Его Победы

 
Разные обстоятельства и жизненные дороги сводили меня с теми, чью  юность обагрила война, кому выпала страшная и великая миссия – остановить эпидемию «коричневой чумы».
В Великую Отечественную воевали мой отец и отчим, участниками войны были учителя и преподаватели,  позже – коллеги. Более десяти лет я – член Таганрогского городского совета ветеранов.
Это обстоятельство многократно расширило круг общения с  участниками войны и трудового фронта. Судьбы многих защитников Отечества стали содержанием моих  очерковых зарисовок.
Беседы, общение с ними, живущими интересами ветеранских организаций, проблемами города и страны,  позволили сделать некоторые наблюдения.
Притом, что характер каждого из них самобытен, благодаря родовым чертам,  неповторимым узорам собственных судеб, всё же в нём неизменно присутствует общее: активная жизненная позиция, ответственность при исполнении долга, обострённое чувство причастности и справедливости, готовность прийти на помощь и неколебимая убеждённость.
Вот и у майора Военно-Воздушных Сил РФ в отставке, участника Финской и  Великой Отечественной войн Евгения Васильевича Братцева эти черты проявляются ярко, не зависимо от обстоятельств.
В Таганроге он известен  как агитатор за здоровый образ жизни, лектор общества «Знание», которому отдал двадцать пять лет. Я знаю Евгения Васильевича, можно сказать, с детства.
Родился Евгений Братцев в деревне Заболотной, Клинского района, Московской области в многодетной семье. Название деревеньке из тридцати шести домов дано не случайно, в соответствии с местностью. Ближайшая  школа находилась  за пять километров, но эта «пустяковая» трудность преодолевалась Женей без особого труда, потому что там каждый день его ждал праздник – занятие  в драматическом кружке.
- Жена директора нашей школы была актриса, - рассказывал Евгений Васильевич, - и школа у нас стала, можно сказать школой искусств. Репертуар кружка был серьёзный, в постановках участвовали и родители. Ставили «Недоросля», где я играл Митрофанушку, и, даже, - «Каменного гостя», тут мне досталась роль слуги Дон Жуана. Со второго класса я пристрастился и к чтению. Учился хорошо, а после окончания семилетки остался в деревне. Сначала работал в колхозе, позже – техническим секретарём в сельсовете: грамотных людей в деревне оставалось мало. Но была у меня мечта, ради которой  в тысяча девятьсот тридцать восьмом году я переехал в Москву, где уже обустроились мои братья...
Лично меня к знакомству с Евгением Васильевичем привели семейные обстоятельства. В тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году к майским праздникам мама получила ордер на комнату в квартире нового дома в Спартаковском переулке,  осенью я начала учёбу в четвёртом классе школы №2 им. А.П. Чехова.
В числе новых школьных друзей оказался и Серёжа Братцев, с которым у меня сложились добрые отношения.
Старший Братцев как требовательный и заботливый отец, стал наставником класса, председателем родительского комитета. Особенно он старался уделить внимание тем ребятам, у которых не было отцов, зато  проблемы с поведением или учёбой могли сломать судьбу. О помощи очень часто его просили вдовы, матери-одиночки и учителя. За выполнение старшим Братцевым чужих отцовских обязанностей, младший натерпелся от однокашников.
В то время такого замечательного общенародного праздника – Дня Победы не было. Не спускались «сверху»  в школы рекомендации о проведении обязательных мероприятий, воспитывающих на героизме солдат – всё и так ещё остро и больно.
А Евгений Васильевич и  без  «руководящих» указаний рассказывал нам  о военных эпизодах, о боевых товарищах, о себе. И примеры его были так убедительны, что и нерадивому ученику хотелось всё начать с чистого листа.
