тёплые надежды.
Снаружи – то, что пугало и отталкивало и, без поддержки извне, должно было бы остаться с самим собой наедине, пожирая всё вокруг до полного выхода из списков Жизни.
Я находился на границе!


Рецензии
Интересно, что свечу Ваш герой зажёг не Богу, а себе. И что в Храме чувствовал вместо нисходящих потоков Духа те энергии, которых полно повсюду. Отвлекался, одним словом.
Нотка чувственности при осязании свечи очень ярко характеризует героя.
Красиво. Со смыслом. Объёмно и убедительно. Всегда так пишите.

Ирина Ринц   09.05.2015 11:00     Заявить о нарушении
..."А что будет, если я её, восковую, впервые для себя, зажгу?"...

Зажгу не для себя, а впервые для себя, зажгу.

"...Поэтому собирался лишь созерцать горящую свечу.
Уселся удобно, чтобы ничего не мешало моему занятию и на расстоянии, при котором моё дыхание не мешало бы пламени."...

Когда Вы в последний раз видели огонь ночью, в тишине и одиночестве?

..."У меня захватило дух, душа воспарила и, возрадовавшись тому, что мы не одни в этом мире, была готова оставаться в таком состоянии вечно.
Но что-то, внутри собора мешало."...

Мой герой признаёт право на существование светлого, не признаёт права Зла на существование, вынужден мириться с этим, но не желает их смешения!

Пытаясь развить свою мысль и понимая, что она не усвояема и отрицаема в пользу существующего, я и провозгласил тезис о двухстах годах.
Что толку писать "Красиво. Со смыслом. Объёмно и убедительно."...?

Кого убеждать и в чём?

Я не тороплюсь!

Иосиф Лиарзи -3   09.05.2015 12:45   Заявить о нарушении
Я часто зажигаю свечу перед иконами, что стоят у меня на письменном столе. И не моргая, гляжу на неё. Это очищает ощутимо. Особенно, если вокруг витает чья-то неразумная агрессия и раздражение.
И свеча всегда восковая - она мёдом пахнет. И когда её задуешь в комнате долго остаётся чудесный аромат. Даже если окно открыто, он не сразу выветривается.
Божественное присутствие в храме ощущается очень сильно. Особенно во время общей молитвы. Когда не люди только участвуют в Богослужении. Но согласна, что когда служит патриарх или кто-то ещё из высоких иерархов в храм набивается огромное количество тех, кто желает быть поближе к власти - неважно какой - и просто бесноватых. В обычном приходском храме даже в дни больших праздников такого не бывает - теснота не мешает молитвенному настроению, не перебивает его. Поскольку несознательные старушки и робкие "посетители", которые пришли просто свечку поставить не излучают настоящего ЗЛА. Их присутствие для смирения очень даже хорошо.
Так вот. Герой Ваш - сам-то чист? Абсолютно свободен от всякого зла?
Чувственность, я так понимаю, в Вашей интерпретации, благо.
Знаете, был такой богослов в начале ХХ века - М. Тареев. Он считал, что Евангелию нет дела до плотской жизни: ест человек или воздерживается - это не делает его святым. Но плоть должна быть преображена. Материя должна быть трансформирована. К сожалению, излучения чувственности не способствуют этому. Это печальная реальность. Было бы здорово, если бы это было не так. Чтобы всякие лжеаскеты не подменяли духовное делание бездумным умерщвлением плоти.
Кстати, в браке эти энергии, можно сказать, аннигилируются. Не зря брак в православном понимании свят. И не зря апостольские правила велят отлучать от Церкви тех, кто гнушается брака, мяса и вина.
Красиво писать следует из любви к Красоте, Благу и Гармонии. Чтобы тот, кто читает, ощущал бы эти вибрации, запоминал бы их, а потом к ним возвращался.
А убеждать никого ни в чём и не надо. И торопиться тоже.