- В Москву я приехал с одной целью: стать лётчиком, - откровенно признавался он нам, - но в детстве  получил серьёзную травму, из-за которой можно было проститься с этой мечтой. Однако я не раскисал, не терял надежды, посещал все спортивные  кружки и секции в деревне, тренировался и в Москве. Видно, удалось переломить болезнь. И я «накопил» комплект «оборонных» значков: «ГТО» и «Ворошиловский стрелок»,  оба – первой  и второй ступеней, «Парашютист», «ДСО», «ДОВХО». А тут, очень кстати, объявили призыв: «Комсомол – на самолёты!».  В общем, мечта сбылась, меня приняли в аэроклуб…
Курсы Евгений закончил «отличным» пилотом, и тут же добровольцем записался в 10-ый отдельный легко-лыжный батальон, созданный для участия в финской кампании…
- После ранения мягких тканей лица и плеча в войне с финнами я попал в госпиталь, вылечился,  вернулся на Московский завод имени Молотова.
Не утаил мой герой и такого случая своей биографии, который мог надломить  его и обозлить, но вместо этого закалил, выковал волю и целеустремлённость, пунктуальность и ответственность.
- На заводе я как комсомолец выполнял разные поручения. Однажды меня после работы отправили в Царицыно, провести подписку на заём. С заданием я справился успешно, радовался, рассчитывал на похвалу, но домой вернулся под утро, проспал и опоздал на работу. Несмотря на удачную поездку, меня за опоздание исключили из комсомола, направили на два месяца принудительных работ с вычетом пятнадцати процентов из зарплаты. Отбыв наказание, я продолжал работать на заводе до призыва в армию в тысяча девятьсот сороковом году. В это  время открывали школы подготовки младших специалистов для авиации – ШМАС. Меня направили – в  Ульяновскую…
После успешного окончания лётной школы сержант Е.Братцев получил направление в бомбардировочный полк на самолёт У-2, сначала – запасным, потом назначили в звено, а через три месяца он уже командовал звеном. Вскоре ему присвоили звание младшего лейтенанта, восстановили в комсомоле,  как лучшего командира звена назначили знаменосцем полка. А враг уже рвал и топтал нашу землю.
В годы войны полк, где служил Е.Братцев, выполнял особые задания. Здесь его приняли кандидатом в члены партии. В тысяча девятьсот сорок пятом году он с резервным полком был переброшен в Забайкалье, на ИЛ-2 принимал участие в событиях в Маньчжурии.
Война для Евгения Васильевича закончилась на Восточном фронте. Его служение Отечеству в годы войны отмечено боевыми наградами, орденами: Красной Звезды, Отечественной войны второй степени, медалями: «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией».
- В тысяча девятьсот сорок восьмом году я окончил Краснодарскую высшую школу штурманов, служил в Прибалтике. А в декабре тысяча девятьсот пятидесятого года  отбыл в Таганрог на высшие офицерские курсы. После их окончания  назначен заместителем командира по полит части таганрогской эскадрильи. Однажды, уже на реактивном самолёте, полёт пошёл  нестандартно, и у меня случилось кровоизлияние в уши…
Лётчик с большим стажем, сорокалетний отставной капитан Е.В.Братцев включился в общественную работу Таганрога, увлёкся пропагандистской работой, да так и «прикипел» к ней.
- Особенно меня волновали и сейчас тревожат проблемы детского курения и алкоголизма. Хорошего лекционного материала по этим темам  не было, пришлось разрабатывать самому. В школах за эти годы я провел тысяча двести уроков. С циклом лекций выступал по дневному радио города, по 37-му телеканалу. Написал методические пособия для родителей и воспитателей, одобренные специалистами...
В разное время и неоднократно мне самой довелось слушать «в живую» эти разнообразные по тематике лекции, интересные по собранному в них материалу, высоко эмоциональные по характеру его подачи.
Как беззаветно сражался Евгений Васильевич в «сороковые роковые», настойчиво – с алкоголизмом и курением в восьмидесятые, так в штыки принял наступление «лихих» девяностых.
               
- Не выносили мои сердце и душа предательства, забвения прошлых успехов  страны. Неоднократно доказывал свою точку зрения в городском совете ветеранов, в администрации города. Ведь, многое могло и по сей час служить во благо, а оно выброшено на помойку, и больше всего от этого безобразия пострадали дети, молодёжь! – возмущается он. – Настоящее чувство любви к Отечеству невозможно без гордости за достижения страны, без благодарности своим пращурам. Не изменил я своим идеалам, не сжёг партийного билета, как предательски поступили тогдашние руководители страны. А к чему её привели?..
Эта активная гражданская позиция сослужила Евгению Васильевичу не лучшую службу, несмотря на то, что у нас, вроде, провозглашены: гласность, плюрализм,  толерантность.
- Ты, Валентина, скорее всего, не напишешь  об этом. Да ладно, я пойму, но, хоть послушай…
Не знаю, стала бы я писать о злоключениях Евгения Васильевича без этой его оговорки.
- За мои высказывания в девяностые годы меня  оттеснили на задворки жизни города. – Считает Евгений Васильевич. - Долгое время не приглашали, как бывало раньше, для участия в городских праздниках, даже посвящённых Дню Победы, Дню защитника Отечества, отказывали в публикации статей, в предоставлении эфирного времени...  Опасались, вдруг мои высказывания  повредят рейтингу правящей партии.
Действительно, и я тогда обратила внимание на то, что Евгения Васильевича вдруг не стало слышно и видно. Не встречала я его и в красивых рядах ветеранов. Подумав, что он уехал на жительство к сыну, вообще, забыла о нём.
- Конечно, обидно, - признаётся ветеран, - но я и сейчас считаю себя коммунистом, болею за дела в стране. Вот не так давно стал лауреатом областного творческого конкурса, проведённого в честь столетия газеты «Правда».
Известно, как  иногда важно для человека, чтобы была сказана о нём правда. Думаю, к семидесятилетию со дня Победы и нам следует покаянно признать, что  ратный труд и заслуги Евгения Васильевича перед страной, земляками, действительно, замалчивали услужливые менеджеры.
Не отгородился от мира Евгений Васильевич в обиде, продолжил нести знания детям. И двери таганрогских учебных заведений, особенно школ, гостеприимно распахивались перед ним всегда. После переворота девяносто первого года, в соответствии с новыми «демократическими» веяниями,  школу оскопили, лишив её воспитательной функции. Естественно,  возникла острая потребность в таких добровольцах-профессионалах как Е.В.Братцев.
А он и теперь, вопреки годам, молод душой, неравнодушен и продолжает свою просветительскую и патриотическую работу.
 - Встречи с детьми приносят обоюдную пользу, - утверждает ветеран, - я заряжаюсь их энергией, а взамен отдаю свои знания и опыт.  Хочу, чтобы подрастающее поколение не верило извращениям истории Великой Отечественной войны, Второй мировой, росло нравственно и физически здоровым, знало о вреде алкоголя и курения.
 Справедливость своих утверждений он доказывает личным примером. Второго февраля этого года Евгению Васильевичу исполнилось девяносто пять лет, а он  побеждает в творческих конкурсах, даёт интервью, и всё ещё интересен школьникам как свидетель былого, мудрый рассказчик, неравнодушный человек.
Над ним шефствуют учащиеся 24-ой и 37-ой школ. И в этом году к 23 февраля он ещё  встречался с детьми.
- Самые счастливые мгновения моей жизни я испытываю, когда молодые люди, здороваясь при встрече, останавливаются и говорят: «А я вас помню, вы приходили к нам в класс, и, знаете, я, ведь, не курю».
Второго февраля его личный праздник, Победу над возрастом, разделили с ним его дети, актив городской ветеранской организации, соседи, школьники. Поздравление с Днём рождения ветерану вручено и от имени Президента страны.
Гостям Евгений Васильевич подарил книгу, которую написал и выпустил пять лет назад.
- Работаю над второй, хочу служить обществу, сколько смогу.
 Его военные награды дополнили и те, что  получены им за многолетнюю активную общественную деятельность в мирное время.


Рецензии