Ирина Ринц   09.05.2015 14:17   Заявить о нарушении
«Я часто зажигаю свечу перед иконами, что стоят у меня на письменном столе. И не моргая, гляжу на неё. Это очищает ощутимо. Особенно, если вокруг витает чья-то неразумная агрессия и раздражение.»…

В последние годы появились рисунки, состоящие, казалось бы, из бессмысленного набора точек.
Пока смотришь на это обычным взглядом, ничего не видишь, но, продолжая всматриваться, через некоторое время меняется глубина зрения, начинаешь видеть внутренним взором и открывается замысел художника.
Печально то, что люди ограничивают себя, не желая напрячься, чтобы увидеть сокрытое.
… «И свеча всегда восковая - она мёдом пахнет. И когда её задуешь в комнате долго остаётся чудесный аромат. Даже если окно открыто, он не сразу выветривается.»…

Согласен.
… «Божественное присутствие в храме ощущается очень сильно. Особенно во время общей молитвы. Когда не люди только участвуют в Богослужении.»…
Во время общей молитвы создаётся эффект причастности и медитации.
… «Но согласна, что когда служит патриарх или кто-то ещё из высоких иерархов в храм набивается огромное количество тех, кто желает быть поближе к власти - неважно какой - и просто бесноватых.»…

Описан молебен без присутствия посторонних внутри (кроме двух наблюдателей).
Посторонние были вне собора.

… «В обычном приходском храме даже в дни больших праздников такого не бывает - теснота не мешает молитвенному настроению, не перебивает его. Поскольку несознательные старушки и робкие "посетители", которые пришли просто свечку поставить не излучают настоящего ЗЛА. Их присутствие для смирения очень даже хорошо.»…

Вы сказали!

… «Так вот. Герой Ваш - сам-то чист? Абсолютно свободен от всякого зла?»…

Нет, раз воспользовался непрямым способом проникновения!

… «Чувственность, я так понимаю, в Вашей интерпретации, благо.»…

Я этого никогда не порицал.

… «Знаете, был такой богослов в начале ХХ века - М. Тареев. Он считал, что Евангелию нет дела до плотской жизни: ест человек или воздерживается - это не делает его святым.»…

Согласен.

… «Но плоть должна быть преображена. Материя должна быть трансформирована.»…

Слово – не воробей!
Так он сказал!

… «К сожалению, излучения чувственности не способствуют этому. Это печальная реальность. Было бы здорово, если бы это было не так.»…

Свет не только в окне!
Посмотрите сколько его за ним и не бойтесь выйти из привычных рамок.

… «Чтобы всякие лжеаскеты не подменяли духовное делание бездумным умерщвлением плоти.»…
Ну, где взять время на всех притворщиков!
Кто-то же должен делом заниматься!
… «Кстати, в браке эти энергии, можно сказать, аннигилируются.»…

И поскрёб «репу»!
… «Не зря брак в православном понимании свят.»…
И не только в православном!

… «И не зря апостольские правила велят отлучать от Церкви тех, кто гнушается брака, мяса и вина.»…

А я-то думал откуда это поверие: «не пьёшь, значит скрываешь…».
… «Красиво писать следует из любви к Красоте, Благу и Гармонии. Чтобы тот, кто читает, ощущал бы эти вибрации, запоминал бы их, а потом к ним возвращался.»…
Согласен, но не стоит маскировать этим пути к свету за окном!
… «А убеждать никого ни в чём и не надо. И торопиться тоже.»…
Согласен!

Иосиф Лиарзи -3   09.05.2015 17:42   Заявить о нарушении
Эффект? Иосиф, Иосиф... Этот "эффект" можно не только ощущать, но и видеть - тому, кто "видит".
А что, интересно, Вы чувствуете в Иерусалимском Храме? Там, где даже воздух поделен между разными конфессиями, и грек спокойно может не пустить русского приложиться к святыням в "своей" части кувуклии?
А "рамки" бывают разные. Бывают придуманные- от глупости, страха и нелюбви к людям. А есть совершенно объективно существующие. Реальные. Которые игнорировать, значит, обманывать себя.

Ирина Ринц   09.05.2015 17:55   Заявить о нарушении
«Эффект? Иосиф, Иосиф... Этот "эффект" можно не только ощущать, но и видеть - тому, кто "видит".»…

О каком эффекте речь идёт?

… «А что, интересно, Вы чувствуете в Иерусалимском Храме? Там, где даже воздух поделен между разными конфессиями, и грек спокойно может не пустить русского приложиться к святыням в "своей" части кувуклии?»…
На этот вопрос позвольте мне не отвечать, потому что единажды присутствовал в Вифлееме на подобном эксцессе и понял, что искать нужно нечто, намного большее.
… «А "рамки" бывают разные. Бывают придуманные- от глупости, страха и нелюбви к людям.»…
Жирную двойку я уже от Вас получил и думаю, что мне с ней уютней, чем с теми, которых я видеть не хочу.
… «А есть совершенно объективно существующие. Реальные. Которые игнорировать, значит, обманывать себя.»…
Клетки мне не подходят!
Кому нравится – на здоровье!
ХТО Я ТАКОЙ, ЧТОБЫ КОМУ-ТО ЧЕГО-ТО?

Иосиф Лиарзи -3   09.05.2015 20:17   Заявить о нарушении
Иосиф, Вы же состоите из клеток! Или... ах, простите - Вы гуманоид, мой друг!

Ирина Ринц   09.05.2015 20:29   Заявить о нарушении
Двойка Вам за то, что Вы отказываетесь понимать, что человек - это не "я", человек - это "мы". Поэтому, пока все не достигнут должного духовного результата, и своими результатами Вы не сможете в должной мере насладиться.

Ирина Ринц   09.05.2015 20:49   Заявить о нарушении
«Иосиф, Вы же состоите из клеток!»…

Но не намерен в них сидеть, в решётках!

«Поэтому, пока все не достигнут должного духовного результата, и своими результатами Вы не сможете в должной мере насладиться.»…
Наслаждаться можно вживив электродик в «мозговню» и, сидя в «картофельном ряду», подавать на него кнопочкой сигнал!

Результаты я передаю, если есть кому, и пытаюсь приталкиваться дальше!

Все не могут быть в световом кругу восковой свечи!

Жирную двойку принял как чёрную метку!

Читайте «За миллиард лет до конца света» Стругацких.

Иосиф Лиарзи -3   09.05.2015 22:17   Заявить о нарушении
"Чёрную метку"?
Иосиф, Вы либо романтик, либо собираетесь исчезнуть и пытаетесь поссориться, готовя пути к отступлению.

Ирина Ринц   09.05.2015 22:51   Заявить о нарушении
Ссориться не собираюсь!
Исчезать тоже!
Возможно, опечалившись непониманием, отойду чуть в сторону, чтобы заняться накопившимися делами.

Романтик ли я?
Да, но очень битый!

Иосиф Лиарзи -3   10.05.2015 06:58   Заявить о нарушении
Ну что Вы, Иосиф! Кто же Вас понимает, если не я? Только понимание не гарантирует абсолютное согласие. Поэтому я не обижаюсь на то, что Вы отвергаете один из главных тезисов моей концепции.
И к исчезновениям Вашим я давно уже привыкла и никогда не связывала их с охлаждением наших отношений.
Вы мне ничего не должны - как вменяемый человек, я очень хорошо это понимаю.

Ирина Ринц   10.05.2015 08:04   Заявить о нарушении
«Ну что Вы, Иосиф! Кто же Вас понимает, если не я?»…

Ирина, тешу себя надеждой, что в ближайшие 200 лет найдётся ещё 5-6 человек.

… «Только понимание не гарантирует абсолютное согласие.»…

Поэтому готов ждать!

… «Поэтому я не обижаюсь на то, что Вы отвергаете один из главных тезисов моей концепции.»…

Я не отвергаю, но вижу её, как частный случай, ещё не родившейся, моей.

… «И к исчезновениям Вашим я давно уже привыкла и никогда не связывала их с охлаждением наших отношений.»…

Я осторожничаю, потому что в детстве прочёл у Фенимора Купера фразу: «Внезапная дружба кончается долгой враждой!».
И не раз в этом убеждался!
Поэтому стараюсь сберечь появившуюся переписку с Вами, а с ней и зарождающиеся отношения!

Иосиф Лиарзи -3   10.05.2015 10:35   Заявить о нарушении
Иосиф, Вы так верно всё говорите! Я растрогана - пишу это безо всякой насмешки. Прямо сердце размягчилось от такого доброжелательного отношения.
Не будем упускать друг друга из виду. Хотя Вы считаете мою концепцию частным случаем своей, а я - Вашу - одним из аспектов моей.
Надеюсь, у нас всё получится.

Ирина Ринц   10.05.2015 11:16   Заявить о нарушении
Договорились!

Иосиф Лиарзи -3   10.05.2015 12:39   Заявить о нарушении